Картотека дидактических игр на развитие мышления и речи в старшей и подготовительной группе


Цели дидактических игр в детском саду

Дидактические игры способствуют всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста.

Их цели:

  • формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • закрепление знаний о цветах;
  • знакомство с геометрическими объектами;
  • формирование представлений о правильных и неправильных действиях, поступках;
  • воспитание положительных личностных качеств, умения взаимодействовать с окружающими;
  • знакомство со счетом и численными характеристиками;
  • развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить;
  • эмоциональное и творческое совершенствование, развитие воображения;
  • улучшение мелкой моторики, общей координации и двигательной реакции;
  • развитие дыхательной способности.

Дидактические игры для младшей группы детского сада

В 2-3-летнем возрасте дети активно знакомятся с окружающим миром, узнают основные понятия. Дидактические игры в этой возрастной группе простые, подразумевают одно действие. Рекомендуются групповые игры, они учат малышей соблюдать коллективные правила, формируют навыки общения и взаимодействия для достижения целей.

Отыщи пару

Для игры подготовьте картинки варежек и шапочек 4-х цветов: зеленого, красного, желтого, голубого.

Расскажите детям, что куклы собираются на прогулку. Шапочки они уже надели, а варежки такого же цвета подобрать не могут, нужно им помочь. Хаотично разложите картинки на столе. Задача играющих – найти для каждой шапочки подходящие по цвету варежки.

Играть могут несколько человек, каждый подбирает свои 4 пары. В этом случае можно организовать соревновательную игру: победит тот, кто первым подберет все 4 пары варежек к шапочкам.

Слушай внимательно

Раздайте воспитанникам по флажку. Включите музыку или, при наличии музыкальных способностей, играйте на каком-либо инструменте. Когда музыка звучит тихо, дети должны сидеть спокойно, опустив флажок. А когда музыка начинает играть громко, воспитанники поднимают флажок над головой, размахивают им.

Сделай бусы

Для игры подготовьте шнурки и бусины 4-х цветов: красного, голубого, зеленого, желтого.

Расскажите воспитанникам, что куклы собрались на именины, но им нечем себя украсить. Предложите сделать бусы, покажите детям шнурки и коробку с разноцветными бусинами. Задача – выбрать из коробки бусины определенного цвета, нацепить их на шнурок аналогичного колера.

Игра может быть соревновательной. Играют 4 ребенка, каждый делает бусы заданного цвета. Справившийся быстрее остальных становится победителем.

Найди свою пару

Для игры сделайте картонные геометрические формы разных цветов. Фигуры распределите попарно по числу игроков.

Положите картонки в коробочку, попросите детей вынуть по одной. Пусть игроки рассмотрят фигуры, затем найдут такую же у товарища. Повторять действие можно много раз. Можно его усложнить, разделив геометрические формы не только по цветам, но и размеру.

Собери картинку

Подготовьте для игры картинки, изображающие знакомые дошкольникам предметы, разрежьте их на 4 части. Также расставьте перед детьми реальные предметы, соответствующие изображениям.

Задача игроков – собрать картинку. Игрок, выполнивший задание, соотносит получившееся изображение с реальным объектом. Побеждает тот, кто первым соберет картинку, правильно укажет на соответствующий ей предмет.

Плохой или хороший поступок

Распечатайте для игры картинки с сюжетами положительного и отрицательного характера. Пусть воспитанники рассмотрят изображения, оценят поступки персонажей. Например: «Мальчик дернул девочку за косичку. Девочка заплакала. Он поступил плохо».

Бабочки летят

Для игры вырежьте из цветной бумаги 5 бабочек. Каждую подвяжите на нить 50 см. А нить закрепите на веревке, протянутой горизонтально. Расстояние между фигурками должно быть примерно 40 см, а высота их расположения должна соответствовать уровню глаз дошкольника.

Расскажите, что бабочки красиво летают. Подуйте на одну из них, попросите воспитанников сделать то же самое. Дети поочередно становятся возле бумажных фигурок, дуют на них. Игра соревновательная, побеждает тот, у кого бабочка дальше пролетит. Следите, чтобы игроки держали спину прямо, не напрягали плечи при выдохе, не раздували щеки. Каждый игрок делает один выдох, причем он должен длиться не больше 10 секунд, иначе может начаться головокружение.

Дидактические игры для детей 6-7 лет. Картотека

Картотека дидактических игр ТРИЗ и РТВ (подготовительная группа ).

