Внимание, память и мышление — это невероятно важные психические процессы, и начать развивать их лучше в раннем возрасте. Хорошая память помогает детям быстро усваивать знания, мышление — правильно воспринимать информацию и сопоставлять факты, внимание — быть избирательным и уметь концентрироваться на самом важном.
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Развивая эти процессы, многие родители, к сожалению, забывают о важности:
- Полноценного сбалансированного питания. Разнообразьте меню ребёнка, включив в него необходимые витамины и микроэлементы для полноценной работы мозга.
- Занятий спортом. Когда ребёнок мало двигается, его кровь недостаточно насыщается кислородом, появляется усталость. Так малыш быстрее утомляется. Если физическая активность противопоказана, просто больше бывайте на свежем воздухе, устраивая вечерние прогулки всей семьёй.
- Здорового сна. Недосып плохо сказывается на мозговой активности и памяти детей. Внимание становится рассеянным, ребёнок — несобранным и вялым.
Помните, что прежде всего надо создать для детей комфортные условия, и только затем приступать к обучению.
Какие ещё моменты нужно учесть, прежде чем начать занятия?
- Занятия должны быть регулярными. Систематичность повторения упражнений — это главный залог успеха.
- Длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Иначе такие игры и упражнения станут скучными, а необходимость их повторять будет вызывать негативные эмоции.
- Не принуждайте ребёнка заниматься, если он этого не хочет. Превратите занятие в увлекательную игру, тогда у малыша всегда будет отличное настроение и желание повторять упражнения вновь и вновь.
- Важно постепенно усложнять тренировки, если вы хотите видеть у детей прогресс. К хорошо знакомым упражнениям не спеша добавляйте новые или усложняйте любимые задания ребёнка.
Существует множество самых разнообразных упражнений и игр на развитие внимания, мышления и памяти детей. Мы подобрали для вас самые интересные и эффективные и распределили их по возрасту. Готовы начать?
Игры и упражнения на развитие внимания
Упражнение «Перепутанные линии»
Возраст: от 3 лет
Суть упражнения — проследить за перепутанной линией от начала до конца. Можно нарисовать такие линии самим, а можно использовать готовые лабиринты. Это упражнение отлично развивает концентрацию внимания и усидчивость.
Игра «Поиск»
Возраст: от 3 лет
Вы показываете ребёнку картинки с предметами, среди которых нужно найти особенный, отличающийся от остальных. Он может быть другого размера, формы или цвета. Постепенно усложняйте задачу: попросите отыскать искомый рисунок, который выделяется только небольшой деталью. Шаг за шагом увеличивайте количество уникальных предметов.
Такие игры очень любят дети всех возрастов. Потренируйте поиск отличий в нашем упражнении.
Помимо развлечения, задания на поиск предметов развивают произвольное внимание, повышают его концентрацию и увеличивает объём.
Игра «Найди лишнее»
Возраст: от 4 лет
Задание простое — вы читаете ребёнку небольшой текст, а он хлопает, если слышит неподходящие, “лишние” слова. Например, сидели на ветке три птички: снегирь, синица и мартышка. Рядом пролетал мальчик Витя. Услышал он, как птички крякают, и остановился, настолько красиво звучало их пение!
Вы можете придумать свои забавные и смешные сюжеты или просто заменить слова в любимых сказках малыша. Игра “Найди лишнее” повышает концентрацию внимания детей и сообразительность, а также улучшает слуховую память.
Игра «Где ошибки?»
Возраст: от 5 лет
Подготовьте заранее картинку, на которой допущены ошибки. Например, на картинке с зимним пейзажем нарисуйте пляжный зонтик, веер и шляпу. Количество ошибок зависит от возраста: для пятилеток достаточно 5-6 штук. Для детей постарше ошибок должно быть больше.
Систематические поиски ошибок делают внимание более устойчивым, повышая его концентрацию.
Игра «Цифры»
Возраст: от 5 лет
Взрослый показывает ребёнку ряд цифр, которые надо запомнить в том же порядке. Например, 1, 2, 3, 5, затем 2, 4, 6, 8, 1 и далее. Чем старше малыш, тем длиннее может быть ряд, но обычно он не превышает 7-8 цифр.
Игра расширяет объём внимания и развивает слуховую память, а также учит анализировать и группировать предметы (цифры).
Игра «Начинаем зарядку!»
Возраст: 4-6 лет
Давайте сделаем зарядку? Но не обычную, а специальную “внимательную”! Ведущий называет части тела и показывает на себе, а дети их повторяют. Затем взрослый начинает путать малышей, называя одно, а показывая другое. Выигрывает тот ребёнок, который ошибся меньше остальных.
Эта весёлая игра развивает произвольное внимание, слуховую память и координацию движений.
Польза
Игры, развивающие память, пользуются наибольшей популярностью. У детей это ведущая деятельность, так что увлечённость не вызывает удивления. Но почему их предпочитают более взрослые и пожилые люди? Просто у них есть неоспоримые преимущества перед теми же пальчиковыми и речевыми гимнастиками, ежедневными упражнениями, логическими задачками и даже приёмами мнемотехники:
- это интересный и увлекательный процесс, заставляющий отвлечься от проблем;
- он снимает усталость и напряжение, совмещая в себе отдых и пользу одновременно;
- их правила обычно просты и могут быть усвоены всеми — детьми, стариками, людьми с ограниченными возможностями;
- соревновательный дух — хорошая мотивация, чтобы сделать всё идеально и добиться нужного результата;
- командные игры — это всегда общение, умение находить контакты с другими людьми, что тоже положительно влияет на развитие мозговой деятельности, а значит и памяти тоже.
Как именно игра способствует развитию памяти?
Правила контролируют поведение участников, не позволяя им выходить за рамки дозволенного, — их надо постоянно держать в голове, одновременно совершая другие действия.
Преодоление препятствий и умение контролировать свои отрицательные эмоции в случае неудачи или проигрыша способствуют развитию тех самых нейронных связей. Они заставляют делать выводы о сделанных ошибках — человек запоминает их, чтобы не совершить в следующий раз.
Игра требует искать пути решения поставленной задачи командно или самостоятельно. Порой в ней стремительно и неожиданно меняются условия, к которым нужно так же быстро приспособиться. Результат — развитие креативности, инициативы, сообразительности, а вместе с ними внимания, мышления и памяти.
Большинство игр требует максимальной концентрации, поэтому их можно использовать для развития памяти и внимания одновременно.
Результат регулярного обращения к игровой деятельности как тренажёру для развития памяти — улучшение умственных способностей и познавательных психических процессов. Это будет проявляться буквально во всех сферах: в быту, когда не придётся в очередной раз стоять в магазине и вспоминать, что же надо было купить; в учёбе, когда с лёгкостью будет запоминаться материал; на работе, где нужно быть всегда оперативным; в отношениях, чтобы элементарно не забыть годовщину свадьбы или день рождения близкого человека.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Математика
Чтение
Окружающий мир
Логика
Английский язык
Анаграммы
Возраст: от 5-6 лет
Анаграммы — это перестановка букв в слове, в результате которой получается новое слово. Например, сон — нос, ракаск — краска. Анаграммы хорошо подходят для детей, уже умеющих читать.
Такие задания повышают концентрацию внимания и скорость мышления, а также развивают зрительную память.
Таблицы Шульте
Возраст: от 5 лет
О таблицах Шульте слышали многие родители. Эти упражнения пользуются большой популярностью, так как повышают концентрацию внимания и в лёгкой игровой форме развивают память. Задача ребёнка проста — найти по порядку числа или буквы, расположенные в таблице случайным образом. Размеры таблицы бывают разные в зависимости от возраста и подготовки малыша (обычно от 3×3 до 16×16).
Упражнение «Слушай и считай»
Возраст: 6-8 лет
Ещё одно отличное упражнение на распределение внимания. Вы читаете предложение, постукивая при этом карандашом или ручкой по столу. Ребёнку нужно запомнить и текст, и количество ваших ударов. Если малыш начинает легко справляться, усложняйте задачу, постепенно увеличивая количество ударов.
Как тренировать зрительную память дошколят?
После проведенного обследования родителям будет несложно оценить уровень зрительного восприятия у дошколенка и подобрать развивающие игры или упражнения для домашних занятий. Главное, они должны помнить об особенностях проведения упражнений для развития ребенка:
- Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно.
- Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами.
- Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком.
- Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.
