Старшая группа
Игры для старших дошкольников должны быть направлены на развитие логического мышления, речи, интеллекта, любознательности, усидчивости. В этом возрасте дети должны классифицировать растения по разным признакам, начинается подготовка к школе.
Превращаемся в цветок
Игра укрепляет лицевые мышцы, способствует общему физическому развитию.
Предложите воспитанникам изобразить с помощью мимики и телодвижений цветок, как он распускает лепестки, тянется к солнечному свету, склоняет стебель под дождевыми каплями, закрывается на ночь.
Назови лишнее
Для игры подготовьте группы карточек: луговые виды, лесные, полевые, садовые, водные. В каждой группе по 4 растения, из них одно не соответствует категории. Раскладывайте карточки перед игроками, просите назвать лишний вид, объяснить свое мнение.
Например: роза, тюльпан, клевер, пион. Клевер относится не к садовым, а к луговым растениям.
Цветы
Помимо знакомства с растениями, цель дидактической игры «Цветы» – физическая тренировка, развитие ловкости и чувства ритма.
Дети играют по очереди. Игрок берет мяч, бьет его о пол или стену, ловит, при каждом ударе называет растение. Он должен назвать 5 видов. Повторяться нельзя. Если игрок не может вспомнить растение, то отдает мяч и право играть следующему игроку.
Назови прилагательное
Игра формирует навык образования прилагательных от существительных. Называйте цветок и объект. Игрок должен назвать прилагательное, являющееся качественным признаком этого объекта:
- мак, а зерно… маковое;
- ромашка, а поле… ромашковое;
- роза, а бутон… розовый;
- акация, а мед… акациевый;
- василек, а глаза… васильковые;
- одуванчик, а варенье… одуванчиковое.
Младшая группа
Для младших дошкольников рекомендуются несложные познавательные, подвижные и музыкальные игры.
Выложи цветок
Сделайте для игры две бумажные ромашки с отделенными от сердцевины лепестками. Число лепестков должно соответствовать количеству игроков. Разложите ромашки на полу возле стены. Разделите воспитанников на 2 группы с равным количеством игроков.
Предложите командам перенести свою ромашку к противоположной стене. Каждый игрок переносит только одну часть растения: первый – желтую сердцевину, второй – лепесток и так далее. Брать сразу два лепестка игроку нельзя. Следующий участник начинает движение, когда предыдущий вернется на старт. Побеждает команда, которая первой соберет свою ромашку.
Собери букет
Перед игрой расскажите детям, из каких частей состоят цветы: сердцевины, лепестков, стеблей и листьев. Вырежьте из цветной бумаги части растений, склейте в букетную композицию, но лепестки не приклеивайте. Сделайте для каждого цветка лепестки определенного колера из основного спектра. Расскажите воспитанникам, что ветер сорвал лепестки, которые теперь нужно подобрать по колеру для каждого растения в букете.
Колокольчики
Дети по жребию выбирают ведущего. Он выходит из помещения. Игроки прячут картинку, изображающую цветущий колокольчик, в игровой комнате, сами разбирают музыкальные инструменты – маленькие колокольчики, распределяются по помещению. Причем один из игроков должен стоять близко к спрятанному изображению.
Ведущий входит в игровую комнату, начинает ходить по ней, подходить к ребятам. Когда он подходит к игроку, который стоит далеко от картинки, тот не звенит в колокольчик. Когда приближается к участнику, стоящему ближе к картинке, тот издает тихий звон. Ведущий приближается к цели еще ближе – игрок издает звук громче. Участник, находящийся ближе остальных, звенит громче всех. Так ведущий понимает, куда ему двигаться в поиске картинки.
Распускается цветок
Игра познавательная. Предварительно расскажите детям, как в природе распускаются цветы. Подготовьте шаблоны растений, раздайте воспитанникам. Покажите, как закрутить лепестки. Пусть дети поставят цветы в стакан с водой, наблюдают, что происходит с лепестками. Под воздействием влаги лепестки начнут «распускаться».
Средняя группа
Дошкольники постарше должны знать, где растут цветы, какие особенности и свойства у разных видов растений. Важно прививать воспитанникам любовь к природе родного края. Нельзя забывать о физической активности ребят.
Где растет цветок
Для игры подготовьте картинки клумбы, поля, леса. Сделайте карточки, изображающие знакомые детям цветы. Предложите игрокам распределить карточки по картинкам мест произрастания.
Конкурс рисунков цветов
Участвуя в художественном конкурсе, дети развивают воображение, творческие навыки, цветовое восприятие.
Для конкурса приобретите или сорвите в своем саду крупный цветок: тюльпан, пион, розу, подсолнух, ирис или другой. Дети подготавливают художественные принадлежности, рассаживаются за мольбертами, если они есть, или столами. Из готовых работ составляют выставку, выбирают победителя конкурса, чья работа им больше всего понравилась.
