Как развить логическое мышление у ребенка
Дети способны рассуждать; они способны формировать логические связи между знаниями и взаимодействием. Рассуждение — это способность, которая развивается, когда детям предоставляется свобода проводить время самостоятельно и строить свой мыслительный процесс. Эта способность к рассуждению возникает в разных возрастах в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, развитие логического мышления у дошкольников развивается на подготовительных занятиях к школе ,а развитие мышления у детей дошкольного возраста и развитие мышления у младших школьников может с начала школьной поры . Тем не менее, развитие логики проявляется в каждом ребенке в конце концов.
Начало мышления
Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста-опыт, который является катализатором, что позволяет развиваться логическим рассуждениям. Ранее всего у ребенка проявляется мышление,которое, трансформируется в способность логически мыслить, изучать, анализировать информацию и решать проблемы. Для некоторых детей они учатся быстро рассуждать, для других требуются повторные действия, чтобы сформировать образец и логическую связь и впоследствии развить абстрактно логическое мышление.
Пример
Давайте рассмотрим этот пример: во время учебы ребенок, который является самообучающимся, должен исследовать концепции и формировать связи, чтобы понять тему. С другой стороны, ребенок, воспитанный наставничеством, не может самостоятельно сформировать эти связи. Таким образом, ребенок, который привык к коучингу, не будет иметь такой же результат, как и самообучающийся, потому что он не может заниматься самостоятельно. Самообучающийся, который понимает свой предпочитаемый стиль обучения, сочтет коучинг (или наставничество или работу с учителем) ненужным и пустой тратой времени.
Как развить
Как развивать мышление у детей? Логические рассуждения требуют независимости. Как родители и учителя, если мы пытаемся доверять детям и их решениям, мы можем помочь развитию их логических рассуждений. Пытаясь найти свои ответы, дети начинают развивать способность логически рассуждать. И наоборот, если мы не будем доверять им и неустанно обменивать их своими предложениями, убеждениями, опытом и стратегиями, они станут зависимыми от других.Они не будут формировать свои собственные выводы, и их логическая сторона останется неразвитой.
Когда детям дается свобода учиться, они изучают, что, почему и как, а в разные возраста разные виды логики и мышлений.
- В возрасте 3-4 лет дети могут рассуждать о том, что им нужно действовать, однако их действия не соответствуют задаче. Они начинают отвечать немедленно; действовать без разбора для решения проблемы без фактического анализа обстоятельств. Дошкольники не могут понять условия проблемы, а это значит, что они не могут критически оценить ситуацию. В конечном итоге это приводит к пробам и ошибкам, ценной форме опыта. Логические рассуждения начинают формироваться после этих практических попыток решения проблем.
- Логика для детей 5 6 лет- возраст, когда дети начинают понимать проблемы и искать способы их решения; они начинают использовать логические рассуждения. Это особенно очевидно, поскольку дети этой возрастной группы начинают использовать речь в качестве основы для логических рассуждений. Аргументы составляют основу их рассуждений и их решимости решать интеллектуальные проблемы. Эти дети учатся передавать то, что они чувствуют и думают; они открывают для себя ряд способов общения, а также их связь с обоснованием и реакцией. Они начинают рассуждать и делать выводы. Логическое и критическое мышление детей теперь эволюционировало.
Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников
В любом возрасте будут полезны детские игры на развитие логики. Вот несколько примеров таких игр и упражнений.
«Игра наоборот»
Взрослый говорит фразу, в которой содержится заведомо неверный посыл. Ребенок должен быстро его поправить. В зависимости от возраста можно усложнять исходные фразы. Например, самым маленьким понятно, что на фразу «Снег горячий» нужно сразу ответить: «Холодный»; «Помидор синий» — «Красный». А дети постарше уже могут сравнивать и на фразу «Слон меньше комара» ответят: «Больше».
Эта игра хороша тем, что в нее могут играть неограниченное количество детей. Кроме того, малыши всегда очень весело и с готовностью «исправляют» взрослых.
«Лишний предмет»
Игра «Найди лишнее» — также подходящее для любого возраста веселое занятие.
Картинки или предметы собираются в одном месте (коробке, шляпе) по какому-то принципу, и туда же подбрасывается один лишний предмет. Его и нужно выявить и назвать.
Задания могут быть совсем простыми и более сложными. К примеру, малышам можно в коробку с фруктами подкинуть мячик, а для старших детей в те же фрукты положить овощ.
В данном случае в игровой форме ребенок учится анализировать предметы, выделять общие и разные черты, приобретает навыки классификации.
«На что похоже?»
Поиграйте с ребенком в ассоциации. Пусть он скажет, что ему напоминает тот или иной предмет. Начинать можно с самого простого (апельсин — мячик, картофелина — камешек) и постепенно переходить к более сложным ассоциациям: на что похоже дождливое небо, пушистый котенок, варежка, стол?.. Чем удивительнее выйдет ассоциация, тем лучше.
Не пытайтесь подсказать ребенку тривиальный ответ: даже если вам не кажется, что мороженое похоже на воздушный шарик, — не страшно, важно, чтобы у ребенка рождались свои образы.