Наш детский сад работает с использованием ТРИЗ технологий. Педагоги систематически разрабатывают свои дидактические игры с использованием ТРИЗ технологий. Хочу представить вам свои разрабтанные игры.
Игра «Построим детский сад» Цель. Познакомить детей с системным подходом к окружающему миру (компонентным и функциональным). Показать зависимость объекта от места проживания. Мозговой штурм – построили детский сад в воде, в горе. Обсудить работу, жизнь в этом детском саду. Для наглядности использовать ресурсы группы. Например: гора – кубики, корзина, одеяло. Море – аквариум – банка – коробка. Игра «Части — целое» по теме детский сад. Цель. Познакомить детей с методом фокальных объектов, объясняя детям технологию работы по этому методу. Учить изменять привычные объекты (или часть объекта), конструируя из них совершенно новые. Продумывая их функции, их взаимоотношение с окружающими предметами и людьми. Провести небольшой анализ положительного и отрицательного в нашем детском саду, в группе. Предложить придумать совершенно новый детский сад, объясняя как пользоваться методом фокальных объектов. Например: в детском саду разные группы — стеклянные, колючие, матерчатые… Продумать функции этих групп. Вопрос: — Для чего можно использовать стены в группе, раздевальной комнаты, если они…? Часть стены колючая, часть…? Для чего эту стену можно использовать? Часть потолка, часть пола…? Мебель, пособия…? Подумать, из чего в группе можно сделать макет такого детского сада для кукол. Использовать ресурсы группы. Цель. Определить главную функцию детского сада для детей, для взрослых, работающих в детском саду, для родителей. Внести в морфологическую таблицу новый ряд – сотрудники детского сада. Игра «Зачем?» Зачем детям — детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Городу — детский сад, дети? Провести работу по морфологической таблице, определяя возможные изменения, ситуации при определенном выборе карточек. Усложнение. Провести сравнительный анализ детских садов для детей и детских садов для животных. Назвать их, рассмотреть иллюстрации: инкубатор, птицеферма, ферма для телят. «Детский сад» у пингвинов, утят. Сравнить, чему учат в наших детских садах и птицы, звери своих детей. Вопрос: — Почему учат именно этому? Фантастическая ситуация: ребенок попал в «детский сад» пингвинов, утят, телят. Игра «Сказочные герои в детском саду» Цель. Познакомить детей с кольцом Луллия. Учить обобщить явления, не имеющие очевидных связей. Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями. Предложить детям фантастическую ситуацию: все взрослые в детском саду ушли в отпуск, а вместо себя оставили сказочных героев, очень во всем похожих на себя. Вопрос: — Кто в группе будет воспитатель за…? Кто будет помощник воспитателя? Дети называют героев сказок, мультфильмов, которые будут работать в детском саду вместо сотрудников. Обязательно обсуждение — почему именно этот герой будет вместо взрослых? Анализ: Вопрос: — Чем лучше и чем хуже, если в группе будет не воспитатель, а, например, Василиса Прекрасная. Кому лучше, а кому хуже? Показать детям образец (неполный) кольца Луллия. Предложить сделать себе в группу такой и поиграть с ним. Изображения на секторах колец дети могут нарисовать, написать или наклеить сами. 1 кольцо — герои сказок. 2 кольцо — сотрудники детского сада. 3 кольцо — помещения детского сада. Обыграть кольцо, рассматривая каждый вариант – последовательность развития событий, последствия этого изменения для самого героя и его окружающих. Цель. Учить детей ставить конечную цель, приближаться к ней, планируя последовательность действий. Закрепить умение пользоваться символической аналогией. Показать зависимость системы от окружающей среды. Игра «Слова — напарники». Воспитатель называет слово, а дети находят два слова — напарника, которые показывают последовательность действий по теме «Растительный мир». Например: Сирень — ваза — цветы. Зерно — мука-булка. Посадил — выросло — собрал. Игра «Цепочка целей». Какую цель вы ставите перед собой… умываясь, кушая, сажая картошку, собирая ягоды, яблоки. Раскрыть последовательность любого действия детей, разбивая его на множество мелких целей, в правильной последовательности. Чтобы пойти в лес за грибами надо: встать с постели, одеться, умыться. Позавтракать, собрать корзинку, одеться в лес (надеть колготки, брюки, носки…) взять корзину. Подождать папу или маму и т. д. Провести по цепочке целей несколько дел, предложенных детьми. Показать, что любое действие может вызвать антидействие. Например: «Копали яму глубоченную — Получили гору высоченную». Привести еще несколько примеров аналогичного действия. Предложить символически «записать» последовательность любого дела, а потом «прочитать» детям. Игра «Выберем продукты для обеда» Цель. Систематизировать продуты животного происхождения. Учить в зависимости от цели, объединять реальные