Картотека игр и задач на развитие логического мышления детей 5-7 лет

  1. Зачем дошкольнику решать задачи на логику?
  2. Правила решения логических задач для дошкольников
  3. Логические задачи, задания и игры для дошкольников

    Задание на развитие сообразительности ( для детей в возрасте от 6, 7 лет)

  4. Задания на развитие творческих способностей
  5. Логические задачи — тесты с ответами
  6. Логические задачи «Переправы и маневры»
  • Сборники и учебные пособия на развитие логики у детей дошкольного возраста:
      Занимательные задачи на развитие логического мышления у дошкольников
  • Сборник заданий для оценки уровня логики ребенка перед поступлением в школу (для детей 6-7 лет)
  • Пособие «Логика для детей 5 — 7 лет»
  • Логические задачи для детей в картинках (для детей от 4-5 до 6-7 лет)
  • Главным и важным моментом развития ребенка — дошкольника является формирование его логического мышления (именно для этого и необходимо решать логические задачи!). Благодаря логике можно объяснить 5-6-7 летнему ребенку жизненные явления, обосновать свою точку зрения. Если вовремя развивать умение логически думать и действовать, ребенок обязательно станет здравомыслящим человеком.

    Для достижения этой цели родители и воспитатели используют различные увлекательные и интересные игры, создают игровые ситуации логического характера, что делает занятия и не только интересными, но и очень полезными для маленьких питомцев, так как они направлены на развитие интеллекта и мышления. Такие задания и игры заставят маленький мозг рассуждать, учитывая, прежде всего, логику.

    Все мы знаем, что дети любят размышлять, пытаясь показать, что они взрослые. Да, любой взрослый человек заметит ошибки в рассуждениях, что связано с неточным логическим строением мысли. Ребенок очень часто правильно рассуждает и близок к ответу, но за неимением у него логичности ему трудно объяснить, высказать свою точку зрения. Преодолеть это препятствие ему помогут взрослые, а в этом им пригодятся — логические игры и задачи (задания). Когда малыш, наконец, получит умение логически мыслить, он легко сможет решать простые и сложные задачи, которые будет ставить перед ним жизнь.

    Детям — дошкольникам очень нравятся логические задачи. Им интересно рассуждать и напрягать мозг. Многие дети после прочитанного логического задания сразу дают правильный ответ, но не все могут объяснить ход своих мыслей. Тогда учитель или родитель должен помочь воспитаннику построить цепочку мыслей, используя правильную методику работы над задачами с логической нагрузкой.

    Правила решения логических задач для дошкольников

    1. Уделяйте занятием до 10 минут несколько раз в неделю;

    2. Во время объяснения желательно использовать наглядные материалы (рисунки, схемы, таблицы);

    3. Предоставьте ребенку несколько минут для собственных рассуждений, обязательное коллективное обсуждение, обмен мнениями;

    4. В тетрадь задачи можно не записывать;

    5. Анализируя логическую задачу, необходимо обращать внимание на инициативу и настойчивость учащихся, помочь найти ответ благодаря правильно поставленным вопросам, а также объяснить красивые и оригинальные решения;

    6. Если задание оказалось сложным, желательно подумать дома.

    Ниже приведены задачи на логику, которые постоянно используются педагогами в работе, а главное, дети — дошкольники их охотно решают.

    Четвертый лишний

    Спросите у ребенка, что лишнее, затем попросите обосновать. Например:

    • сарафан, рубаха, сапоги, шуба (сапоги – обувь);
    • капуста, слива, баклажан, свекла (слива – фрукт);
    • свинья, волк, лиса, олень (свинья – домашнее животное);
    • комод, тумба, шкаф, диван (диван – мягкая мебель).

    В данном случае вновь используются более сложные категории, чем на предыдущем этапе, поскольку ребенок должен больше знать про окружающий мир.

    Логические задачи и игры для дошкольников

    Задание на развитие сообразительности ( для детей в возрасте от 6, 7 лет)

    Среди логических игр весомое место занимают игры на развитие смекалки. Они подвижны, интересны, из них можно узнать много нового. Такие игры позволяют ребенку быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, что помогает развивать логику. Игры на смекалку помогают ученику победить, демонстрируя сверстникам, на что они способны. Ленивые детишки, глядя на победу других, должны попытаться проявиться путем проб и ошибок, заставить себя думать. Таким образом, логические игры на развитие смекалки очень полезны для общего развития детей. Примеры таких игр.

    Игра «Вот так я!»

    Дети образуют круг. Ведущий указывает на кого-то из учеников и говорит: «Вот так я!». После этой команды ученик начинает счет и игроки считают один за другим, но ранее ведущий сообщил, что вместо некоторых чисел необходимо говорить «Вот так я!». Такими числами могут быть числа, в записи которых есть цифра 6, или числа, делящиеся на 2, т. д (например: 1, 2, 3, 4, 5, «вот так я», 7, 8 и т. др.). Нужно играть быстро. Если игрок сбился, то покидает игру. Счет начинают сначала. Остаться должен один игрок.

    Задания на развитие творческих способностей

    К сожалению, очень часто родители считают, что невозможно развить у ребенка логическое мышление, так он такие способности должен иметь от рождения. Это ошибочное предположение. К своему малышу следует присматриваться, находить скрытые таланты, с раннего возраста эти таланты развивать. Но чтобы лучше достичь этой цели, необходимо ребенку создать комфорт и хорошую атмосферу.

    Психологи предлагают много игр для развития творческих способностей, в частности раскраски и упражнения с дорисовкой изображений.

    Игра «Дорисуй изображение»

    Понятие логического мышления

    Логическое мышление – физиологический процесс, в результате которого человек приходит к умозаключениям, основываясь на доказательности и рассудительности.

    Существует три вида логических суждений.

    1. Абстрактное суждение. Человек строит домыслы на понятиях и свойствах, которые нельзя ощутить. Они недействительны, находятся в абстракции.
    2. Образное суждение. Человек подключает воображение и представляет себе конкретные образы, которые встречаются в жизни.
    3. Словесное суждение. Люди часто делятся своим мнением с окружающим. В ходе разговора происходит мыслительный анализ, наталкивающий на конкретные выводы.

    Логическое мышление начинает развиваться в раннем возрасте. О стадиях формирования мышления в процессе роста ребенка и пойдет речь далее.

    Задания — тесты (с ответами) для детей от 5 лет

    К логическим задачам также относятся задания — тесты. Эти тесты содержат один правильный ответ.

    Задача 1. В лес пошли Коля, Аня и Настя и нашли 4 грибочка. Сколько бы грибочков нашли дети, если бы ушли только Коля и Анечка?

    а) 0; б) 1; в) 2; г) 3; д) 4. (Правильный ответ.)

    Решение. Количество грибов не зависит от количества детей, которые их нашли.

    Задача 2. У Алисы было 3 ленты. Одна из них разорвалась пополам. Сколько теперь лент у девочки?

    а) 1; б) 3; в) 4; (Правильный ответ.) г) 5.

    Решение. Алиса имеет две целые ленты, а из одной разорванной образовалось две. То есть у девочки стало: 2 + 2 = 4 ленты.

    Задача 3. Костик написал на листе бумаги ОЛЯ МАЛА и подошел к зеркалу. Какую фразу можно увидеть в зеркале?

    а) ОЛЯ малая; б) МАЛАЯ ОЛЯ; в) АЛАМ ЯЛО; (правильный ответ.) г ЯЛО АЛАМ.

    Решение. Поскольку все буквы написанных слов симметричны, то в зеркале они останутся теми же буквами. Но расположены в обратном направлении. То есть образуются два слова, написанные с конца. Поэкспериментируйте с бумагой у зеркала.

    Задача 4. Во дворе игралось 8 детей. Когда мама позвала на обед, то со двора прибежали к столу Марийка, Дима, Сережа, Тимофей, дядя Николай и дед Николай. Сколько детей осталось играть во дворе?

    а) 2; б) 3; в) 5; г) 4. (Правильный ответ.)

    Решение. Среди всех тех, кто прибежал на зов мамы, детьми являются Маша, Дима, Сережа и Тимофей, то есть прибежало четверо детей. Во дворе осталось играть: 8 – 4 = 4 детей.

    Логические задачи «Переправы и маневры»

    Интересными задачами на логику являются логические задачи переправы и маневры. Эти упражнения посвящены трудным ситуациям, связанным с переправами животных или предметов. Необходимо придумать какой-то способ или алгоритм, как это сделать. Обычно их называют маневрами. В задачах на переправы необходимо что-то или кого-то перевезти или поменять местами, соблюдая какие-то правила.