Эта игра больше подходит средним «дошколятам».
«Что это значит?»
Облегченный вариант полноценной логической игры.
Предложите ребенку продолжить фразу, причем как можно большим количеством способов: «Я взял со стола конфету. Что это значит?» Вариантами, например, могут быть: «На столе больше нет конфеты», «Конфета теперь у меня в руке (кармане)», «Конфет на столе стало меньше», «Я испачкал шоколадом руку»…
Чем больше рождается вариантов, тем они удивительнее. Эта игра не для самых маленьких, но в 4-5 лет дети играют в нее уже с удовольствием.
«Дорисуй рисунок»
Самая простая творческая задача. Вы можете нарисовать на листе любую фигуру (закорючку) и предложить ребенку дорисовать, так, чтобы эта фигура обязательно была задействована. Для детей помладше можно изобразить что-то вполне узнаваемое, но не дорисованное, а для детей постарше — не ограничивать свою фантазию.
«Найди пару»
Составьте пары из картинок, логически связанных между собой. Разложите на две кучки. Пусть ребенок найдет для каждого предмета его пару.
Детям помладше можно подбирать простые варианты: дерево — листик, рыбка — аквариум. Дети постарше могут справиться и с более сложным заданием — например, «подберут» доктору шприц.
«Описание предмета»
Вы называете предмет, а ребенок должен подобрать как можно больше эпитетов к нему. К примеру, елка: колючая, высокая, красивая, нарядная, зеленая.
Интересен и обратный вариант. Что может быть колючим? Та же елка, ежик, иголка, снег, шарф… Чем больше ассоциаций, тем лучше.
Игра, конечно, не для самых маленьких.
«Найди последовательность»
Для детей, которые умеют считать хотя бы до 10, можно составить элементарную числовую последовательность, где каждое последующее число больше/меньше предыдущего (на определенное число).
2 — 4 — 6 — …Что дальше?
9 — 7 — 5 — …Что дальше?
Старшим дошкольникам понравятся игры на поиск закономерностей не только с числами, но и с картинками.
«Самые нужные предметы»
Предложите ребенку собраться на дачу / необитаемый остров / в кругосветное путешествие, взяв с собой только вещи, например, на букву «к» или зеленого цвета, причем не больше 10 штук. Пусть объяснит, зачем ему та или иная вещь.
Помимо того, что это весело, это еще и хороший способ проверить, как ребенок прогнозирует варианты развития событий.
Видов развивающих занятий очень много. Какой из них выбрать — зависит только от фантазии взрослых и склонностей детей. Некоторые дети лучше воспринимают информацию в словесной форме, другие — через иллюстрации. Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он включился в процесс поиска решения, начал думать: «Почему это так?» и «Что будет, если?»
Логика и математика для детей
Развиваем логическое мышление, учим работать с информацией и принимать верные решения в интерактивном игровом формате
узнать подробнее
Игры
Игры логического мышления для дошкольников
Если вы когда-либо пытались рассуждать с трехлетним ребенком, вы знаете, что ребенок в этом возрасте не мыслит логически. Маленькие дети очень конкретны и буквальны в своем мышлении, и только по мере приближения к школьному возрасту они начинают демонстрировать готовность к задачам, требующим более абстрактного мышления. Тем не менее, дошкольники часто находят удивительные связи, когда занимаются изучением и осмыслением мира, и есть несколько забавных игр с логическим мышлением, которые ответят ребенку на вопрос: что такое логика ?
Мышление ребенка 4–6 лет: какое оно?
Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребенок в этом возрасте открывает и познает мир.
Основы мыслительной деятельности дошкольника. Предпосылки абстрактно-логического мышления
Речь
Пожалуй, самую кардинальную роль в умственном развитии дошкольника играет постижение искусства речи или, как говорят психологи, знаковой функции сознания. Слова-знаки являются важнейшими инструментами мышления. И чем лучше малыш владеет речью, тем успешнее будет развитие его мышления.
И дело тут не только в словарном запасе, но и в овладении всем грамматическим строем речи. Так, знание о родах существительных связано с:
- сложнейшим анализом самой разнообразной информации;
- осмыслением связей и отношений живых существ;
- переносом определенных характеристик (рода) с одних объектов на другие, в том числе с живых на неодушевленные.
А это требует абстрактного мышления. Знание и использование определений, дополнений и обстоятельств, усложнение предложений делает богаче не только речь, но и мышление.
Восприятие
Любая информация о внешнем мире – это материал для мышления, а каналом, по которому эта информация поступает в мозг, является восприятие. В дошкольном возрасте дети уже более внимательны, они умеют сознательно сосредотачиваться, их многое интересует в окружающем мире:
- с удовольствием разглядывают цветы и плывущие по небу облака;
- замечают изменение цвета листьев осенью;
- любят наблюдать за котятами и щенками, бабочками и птицами;
- с интересом слушают музыку;
- пробуют на вкус подчас несъедобные с точки зрения взрослых вещи.