предметы, создавая непривычный предмет. Провести системный анализ пищи животного происхождения. Компонентная схема выстраивается — рисуется символически на большом листе бумаги. Мясо — животные, птица (яйцо), рыба (икра). Молочное — свежее молоко: масло, сыр. Кислое молоко: сметана, творог, простокваша. При затруднении изображения можно использовать картинки или писать. Назвать множество знакомых блюд, приготовленных их этих продуктов, по ходу раскрывая последовательность приготовления пищи. Обратить внимание на соотношение — больше – меньше. Прочитать «Повар» О. Григорьева Повар готовил обед, И тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье, Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон, И очень доволен он. То – то был винегрет. Когда починили свет! По желанию детей сделать кольцо Луллия или морфтаблицу, объединив растительную и животную пищу создать непривычный предмет. Цель. Учить, соединяя знакомых животных, придумать кого-либо совершенно неизвестное. Показать, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими. Выстроить животных по размеру: от самого маленького до самого большого. Найти им аналог в геометрических формах. Обыграть: какое большее, какое меньшее. Сначала на животных, потом на символах. Например. Часть линии: лиса, волк, медведь, слон. Вопрос: — Кто больше волка, но меньше слона и т. д. Тритон — больше слона или меньше? Обсудить, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими. Можно прочитать «Ворона и кошка» Тима Собакина. Большая Ворона идет по дорожке. Ростом Ворона выше, чем Кошка! С вороной бы Кошка затеяла драку, если была бы ростом… с собаку. Используя морфологический анализ, каждый ребенок (или объединяясь по двое — трое) придумать нереальное животное. Придумать ему название. Продумать, как и где оно будет жить, чем питаться. Цель. Воспитывать у детей умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, на их основе делать выводы. Показать скрытые ресурсы животных. Учить детей оценивать как сам процесс, так и результат. Игра «Экологическое равновесие «. Однажды природа изобрела зайца, но для полного счастья ему не хватало капусты и …волка. Не будет капусты – погибнет от голода, не будет волка – от болезней. А если вдруг капусты стало много – увеличили количество. Чтобы вся земля не заросла – придумали зайца. Количество зайцев тоже увеличили, их стало много – придумали волков. Но ведь зайцев очень много, зачем бегать ловить, сами мимо бегут. Вопрос: — Если волк не будет двигаться, что будет? Как заставить волка двигаться? Волков стало очень много – что придумали? И т. д. Аналогичную ситуацию потом можно обсудив с другой парой животных по выбору детей. Игра «Лесная загадка» Цель. Учить устанавливать причинно — следственные связи. Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения. Закрепить владение приемами фантазирования. Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции. Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных. Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить. Цель. Учить устанавливать причинно — следственные связи. Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения. Закрепить владение приемами фантазирования. Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции. Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных. Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить. Предварительная работа: Предложить принести фотографии своих родственников, себя и родителей в детстве. Игра «Я — робот» Цель. Закрепить знания о строении, функциях человека с помощью системного оператора. Показать взаимозависимость человека и его окружения. Дать понятие о роде и поколениях. Предложить детям представить, что они роботы, внешне и внутри которых все как у человека. Включить музыку и подвигаться как роботы. Упражнение на координацию движений. Дети сидят или стоят. Дотронуться левой рукой до правого уха, а правой — до левого. А теперь поменять руки и перевести левую на правое плечо, а правую на левое. Поменять руки, дотронуться до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени — талия — плечи — уши. Повторить упражнение три раза. Представьте, что в голове много кнопок, и когда на них нажимать, вы начинаете смеяться, плакать… Вопрос: — Кто нажимает эти кнопки? Можете ли вы сказать «стоп» — когда кто-то нажимает эти кнопки? Взаимоотношения в семье. Кнопки — дела. Вопрос: — Как поднять (испортить) настроение, развеселить, огорчить? Разбудить, встретить с работы, с магазина. Работа проводился с карточками, показывающими время суток, квартиру, предпрития. Как человек может изменить что — то в себе, используя знакомые приемы. Например — стать сразу толстым, высоким… Вспомнить, каким приемом пользовался заяц — силач. Для чего человеку может понадобиться изменять что-то в своем облике. Игра «Наоборот» по теме: «Семья, дом, ребенок». Например. Большой — маленький, мама — папа, бабушка – дедушка. Девочка – мальчик, старший – младший… Прочитать «Кто кому кто? » Яков Аким. — Бабушка – бабушка, а чья дочка? — Ты Федина дочь, моего сына. — Мой папа большой, а совсем не сыночек! — Сыночек. Брат четырех моих дочек, Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? — Да разве у дочки мы были? У тети! — Тетю твою я в люльке качала… — Бабушка, стой, объясни сначала, Кто мне, Наташа и два ее братца. — Ладно, попробуем разобраться: Их мама, племянницы мужа сестра, Маленькой ох и была шустра! А ты им доводишься…Хитрое дело… — бабушка, что-то у нас пригорело! — Тьфу ты, пока я соображала, Все молоко из кастрюли сбежало Игра «Цепочка целей» – наоборот. Цель. Показать детям действие приема «Наоборот». Рассмотреть основные функциональные обязанности в семье и дополнительные. Один из детей говорит последовательность какого-либо действия. Второй говорит их наоборот. Можно каждый шаг фиксировать каким-нибудь символом. Потом первый ребенок говорит наоборот – второй выстраивает правильную цепочку. Подвести итог, что мы все называли наоборот. Вопрос: — Что мы можем выбрать символом «Наоборот». Дети предлагают различных героев, по характеру делающих все наоборот, или предметы (это могут быть: Петрушка, Иванушка – дурачок, Неваляшка, песочные часы). Игра » Все наоборот». Цель. Закрепить знание функций разных частей тела. Закрепить владение приемом » Наоборот». Учить решать задачи, пользуясь этим приемом. Воспитывать чувство юмора, умение находить выход из нетрадиционных ситуаций. Ребенок называет какую-нибудь часть тела, второй ребенок называет, что она делает, третий ребенок – называет дело наоборот. После нескольких слов игра проводится наоборот – называется дело – находится части тела. Например – рука – берет – отбрасывает. Идет – стоит – нога. Ногти – растут – уменьшаются и т. д. Обговорить варианты, когда одновременно происходит два противоположных свойства. Например: Сидишь и едешь, сидишь и летишь, больной и здоровый, маленький и большой. Игра «Я – взрослый» Цель. Закрепить знания и умение пользоваться в жизни морально-этическими нормами, понимать последствия их несоблюдения. Закрепить системное видение себя в окружающем мире. По системному оператору обыграть — ребенок в системе, с изменением надсистемы. Надсистема: дом, улица, больница, автобус, детский сад, магазин и т. д. Показать, как измениться взгляд на ребенка в зависимости от его местонахождения, как он будет называться. Показать многосторонний взгляд на ребенка, его многочисленную социальную роль. Pacсмотреть генетическую линию — кем будет, когда вырастет в семье, на работе. Родственные отношение с нынешними родственниками и с будущими. Зависимость социальной (семейной) роли от возраста, состава семьи. Взаимоотношения, взаимозабота в семье. Можно прочитать детям пословицы: «Не плюй в колодец — пригодится воды налиться». «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать». «Как аукнется, так и откликнется». Игра «Испорченный телефон». Цель. Познакомить детей с принципом посредника. Учить понимать переносный смысл слов, словосочетаний, пословиц. Можно предложить усложненную игру. Первый ребенок говорит какую-либо очень знакомую пословицу, второй говорит ее изначальный смысл, третий также объясняя то, что понял своими словами. Последний ребенок должен отгадать, какую пословицу сказал первый ребенок. Например, цепочка может быть такой. Цыплят по осени считают — если хорошо поработал к осени, много цыплят вырастет — надо все хорошо делать, тогда всего будет много — что посеешь, то и пожнешь — умелые руки не знают скуки. Для игры можно взять следующие пословицы: Любишь кататься — люби и саночки возить. Поспешишь, людей насмешишь. Сделал дело — гуляй смело. Как аукнется, так и откликнется и др. В конце игры опять рассмотреть преимущества и недостатку посредника. Игра «Цепочка слов» Цель. Показать детям метод гирлянд и ассоциаций (не называя). Воспитывать нетрадиционный взгляд на привычные реальные вещи, проводя знакомые приемы изменения на знакомом предмете. Подвести детей к пониманию, что в любом процессе всегда участвуют две стороны. Предложить детям назвать несколько слов, которые у них ассоциируются с зимой. Провести метод гирлянд и ассоциаций по теме: «Зима», «Снег», ‘Мороз». В конце подвести итог, что дети говорили много очень похожих слов. Вопрос: — Почему? Что объединяет все эти слова? Предложить еще раз провести цепочку, но закончить ее тем же словом, которым начали — зима. Во время игры, для активизации малоактивных детей использовать небольшую игрушку для передачи следующему в цепочке. Прекрасно передавать кусочек льда — это позволяет идти игре очень быстро. Предложить детям игру «Цепочка целей» (прямой вариант и обратный) по теме — дом, зима, работа. Игра «Кто (что) без чего не может быть?» по этой же теме. Игра «Диктор — телевизор» Цель. Закрепить