Цель дидактической игры «Профессии»
Цель игры – расширение и закрепление представлений о всевозможных профессиях, их особенностях и важности для общества, используемых рабочих инструментах, производимой продукции.
Задачи игры:
- запоминание названий профессий;
- расширение знаний об инструментах и приспособлениях, нужных для выполнения профессиональных обязанностей;
- выяснение назначения и особенностей профессий;
- уточнение представления о том, где работают люди, какую одежду носят, какие действия выполняют, как выглядит их рабочее место;
- формирование представления о том, что должны знать и уметь работники;
- воспитание уважительного и благодарного отношения к чужому труду;
- формирование понимания того, что каждая профессия важна, а результаты труда имеют большое значение;
- воспитание стремления усердно трудиться, стать хорошим работником;
- развитие речевых навыков, умения логически мыслить и воспринимать информацию на слух.
«Сборник дидактических игр для диагностики трудовых умений и навыков для старшей группы»
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель:
закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий. Если бы не было учителей, то … Если бы не было врачей, то … Если бы не было дворников, то… Если бы не было водителей, то … и т.д.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель:
Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят: Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем. Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»Цель:
Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий. 1) Опрокинуть горшок, из него вынимают растение. 2) Мытьё горшка. 3) Укладывание камушков на дно горшка. 4) Насыпание в горшок песка (высота 1 см). 5) Насыпание в горшок поверш песка немного земли. 6) Отряхивание палочкой старой земли с корней растений. 7) Срезание загнивших корней. Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй. 9) Уплотнение земли. 10) Установка горшка с растением на поддон. 11) Полив растения под корень.
«Кто где работает?»
Цель:
уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»Цель:
расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель. Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель. Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»Цель:
упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий. Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер. Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка. Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец. Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»Цель:
расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий. Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает… Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит… Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»Цель:
учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий. Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает. Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»Цель:
расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… — продавцу. Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… — дворнику. Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… — прачке. Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… — парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»Цель:
расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий. Учителю — указка, учебник, мел, доска… Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь… Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты… Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски… и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»Цель:
упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)Цель:
учить детей соотносить действия людей различных профессий. Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»Цель:
упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека. Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…), Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…). Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)Цель:
закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада. Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой)Цель:
учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада. Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
Игра «Накроем стол для кукол»Цель:
Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Дидактические игры «Профессии» в старшей группе
Дошкольники старшей группы уже должны знать широкий перечень профессий, а также иметь представление о профессиональных обязанностях разных работников и используемых ими инструментах.
Перечисли профессии на выбранную букву
Педагог раскладывает на столе карточки с буквами лицевой стороной вниз. Дети по очереди подходят к столу, берут карточку, называют профессии, которые начинаются на выбранную букву:
- А – актер, агроном, астролог, администратор, авиатор, адвокат, архитектор, акушер;
- Б – бухгалтер, букинист, бармен, банкир, баянист, библиотекарь, балерина, боксер;
- В – врач, визажист, водитель, водолаз, воспитатель, ветеринар;
- Г – геолог, гувернантка, грузчик, гример;
- Д – дворник, дирижер, дизайнер, диетолог, дальнобойщик, доярка, диспетчер, директор;
- Ж – животновод, журналист, жокей;
- З – звукорежиссер, зоолог, заведующий;
- И – инспектор, инженер, изобретатель, искусствовед, иллюстратор, историк;
- К – космонавт, клоун, капитан, комбайнер, композитор, кассир, кочегар, кузнец;
- Л – лаборант, летчик, лесоруб, логопед;
- М – машинист, манекенщица, маляр, медсестра, метеоролог, механик, монтажник, музыкант;
- Н – няня, нотариус, нефтяник;
- О – окулист, официант, оператор, озеленитель, охранник;
- П – пастух, повар, педиатр, писатель, парикмахер, пианист, плотник, почтальон, продавец;
- Р – режиссер, радист, рыболов, репортер;
- С – секретарь, сантехник, садовник, скрипач, слесарь, скульптор, стоматолог;
- Т – тракторист, токарь, трубочист, тренер;
- У – уборщик, учитель, ученый;
- Ф – фотограф, флорист, фармацевт, фермер, философ, футболист;
- Х – хирург, художник, хореограф;
- Ш – шахтер, швея, шофер, штукатур;
- Э – эколог, электрик, экскурсовод, экономист, экскаваторщик;
- Ю – юрист, юнга, ювелир.
