Тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе
Ирина Лисицкая
Тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе
Сентябрь
Тема: Родной язык.
Занятие №1.
«Калмыцкие сказки». (Казакова, с. 124)
Цель: Закреплять умение передавать в лепке движение фигурок (прыгает, лежит, стоит, несложный сюжет. Воспитывать у детей интерес к животным.
Тема: День города.
Занятие №2.
«Дети весело танцуют». (Казакова, с. 132)
Цель: Создать у детей радостное настроение. Уметь передавать фигурку человека в движении.
Тема: Детский сад.
Занятие №3.
«Вылепи свою любимую игрушку». (Комарова, с. 99)
Цель: Учить детей создавать образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приёмы лепки всей рукой и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Вызывать эстетическое отношение к своим работам, учить их оценивать.
Тема: Я среди людей.
Занятие №4.
«Мы гуляем на участке». (Казакова, с. 115)
Цель: Учить изображать фигурки детей в зимней одежде, соблюдать пропорции, уметь соединять части путём промазывания, сглаживания мест соединения, передавая несложное движение (наклон, поворот туловища). Укреплять фигурки на общем основании.
Октябрь
Тема: Сбор урожая.
Занятие №1.
«Овощи (морковь, свёкла)». (Комарова, с. 86)
Цель: Учить детей передавать основную форму овощей (округлую, удлиненную, характерные отличия (округлой и удлиненной формы, лепить всей рукой и пальцами. Учить сглаживать поверхность. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы.
Тема: Дикие животные.
Занятие №2.
«Кто живёт в осенней степи». (Казакова, с. 102)
Цель: Учить передавать характерные признаки животных, используя приёмы лепки из целого куска. Развивать любознательность, воспитывать у детей интерес к животным.
Тема: Дикие птицы.
Занятие №3.
«Птицы на кормушке». (воробьи, голуби). (Комарова, с. 126)
Цель: Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста.
Тема: Осень.
Занятие №4.
«У медведя во бору грибы, годы беру». (Казакова, с. 85)
Цель: Развивать у детей замысел, воображение, учить лепить из целого куска глины разные по форме грибы, ягоды.
Ноябрь
Тема: Моя страна.
Занятие №1.
«Знакомство со скульптурой малых форм». (Д/В 1987, № 9, с. 17,
1984, № 6, с. 46)
Цель: Учить умению осмысливать художественные признаки скульптуры, применяя способ кругового осмотра. Придумывать образный замысел, сознательно подбирая доступные приёмы передачи выразительности. Развивать умение давать образные названия и собственную оценку произведениям скульптуры.
Тема: Мой дом.
Занятие №2.
«Что было в избушке трёх медведей?» (Казакова, с. 106)
Цель: Учить детей умению дополнять образы сказки новыми предметами, развивать воображение детей, лепить стол, стулья и посуду (создавать разные по размеру предметы).
Тема: Профессии.
Занятие №3.
«Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин». (Т. С. Комарова, с. 88)
Цель: Закреплять умение передавать форму разных овощей (морковь, свёклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять их форму с
геометрической (шар, овоид, находить сходство и различие.
Прививать любовь к профессии продавца. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приёмами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.
Тема: Продукты питания.
Занятие №4.
«Банка варенья для Карлсона». (Комплексные занятия, авт. О. В. Павлова, с. 177) (лепка и декоративное рисование на объемной форме).
Цель: Учить лепить конус разными способами (раскатыванием или вытягиванием из шара).
Декабрь
Тема: Зул.
Занятие №1.
«Борцг».
Цель: Учить детей задумывать содержание своей работы. Намечать её исполнения, способы изображения. Воспитывать творческое отношение к лепке, умение доводить замысел до конца. Учить по-разному, свёртывать колбаску. Прививать любовь к традициям.
Тема: Домашние животные.
Занятие №2.
«Котёнок». (Комарова, с. 106)
Цель: Учить детей создавать образ животного. Закрепить умение создавать фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывания глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение мелких частей путём прижимания и сглаживания мест соединения. Прививать любовь к домашним животным.
Тема: Домашние птицы.
Занятие №3.
«Цыплята гуляют, ищут червячков, клюют зёрнышки». (Коллективная работа) (Казакова, с. 93)
Цель: Учить детей передавать фигурки цыплят в каком-либо несложном положении (вытянули шеи, клюют, пьют воду и т. д.). Использовать приёмы лепки, соединять части, примазывать.
Тема: Новый год.
Занятие №4.
«Наши гости на празднике ёлки». (Комарова, с. 113)
Цель: Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умение лепить человека и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приёмов лепки. Учить передавать образы гостей на новогоднем празднике. Развивать память, воображение.
Январь
Тема: ___
Занятие №1.(—)
Тема: Зима
Занятие №2.
«Зайка». (Комарова, с. 112)
Цель: Закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры.
Тема: Народные игры. Забавы.
Занятие №3.
«Матрёшки». (Казакова, с. 118)
Цель: Вызывать интерес у детей к образу, учить передавать фигурку из целого куска, лепить матрёшки, разные по величине, составлять из них хоровод, использовать дополнительные детали (цветные полоски-юбочки).