владение «этажным конструированием». Познакомить с приемом «квантование — непрерывность». Воспитывать способность самовыражаться в своей работе. Закреплять навыки самостоятельной творческой работы. Внести в группу макет телевизора. Рассмотреть телевизор по системному оператору. Предложить детям стать на сегодня дикторами телевидения. Первая передача, которая будет идти по «телевизору» — знакомство с ним, пресс-конференция. Дети с места могут телевизору (или телевизорам) задавать вопросы. Но дикторы — телевизоры могут выступать и сами. Дикторы начинают свои выступления: «Я — телевизор, вот меня включили… Я — телевизор, очень рад с вами встретиться, а то в магазине… В выступлениях отразить бывшую и нынешнюю жизнь телевизора. При желании дети могут одеть на голову «телевизор». Познакомились с телевизорами. Начались новости — реальные и фантастические. Дети рассказывают о происшедших вчера и сегодня событиях. Можно включить кого-нибудь с рекламой. Провести изменения по этажному конструированию «телевизора дома». Обсудить варианты непрерывной работы телевизора. Или непрерывного показа одной какой-либо передачи. Подумать, что в этом хорошего, что плохого. Как количество перерастает в качество. Вспомнить в каких произведениях действие идет непрерывно или прерываясь. Можно сначала привести пример воспитателю, дети находят аналогичные примеры. Игры с игрушками. Цель. Учить систематизировать игры взрослые и детские. Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать, создавая новые для ребенка игры. Воспитывать умение оценивать как сам процесс, так и результат. Составить с детьми морфологическую таблицу игр, в которые играют дети. При составлении продумать, как можно назвать одним словом игры, в которые играют, бегая, прыгая и т. д. Игры, в которые играют, сидя за столом. Подумать, как это можно изобразить на таблице. Произвольно выбрав из каждого ряда составляющие, придумать игру. Обсудить правила игры. Поиграть, если получится. Если не получается играть в группе, можно добавить уже целенаправленно что-то из таблицы или добавить самим. Допускается небольшое отклонение от принятых, правил, если их трудно соблюдать. Обсудить, чему могут научить игры. Попробовать, отталкиваясь от функции, придумать игру, чтоб научиться это делать. Например: читать. Строя из кубиков с буквами, со слогами то дом, то забор, то дорожку, повторить слоги, составить слова, Прыгать на одной ножке. На полу появляется ручеек, а в нем «камешки» — кирпичики такие маленькие, что двумя ногами на них не встать. А на другой стороне ждет подруга. Воспитатель наталкивает детей, чтоб придумывали игры с разнообразными функциями. Игры разные по подвижности. Например, прыгать на носочках можно и сидя на стуле. Прыгают только ноги. Прыгать, сидя на полу — участвуют только ступни ног. После игры выстроить линию игр, в которые играют взрослые. Игры можно классифицировать — на домашние, на воздухе и телевизионные. Подумать, в какие из этих игр, мы могли бы играть. Обсудить, в какие игры мы играем, а взрослые эти занимаются на работе, дома. То есть, то, что для них работа, для нас игра. Игра «Аукцион». Цель. Учить детей описывать предметы, игры, находя в них очевидные и скрытые достоинства. Уметь описать не только реальный предмет, но и предмет — плод фантазии ребенка. В группу приносятся масса новых предметов, игрушек. Каждый ребенок выбирает, что он будет представлять на аукционе, выбрав предмет, дети все вместе выбирают слова по методу фокальных объектов или используют приемы фантазирования. Главное, что получился необычный предмет или игрушка. Дети продумывают его новые очевидные и скрытые Достоинства и функции. Плата за вещи на аукционе придумывается заранее или используется раздаточный материал по математике. Дети по очереди представляют свои предметы, остальные покупают или нет. Купивший ребенок должен сказать, что ему больше всего понравилось в этом предмете. Часть вещей может быть реальная, но с дополнительным набором функций. После аукциона дети играют с игрушками, предметами. Игрушки и предметы остаются в группе или навсегда или на длительное время. Игра «Части — целое» прямая и обратная по транспорту. Цель. Познакомить детей с законом повышения степени идеальности. Учить видеть претензии к средствам передвижения, из которых вышли те или иные особенности современного транспорта. Загадать детям загадки о транспорте. Спросить, догадались ли они, о чем будем сегодня говорить. Рассмотреть, какой транспорт по видам дети знают. Сгруппировать по столам — гаражам: наземный, подземный, воздушный водный, космический. Внутри групп: наземный и воздушный рассортировать по видам деятельности. Выбрав одну из машин, провести системный анализ. Особо обратить внимание на линию развития. Выложить (желательно фотографии или иллюстрации) по изменению транспортных средств в течение веков. Рассмотреть общее с современным транспортом и их отличие. Найти претензии к старинным видам транспорта, которые разрешены человеком. Что именно было сделано и, если получится, как сделано. Обратить внимание, что человек все время улучшал транспорт, но через какое — то время опять что-то не удовлетворяло. Обсудить это на примерах, формулируя противоречия и какими приемами они были решены. Игра «Пресс — конференция», Цель. Закрепить понимание закона повышения степени идеальности. Учить на основе аналогий и необходимых функций проектировать новые конструкции. Повторить названия транспортных средств. Вспомнить и обговорить какой транспорт дети выдели на улице. Рассмотреть и сравнить машины в каталоге или по фотографиям и тот, который на улице. Игра «Без чего машин не бывает» Обратить внимание детей на системный подход к задаваемым вопросам. Поговорить о экологически чистом транспорте – по функциям и по внешнему виду. Найти аналоги машинам в природе. Обсудить, что в этом хорошего, что плохого. При обсуждении обратить внимание, сколько средств затрачивали для изготовления транспорта и как много функций он выполнял. Сколько сил и средств затрачивает сейчас человек для нормальной работы транспорта. Перечислить, какие именно. Можно ли сказать, что теперь машины самые лучшее; или через какое — то время она не будут устраивать людей. Вопрос: — Что еще хочется, чтоб делала машина? Как можно назвать машину, которая умеет делать все, что хочется? Вопрос: — Почему есть транспорт для человека, но нет специального для животных, птиц, насекомых, растений? Когда нужен такой транспорт? Как сейчас перевозятся животные? Зачем транспорт птицам? Используя, какие принципы можно придумать такой транспорт? Цель. Познакомить детей с приемом фантазирования «изменение законов природы». Учить детей отталкиваясь от реальных ситуации, обобщать явления, не имеющие аналогов в природе. Прочитать детям «Отвечайте, правда ли?» Гиви Чичинадзе. В этот час, веселый час, Вам загадок я припас. Вьюга поле замела, И чинара вся беда. В марте стаял снег и лед, Это к нам зима идет. Любит кошка на обед Виноград и винегрет. Ночью в дождик, как пастух, Вывел кур гулять петух. Лебедь плавает в пруду, Спит на яблоне в саду. Шерсть смотали мы в моток, Выйдет шелковый платок. Хоть улитка и мала, Целый домик унесла. Закудахтал пес Барбос, И в гнезде яичко снес. Лапой хвать, зубами щелк. Хищник — тигр и хищник — волк. Верно, дети! Молодцы! Вам в награду леденцы. Вот растаял леденец, И стихам пришел конец. Пока воспитатель читает стихотворение, дети откладывают перед собой на столе столько фишек, сколько неточностей они найдут. Потом дети сверяют, сколько человек правильно нашли неточности. Вопрос: — Как бы это правильно было? Некоторые моменты из стихотворения исправляются на реальные. Обсуждаются и называются те ситуации, которые всегда бывают. Например: солнце всегда встает по утрам. Дерево всегда растет вверх. Сначала появляется яйцо, а потом из него цыпленок. Игра «Наоборот». Один из детей называет какую — либо реальную ситуацию, передает небольшой предмет другому ребенку, который эту ситуацию говорит наоборот. Например: ветер дует, поэтому облако летит. Облако летит, поэтому ветер дует. Объяснить детям понятие «закон». Обсудить, что мы сейчас с этими законами природы делали. Мы их изменяли. Поэтому получались фантастические ситуации. Игра «Измени сказку» Вопрос: — Как будет выглядеть любая сказка, если мы изменим в ней законы природы? Если изменить законы природы в сказке «Волк и семеро козлят», как измениться сказка? Придумать сказку, используя измененные ситуации. Можно придумывать всей группой, можно индивидуально. Цель. Учить, используя приемы изменения, изменять самостоятельно сказку, придумывая новую. Закреплять умение представлять события в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями, создавать новые образы, планируя их действия, жизненные этапы. Уметь решать возникшие сказочные задачи по возможности самостоятельно, пользуясь при этом морально — этическими нормами. Дети самостоятельно выбирают из большого количества предложенных сказок, какую-то одну для изменения. Коротко пересказывают основные сюжетные линии сказки. Характеры ее героев. Далее детям предлагается самостоятельно провести изменения этой сказки, используя по желанию любые приемы изменения. По ходу выстраивания новой сюжетной линии решать возникшие задачи. Новые сказки каждый ребенок «записывает» на своих листочках. В конце работы, желающие рассказывают свои сказки. Находятся аналогичные ситуации, сравниваются варианты решения аналогичных задач. При желании можно в конце сочинить одну общую сказку.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей 5-7 лет на тему: Спорт Математические игры с палочками Кюизенера для детей 6-7 лет Грамматика для дошкольников 6-7 лет Дидактическое пособие для дошкольников 6-7 лет по методике Никитина своими руками