Игры и упражнения на развитие памяти
Игра Мемори
Возраст: от 3 лет
Это одна из самых известных и любимых детьми игр на развитие памяти. Иначе её называют “Найди пару”. Игра представляет собой набор парных картинок с одинаковыми рисунками: для самых маленьких это обычно 12 карточек (6 пар), для детей постарше количество увеличивается. Суть проста — найти одинаковые пары из общего числа карточек, лежащих рубашкой вверх. Если карточки совпадают, игрок их забирает, нет — возвращает назад.
Существует множество как бумажных мемори, так и онлайн-игр. Айкьюша тоже любит такие упражнения, попробуйте найти пары быстрее него?
Игра «Что исчезло?»
Возраст: от 3 лет
Отличная игра на развитие зрительной памяти и увеличение объёма внимания, не требующая дополнительных материалов.
На минуту положите перед ребёнком 4-5 игрушек или небольших предметов и попросите его отвернуться. Затем уберите один предмет и спросите, что исчезло? Малыш должен назвать, что пропало. Если игра наскучила, разнообразьте её, добавив новый предмет.
Задание нужно постепенно усложнять, увеличивая как общее количество игрушек, так и тех, что добавляем или убираем. Ориентируйтесь на возраст малыша: например, к 6-7 годам ребёнок может с лёгкостью запоминать до 10 предметов.
Подбери узор
Упражнение «Сложи узор»
Возраст: от 4 лет
Сделайте узор или выложите рисунок из простых геометрических фигур (можно вырезать из картона) или деталей конструктора и попросите малыша запомнить его. Затем ребёнку нужно ненадолго отвернуться, а за это время вы меняете расположение одной фигуры или детали. Задача малыша — найти изменения и восстановить узор.
Сначала можно начинать с 3-4 деталей, постепенно увеличивая их количество. Если ребёнок легко справляется, уберите несколько деталей или сразу все, попросив собрать узор заново.
Это упражнение развивает память и воображение, увеличивает объём и концентрацию внимания.
Подбери узор
Игра “Замечалки”
Возраст: от 5 лет.
Попросите малыша закрыть глаза и перечислить всё, что он увидел в комнате, помещении, на улице. Чем больше мелких деталей он вспомнит, тем лучше! Задавайте ребёнку наводящие вопросы, если ему пока трудно ответить. Например, сколько детей играют в песочнице? Длинные или короткие волосы были у кассира в магазине? Сколько чашек стояло на столе?
Игра «Паровозик»
Возраст: 4-7 лет
Это очень весёлая и забавная игра для небольшой группы детей. Суть проста — первый ребёнок называет любой предмет, следующий игрок повторяет слово и называет своё. Третий ребёнок повторяет то, что произнесли первые два, и добавляет сам и так далее.
“Паровозик” помогает увеличивать объём памяти, развивать слуховое восприятие и произвольное внимание. А ещё так можно закреплять материал, например, называя только фрукты, овощи, деревья, цветы.
Особенности памяти у детей дошкольного возраста
Память ребенка нуждается в особом подходе. Особенности восприятия и запоминания информации зависят от возрастного периода.
Дошкольников можно разделить на несколько возрастных групп.
- С 1 года до 2 лет совершенствуется нервная система малыша, а после 2 лет преобладает зрительная память. Возникают первые воспоминания, связанные с визуальными факторами.
- С 2 до 4 лет ребенок работает с механическим запоминанием деталей окружающего мира, повторяя слова и действия вслед за родителями. Также улучшается двигательная память.
- С 4 до 6 лет дошкольник начинает опираться на непроизвольную память, основанную на личных впечатлениях.
Дошкольникам и первоклассникам тяжело направлять силу воли на запоминание. Доминирует непроизвольная память, основанная на новизне. Знания лучше всего воспринимаются ребенком при непосредственном контакте с учителем. Одной из основных задач в этом возрасте является совершенствование произвольной, осознанной памяти.
Образная и эмоциональная память становятся ведущими. Через эти каналы восприятия ребенок будет усваивать азы математики, языков, естественных наук. Полностью полагаться на эмоциональную память нельзя: в стрессовой ситуации дети не смогут воспроизвести полученные знания, потому что сфера чувств будет заторможена.
Педагоги и родители должны понемногу вводить в программу занятий упражнения для развития логической, образной памяти. Именно она свойственна взрослым. Однако о других видах забывать тоже не стоит.