Как называют этого строителя?
Игра знакомит дошкольников со строительными профессиями. Воспитатель говорит, что делает человек, а дети отвечают, как его называют:
- окрашивает стены – маляр;
- покрывает крышу черепицей – кровельщик;
- сооружает дом из кирпича – каменщик;
- соединяет детали из металла – сварщик;
- кладет на стены плитку – облицовщик;
- делает стены ровными, наносит штукатурку – штукатур;
- изготавливает детали из дерева – плотник.
Назови профессию по результату труда
Педагог показывает воспитанникам карточки, изображающие результат труда, а те должны угадать, кто выполняет такую работу. Например, картинка «костюм» – профессия «швея». Или «торт» – «кондитер». Или «дом» – «строитель».
Назови лишний предмет
Воспитатель кладет перед детьми по 4 иллюстрации инструментов, которыми пользуются определенные работники. Один из предметов лишний, на него нужно указать с объяснением причины выбора. К примеру, «мастерок», «каска», «дрель», «шприц» – первыми тремя пользуется строитель, последним предметом – медсестра.
Скорая помощь
Игра формирует у дошкольников представление о важности профессии врача. Для занятия необходимо подготовить картинки, изображающие инструменты и расходные материалы, которые использует персонал скорой помощи: шприц, бинт, йод, градусник, пластырь и прочее.
В ходе игры рассматриваются разные ситуации. Один ребенок играет медика, второй – больного. Второй рассказывает, какая у него проблема: разбито колено, поцарапана рука, идет кровь из носа, першит горло, болит голова и иное. Ребенок, играющий доктора, рассказывает, какие инструменты и лекарства будет использовать в каждом конкретном случае. При необходимости педагог подсказывает ему.
Аптека
Ролевая игра знакомит дошкольников с профессией фармацевта. Для занятия нужно подготовить картинки, изображающие лекарства, и карточки, имитирующие «деньги». Дети распределяют роли. Один становится фармацевтом за кассой, остальные – покупателями. Роли поочередно меняются.
Покупатели по очереди «входят в аптеку». Рассказывают, что их беспокоит, есть ли нужное лекарство. Фармацевт предлагает покупателю средство, забирает оплату. Педагог помогает играющим, дает подсказки по назначению медикаментов, задает наводящие вопросы.
Дидактические игры «Профессии» в средней группе
Задача педагога в средней группе – расширять и закреплять у воспитанников знания о разных профессиях, развивать их мыслительную способность, концентрацию внимания, умение ориентироваться, давать четкие и грамотные ответы.
Кому что?
Для ознакомления с профессиями ведущий называет работника, а дети должны перечислить инструменты, приспособления и материалы, которыми он пользуется:
- врач – шприц, стетоскоп, медицинский халат, резиновые перчатки, повязка, медкарта;
- строитель – дрель, молоток, кирпичи, доски, каска, бетон, гвозди, пила;
- учитель – указка, классный журнал, учебники, настенные карты, доска;
- художник – краски, кисти, холст, палитра, мольберт, бумага, карандаши;
- повар – посуда, духовка, блендер, колпак, фартук, продукты, книга рецептов;
- парикмахер – фен, расчески, ножницы, плойка, краски для волос, заколки, зеркало;
- садовник – грабли, перчатки, лопата, саженцы, газонокосилка, секатор, лейка;
- швея – швейная машинка, утюг, гладильная доска, ножницы, ткани, иголки, нитки.
Это правда?
Для игры нужно подготовить картинки, изображающие людей разных профессий в соответствующем облачении. Каждый игрок получает две карточки: красная – ответ «нет», зеленая – «да».
Ведущий показывает детям картинку, говорит, кем работает нарисованный человек. Игроки должны понять, правда ли сказана, поднять соответствующую карточку. Например, ведущий, продемонстрировав изображение пожарного, говорит: «Это учитель». Дети поднимают красную карточку.
Рабочая одежда
Для игры нужно вырезать бумажные изображения девушки и парня, а также разной рабочей одежды.
