В связи с вступлением в силу новых законодательных актов (ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО) возникает необходимость пересмотра и приведения в соответствие всей документации дошкольного учреждения, в том числе и документации педагога-психолога ДОУ.
В этой статье речь пойдёт о рабочих программах педагога-психолога.
Ведущие потребности дошкольника
В процессе своего развития ребенок в дошкольном возрасте сталкивается с рядом противоречий, которые возникают на фоне новых потребностей. В этом возрасте малыш имеет следующие ведущие потребности:
- получение новых впечатлений;
- двигательная активность;
- общение.
Общаясь с людьми ребенок постоянно открывает для себя новые знания и умения. Получение социального опыта происходит посредством инициативного восприятия, а не пассивным методом.
Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей ребенка. Изучение реального мира развивает любопытство. У дошкольников старшего возраста постепенно начинает появляться интерес к обучению.
В это время следует обращать особое внимание на психологическое развитие ребенка. Заторможенность может быть вызвана следующими факторами:
- поведенческие отклонения — враждебность, вранье;
- эмоциональной-личностные проблемы — чувство страха, плохое настроение и повышенная тревожность;
- неврологические отклонения — нарушение режима сна, быстрая утомляемость;
- проблемы с общением — чрезмерная обидчивость, отстраненное, постоянное желание быть лидером;
- отсталость в интеллектуальном развитии — неспособность концентрации внимания, сложности с пониманием нового материала.
При наличии таких проблем родители должны скорректировать поведение малыша, больше заниматься с ним и следить за его развитием. В противном случае, в дальнейшем могут возникнуть отклонения в познавательной и мыслительной-психических процессах.