Картотека дидактических игр Раздел ФЭМП Порядковое перечисление дней недели


Цели и задачи

Цели дидактических игр – формирование представлений о времени, которое укладывается в рамки недели, закрепление временных терминов.

Задачи:

  • формирование навыка последовательного перечисления дней;
  • обучение различению временных понятий «сегодня», «вчера», «позавчера», «завтра», «послезавтра» и прочих;
  • формирование представления о том, что неделя делится на рабочие и выходные дни;
  • воспитание любознательности, уважительного отношения к окружающему миру;
  • закрепление навыка продуктивной совместной работы, воспитание дружелюбия, усидчивости.

Дидактические игры «Дни недели» в старшей группе

Представляем игры для воспитанников 5-6 летнего возраста. Дошкольники учатся в правильной очередности называть дни. С помощью игр у них формируется представление о названиях дней, временных терминах, основной палитре, навык порядкового и количественного счета.

Дидактическая игра «Живая неделя»

Для игры подготовьте карточки с изображением цифр от 1 до 7 и бодрую музыкальную композицию. Есть два варианта игры:

  1. Раздайте воспитанникам карточки. Включите музыку, под которую дети бегают, танцуют. Как только музыкальное сопровождение прервется, игроки должны построиться в ряд в очередности, соответствующей неделе. Каждый ребенок в ряду называет свой день. Далее дети меняются карточками, игра продолжается.
  2. Разделите воспитанников на группы, в каждой 7 человек. Для каждой группы выделите столик. Положите на столики карточки так, чтобы изображенные цифры смотрели вниз. У каждой карточки свой цвет. Включите музыкальное сопровождение, под которое игроки бегают, танцуют. Когда музыка прервется, дети подбегают к своим столикам, хватают по карточке, смотрят, какая цифра им досталась, выстраиваются соответствующим образом.

Волшебный цветок

Для игры вырежьте из картона цветок с 7-ю лепестками. У каждого лепестка свой цвет, соответствующий радужной палитре. Продемонстрируйте цветок воспитанникам, расскажите им, что он волшебный, ведь только у волшебных цветов все лепестки разного колера. Попросите воспитанников посчитать, сколько лепестков. Когда дети ответят «семь», предложите им вспомнить, что еще бывает в таком количестве. Если игроки затрудняются, намекните им, что у радуги 7 цветов, а в неделе 7 дней.

Далее игра строится поэтапно:

  1. Попросите детей назвать дни недели в правильном порядке. При этом указывайте пальцем на лепестки по очереди.
  2. Незаметно от игроков загните один из лепестков. Дети должны вычислить, какой цвет исчез, назвать соответствующий день недели.
  3. Указывайте на лепестки, просите назвать соседние. Например, при указании на «вторник» и вопросе «а завтра…» дети должны ответить «среда». Или: «пятница, а вчера… четверг».

Гномики

Для игры подготовьте изображения 7 забавных гномиков, колпаки у них должны быть радужными и приближены к определенной геометрической форме: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, шестиугольник, трапеция. Также сделайте из картона 7 соответствующих колпачкам геометрических фигур и изображение домика с 7-ю дверцами радужных цветов.

Игра проводится в 4-х вариантах:

  1. Выстройте гномиков в ряд. Назовите их днями недели. Когда воспитанники закроют глаза, спрячьте одну фигурку. Открыв глаза, дети говорят, какой день исчез.
  2. Когда игроки закроют глаза, поменяйте гномиков местами. Открыв глаза, дети расставляют фигурки в правильном порядке.
  3. Разложите перед детьми геометрические фигуры. Попросите подобрать для каждого колпака гномика подходящую по форме и цвету фигуру.
  4. Продемонстрируйте игрокам изображение сказочного домика. Попросите назвать, в какую дверцу должен войти каждый гном.

Веселая неделя

Для игры сделайте из картона круг, разделите его диагонально на 7 частей. Каждую часть окрасьте в свой цвет радуги, напишите соответствующую цифру. Также вырежьте два изображения пчел: одна работает, летит с нектаром, вторая сложила крылышки, чтобы отдохнуть. Сзади к пчелам и недельному кругу прикрепите магниты.

Игра длится неделю. Каждый день, приходя в детсад, дети сдвигают пчел на соответствующий день. Причем работающую пчелу необходимо сдвигать только на рабочие дни, отдыхающую – на выходные. Цель игры – сформировать у дошкольников представление о рабочих и выходных днях.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Дни недели»

Дидактическая игра: «Дни недели»

(для детей старшего дошкольного возраста)

ЦЕЛЬ:

Формирование временных представлений у дошкольников

ЗАДАЧИ:

1. Формировать понятия «неделя», «дни недели», «вчера», «сегодня», «завтра»;

2. Формировать представления о последовательности дней недели, их количеству (в недели семь дней);

3. Закреплять представления о порядке в числовом ряду.

