Презентация «Продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка»


Продуктивные виды деятельности дошкольников

Не всякая занятость ребенка приводит к наглядному продукту. И игра может порадовать результатом. Например, в сюжетно-ролевой игре ребенок может научиться накрывать стол или понять, как происходит покупка в магазине. В процессе игры развиваются коммуникативные умения, дети находят своих друзей. Это все важные результаты. Но не предметные, не материальные.

К продуктивным видам относят:

  • Изобразительную деятельность
  • Конструирование
  • Рукоделие

Возможно, что некоторые родители сомневаются назвать продуктом тот результат, который получается у ребенка после его экспериментов с красками или соединения некоторых деталей конструктора. С точки зрения качественных характеристик результат часто в исполнении дошкольника слабоват… Тем более, взрослым нужно помнить, что ребенок демонстрирует все, что он делает, с желанием услышать поддержку и похвалу, а не критику.

Продуктивность изобразительного творчества и рукоделия

К изобразительной деятельности относят рисование, лепку и декоративное творчество. Это может быть изготовление аппликаций и других поделок. Близко к этому виду и рукоделие, хотя требует большей техничности, а поэтому доступно уже в старшем дошкольном возрасте.

Как только малыш трех-четырех лет в своих каракулях увидит некий объект, можно считать, что он создал свой первый продукт. Значит, ребенок не просто хаотично чертил на листе. У него был замысел! А что получилось – соответствует возрасту.

В среднем дошкольном возрасте дети рисуют вполне узнаваемые образы. Фигурки из пластилина еще не получаются, но простые формы уже вполне реализуемы. Яблоко, огурец, тарелку способен вылепить каждый ребенок.

Дети 6-7 лет имеют вполне сформированные навыки рисования и лепки. Усидчивые внимательные дети интересуются созданием аппликаций, присматриваются к вязанию и шитью. Если в семье кто-то увлекается рукоделием, старшие дошкольники обязательно приобщаются к этой деятельности.

Продукт деятельности в конструировании

Причисляя конструирование к продуктивной деятельности, важно иметь в виду, что продукт в этом случае временный. Редко какую конструкцию удается сохранить на продолжительное время. Разве что старший дошкольник смастерит по схеме из металлических или пластиковых деталей машину, кран, робота, и ему захочется на определенное время сохранить удачную модель.

У любой конструкции короткий век. Дети строят, собирают некий объект, смотрят на него, призывают взглянуть других, ожидают услышать похвалу и… в скором времени разрушают, чтобы создать нечто иное.

Но очевидно, что данная деятельность и осуществляется ребенком ради конкретного продукта. Это именно тот вид деятельности, который дает возможность увидеть дошкольнику наглядные достижения.

Итог

Как можно заметить, продуктивные навыки, развитые в дошкольном возрасте, имеют массу плюсов:

  • развитие эстетических и нравственных чувств воспитанника;
  • совершенствование его умственной и физической сторон;
  • формирование понятий о пространстве, форме, композиции;
  • приобретение дополнительных навыков работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
  • развитие усидчивости, трудолюбия, логики.

А для того, чтобы всего этого достичь, нужно сделать не так уж и много: обеспечить малыша всеми необходимыми материалами и вместе с ним попробовать смастерить поделку, вылепить фигурку или нарисовать картину. Это доставит удовольствие и вам, и ребенку, и поможет ему сделать еще один шаг к своему успешному образованию.
Оставить комментарий

Психологические характеристики ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство — это период от момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). В этом процессе решающую роль играют социальные факторы формирования личности. В дошкольном детстве формируются основные индивидуально-психологические характеристики ребенка, создаются условия для формирования социально-нравственных характеристик личности.

Эта фаза детства характеризуется:

  • В крайнем случае, ребенок нуждается в помощи взрослого для удовлетворения основных жизненных потребностей;
  • максимально возможная роль семьи в удовлетворении всех основных потребностей (материальных, духовных, познавательных);
  • минимальная возможность самозащиты от вредных воздействий окружающей среды.

Обращение. К шести годам словарный запас ребенка расширяется настолько, что он может легко объяснить другому человеку все, что относится к повседневной жизни и сфере его интересов. В то время как трехлетний ребенок с нормальным развитием использует до 500 и более слов, шестилетний ребенок использует от 3 000 до 7 000 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и связок.

Сенсорное развитие. Ребенок, посещающий детский сад, не только различает цвета, формы, размеры предметов и их положение в пространстве, но и может правильно назвать предложенные цвета и формы предметов и правильно распределить предметы по размеру. Он также может изображать простые фигуры и раскрашивать их в определенный цвет. Очень важно, чтобы ребенок мог установить идентичность предметов с определенной нормой. Стандарты — это модели человечества основных разновидностей качеств и свойств объектов. Так, эталонами восприятия (сенсорными эталонами) являются: цвета спектра, белый и черный цвета, всевозможные формы, уровень звуков, временные интервалы и т.д. Они возникли в ходе истории человеческой культуры и используются людьми в качестве моделей, эталонов, с помощью которых определяется соответствие воспринимаемой реальности тому или иному стандарту из системы упорядоченных стандартов.

Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с нормой, то можно предположить, что он может установить тождество (шар круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально похоже на шар), несходство (шар и куб). Внимательно рассматривая, трогая или слушая, ребенок выполняет соотносительные действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.

Развитие мышления. Особенностью здоровой психики ребенка является познавательная активность. Любопытство ребенка постоянно направлено на познание окружающего мира и формирование собственной картины этого мира. Ребенок играет, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Например, он сам может понять, какие предметы будут тонуть, а какие плавать. У него много вопросов о явлениях жизни. Чем более интеллектуально активен ребенок, тем больше вопросов он задает и тем более разнообразными становятся эти вопросы.

Развитие внимания. Познавательная деятельность ребенка по исследованию окружающего мира организует его внимание к исследуемым объектам в течение довольно длительного времени, пока его интерес не ослабевает. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, он может играть два или даже три часа, не отвлекаясь. Он может сосредоточиться на продуктивной деятельности (рисование, конструирование, работа, имеющая для него смысл) на такое же время. Однако такие результаты концентрации внимания — следствие интереса к тому, что делает ребенок. Он будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, когда ему приходится заниматься деятельностью, которая ему не подходит или совсем не нравится.

Развитие памяти. Дошкольный возраст — это возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим когнитивным процессом. На самом деле, ребенок дошкольного возраста осваивает язык настолько, что становится настоящим носителем родного языка. Память фиксирует и сохраняет события и информацию, значимые для ребенка. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю жизнь.

Шестилетний ребенок уже может произвольно запоминать предметы. Когда запоминание становится условием успешной игры или важно для реализации стремлений ребенка, он легко запоминает слова в определенном порядке, стихи, последовательности действий и так далее. Шестилетний ребенок уже сознательно способен использовать приемы запоминания. Он повторяет то, что нужно запомнить, пытается понять, усвоить то, что было заучено в определенном порядке. Тем не менее, непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь также все определяется интересом ребенка к тому, с чем он занимается.

Развитие воображения. Шестилетний ребенок может создать в своем воображении множество ситуаций, в которых он предстает в своих самых прекрасных проявлениях. Сформировавшись в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Это наиболее ярко проявляется в рисовании и в сочинении детских стишков и сказок. Здесь наблюдается большая вариативность в характере детского творчества: одни дети сосредоточены на воссоздании реальной действительности, другие — на создании фантастических образов и ситуаций. Фантазия играет большую роль в жизни ребенка, чем в жизни взрослого, она проявляется гораздо чаще и допускает более частые нарушения реальности жизни. Неустанная работа воображения — это основной способ познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

Необходимость продуктивной деятельности

Целью занятий является всестороннее развитие и воспитание ребенка дошкольной возрастной группы. Развиваются дети многосторонне, поэтому важно включить в занятия все виды продуктивной деятельности дошкольников, не зацикливаясь лишь на рисовании или лепке. Занятия должны проводиться в игровой форме, а не «из-под палки», малыш должен осознавать, что это весело, кроме того, будет по окончании работы гордиться своим продуктом. В это же время он будет постепенно усваивать необходимость слушать внимательно педагога, и делать все, что необходимо для получения результата.

Во всем мире специалисты изучали продуктивную деятельность дошкольников, и пришли к выводу, что она способна развить в детях следующие качества:

  1. Хорошее творческое воображение, механизм мышления, то есть — умение логично мыслить, сравнивать, анализировать и синтезировать.
  2. Целеустремленность, усидчивость и настойчивость.
  3. Хорошие умственные способности, так как продуктивная деятельность дошкольников — это познавательные занятия.
  4. Мелкую моторику пальчиков и мускулатуру кистей рук.
  5. Методы продуктивной деятельности дошкольников направлены на донесение до детей необходимости самостоятельной работы.
  6. Любознательность, пытливость и инициативу.

Еще занятия положительно сказываются на дисциплине детей, педагогами отмечена хорошая связь продуктивной деятельности с сенсорным воспитанием. То есть, чтобы ребенок имел хорошее представление о предмете, он должен знать, как он выглядит, его цвет, пользу, величину и расположение в пространстве.

В процессе занятий проявляются все качества, в первую очередь умственные и физические способности малыша, и педагоги точно знают, с каким ребенком и чем необходимо больше заниматься, они дают дельные советы родителям.

Продуктивная творческая деятельность дошкольников дает практику и навыки, которые потребуются для дальнейшего обучения и работы. Например, для создания аппликации требуется приложить определенные усилия, хорошо подумать о размещении предметов, правильно их расположить, а для этого нужны созидательные действия. В процессе занятий детки набираются опыта самостоятельной работы.

Хорошо реализуется в продуктивной деятельности дошкольников интегрированный подход. Помимо этого, малыши способны полностью расслабиться, а это избавление от всевозможных страхов перед социумом. Дети, самостоятельно создавая продукт, могут реализовать в модели свои представления о том или ином предмете, получают материальное воплощение воображаемой конструкции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]