Воспитатель рассказывает, что бумажные персонажи собираются идти на работу, но им нужно помочь подобрать правильный костюм. Игру можно построить разными способами. Педагог называет профессию, а дети выбирают из вороха бумажной одежды правильную. Либо воспитатель сам выбирает костюм, а игроки называют место работы персонажа. Когда дети разберутся с рабочим гардеробом, педагог для закрепления полученных знаний просит их закрыть глаза, а сам перекладывает одежду, просит найти ошибку.
Рабочий транспорт
Для игры необходимо расставить стулья, к каждому прикрепить изображение определенной машины: скорой помощи, пожарной, полицейской, автобуса, самолета, поезда и других. И вырезать из картона «рули» с написанными на них профессиями.
Ведущий раздает каждому игроку руль, называет профессию. Игрок должен отыскать свою «машину», сесть на стул, рулить, «отправляясь на работу». Игра повторяется, ведущий меняет рули у игроков.
Для повара или врача?
Эта дидактическая игра «Профессии» для детского сада систематизирует представления о рабочих обязанностях и профессиональных особенностях повара и врача.
Играют два ребенка: один повар, второй врач. Ведущий вытаскивает из мешка предметы, спрашивает, кому из работников они нужны. Например, шприц нужен врачу, ложка – повару. Дети должны не просто ответить, а объяснить, для чего работнику этот предмет.
Технологическая карта квест — игры «Все профессии важны! Все профессии нужны!»
Квест, как уникальная игровая технология, позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности. Цель квест игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. В данной методической разработке описывается вариант квест игры по решению вопросов ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание условий для творческой игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей обобщенные представления о трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
- Формировать умение отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания с помощью квест – маршрутов.
- Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей через сюжетно – ролевые игры: «Салон красоты», «Конструкторское бюро», «Художественная мастерская», «.
Развивающие: Помогать детям осознавать важность, необходимость и независимость каждой профессии.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам.
Материал и оборудование: атрибуты к с/р играм, мяч, разрезные картинки – пазлы, квест – маршруты к с/р играм, колокольчик, игрушки заменители.
Предшествующая работа: беседа о профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, обыгрывание ситуаций, загадывание загадок, решение кросворда «Профессий», дидактические игры.
Предполагаемый результат:
- Имеют представления о трудовой деятельности человека, появилось понятие взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности
- Умеют отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания с помощью квест – маршрутов.
- Могут самостоятельно выбирать и обыгрывать роли в сюжетно – ролевых играх.
- Появились познавательные, коммуникативные, творческие способности.
- Могут осознавать важность, необходимость и независимость каждой профессии.
- Появилось осознание бережного отношения к труду взрослых и его результатам.
Этап | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | |
1. Мотивационно – побудительные | Создать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, создание эмоционального контакта | Игра «Веселое настроение» – Здравствуй солнце! – Здравствуй небо! – Здравствуй вся наша земля! Мы проснулись очень рано. Все приветствуем тебя. Дружно за руки возьмись. И друг другу улыбнись. | Дети поднимают руки к солнцу, к небу наклон к земле. Берутся за руки, улыбаются. | |
2. Организационный (актуализация знаний) | Организация направленного внимания | Чтение стихотворения «Все профессии важны» – Хочешь есть – поможет повар Блюдо у него спроси. Если хочешь быть красивым, к парикмахеру иди. Часовщик – часы починит, Массажист – усталость снимет, Врач больного исцелит, словно доктор Айболит Вопросы: – О чем стихотворение? – Что означает слово профессия? – Зачем люди трудятся? – Хотите узнать кто где трудится? Игра с мячом «Кто где трудится?» (Воспитатель бросает мяч детям по очереди с вопросом, а Ребёнок должен назвать профессии) – В школе? – На стройке? – В больнице? – На телевидение? – В ателье? | Ответы детей: дело, занятие, труд. Чтобы получать деньги, ради удовольствия, чтоб сделать жизнь лучше. Дети отвечают: учитель, библиотекарь…. Врач, медсестра…. Диктор, корреспондент…. Швея, закройщик… | |