Похожие статьи:

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей — подготовительной группе

Дидактические игры для средней группы детского сада

Для дошкольников 3-4-летнего возраста дидактические игры – способ расширения индивидуального словаря, ознакомления с объектами окружающего мира. Дети узнают параметры и характеристики предметов, учатся классификации и сопоставлению, закрепляют ранее полученные знания.

Когда это происходит

Для игры подготовьте картинки с сюжетами повседневной жизни дошкольника, разложите перед воспитанниками. Когда вы скажете «утро», дети должны отыскать соответствующие этому времени суток изображения, например, чистку зубов, выполнение зарядки, расчесывание волос. Игроки, поднявшие правильную картинку, получают балл. Побеждает игрок с наибольшим числом баллов.

Бывает ли так

Произносите фразы, касающиеся объектов и явлений времен года, а воспитанники должны сказать, бывает ли так. К примеру: «В жаркий летний день мы вышли из дома с санками, чтобы покататься с горки». Или: «Весной птицы стали собираться в стаи, чтобы лететь в южные края».

Что можно делать в этом месте

Задавайте вопрос, касающийся определенного места, а дети должны сказать, что там можно делать. К примеру: «На речке можно… плавать, загорать, строить замки из песка, рыбачить, кататься на лодке». Или: «На огороде можно… полоть грядки, поливать растения, собирать урожай, ставить пугало».

Назови признаки

Говорите слова, а дети должны поочередно называть их признаки. Например: лиса – рыжая, хитрая, красивая, ловкая, хвостатая, пушистая. Или: дом – высокий, кирпичный, деревянный, новый, разрушенный, просторный.

Что это звучит

Для игры подготовьте несколько коробочек с разным содержимым: песком, дерном, зерном, бобами, галькой. Продемонстрируйте воспитанникам, как звучат разные субстанции: потрясите каждую коробочку. Затем перепутайте их и, не показывая детям содержимое, снова потрясите. Игроки должны догадаться по звуку, какая субстанция находится внутри.

Магазин

Организуйте импровизированный магазин, разложите на прилавке разные игрушки. Объясните детям, что они могут купить игрушку, когда не назовут ее, а опишут ее признаки. Причем при описании нельзя глядеть на предмет, чтобы не дать продавцу догадку. Продавец должен по представленным признакам догадаться, о какой игрушке идет речь, отдать ее покупателю. К примеру, покупатель говорит: «Мне нужна круглая, прыгучая, сделанная из резины игрушка». Продавец выбирает мяч.

Прятки

Организуйте игру на площадке детского сада, если там много деревьев и кустарников разных видов. Или отправьтесь с воспитанниками в городской парк.

Дети выбирают того, кто будет искать, сами прячутся за деревьями и кустами. Ваша задача – направлять ищущего, подсказывать, где следует искать, не называя вид растения. Например: «Найди того, кто спрятался за высоким деревом с дуплом и резными листьями».

Назови действие

Задавайте вопросы, а воспитанники должны отвечать глаголами. Правильно ответивший игрок получает балл. Побеждает тот, кто соберет наибольшее число баллов. К примеру: «Что делает учитель? – ведет урок, проверяет тетради, воспитывает, ставит оценки, пишет на доске». Или: «Что можно делать на кухне? – варить суп, чистить картошку, заваривать чай, обедать, мыть посуду, печь пироги».

Ход игры: Расскажите,что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

19. Дидактическая игра «Бывает — не бывает»
(с мячом)
Цели:развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает)

Мороз летом …
(не бывает)
Иней летом … (не бывает)

капель летом …
(не бывает)
20. Дидактическая игра «Третий лишний»
(растения)
Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники, одно из которых «лишнее»

. Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них
«лишнее»
и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)

21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты.»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры:Воспитатель раскладывает картинки,изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро»

все дети поднимают
картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
24. Дидактическая игра «А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры:Дети садятся полукругом.Воспитатель объясняет правила игры:

• Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать»

.

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?»

Передает камешек кому-либо из играющих.Тот отвечает:
«Делали гимнастику»

«А потом?»
Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее,и спрашивает: «Когда ты это делаешь?»

если ребенок отвечает, что чистит зубы утром,дети поправляют:
«Утром и вечером»
. В роли ведущего может быть один из детей.

26. Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з»
(песня комарика)
.
(Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)
Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок.»

и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

28. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое, если нет — молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно,можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

29. Дидактическая игра «Кто кем (чем)

будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры:Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет)

… яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д. ?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом, хлеб (мукой, машина (металлом)

.

30. Дидактическая игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры:Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит,бросая его обратно воспитателю: «Осень»

).

Воспитатель. Если птицы улетают — это …. И т. д.

31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32. Дидактическая игра «Брать — не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»

;
развивать слуховое внимание.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению)

;
развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде?Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да»

, если же то, что в огороде не растет, вы скажете
«Нет»
. Кто ошибется, тот выходит из игры.

• Морковь (да, огурец (да, слива (нет, свекла (да)

и т. д.