Тема: Одежда. Обувь.
Занятие №4.
«Девочка в зимней шубе». (Комарова, с. 108)
Цель: Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции. Использовать усвоенные приёмы соединения частей, сглаживание мест скрепления.
Февраль
Тема: Моё здоровье.
Занятие №1.
«Мы делаем зарядку». (Коллективная работа) (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 179, в гр. №2)
Цель: Учить создавать коллективную сюжетную композицию, анализировать особенности изображения человека в движении, соотносить части по величине и пропорциям; развивать навыки работы с пластилином; воспитывать умение работать в коллективе; прививать желание вести здоровый образ жизни.
Тема: Транспорт.
Занятие №2.
«На чём я полететь хочу». (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 171, в гр. №2)
Цель: Учить передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, их пропорций, скатывать шары и раскатывать жгуты, обрабатывать поверхность пальцами или стекой, добиваясь гладкости; развивать воображение.
Тема: Цаган сар. Масленица.
Занятие №3.
«Борцг, Блины». (Комарова, с. 20)
Цель: Закреплять приём раскатывания глины прямыми, круговыми движениями ладоней. Учить по-разному, свёртывать получившуюся колбаску и сплющивание колобков. Учить рассматривать работы, выделять сходство и различие.
Тема: Наши защитники.
Занятие №4.
«Пограничник с собакой». (Комарова, с. 171)
Цель: Закреплять умения лепить человека и животного, передавать характерные черты образа. Упражнять в применении разнообразных технических приёмов: лепить из целого куска, сглаживать, оттягивать и т. д. продолжать учить устанавливать фигуры на подставке.
Март
Тема: Традиции. Обычаи.
Занятие №1.
«Дети весело танцуют». (Казакова, с. 132)
Цель: Создавать у детей радостное настроение, уметь передавать фигурку человека в движении (танцует).
Тема: Я в мире искусства.
Занятие №2.
«Доску разделочную мамы украшу». (Декоративная лепка). (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 187, в гр. №2)
Цель: Учить раскатывать пластину из глины, вырезать из неё прямоугольник, делать узор стекой; развивать умение составлять узор; поощрять инициативу; воспитывать умение оценивать свою работу.
Тема: Вода. Моря, реки, озёра.
Занятие №3.
«Барельеф – Рыбка». (Казакова, с. 119)
Цель: Учить детей сравнивать разные способы изображения, разными материалами передавать полуобъёмное изображение, использовать стеку для отделки формы.
Тема: Весна.
Занятие №4.
«Что ты хочешь подарить маме в День 8 Марта?» (Казакова, с. 125)
Цель: Воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком, учить использовать полученные умения в различных видах изобразительной деятельности.
Апрель
Тема: Моя Калмыкия.
Занятие №1.
«Животные степей Калмыкии».
Цель: Воспитывать стремление задумывать интересное содержание своей лепки, доводить начатое дело до конца. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки лепки животных. Воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество.
Тема: Планета Земля. Космос.
Занятие №2.
«Летим на ракете». (Казакова, с. 129)
Цель: Воспитывать у детей интерес к космонавтам, развивать воображение, творчество, лепить фигуру ракеты путём раскатывания и вытягивания пластилина.
Тема: Степь. Труд людей в природе.
Занятие №3.
«Лошадка». (Казакова, с. 123)
Цель: Воспитывать у детей интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку лошадки из целого куска, вытягивая и прищипывая мелкие детали, по желанию лепить фигурку человека.
Тема: Растения.
Занятие №4.
«Декоративная пластина – Цветок». (наложение формы на основу)
Цель: Учить детей создавать декоративные пластины из глины (пластилина). Наносить глину (пластилин) ровным слоем на доску или картон, разглаживать, смачивая водой, затем стекой рисовать узор, накладывать глину в соответствии с рисунком.
Май
Тема: День Победы.
Занятие №1.
«Кружка для дедушки». (О. В. Павлова, Комплексные занятия, с. 189, в гр. №2)
Цель: Вызывать у детей интерес к изготовлению подарков папам, дедушкам своими руками; учить лепить посуду конструктивным способом, точно передовая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета; развивать творческое воображение, композиционные умения; воспитывать заботливое отношение к близким людям.
Тема: Моя семья.
Занятие №2.
«Красная шапочка несёт бабушке гостинцы». (Комарова, с. 137)
Цель: Учить детей создавать в лепке образы сказок. Закреплять умение изображать фигуру человека, предавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разных приёмов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценки своих работ и работ других детей.
Тема: Я человек. Я расту.
Занятие №3.
«Мама, папа, я, дружная семья». (Коллективная работа)
Цель: Учить детей передавать в лепке малые формы и большие формы фигур человека. Закреплять умение изображать фигуру человека. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводя начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.
Тема: Насекомые.
Занятие №4.
«Стрекоза». (Казакова, с. 119)
Цель: Учить детей сравнивать разные способы изображения. Передавать полуобъёмное изображение, использовать стеку для отделки формы.