В статье представлены общие рекомендации и проверенные временем практические советы о том как развить мышление у ребенка.
Мышление отражает способность человека познавать окружающий мир, мыслить, накапливать знания, открывать новые законы, решать возникающие проблемы и задачи, создавать и преобразовывать.
Фундамент мышления закладывается в раннем детстве, когда ребёнок осваивает вначале наглядно-действенное (оно является основным примерно до 5 лет), затем наглядно-образное (оно превалирует примерно до 6-6,5 лет) и словесно-логическое мышление (оно формируется примерно в 6 лет, преобладает с 7-8 лет и у большинства взрослых остаётся ведущим). Наглядно-действенное мышление позволяет ребёнку познавать мир через взаимодействие с предметами.
Наглядно-образное мышление дает возможность представлять предметы, даже если их нет в наличии, и оперирует этими образами и представлениями (помните, как Мальвина просила Буратино представить, что у него в кармане яблоко?). Больше о развитии наглядного мышления можно прочитать нашем блоге, в статье «Развитие наглядного мышления» .
Словесно-логическое мышление позволяет ребёнку обращаться со словами, которые обозначают явления или предметы. Оно вырастает из образного и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, умозаключать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.
Логическое мышление у малышей дошкольного возраста проходит некоторые этапы становления:
- Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать.
- Моделирование.
- Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.
- Комбинаторика.
- Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.
- Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.
- Решение ребусов, кресс-кроccов.
Что такое мышление
Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.
Мышление — это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы.
Как это работает
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.
Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.
Наглядно-действенное — это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день. Наглядно-образное — это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)? Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание). Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден! Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать. Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело. |
Работа с закономерностями
Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.
Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:
- Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
- Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
- Пробуем определить тип закономерности.
- Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
- Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.
Примеры закономерностей с числами:
2, 5, 8, 11, 13, …
3, 4, 7, 8, 11, 12, …
99, 10, 88, 20, 77, …
4, 16, 5, 25, 6, …
Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.
Зачем развивать самостоятельно, если есть школа
Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история.
Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:
- Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
- Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
- Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
- Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.
Упражнение 3. Ребусы
Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.
- На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
- На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
- Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
- Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
- Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
- Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.
Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.
Как развивать мышление младших школьников
Школьники с 1 по 3 класс часто неусидчивы. Они живут «здесь и сейчас» и еще не умеют логически мыслить. Поэтому ключ к их развитию — игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.
Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка — вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка. Рассмотрим пять приемов на развитие мышления младших школьников.
Разложить картинки на группы
Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.
Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.
Собрать конструктор
Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора — в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.
В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.
Чтобы ребенок не скучал над конструктором и с любопытством исследовал мир, его нужно на это вдохновить. Как это сделать — расскажет психолог и эксперт Skysmart Екатерина Мурашова на бесплатном курсе «Учеба без слез». На курсе обсудим, как современным родителям не сойти с ума, постоянно контролируя ребенка и что сделать, чтобы разжечь в школьниках тягу к знаниям.
Отметить общий признак
Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:
- огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;
- мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;
- береза, дуб, сосна — деревья.
Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.
Поиграть в «Слова наоборот»
Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:
- существительные (смелость — трусость);
- прилагательные (смешной — грустный);
- глаголы (открыл — закрыл).
Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.
Поиграть в «Угадайку»
Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:
- цифры, стрелки — часы;
- уши, хвост, хобот — слон;
- буквы, картинки, бумага — книга.
Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу — еж.
Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки — отличная тренировка для прокачки словесно-логическое мышление.
Развитие логики в 6-7 лет
Если родители и воспитатели уже сделали первые шаги в этом направлении, ребенок должен уметь совершать несложные логические операции. Простейшей из них является сравнение.
Если в 5 лет малышу предлагаются пары объектов, то к 6-7 годам он будет справляться с большим количеством предметов:
- расставлять их по возрастанию или убыванию величины;
- находить самый большой или самый маленький из всех;
- распределять по группам.
Усложняется поиск общих свойств. В 5-6 лет дошкольники оперируют общими понятиями, такими как форма, цвет. К 7 годам становятся доступны более сложные классификации по не столь очевидным признакам.
Для развития способностей игры и задачи должны усложняться постепенно. Важно, чтобы ребенку было под силу выполнить задание, но оно не должно быть слишком легким. В противном случае пропадет интерес, исчезнет мотивация.
Как развивать мышление средних школьников
Нарисовать эмоции на лице
Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.
Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций — что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.
Сочинить историю
Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот…». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.
Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.
Поиграть в «Правду или вымысел»
Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.
Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.
Поиграть в «Нереальное действие»
Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.
Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Нарисовать интеллект-карту
По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины). На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.
Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.
Упражнение 8. Инструкция
Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.
Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.
Итак, инструкция по использованию расчески.
- Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
- Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
- Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
- Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
- Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
- Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
- Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
- Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
- После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
- Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
- Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.
Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!
Как развивать мышление подростков
Составить список
Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.
Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.
Назвать различия
Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.
Придумать название предмету
Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.
В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.
Поиграть в «Придумай сценарий»
Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.
В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.
Поиграть в «Странные вопросы»
Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:
- Что лучше: яблоко или дыня?
- Что мягче: рука или нога?
- В чем польза жирафа?
В ответе должно быть как минимум три аргумента.
Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.
Какие преимущества дает развитая логика?
Неразвитость мышления – актуальная проблема настоящего времени. Негативных последствий у нее много. Несформированность умения мыслить логически приводит к тому, что взрослый человек не способен:
- думать системно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- противостоять манипуляциям;
- делать правильные выводы;
- аргументировать свою точку зрения;
- опровергать неверные высказывания.
Поэтому занятия логикой – эффективный способ развития интеллекта. Это вклад в будущее ребенка, где он сможет мыслить нестандартно, выходить за рамки шаблонов. Регулярные умственные тренировки – полезная привычка, ведь новые нейронные связи нужно формировать на протяжении всей жизни.
Аналогии и антонимы
Аналогии помогают актуализировать словарь и находить логичную связку между словами:
- вилка для того, чтобы есть, а нож чтобы – …(резать);
- сапоги – это обувь, а шорты – это…(одежда);
- зимой холодно, а летом – … (тепло) и др.
Антонимы:
- толстый – тонкий;
- холодно – тепло;
- вредно – полезно;
- злой – добрый и т. д.
Данные слова и фразы указаны в качестве примера, вы же можете придумать что-то свое, но подбирать их нужно, в зависимости от индивидуального уровня знаний ребенка.