34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры:Дети делятся на две бригады: «Садоводы»

и
«Огородники»
. На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: — Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

36. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинкис изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например,строитель: ему необходимы инструменты — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках — люди тех профессий,с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая

37. Дидактическая игра «Отгадай — ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец — …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью — …. (желтые)

Дорога широкая, а тропинка — …. (узкая)

Лед тонкий, а ствол — … (толстый)

39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.Например:

— «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу)

.

• Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

• Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу)

40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Дидактические игры для старшей группы детского сада

Дидактические игры, предназначенные для дошкольников 5-6-летнего возраста, подразумевают выполнение сложных задач, формируют правильные взаимоотношения. В этой возрастной группе образовательный и развивающий процесс строится в форме основных занятий, а посредством игр дети закрепляют полученные знания и навыки. Значимую роль играет соревновательный процесс, способствующий правильному эмоциональному развитию и установлению положительного контакта с окружающими людьми.

Мяч слови – цвет назови

Дети становятся в круг. Станьте в центре, бросайте мяч поочередно каждому игроку, при этом называйте определенный цвет. Задача игрока – назвать объект с соответствующей окраской, затем бросить мяч обратно. Например: оранжевый – апельсин, абрикос, морковка. Или: фиолетовый – баклажан, слива, виноград, сирень.

Обобщение

Игроки становятся в ряд. Бросайте каждому из них поочередно мяч, предварительно назвав обобщающее понятие. Дети должны назвать объекты, соответствующие обобщению. К примеру: фрукты – яблоко, апельсин, персик, груша, абрикос, лимон.

Дорисуй

Для игры распечатайте карточки, изображающие фигуры, которые могут стать частью какого-либо объекта. Ламинируйте изображения так, чтобы по ним можно было рисовать маркерами с возможностью стирания линий.

Покажите детям карточки, спросите на что похожи фигуры. Раздайте картинки игрокам, чтобы они дорисовали на них то, что представляют. Затем сотрите изображения, поменяйте карточки между игроками. И так, пока каждый ребенок не пофантазирует над всеми фигурами.

Вспомни и найди

Игру следует организовать в просторном помещении, в котором детсадовцы хорошо ориентируются. Разложите на полу любые игрушки. Попросите игрока внимательно посмотреть на них, запомнить расположение. Затем завяжите ребенку глаза платком. Игровая задача – вслепую отыскать разложенные на полу предметы.

Колумбово яйцо

Для игры распечатайте шаблон яйца, затем разрежьте по линиям на 10 фигур. Из этих фигур можно создавать самые разные силуэтные изображения. Дошкольников такое занятие необычайно увлекает, развивает воображение.

Кто быстрее соберет предметы

Игра соревновательная. Для нее подготовьте карточки, изображающие предметы, которые относятся к разным профессиям. Для каждого игрока, или для группы игроков, если детей много, определите профессию. Игровая задача – быстрее остальных отыскать в ворохе три картинки, относящиеся к заданной профессии. Например: повар – колпак, кастрюля, черпак. Или: врач – белый халат, градусник, шприц. Или: швея – нитки, ножницы, швейная машинка. Или: строитель – каска, дрель, мастерок.

Дорисуй

Раздайте игрокам картинки, изображающие объекты с недостающими частями, например, собаку без хвоста, дом без окон, машину без колес. Дети должны сказать, чего не хватает на картинке, дорисовать эту часть.

Диагностика игровой деятельности

Образовательная деятельность в детском саду тщательно анализируется. Причём разбор составляющих учебно-воспитательного процесса проводит сам педагог, методисты и коллеги. Самоанализ необходим для выявления и исправления недочётов в организации и проведении игр, а сторонний комментарий нужен для составления общей оценки компетентности воспитателя в организации учебно-воспитательного процесса. Если же говорить об общей оценке игровой деятельности детей в группе, то подготовкой такого отчёта в начале и в конце учебного года занимается воспитатель. Для этого он использует алгоритм, увидеть который можно здесь https://yadi.sk/i/h9xM3BE53SLSwU

Поскольку ребёнок играет не только в ДОУ, но и дома, к анализу игровой деятельности малыша подключаются родители. Схему разбора в виде анкеты для мам и пап можно найти здесь https://yadi.sk/i/K5T4siNu3SLSwk

Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.

Диагностика игровой деятельности, кроме всего прочего, помогает определить, насколько быстро ребята включаются в игру

Игровая деятельность является ведущей у ребёнка в дошкольный период. Именно поэтому в игровую форму вписываются все элементы учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Это даёт возможность реализовать широкий спектр целей и задач подготовки детей 6–7 лет к следующей ступени образования — к школе. При этом на плечи педагога ложится ответственность за выбор содержания и формы игры, а также подготовки, проведения забавы и составления диагностических карт по уровню развития игровой деятельности.

Подготовительная группа

В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.

Поезд для животных

Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.

Человек или природа

Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «, «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.

Назови растение

Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.

Облака

В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]