    Задача 1. На левом берегу ручья отдыхают два голодных дракона, на правом берегу ручья сидит беззащитный котенок Вася. Между берегами курсирует на своем баркасе повелитель Драконов, дядя Митя. Оставлять на одном из берегов дракона и котенка без присмотра нельзя, а больше одного животного на баркас не помещается. Как дяде Мите перевезти драконов на правый берег, а котенка на левый?

    Подсказка. Первым делом повелитель Драконов дядя Митя должен взять с собой одного из драконов.

    Решение. Для решения задачи повелителю драконов действительно сначала нужно взять с собой на противоположный берег одного из драконов, но на берегу сидит беззащитный котенок, поэтому, перевезя дракона, Мите придется взять котенка с собой на противоположный берег, на котором еще остался один дракон. Этого дракона, который остался, дядя Митя возьмет с собой и перевезет на правый берег, а котенка оставит на левом берегу. Таким образом, повелитель драконов, дядя Митя, за три заплыва перевезет котенка на левый берег, а драконов на правый.

    Задача 2. Двое путешественников подошли к реке. На берегу реки обнаружилась лодка, способная перевезти лишь одного человека. Тем не менее, они смогли переправиться через реку и продолжить путешествие. Как это могло быть?

    Подсказка. Может, они шли не вместе?

    Решение. Это возможно, если они подошли к реке с разных берегов. Тогда первый переправился на берег второго, а второй на берег первого.

    Задача 3. Самое простое упражнение на маневры — расположите три шарика в обратном направлении. Можно менять только два соседних.

    Решение очень простое-изменить шарики поочередно до держания желаемого.

    Предложенные задачи на логику являются хорошим средством для развития математического мышления и повышения активность мысли. При постоянном использовании таких можно получить высокие положительные результаты по развитию логического мышления.

    Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста

    Валентина Рожкова

    Логические задачи для детей старшего дошкольного возраста

    Сентябрь. 1 год обучения.

    1-я неделя:- Подумай и реши: Кто быстрее доплывет до берега – утка или цыплята?

    — Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? (арбуз на дереве не растет)

    .

    2-я неделя:

    — На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку,потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)

    — На дубе 3 ветки, на каждой ветке -3 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут.)

    3-я неделя:

    — Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?

    — В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов лежало в тарелке? (4 яблока. Морковь — не фрукт, а овощ)

    -У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)

    4-я неделя:- Кто в твоей семье самый старший? Кто самый низкий? Кто выше- отец или мать? Кто старше тебя? Кто выше тебя, но ниже мамы?

    — Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось? (воробьи на воду не садятся)

    .

    — Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)

    Октябрь. 1-й год обучения.

    1-я неделя.

    — На полке стояли: пирамидка, неваляшка, чайник и кукла. Сколько игрушек на полке? (Три. Чайник-это посуда)

    .

    — Сколько концов у палки? У двух палок?

    2-я неделя:

    — По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы- четыре.

    Сколько ног гуляло по двору? (-У курицы-2 ноги, а не четыре)

    .

    — Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?

    (Нисколько. Петухи не несут яйца)

    — Кто громче замычит — петух или корова? (Петухи не мычат)

    3-я неделя:

    — Марина и Таня пили разные соки — яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?

    — Катя и Лена рисовали красками и карандашами. Катя рисовала не красками. Чем рисовала Лена?

    — У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

    4-я неделя:

    — Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

    — Один банан падает с елки каждую минуту. Сколько их упадет за 5 минут?

    Ноябрь. 1-й год обучения.

    1-я неделя.

    — Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?

    — У бабушки внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

    2-я неделя:

    — Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?

    — Сидят в лодке кот Васька и его хозяин.Хозяин закидывает удочку и приговаривает: «-Ловись, рыбка, большая – пребольшая»

    .А Васька потихоньку бормочет:
    «- Маленькая ловись, маленькая»
    . Почему он так говорил?

    3-я неделя:

    — Купил на один рубль, заплатил два рубля. Сколько дадут сдачи?

    — Пингвиненку Пину стало холодно, чтобы согреться, он подпрыгнул 6 раз. Его брат Гвин тоже решил согреться и подпрыгнул 4 раза.Кто озяб сильнее: Пин или Гвин?

    4-я неделя:

    — Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

    Занимательные задачи на развитие логического мышления у дошкольников

    Очень много задач и игр на логику, а также головоломок для детей от 4 до 7 лет можно найти в пособии З.А. Михайловой «Занимательные задачи для дошкольников».

    В пособии имеются задачи, игры, головоломки для работы с детьми 4-7 лет. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития ребят, подготовки их к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем.

    Пример логической задач из книги на поиск закономерности:

    Задача с палочками (спичками):

    Скачать пособие в формате pdf бесплатно

    Мышление в жизни детей

    Когда ребенок подходит к возрасту 5-6 лет, родители должны обратить внимание на уровень его мышление. Поскольку умение анализировать и систематизировать получаемую информацию повысит успеваемость в школе. Игры с геометрическими фигурами помогают систематизировать знания о понятиях: форма, цвет и размер.

    Возможно, ли пронести громоздкий шкаф по узкому коридору? Что сшить, в чем пойти на выпускной вечер? Как встать таким образом, чтобы на полученной фотографии каждый человек был хорошо виден? Все эти задачи ставятся для образного мышления. Сами по себе образы бывают нескольких категорий в зависимости от того, какие органами чувств воспринимаются.

    К категории мышления также относят и понятия и вместе представляют незаменимые элементы. С помощью образов можно очень быстро принять решение по поводу постановки и расстановки этого объекта. Конечно, необходимо обладать внутренней способностью к манипулированию образами (мысленному вращению предметами), их трансформации и комбинированию. Такое мышление жизненно важно, однако появляется оно далеко не сразу.

    Маленьким детям нельзя переходить улицу одним, поскольку они не в состоянии пока что верно оценить правильное расстояние между ними и машиной. Подобная способность сформируется только к 15 годам. Полученная информация об образах воспринимается мгновенно, за несколько миллисекунд.

    Пересказ увиденного или прочитанного займет намного больше времени, чем быстротечный пробег кошки, и, причем далеко не всегда будет полным, ведь для многих явлений просто нет подходящих названий, слов. Те свойства предмета, которые отражаются в образах, можно занести в узкие рамки понятий. Их нельзя поделить на существенные и несущественные. Данная способность образов очень ценится при решении задач.

    С помощью образного мышления можно увидеть различные свойства предмета (в том числе и те, которые обычно признаются несущественными в понятиях) и, уже используя эти свойства, выявлять связи между объектами.

    В конце 20-го века фото-, кино-, телесъемка существенно упростили создание и преображение изображений по сравнению с традиционной техникой рисования. Сейчас стало намного легче наглядно показать обсуждаемый предмет, показать динамику изменения, выявить различные возможные исходы события. Это очень сильно помогает вести работу качественно, облегчая жизнь человеку.

    Для решения поставленных задач человек использует определенные алгоритмы, схемы действия. Эти алгоритмы составлены как из образов, так и из понятий. Оперируя формальными знаниями, человек в уме проецирует уже новые, уникальные образы, которые помогут ему в дальнейшем быстрее справиться с задачами. Поэтому для качественной деятельности необходимо как мыслить образами, так и оперировать давно всем известными понятиями.

    Задания на логику для проверки готовности ребенка 6- 7 лет к школе

    Прекрасный сборник с логическими заданиями для дошкольников, разработанный с учетом ФГОС. Всего в этой книге пять разделов с логическими задачами — на сравнение, классификацию, закономерности, пространственное мышление, умозаключение. В каждом разделе 7 — 11 упражнений, которые лучше выполнять именно в таком порядке, в котором они приведены в сборнике.

    Скачать сборник с тестами и логическими задачами для дошкольников в формате pdf

    Логика для детей 5 — 7 лет

    В этом пособие собраны очень интересные задачи, задания, упражнения и игры на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, направленные на сравнение предметов по различным признакам, выделение существенных отличий предметов, обощнение и классификацию. Эта книга рекомендована для использования в детских садах и дома для занятия детей совместно с родителями. Это пособие можно использовать для подготовки к урокам математики в школе.

    Скачать пособие Тихомировой Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет в формате pdf

    Поиск ошибок и несостыковок

    Эти задания – отличный инструмент для тренировки внимания и не важно, чтобы ребенок научился не сразу принимать полученную информацию на веру, а какое-то время поразмышлял.

    Для таких заданий можно использовать картинки-небылицы (для неговорящих) или в виде небылиц-стихов, например:

    • Саша съел суп, поэтому он голодный;
    • Илона не смогла зайти домой, поэтому забыла ключи и т. д.

    Кстати, такие задания очень полезны для коррекции аграмматизмов и развития полноценного понимания речи.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]