Цветы
Дидактическая игра «Цветы» развивает речевые навыки, образное мышление, умение подбирать описательные признаки.
Задавайте вопрос, а дети должны давать описания. Повторяться нельзя, за каждый правильный ответ игрок получает балл. Побеждает участник с наибольшим количеством баллов.
Вот примеры вопросов:
- Роза какая? – красивая, красная, пышная, ароматная, нежная;
- У каких цветов есть колючки? – роза, шиповник, кактус, терновник, репейник;
- Из каких цветов делают духи? – жасмин, лаванда, роза, ландыш, пион;
- Из каких растений делают мед? – одуванчик, липа, акация, клевер;
- Какие цветы желтого цвета? – подсолнух, одуванчик, нарцисс, лютик.
Цветочные догонялки
Каждый игрок выбирает себе название цветка, они не должны повторяться. Жребием игроки определяют догоняющего. Пусть это будет «Василек». Он называет какое-либо другое растение, например, «Одуванчик». Игрок, который выбрал себе название «Одуванчик», убегает. «Василек» его догоняет. Когда «Одуванчик» чувствует, что вот-вот его настигнут, он может произнести вслух другой цветок, например «Ромашка». Тогда приходится убегать «Ромашке», «Василек» переключается на нее. Если же «Одуванчик» не успевает произнести слово, оказывается пойманным, то становится догоняющим.
Картотека дидактических игр.
Д/игра «Разложи фигуры по цвету».
Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.
Д/игра «Собери пирамидку из колец».
Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания.
Д/игра «Собери матрешку».
Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.
Д/игра «Собери овощи».
Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).
Д/игра «У кого такая же?».
Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Д/игра «Сложи бочонки».
Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.
Д/игра «Собери фрукты по цвету».
Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.
Д/игра «Найди такую же».
Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму.
Д/игра «Разложи яблоки по величине».
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Д/игра «Спрячь мышку».
Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.
Д/игра «Найди что-нибудь круглое».
Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.
Д/игра «Собери башенку».
Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.
Д/игра «Что нужно куколке красавице?».
Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
Д/игра «Собери бусы».
Цель: учить чередовать предметы по форме.
Д/игра «Подбери одежду для куклы».
Цель: соотносить предметы по величине.
Д/игра «Подбери машинку по цвету».
Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Д/игра «Найди предмет такой же формы».
Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
Д/игра «Найди такое же колечко».
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.
Д/игра «Подбери по форме».
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.
Д/игра «Что привез Мишутка?»
Цель: формировать представления о геометрических формах
Д/игра.» Подбери чашки к блюдцам.»
Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Д/игра»Разложи фигуры по местам!»
Цель :Продолжать знакомить с плоскими геометрическими формами- квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Д/игра «Новоселье у куклы Наташи».
Цель: учить детей определять величину предмета.
Д/игра «Украсим елочку».
Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Д/игра «Подбери фигуру».
Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Д/игра «Башня из кубов».
Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.
Д/игра» Открой свой замок».
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знанию знаний и системе цветов.
Д/игра» Посели рыбок в аквариуме.»
Цель: Учить различать предметы по двум признакам ( форме и величине).
Д/игра «Разложи собачек по росту».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/игра «Стиральные машины.».
Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета.
Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье».
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Д/игра «Спрячь шарик в ладошках».
Цель: соотносить действия с величиной.
Д/игра» Полянка.»
Цель: Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова « цвет», « такой», « не такой»,» разные».
Подготовительная группа
В этом возрасте детсадовцы готовятся к школе. Они должны владеть навыком повествования, рассказывать по памяти и наглядному материалу. Важно с помощью игры развивать у будущих школьников воображение, память, пространственное и цветовое восприятие, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного, умение строить диалог, внимательность, усидчивость.
Что ты за цветок?
Предложите воспитанникам «превратиться» в цветы. Каждый игрок выбирает, каким растением стать, но не рассказывает об этом товарищам. Дети по очереди выходят вперед, изображают свой цветок при помощи мимики, телодвижений, при этом не произносят ни слова. Остальные ребята должны догадаться, о каком растении идет речь.
Цветочный магазин
Для игры подготовьте натуральные или искусственные цветы. Дети выступают флористами. Игра коллективная, учит общению, совместной работе, организованности.
Воспитанники составляют красивый букет. Затем стараются его продать воспитателю. При этом они должны расхвалить букет, объяснить, какие растения использовали, почему выбрали их, для какой цели предназначена цветочная композиция.
Цветочные названия
Игроки образуют круг. Воспитатель становится в центр, бросает мяч поочередно каждому ребенку, произнося имя либо объект, названный схоже с цветком. Игрок, поймавший мяч, должен назвать соответствующее растение. Например: Василий – василек, гвоздь – гвоздика, Роман – ромашка, кувшин – кувшинка, Лиля – лилия, Виолетта – виола, ириска – ирис. Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга.