Презентация «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»


Сказкотерапия как инновационная технология в ДОУ

Дорогие друзья, мы рады представить вам Дедяеву Викторию Анатольевну, воспитателя МБДОУ детский сад № 1 г. Ливны Орловской области. Сегодня Виктория Анатольевна в своей статье расскажет о сказкотерапии как инновационной технологии в ДОУ. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Анатольевны:

«Сказкотерапия – это способ передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому, мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека».

Увлекательного чтения…

Сказкотерапия как инновационная технология в ДОУ

В дошкольном возрасте сказка для ребенка не просто фантазия, но и особая реальность. Она, словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства – это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания взрослым и ребенком.

Сказкотерапия – это способ передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому, мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

«Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок!». Эту истину мы знаем с детства, но за «урок» сказку любят взрослые, а детям в сказках более интересны жизненные испытания героев, захватывающие моменты и волшебные превращения.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах и правилах, действующих в нашей жизни. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьезными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно необходимая информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение любой творческой деятельности. Сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач и оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно.

Через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок чаще всего отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоуважениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем.

Для полноценного нравственного развития дошкольника важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.

Сказкотерапия – один из самых доступных методов для развития эмоций ребенка, который во все времена использовали педагоги и родители.

Способ общения через сказку ценен тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально – ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат собственных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велели.

Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

У сказкотерапии есть специальное условие: ребенок должен четко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различия, обычно, появляется у ребенка к 4 годам. Но в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Из своих наблюдений за детьми в группе круглосуточного пребывания я сделала вывод: дети, находящиеся в детском саду с понедельника до пятницы, имеют дефицит родительской ласки, любви, внимания, общения. Одни хотят и стремятся обратить на себя внимание как можно больше разными способами, другие же напротив – не идут на контакт. Не потому, что боятся, а потому, что не знают как. Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока. Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка, возможно, успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения.

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М.Грабенко, Н.В. Микляевой и др.

Занятие сказкотерапии в группе проходит один раз в неделю.

Основные задачи:

  • преодоление барьеров в общении;
  • повышение уверенности в себе;
  • развитие самооценки и самоконтроля;
  • развитие нравственно-волевых качеств человека;
  • развитие эмоционально-творческой личности;
  • развитие произвольного внимания, восприятия, речи, воображения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • воспитывать любовь к сказкам.

Занятия проходят по 3 направлениям:

  1. Знакомство со сказкой. (Чтение, кино, мульфильм)
  2. Художественное творчество детей по сказкам. (Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация; сочинение сказок, историй)
  3. Драматизация/театрализация сказки.

В повседневной жизни с детьми младшего дошкольного возраста, я использую «волшебную» куклу Улыбайка. Когда уговоры, просьбы не помогают отвлечь ребенка от негативного состояния или приступа обиды, на помощь приходит кукла. От лица персонажа начинается диалог с ребенком, а иногда монолог в виде сказки, настраивая его на положительный эмоциональный настрой. Как только контакт с ребенком налажен, кукла «волшебно» исчезает. Во взаимодействие вступает педагог.

В своей деятельности использую сказочные образы, стараюсь помочь детям осмыслить такие важные понятия, как: добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким, уважение к памяти предков и почитание своих родителей. Детей младшего дошкольного возраста интересуют сказки, где главные герои – животные. Старших дошкольников – главные персонажи – это люди (Иван – царевич, Никита Кожемяка, Василиса Премудрая, девочка Женя из сказки «Цветик — семицветик» и др.).

На занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния персонажей, вербализируют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные человеческие качества, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей.

В художественном творчестве при помощи цвета, форм, размеров, дети выражают свое отношение к героям, их поступкам и значимости их в сказке.

При переходе от одного вида деятельности к другому я использую упражнения психогимнастики («вкусная конфета», «лисенок боится», «жадный пес», «злюка» и др.)

Соотнося свое поведение с поведением сказочного персонажа, дети учатся находить верные пути и способы решения сложных жизненных проблем, приобретают опыт самопостроения собственной личности.

Проведенные мероприятия дали положительную динамику. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, общительными. Обновился и расширился запас слов, речевых оборотов. В группе воцарилась обстановка доброжелательности и взаимопонимания.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Основы сказкотерапии – СПб. : Речь, 2007.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб. : Речь, 2006.
  3. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия – М. : Эксмо-Пресс, 2005.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.
  5. Фесюкова л.Б. Воспитание сказкой. М.: АСТ, 2000.

Презентация по Сказкотерапиипрезентация на тему

Слайд 1

« Сказкотерапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Сказкотерапия – это лечение сказкой. . Суть его в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки

Слайд 3

Сказкотерапия для дошкольников цели и задачи: -Развитие речи ребенка -Развитие и формирование творческих способностей -Адаптация в коллективе -Умение преодолевать трудности -Добиваться поставленной цели -Расширение знаний об окружающем мире -Укрепление взаимосвязи родителей с детьми

Слайд 4

Сказкотерапия Сказкотерапия — процесс активизации потенциала личности. Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия — это процесс образования связи сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия — это и процесс объективизации проблемных ситуации. Сказкотерапия — процесс всестороннего образования и воспитания. Сказка — волшебство, а волшебство — это еще и превращение. Сказкотерапия — это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой

Слайд 5

В сказкотерапевтическом процессе выделяют пять видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич — Евстигнеевой): 1) художественные 2) дидактические 3) медитативные 4) психотерапевтические 5) психокоррекционные

Слайд 6

Художественные сказки Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь — из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Слайд 7

Дидактические сказки Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Слайд 8

Медитативные сказки Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: несколько секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну…» или «в волшебный лес…»

Слайд 9

Психотерапевтические сказки Психотерапевтические сказки — это чаще всего притчи и библейские сказания, хотя они могут быть разработаны и психотерапевтом (в рамках индивидуальной работы). Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями. В сказках этого типа выделяют само повествование и то, что мы читаем «между строк».

Слайд 10

Психокоррекционные сказки Психотерапевтические сказки — это чаще всего притчи и библейские сказания, хотя они могут быть разработаны и психотерапевтом (в рамках индивидуальной работы). Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями. В сказках этого типа выделяют само повествование и то, что мы читаем «между строк».

Слайд 11

Сказкотерапия У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева считает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Слайд 12

Чтение сказки и её анализ Цель : осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки?

Слайд 13

Приёмы работы со сказкой

Слайд 14

Рассказывание сказок Рассказывание сказки от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок». Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.

Слайд 15

Проигрывание эпизодов сказки, драматизация Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Рисование по мотивам сказки — рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; — любимого сказочного героя, — сказочной страны — Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Приёмы работы со сказкой :

Слайд 16

Структура сказкотерапевтического занятия содержит : Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Основную часть. Резюмирование . Ритуал «выхода из сказки».

Слайд 17

Начало сказки Жили – были… Начало сказки, встреча с ее героями.

Слайд 18

Сказкотерапия Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии , нужно помнить — результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены. Попробуйте!

Слайд 19

Методическое содержание диска Теория сказкотерапии для детей дошкольного возраста. Каталог дидактических игр по сказкотерапии . Видеосюжет дидактической игры ( с описанием ). Конспект НОД «Сказки народов Севера». Презентация по сказкотерапии .

Слайд 20

Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Можно ли использовать сказку в воспитательных целях? Можно! И не только в воспитательных! Универсальная методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л.Б.Фесюковой , развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе. В книге вы найдете конспекты занятий с детьми, а также задания, которые помогут оценить, насколько хорошо вы освоили авторскую методику. Книга адресована воспитателям детских садов, учителям начальных классов школы и, конечно, родителям .

Слайд 21

Попробуйте! Эта технология понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Сказкотерапия – как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников посредством сказкотерапии
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
  • оформить в группе центр книги
  • взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы
  • способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей
  • развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Актуальность

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.

Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.
  • чтение сказок детям педагогом; ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
  • инсценировка вместе с детьми отрывков из текста;
  • загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам;
  • имитация процесса чтения в эгоцентрической речи — это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
  • воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
  • сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста;
  • рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок;
  • придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
  • придумывание вопросов героям текста;
  • проигрывание придуманного конца сказки.

Формы работы с родителями:

  • консультации, мастер-класс
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе
  • осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм
  • понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых
  • знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
  • сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  • Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании
  • Презентация педагога по теме самообразования.

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания).
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают ( «колдуют»).
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки).
  6. Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему).
  7. Сказки о животных.
  8. Бытовые сказки.
  9. Волшебные сказки.

Для того, чтобы детям было интересно, использую метод фантазирования и приёмы:

  • Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке
  • Придумывание разных слов (длинных, смешных)
  • Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Этапы работы со сказкой

  1. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

После прочтения он должен сопровождаться подробным обсуждением её сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребёнку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории. Именно тогда активизируется и развивается банк знаний о мире. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путём формирует возможность видеть причинно-следственные связи, и осознано действовать.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховываете персонажей, вызывающих страх у ребёнка).

Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии

  • Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
  • Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
  • Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
  • Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.
  • Медиативные сказки Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. (По А.Бердниковой).

Список используемой литературы:

  1. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. – СПб.: Речь, 2013. – 224 с.
  2. Огненко, Н. Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу/ Н. Огненко. – СПб.: Речь, 2008 – 207 с.
  3. Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем / Г. Р. Ломакина. – М., 2010. – 158 с.
  4. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психологической работы / Л. Д.Короткова: «РОН», 2013 – 350 с.
  5. Исаева, Е. Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Е. Н. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 19 –24.
Следующая >

Презентация на тему: Сказка как средство развития связной речи дошкольников

автор: Тимиряева Инна Витальевна

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 20»

Презентация на тему: Сказка как средство развития связной речи дошкольников

«Сказка как средство развития связной речи дошкольников» во второй младшей группе № 3

Воспитатели: Тимиряева И.В.

2 слайд

Цель: — Формирование навыков связной речи дошкольников в процессе ознакомления со сказками

3 слайд

Задачи: -Развивать связную и грамматически правильную речь ненавязчивой форме -Расширять словарный запас детей -Формировать познавательный интерес-Развивать творческие способности.

4 слайд

Методика нашей работы по развитию творческой активности основана на программе Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович
«Театр – творчество – дети».
Сказка привлекательна для ребенка: В ней отсутствует нравоучениеВ ней отсутствует определенный, конкретный геройЯзык в сказке образный и метафоричныйСказка создает ощущение защищенностиВ ней есть тайна и волшебство

5 слайд

Успешное решение задач по развитию речи возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей, применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в нашей педагогической деятельности).

6 слайд

Работа по развитию речевых навыков средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности:— познавательное развитие, — речевое развитие, — художественно-эстетическое развитие, — социально-коммуникативное развитие, — физическое развитие и в их взаимосвязи.

7 слайд

Методы и приемы:Методы художественного чтения и рассказывания: — Чтение или рассказывание одного произведения;— Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов; — Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства;— Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;— Чтение как часть НОД по развитию речи.

8 слайд

Приёмы:

Вопросы;

Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение;

Повторное чтение отрывок из текста;

Игры – этюды;

Драматизация сказок.

9 слайд

Виды театра использующие в группе.Кукольный театр.Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.

10 слайд

Магнитный театр.

Участие дошкольников в театральных постановках с использованием стендового магнитного театра, развивает: — мелкую моторику, — память, — логику, — воображение, — пространственную ориентацию на плоскости, — внимание к деталям.

11 слайд

Настольный театр.

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью. Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

12 слайд

Театр на палочках.

Театр на палочке – способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

15слайд. Спасибо за внимание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]