3. Беседа, игры (с опорой на наглядный материал) Проблемный вопрос | Создать условия для положительной мотивации к квест – игре | Профессий много есть на свете, а как вы думаете какая самая важная. нужная людям. – Когда я зашла сегодня в группу, то увидела разобранные разрезные картинки. Я не могу понять, что же здесь изображено на них. Вы хотите понять, что это и поиграть с ними? Игра с разрезными картинками «Профессии». | Ответы… Дети предполагают, чтоб понять, что изображено на картинках, пазлы нужно собрать в одну общую. Дети собирают пазлы | |
4. Работа с квест – маршрутами. Планирование детской деятельности. | Формирование представлений о предстоящей деятельности, интереса к содержанию | – Вы собрали картинки с изображением людей разных профессий. Люди этих профессий обратились к нам с просьбой, чтобы Вы поиграли с ними. А в помощь нам дают вот эти «Квест – маршруты» (подсказки) к разным с\ролевым играм. | У детей получились картинки с изображением той или другой профессии врач, строитель, парикмахер, визажст, продавец. | |
5. Презентация центров. Выбор детьми квест – маршрутов по теме и игровых зон. | Умение планировать свою деятельность. | Педагог вместе с детьми рассматривают «Квест – маршруты» и с помощью их дети самостоятельно выбирают центры игровой активности по своему желанию. | Дети проходят в игровые центры | |
6. Центры | Презентация деятельности. | Содержание деятельности. | Материалы | Конечный результат |
В центре дети делают прически, маникюр, массаж лица, макияж. | Детям предлагается подобрать инструменты для работы, проявить свое творчество и фантазию сумев договориться со своим партнером. | Расчески, лак, фотоальбом с прическами, набор для маникюра. | Показ своей модели. | |
В центре дети готовятся к показу своих картин «Ах, вернисаж!» | Детям предлагается нарисовать картины времен года полюбившимися техникой рисования | Восковые мелки, свечи, манка, гербарий, гуашь, пластилин. | Дети работают, соблюдая правила по техники рисования | |
В центре дети ведут больных пациентов, оказывают первую медицинскую помощь, выписывают лекарства, делают необходимые рекомендации для закаливания | Дети встречают пациентов. Опрашивают о признаках болезни, слушают, осматривают. Ведут учет карточки «больного» «Слушайся врача» рецепты на лекарства | «Таблетки» «Шпателя» | У детей формируются знания работы медицинский персонал. | |
В центре дети строят конструкции из различного материала (город будущего, сад, стадион) | Детям предлагается придумать необычные постройки будущих домов, зданий | Различные виды конструкторов, строительных модулей | У детей развивается творчество, фантазия. воображение. | |
7. Деятельность детей в центрах активности | Активно играют, выполняют действия с помощью квест – маршрута. | |||
8. Взрослый – ассистент | Педагог наблюдает за детьми во время игры, в случае необходимости помогает. | |||
9. Итоговый сбор Открытый конец | Подведение итогов продуктивной, творческой, конструктивной деятельности, обобщение порученного детьми опыта. Оценка действий Демонстрация достижений. | – Обратите внимание на звон волшебного колокольчика, заканчиваем игру. -Ребята, давайте расскажем, в какие интересные игры мы играли, кем мы были? – Все ли получалось? – Ты доволен своей работой? – Что нового ты применил в своей работе. – Хотите ли вы больше узнать о труде взрослого? Вывод: Все профессии нужны! Все профессии важны! | Встают на итоговый сбор Рассказывают о своей деятельности во всех центрах, отвечают на вопросы товарищей, дополняют, показывают результат своего труда. Высказывают эмоциональный отклик. |
Дидактические игры «Профессии» в младшей группе
Дошкольники младшей группы с помощью игр узнают, насколько важны все профессии, чем занимаются разные работники.
Парикмахерская
Воспитанники делают куклам прически, ухаживают за их волосами с помощью разных приспособлений и средств. Педагог наблюдает за работой воспитанников, координирует их, подсказывает правила ухода за внешностью. Важно обратить внимание детей на то, как некрасиво выглядят куклы, пока они неухоженные, неопрятные, а значит, профессия парикмахера нужная. Также следует рассказать детям об используемых в парикмахерской инструментах, их назначении.
Угадай профессию по предмету
Воспитатель вытаскивает из мешка предмет, а дети говорят, кому он может понадобиться. Например, черпак нужен повару, бинт – медсестре, кисточка – художнику, фен – парикмахеру.
Угадай, кто я?