4. Учить соотносить число и цифру в пределах семи;

5. Формировать навык порядкового счета в пределах семи;

6. Учить соотносить события с определенным днём недели;

7. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкие мышцы пальцев рук.

Описание игры:

Данная дидактическая игра состоит из мультимедийной презентации, демонстрационного материала (паровозик с семью вагонами) , фишки с липучками: с цифрами от 1 до 7, числовые карточки о точками от 1 до 7, геометрические фигуры, карточки с изображениями разных видов деятельности (относящиеся к определённым дням недели ).

Этапы работы:

I.

На первом этапе работы педагог показывает презентацию, которая знакомит детей в стихотворной форме с понятием неделя, названием дней недели их последовательностью и цикличностью. Последний слайд в презентации небольшой мультфильм и песенка о днях недели, которую можно использовать как физминутку.

II.

На следующем этапе педагог показывает уже знакомый с презентации паровозик с вагончиками и последовательно располагает вагоны на доске, вспоминая и называя с детьми дни недели и «одевает» каждый вагончик, прикрепляет соответствующие фишки на окошки каждого вагончика ( цифра- число- фигура) понедельник 1 — — ; вторник — 2- —

среда — 3 — — и т.д.

III.

На следующем этапе педагог учит детей подбирать к определённому дню недели события , которые происходит в этот день (в понедельник мы лепили, пели и танцевали; во вторник рисовали, занимались с логопедом и т.д.).

На этом этапе работы дети закрепляют названия дней недели их последовательность, а так же понятия вчера, сегодня, завтра.

Варианты игры:

1. «Что за чем?» (дети называют дни недели и последовательно выкладывают вагончики). Закрепить название дней недели.

2. «Заполни окошки в вагончики» (дети должны подобрать цифру, число и фигуру к соответствующему вагончику) Учить соотносить день недели с числом и цифрой. Развивать мелкие мышцы пальцев рук.

3. » Расставь верно» (дети должны увидеть ошибку в последовательности вагончиков, и исправить её и объяснить почему). Закрепить названия дней недели и их последовательность. Развивать зрительное внимание.

4. «Какой день пропущен?» (дети должны увидеть какой вагончик уехал, назвать его и его соседей). Закрепить названия дней недели и их последовательность. Развивать зрительное внимание.

5. «Угадай по описанию» (дети должны догадаться какой день недели по описанию. Например: этот день стоит после вторника, перед средой, второй по счету день недели). Закрепить названия дней недели и их последовательность. Развивать слуховое внимание.

6. «Вчера, сегодня, завтра» (дети должны вспомнить что они делали вчера, сегодня, что будут делать завтра, и подобрать соответствующие картинки к этому дню недели. Вчера мы лепили, а сегодня составляли рассказ и т.д.) Развивать память, закреплять понятия вчера, сегодня, завтра.

7. «Весёлая неделька» ( в игре участвуют 7 детей. Дети выбирают день недели, пока звучит музыка, двигаются по группе, с окончанием музыки следует выстроиться по порядку и назвать свой день недели. Например: «Я первый день недели – понедельник»)

Закреплять последовательность дней недели, их названия, порядковый счет в пределах семи. Развивать память.

Подготовительная группа

Для дошкольников 6-7 лет предусмотрены более сложные игры образовательной направленности, развивающие логику и мыслительные способности.

Прятки

Расскажите воспитанникам, что дни недели захотели сыграть в прятки. Но есть подсказка, позволяющая быстро их найти. Каждый из них спрятался за предметом или в помещении, название которого начинается с той же буквы, что и день. Называйте этот предмет, а дети должны угадать день.

Например:

  • за партой спрятался… понедельник;
  • за вешалкой… вторник;
  • за скамейкой… среда;
  • на чердаке… четверг;
  • в прихожей… пятница;
  • за стулом… суббота;
  • в ванной… воскресенье.

Назови слово

Для игры нужен мяч. Бросайте его играющим по очереди, задавая вопросы такого типа:

  • в понедельник мама работает, а в воскресенье… отдыхает;
  • за средой следует… четверг;
  • вторник – это сегодня, а среда – это… завтра;
  • сегодня наступила пятница, а вчера был… четверг.

Конспект открытого занятия по теме Дни недели в подготовительной группе

План-конспект открытого занятия «Дни недели». Подготовительная группа
Воспитатель: Кузнецова С.Н. Группа: 1 подготовительная, коррекционная. Вид занятия: аппликация Методы и приемы игра, беседа, совместное творчество. Материалы и оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, набор для аппликации (картон, цветная бумага — полоски 7 цветов, ножницы, клей, салфетка). Цель: формирование знаний детей о днях недели, их очередности и цикличности. Задачи: Обучающая
Сформировать знания о днях недели, закрепить их.
Развивающая
Развиваем мышление, интерес к теме, умение применять знания на практике.
Воспитательная
Воспитываем умение играть и работать вместе, помогать друг другу. Воспитываем усидчивость и дисциплину во время занятий.
Предварительная работа: Прочтение сказок с числом 7. «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», » Волк и семеро козлят», «Семеро смелых». Игра «горячий мяч». Дети встают в круг и передают друг другу мяч. Если договорились, что нельзя брать в руки мяч на определенный день недели, то поймавший его выбывает из игры. Загаданный день недели постоянно меняется. План занятия 1. Организационный момент. 2. Разминка. 3. Занятие. 4. Закрепление полученных знаний и навыков 5. Уборка рабочего места. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 1. Сообщаю тему занятия. 2. Предлагаю разминку. Игра на внимание «да-нет». Дети повторяют движения за воспитателем и кивком головы отвечают на вопрос ДА или НЕТ. — В понедельник ели булку? (Лодошки «лодочкой») Да! — Вторник. Вышли на прогулку (маршируем)? Да! — В среду падала звезда? (Садимся на корточки)? Нет! — Вам в четверг приснился сон? ( ручки лодочкой под щекой) Да! И летел по небу слон? (Машем руками) Нет! — В пятницу мы мыли руки (трем лодошки)? Да! Вытирали их о брюки? (Вытираем ладошки о коленки) Нет! — А в субботу с воскресеньем кошка кушала варенье? («Облизываем» ладошки) Нет! Незаметно дни недели, словно птицы пролетели! Вам понравилась игра? Даааа! )) В эту игру мы играли потом каждое утро и на прогулке. ХОД ЗАНЯТИЯ Еще раз сообщаем воспитанникам тему занятия «Дни недели». Задаем вопрос — сколько дней в неделе? Совместно еще раз называем дни и пересчитываем их. Семь дней. Рассказываю о том, что число семь очень любят сказочники. Предлагаю вспомнить сказки, которые мы предварительно читали. «Белоснежка и семь гномов», » Волк и семеро козлят», » Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», » Семеро смелых». Так же вспоминаем из занятий по музыке, что нот тоже семь. А в радуге семь цветов. Рассказываю о том, что дни недели не просто идут друг за другом и крепко держатся за руки, но и постоянно повторяются, словно стоят в хороводе. На прогулке разнообразили игру «горячий мяч». Допустим день недели «среда» нельзя брать мячик.Кто был невнимателен и взял мяч в руки, тот выбывает. Дни недели постоянно заменяются. Демонстрирую большие картонные часы, где ярко, по цветам радуги, отображены дни недели. А стрелка ходит по кругу. Поэтому после воскресенья всегда следует понедельник. День недели не может пропасть или потеряться, не может изменить свою очередность и встать в круг два раза подряд. У каждого дня свое место. Для закрепления интереса и легкого запоминания демонстрирую на доске небольшую анимацию в двух разных вариантах. Герои — маленькие синенькие человечки — Смурфики. Злой Гаргамель похитил Смурфету и чтобы ее спасти, надо подняться по лесенке из 7 ступенек. В первом варианте не хватает одной ступеньки ( среды) и Смурфик падает. Уточняею у детей, что надо сделать, чтоб помочь Смурфику ?Вернуть ступеньку -среду на место!Демонстрирую вторую анимацию, где все ступеньки на месте и ОП! Смурфик у цели, Смурфета спасена! Делаем вывод, что каждый день недели доджен быть на месте и ни один из них не может пропасть. Предлагаю детям самим построить лесенку методом аппликации. ХОД РАБОТЫ Пальчиковая гимнастика. Рассматриваем готовую работу на магнитной доске. Проверяем наличие всего необходимого, что нам может понадобиться, на своем рабочем месте. Это лист картона, полоски цветной бумаги в цветах радуги, клей, кисть доя клея, ножницы, доска для работы, салфетка. Проговариваем правило работы с ножницами. Обсуждаем этапы работы: Отрезаем полоску определенного цвета. Получаем семь полосок. Раскладываем подготовленный материал согласно образцу на магнитной доске. Сверяем. Работаем с клеем. Обрабатываем салфеткой. Украшаем работу заранее подготовленными цветочками, выполненными фигурным дыроколом. В любом порядке, как хочется и нравится. Собираем неиспользованный рабочий материал, ножницы и клей. По готовой аппликации повторяем названия дней недели. Дежурные собирают рабочий материал. Спасибо за работу! Отдыхаем!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам

Похожие статьи:

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]