Формы работы
Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает работу непосредственно самостоятельную, с родителями, детьми и коллегами. Важно продумать предполагаемые формы работы. Так, самостоятельная работа педагога состоит из:
- анализа методической литературы;
- обмена педагогическим опытом;
- внедрения полученных теоретических знаний на практике;
- оценки результатов деятельности;
- оформления итогов.
В работе с родителями можно использовать такие формы работы, как консультации, круглые столы, педагогические тренинги и другие.
Отличается разнообразием и работа с детьми. Проводить деятельность по выбранной воспитателем теме можно непосредственно во время образовательного процесса, а также при организации досуга малышей. Важно учитывать возраст воспитанников, планируя самообразование воспитателя в ДОУ: 2 младшая группа старше первой всего на год или даже полгода, но старшие воспитанники уже адаптировались к детскому садику, успели получить определенный объем знаний и умений по программе. В то время как 1 младшая группа только приспосабливается к новым условиям.
Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа): темы работ
Как уже было отмечено выше, тематика педагогической деятельности определяется в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей детского коллектива и самого воспитателя (его приоритетов, взглядов и методов работы, а также актуальности проблемы в конкретном ДОУ). Мы предлагаем лишь приблизительные темы, которые можно использовать для планирования деятельности по саморазвитию педагога:
- Использование интерактивных методов обучения и воспитания в детском саду.
- Современные методики раннего развития: формы, виды, эффективность.
- Интегрированные занятия для детей младшей группы: подготовка и проведение.
Выбрать тему для самообразования можно в рамках годового плана ДОУ, рекомендуется также проконсультироваться с методистом учебного заведения. Важно, чтобы вопрос был актуальным, соответствовал общей направленности деятельности детского сада.
Работа по самообразованию в первой младшей группе в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!»
Занятие 1
Психолог: Здравствуйте, дорогие мои малыши! Здороваться на наших занятиях мы будем особенным способом. «Ладошечка» Психолог знакомит детей с ладошками «Топ и Шлёп», которые пришли в гости к детям и хотят с ними познакомиться. Читает стих: Дай ладошечку, моя крошечка. (дети подают ладошку психологу). Я поглажу тебя по ладошечке. (поглаживает детей по ладошке). На ладошечку, моя крошечка. (подаёт ладошку детям). Ты погладь меня по ладошечке. (дети поглаживают психолога по ладошке и называют своё имя). «Кап- кап- кап» (1)Кап-кап-кап – закапал дождик. (2)Быстро Топ раскрыл свой зонтик: (3)Раз, два, три, четыре, пять- (4)Дождику нас не достать. Во время чтения 1-й и 2-й строчек стучим поочерёдно всеми пальцами обеих рук по коленям, 3-я – соединяем кончики пальцев правой и левой рук, 4-я – поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой. «Нарисуй дождик» На столах на каждого ребёнка лежит лист с изображением тучки. Надо нарисовать дождик из тучки Психолог: А теперь ладошки хотят с вами поиграть! «Делай, как я» Психолог показывает разные движения и предлагает детям повторить их, адресуя друг другу: «Внимательно смотрите, что я буду делать, и повторяйте за мной». Взрослый комментирует каждое движение, напоминая детям последовательность действий: «Сейчас я улыбаюсь. Теперь вы улыбнитесь мне. Молодцы. А теперь друг другу». Можно нахмурить брови, дотронуться до носа, «посмотреть через подзорную трубу», сложив руки трубочкой, высунуть язык, надуть щёки и т. д. Психолог: А теперь я научу вас, как мы будем прощаться. «До свиданья» Читает стих: Дружно хлопнули в ладоши (все хлопают) Вместе топнули ногой (все топают) До свиданья всем сказали, приходите к нам ещё (все машут рукой) На повторных занятиях можно нарисовать травку после дождя, солнце (большой кисточкой или поролоновым тампоном).
Занятие 2
« Ладошечка» (занятие 1) Психолог: К нам в гости снова пришли ладошки Топ и Шлёп и хотят с вами поиграть. «Бух и плюх» Топ и Шлёп вдвоём гуляли: Топ- топ- топ, Всех ворон пересчитали: Шлёп- шлёп- шлёп. Топ споткнулся – слышим: «Бух!», Падал Шлёп под громкий «Плюх!». Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп», под «бух»- стучим кулачками по коленям, а под «плюх»- стучим ладошками по коленям. Психолог: Давайте представим, что мы идём на прогулку в осенний лес. Дети идут по балансировочной дорожке – имитация прогулки по разным временам года. Останавливаются около осени, объясняют, по каким признакам они определили, что изображена осень. Психолог: Ну вот, мы и в лесу. Нас встречает ёжик. Где же он? Психолог рассматривает с детьми игрушку, предлагает её потрогать. Читает стих Б. Заходера: — Что ты, ёж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки да медведи. Психолог объясняет, как ёжик защищается от «своих соседей», предлагает детям поиграть. «Ёжик»Дети, изображая ёжиков, ползают на четвереньках по группе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно. Игра повторяется 2-3 раза. Психолог: Ёжик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам (приложение 2). «Найди корзинку» Каждому ребёнку даётся набор кленовых листьев, выставляется три корзинки – красная, жёлтая и зелёная. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета. Психолог: Молодцы ребята! А теперь пора прощаться! «До свиданья» (занятие 1) На повторных занятиях можно нарисовать у ежа колючки (лист с изображением ежа), травку по которой он ходит (приложение 3).