Малыши активно накапливают материал для развития своего мышления. Огромное значение имеет их потребность подключить к процессу познания речь, дать «имена» всему, что они видят и чувствуют, описать, рассказать. Часто детям для этого не хватает слов, и они обращаются к взрослым, которые обязательно должны помочь. Обозначение вещей и явлений, предметов и действий – это сигнификативная функция речи, она очень важна для развития мышления, в первую очередь, именно понятийного, абстрактно-логического.
Усвоение сенсорных эталонов
В дошкольном возрасте большую роль играет понимание сенсорных эталонов, то есть сформированных в обществе представлений о характеристиках вещей, их свойствах, отношениях. К самым простым сенсорным эталонам относятся:
- геометрические фигуры,
- цвета,
- температурные характеристики,
- размеры и т. д.
Понимание и оперирование сенсорными эталонами (различение цветов, геометрических фигур, сравнительная характеристика размеров и весов и т. д.) – очень важная предпосылка развития абстрактно-логического мышления. Так, понимание, что нарисованное на картинке солнышко круглое, а домик квадратный требует предварительной сложной мыслительной работы: анализа, сравнения, выделения характеристики эталона (круга или квадрата), абстрагирование (отделение) этой характеристики и перенесение ее на другой предмет.
Важно и то, что эталоны связаны между собой сложными отношениями, понимание которых – важный шаг в развитии абстрактного мышления детей. Например, колечки пирамидки можно надеть на палочку, а кружочки нельзя, треугольная крыша может стоять на квадратном домике, а на круглом мячике не может.
Овладение предметной деятельностью
Это еще одна важная предпосылка развития мышления. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности. А до 4-летнего возраста мышление ребенка протекает преимущественно в предметной деятельности, в процессе игр, манипулирования вещами. У малышей в раннем детстве возможно только наглядно-действенное мышление. А когда они не играют с предметами, и мыслительная деятельность отсутствует.
Есть и еще один важный момент. В процессе эволюции сложилось так, что руки имеют для человека принципиальное значение, поэтому на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг.
В дошкольном возрасте дети обожают все делать руками:
- лепят из пластилина, теста и грязи;
- рисуют на бумаге и стенах;
- с упоением собирают конструкторы лего.
Движения их рук становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление.
Все эти изменения являются важными предпосылками усложнения мыслительной деятельности, на смену наглядно-действенному мышлению приходит образное – более сложное и уже отвлеченное мышление.
В мире образов
Образы в мышлении детей этого возраста занимают главное место, по сути, они выполняют функцию знаков, в роли которых позднее будут выступать слова. Речевая форма мышления тоже есть, но она пока несамостоятельна и подчинена образам, зависит от них и определяется ими. Поэтому дети так любят яркие картинки и с удовольствием рисуют. Некоторые психологи даже считают, что рисование отчасти заменяет малышам абстрактное мышление и создает для него основу. Поэтому занятия изобразительной деятельностью очень способствуют развитию детского мышления.
- В отличие от наглядно-действенного, образное мышление уже позволяет отвлекаться от конкретной ситуации и даже фантазировать. В этом возрасте настолько яркое, живое воображение, что при слабости рационального мышления дети иногда принимают образы своего воображения за реальных существ. Вспомните «Карлсона, который живет на крыше». Это ведь вполне реалистичная история о мальчике и его выдуманном друге.
- Образы участвуют во всех мыслительных операциях, и они пока для ребенка важнее абстрактных понятий. Но дети уже способны понимать схематические изображения, например, изображенные на листе бумаги кружок, овал и четыре палочки к нему безошибочно назовут человечком. А если им объяснить, что такое план, то они с увлечением начинают рисовать план дома и «размещать» в нем мебель, двери, окна, игрушки.
В дошкольном возрасте ребята способны решать и довольно сложные логические задачи, правда, если в них можно оперировать образами. Например, слушая сказку про Колобка, безошибочно делают вывод: в том что Колобка съели, виноват он сам – не надо было убегать от бабушки с дедушкой. Правда, довести сказку до другого логического конца – ведь в ином случае Колобок был бы съеден бабушкой и дедушкой – они пока не могут.
Используя образы, дети успешно справляются со всеми логическими операциями:
- анализом,
- сравнением,
- сопоставлением,
- синтезом.
Можно сказать, что образное мышление уже само по себе содержит предпосылки для овладения логическим. И к концу дошкольного возраста эти два вида мышления прекрасно сосуществуют и дополняют друг друга.
Что использует логика
Что такое логическое мышление и какие основные понятия использует логика?
Логическое мышление это-мышление, которое включает в себя рассуждение и использование того, что вы знаете, чтобы сделать выводы. Логическое мышление лежит в основе познания. Это требует понимания атрибутов, отношений и последовательности, и это важно не только для формального обучения; это необходимый жизненный навык. Логика это простыми словами- рациональная мыслительная активность человека.А логично это непротиворечиво. Логичный-разумный.
Общие правила развития логики у ребенка
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.
Геометрические фигуры – развитие логики в игровой форме
По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.
Логические операции
В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:
- Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
- Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
- Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;
В психологии обычно анализ и синтез рассматриваются как взаимозаменяющие операции.
- Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
- Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
- Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
- Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.
Гжельские узоры на уроках рисования в старших группах ДОУ