Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях. Давайте ему немного расскажем (дети: «давайте»
). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.
Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей)
.
— Как называются эти комнатные растения? (ответы детей, например (герань, фикус)
. Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у
растений цветки?
Какие они и сколько их? (ответы детей)
.
Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.
Воспитатель – Какого он размера? (ответ детей: «большой, похож на дерево»
, отвечая на вопросы воспитателя, дети устанавливают, что стебель у этого
растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.
Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? (предлагая потрогать листок)
— Какой он на ощупь? (ответы детей: гладкий, блестящий)
.
После этого подводят итог: что сказал о растениях каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.
Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.
Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.
Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях. Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые, оказывается это совсем не так.
Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение, хотите с ним познакомиться? (ответ детей – конечно Н Е Т)
. А ты Мишка?
Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение, которое называется «Бальзамин»
, а в народе его называют просто
«Огонек»
.
Мишка смеется над названием «огонек»
Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек»
. А хотите узнать почему?
(ответы детей)
. Потому что, у него много маленьких красных цветочков.
Мишка – Ну, теперь понятно.
Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают «огонек»
, описывают его).
Воспитатель – Нравиться вам, «огонек»
? Он останется у нас в группе. Какое место мы найдем для него?
(ответы детей)
.
Правильно, «огонек»
будет хорошо
расти там, где много света и солнца. А теперь сравним «огонек»
и другое
растение – дружную семейку. Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей)
.
Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения. В конце занятия проводиться дидактическая игра.
Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей:….)
Один из детей «водит»
, а другие дети прячут какое — нибудь
растение.
Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали. В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места.
Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях. Тебе понравилось?
Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения.
Карточка 30
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС)
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку)
. Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание
комнатных растений, учить сравнивать их между собой.
Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии
Карточка 31
НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ 8. НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ?
ЦЕЛЬ: Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов: по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая)
. Развивать сенсорный опыт
(рассматривание образцов сырой и сухой почвы)
Д/игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о комнатных растениях. Учить узнавать растения по фотографии, картинке, модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.
Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии
Карточка 32
ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше»
,
«меньше»
.
Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений: набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.
Карточка 33
«Комнатные растения — наши друзья»
Цель:
— развивать у детей познавательный интерес к природным объектам;
— формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения;
— учить детей выделять отдельные части растений;
— расширять круг наблюдений за трудом взрослых;
— воспитывать трудолюбие.
Интеграция образовательных областей: труд, коммуникация, познание, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: комнатные растения группы, лейка с водой, влажные тряпочки.
Прогулка «Наблюдение за цветами на клумбе»
Прогулка «Наблюдение за цветами на клумбе»
Цель: Образовательные: — формировать представление о многообразии неживой природы; — учить любоваться растущими цветами. Развивающие: —
развивать умение обобщать по существенным признакам; — развивать речь, активизировать словарный запас; — расширять представление о частях растений.
Воспитательные: —
воспитывать ответственное отношение к природе; — воспитывать бережное отношение к прекрасным творением природы.
Ход прогулки.Загадка.
Луг совсем как ситцевый Всех цветов платок — Не поймёшь, где бабочка, Где живой цветок. Лес и поле в зелени, синяя река, Белые, пушистые в небе облака.
Дети.
Летом.
Воспитатель.
— Ребята, сегодня я предлагаю вам погулять и посмотреть на наши клумбы. (Дети идут к клумбам.)
Послушайте стихотворение.
Я иду по зелёному лугу, Высыхает на листьях роса, Ветер травы качает упруго, И я слышу цветов голоса. Они шепчут: «Не рви нас, не надо, Наши гибкие стебли не мни. Мы для глаз и для сердца отрада, Украшенье родимой земли».
Воспитатель.
— Ребята, послушайте загадку.
Загадка .
Листики в спирали гнутся, И друг к другу жмутся, А над ними те цветы, Не бутоны, а духи, Что же это за цветы?
Дети.
Лилия (Предложить детям рассмотреть цветы и вспомнить названия.)
Из-за своего длинного стебля лилии всегда сажают внутри клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво среди более низких цветов у периферии цветника. У лилии очень много ланцетовидных листьев, собранных в прикорневую разетку, из которой выходит высокий прямой стебель с изящным цветком. Цветки лилии бывают оранжевыми, снежно-белыми, тигровыми (испещренными чёрными пятнами) и т. д. Корень у лилии — луковица. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее цветок, тем лучше видны его части: лепестки венчика, расположенные на цветоложе, — они большие и оранжевые; большие чёрные тычинки с пыльцевыми мешочками на кончиках; в середине один высокий пестик.
Найти одинаковые цветы (лилии и петунии) и цветы, собранные в соцветия. (Дети находят цветы).
Воспитатель.
Послушайте загадку и скажите «О каком цветке идёт речь?»
Загадка.
Цветем одно мы лето
И украшаем сад.
На бархат мы похожи,
Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)
Рассмотреть отличия этих цветов.
Воспитатель
. Все цветы радуют глаз и украшают окружающее пространство.
Давайте вспомним стихи.
1.Мы цветочки все польём Жарким ясным летним днём. Будем мы беречь цветы, Чтоб они всегда цвели.
2. Весной и летом там и тут На радость всем цветы цветут: В лесу лесные, в поле — полевые, Душистые, красивые, живые. Поэтому не рву цветы. А ты?
Дидактическая игра « Магазин «Цветы»
Цель:
учить группировать растения по месту произрастания, описывать их внешний вид.
Ход игры.
Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не назвать его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел магазина, в котором он стоит (полевые, садовые, комнатные), затем выдать покупку.
Воспитатель.
— Ребята, вспомним приметы. 1. Перед дождём не раскрывают своих цветов роза, ноготки. 2. К 8 часам утра открывают свои соцветия бархатцы. 3. Ноготки не раскрывают своих цветов — к дождю.
Опыт «Потребность растений в воде»
Дети подходят к клумбе и обращаем внимание на состояние цветов. Те цветы в клумбах, которые не поливали несколько дней, выглядят поникшими, листья опущены к земле. Те же, которые поливали, стоят с гордо поднятыми головками.
Подвижная игра «Развиваем внимание» Цель
: развивать внимание.
Ход игры.
Детям предлагаю оглядеться вокруг себя (5-10 сек.) и запомнить как можно больше цветов по порядку. Затем завязать глаза. Поменять цветок местами и попросить перечислить по порядку как было.
Что изменилось?
Вывод:
растениям необходима вода.
Труд на участке
. Полив клумб.
Воспитатель.
Нам пора возвращаться в группу. — Что нового вы сегодня узнали?