Дети становятся в круг. Каждый игрок по очереди выходит в центр, начинает изображать определенное действие, не говоря ни слова, используя лишь мимику, телодвижения, нечленораздельные звуки. Остальные должны угадать, кого изображает товарищ. Например, ребенок делает руками крутящие движения, имитируя руль, и произносит «ж-ж-ж». Это шофер.
Исправь ошибки
Ведущий называет парные фразы, а дети говорят, в чем ошибка, как нужно сказать правильно:
- учитель стрижет газон, а садовник пишет на доске;
- парикмахер тушит огонь, а пожарный делает стрижку;
- музыкант красит стены, а маляр играет на пианино;
- медсестра готовит пирог, а повар делает больному укол;
- строитель предлагает читателям книги, а библиотекарь строит стены из кирпича.
Ход игры:
Перед детьми — плита. На ней — кастрюля, сковорода (игрушки, достаточно крупные, или настоящая посуда)
; рядом — набор овощей (натуральные, миска с водой, нож, ложка.
Воспитатель: — Я научу вас варить из овощей вкусный суп! На плите стоит (показ)
. ?
— Большая кастрюля.
— В этой кастрюле — вода. Посмотрите (зачерпывает воду ложкой и выливает обратно)
. Скоро вода закипит, поэтому пора чистить
картошку.
Воспитатель просит кого — нибудь из детей найти и передать ему картофель, моет его в миске, чистит. Дети называют действия, повторяют названия.
Воспитатель интересуется, как теперь выглядит картошка.
-Она белая, чистая без шкурки (кожицы)
.
— Бросить ее в кастрюлю целиком или. ?
— Надо порезать.
Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю. Затем дети приносят капусту, морковь, наблюдают, как воспитатель моет и шинкует овощи. Отдельно на сковороде он жарит лук (дети называют овощ и действие с ним)
.
Воспитатель: «Послушайте, — говорит воспитатель,- как шипит на горячей сковороде масло: ш-ш-ш. Как оно шипит?»
Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю, помешивает суп.
Говорит: «Очень жаль, что «не горит»
наша плита. Но мы сейчас сварим из овощей, овощной суп, на настоящей плите».
Когда приходит повар, воспитатель передают ему кастрюлю. Тот интересуется, что в ней, выслушивает детей, одобряет и уточняет их ответы. Обещает сварить суп.
Примечание. Желательно, чтобы в этот день на обед был приготовлен овощной суп. Это доставит детям радость.
№ 13. «Кто что делает?»
.
Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности,при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»
;
«Кто шьет платья?»
,
«Кто продает молоко?»
и т. д. Примеры ответов
детей: «Строитель строит дома»
,
«Портной шьет платья»
,
«Продавец продает молоко»
.
№ 14. «Кому что надо?»
.
Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.
Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого — шапочку врача (с красным крестом)
. Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее,передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит,например:
«Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты»
.
В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.
№ 15. «Петрушка идет трудиться»
.
Цели: Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде)
; воспитывать желание помогать взрослым.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, необходимых для игры и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета (огород, кухня, комната)
Ход игры: Приходит письмо от Петрушки, в котором он рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке.Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить)
. Однако, Петрушка, запутался в орудиях труда и просит ребят помочь.
Воспитатель предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет, что нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен для чистки паласа, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать Петрушке в письме, какие предметы ему нужны для выполнения заданий бабушки.
№ 16. «Профессии»
.
Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.
Инвентарь: Не требуется.
Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже — несколько примеров.
Дидактические игры «Профессии» в подготовительной группе
Старшие дошкольники готовятся к школе, поэтому для них важны игры для развития речи, улучшения навыков грамотного формирования предложений.
Раздели слово
Ведущий называет профессию, образованную из двух слов. Дети пытаются разбить ее на части, чтобы узнать значение. Например, «трубочист – трубы и чистить», «рыболов – рыба и ловить».
Подбери слово к профессии
Задача играющего – подобрать к профессии подходящий эпитет. Например, «учитель – добрый», «балерина – стройная», «медсестра – заботливая».
Продолжи фразу
Педагог начинает фразу, касающуюся профессиональных обязанностей разных работников, а воспитанники завершают ее перечислением объектов действий. К примеру:
- садовник поливает… газон, клумбу, кусты, деревья, грядки;
- повар режет ножом… мясо, овощи, рыбу, фрукты, хлеб;
- водитель везет пассажиров на… такси, автобусе, трамвае, троллейбусе.