Занятие 3
« Ладошечка» (занятие 1) Психолог: Ладошки Топ и Шлёп и хотят с вами поиграть. «Колобки» Кулачок – как колобок. Мы сожмём его разок. Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой ребёнок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется. Психолог: Давайте представим, что мы идём на прогулку в лес. Дети выстраиваются в колонну. Читает стих: Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. (дети идут друг за другом) Побежали ножки по ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают (бегут, стараясь не обгонять друг друга). «Солнышко и дождик» Дети ходят по группе, греются на солнышке. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или даёт команду «Дождик!», — дети бегут под большой зонт, который держит психолог и прячутся под ним. Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» — дети выбегают из-под зонта. Игра повторяется 3-4 раза. Дети садятся за столы. На столах на каждого ребёнка лежит лист с изображением осеннего пейзажа психолог предлагает нарисовать листья). Психолог хвалит детей за работу. А теперь пора прощаться! «До свиданья» (занятие 1) На повторных занятиях можно дорисовать листья (большой кисточкой или поролоновым тампоном), обмакивать кленовые листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана. Лепить колобки из пластилина или теста.
Занятие 4 «Ладошечка» (занятие 1) Психолог: Ребята к нам в гости едет Зайчик – попрыгайчик. Раздаётся гудок паровоза и в группу входит психолог, который везёт зайку на игрушечном паровозе. Зайка обращается к детям: Здравствуйте! Вы меня узнали? (Дети могут указать признаки по- которым они догадались, что это заяц.) Правильно! А хотите со мной поиграть? Кто хочет на моём паровозе прокатиться? Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозу, шагают и поют песенку. «Песенка» Паровоз, паровоз, маленький блестящий, Он вагоны повёз, будто настоящий. Кто едет в поезде? Плюшевые мишки, зайки пушистые, Кошки да мартышки! Психолог: вот мы и приехали в страну игр. Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками. «Зайка» Заинька-зайка (дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку) Маленький зайка (садятся на корточки) Длинные ушки (приставляют ладошки к голове) Быстрые ножки (бегут) Заинька-зайка, маленький зайка (движения повторяются) Деток боишься, зайка-трусишка (обхватывают себя руками, изображая страх). Психолог: а теперь зайка приглашает нас в кукольный театр! А у вас есть билеты? Получите: девочки-жёлтые, мальчики-синие. «Зайка» раздаёт детям билеты. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду зайке. Зайка спрашивает: «Какого цвета у тебя билет? Почему?» Дети отвечают: У меня жёлтый, я девочка. Дети садятся на стулья и смотрят представления. «Кукольный театр» Психолог показывает домик и говорит, что в нём живет маленькая девочка Оля (показывает куклу). Мимо идут гуси и кричат. Гуси. Га-га-га. Идём плавать и нырять. Психолог. Как кричат гуси? Куда они зовут Олю? (дети повторяют) Оля. Не ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной. Психолог. Но гуси уходят. Мимо идут утки, тихонько переговариваются. Утки. Кря-кря-кря. Идём плавать и нырять. Психолог. Как кричат утки? Куда они зовут Олю? Оля. Не ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной. Психолог. Не понимают утки Олю и уходят. Тут индюк появился. Индюк. Я буду с тобой играть. Психолог. Но девочка индюка испугалась, играть с ним отказалась. Оля. Не хочу с тобой играть, ты сердитый. Психолог. Индюк рассердился и громко закричал. Индюк. Бал-бал-бал. Бал-бал-бал. Психолог. Индюк ушёл. Как кричал индюк? Психолог. Грустно Оле одной. Вдруг рядом залаял щенок. Щенок. Тяф-тяф-тяф. Давай с тобой играть, маленькая девочка. Психолог. Оля обрадовалась. Они поиграли в прятки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться у Оли навсегда. Психолог: ребята, а вашим игрушкам тоже захотелось поиграть. Дети берут игрушку и подходят к психологу. « Игрушки» Прыгай, прыгай веселей! Прыгай, прыгай побыстрей! (прыгают с игрушками) Вверх, вниз, вверх, вниз! (поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол) И немного покружись! (кружатся на месте) Игра повторяется 2-3 раза. Раздаётся гудок паровоза. Психолог: дети паровоз говорит, что нам пора возвращаться. Садитесь быстрей в вагончики. Поехали. Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозу, шагают и поют песенку Зайке. «Песенка» Вот поезд наш едет, колёса стучат, А в поезде этом ребята сидят. « Ту-ту-ту, ту-ту-ту»,- зовёт паровоз, Далеко- далеко ребят он повёз! (пройдя два круга, останавливаются) Посмотрите все сюда, тут случилась беда! Паровоз стоит. « Помогите!- говорит. – Я по рельсам бежал и колёса растерял». Дети садятся за столы. У каждого лист с изображением вагонов красного, зелёного, жёлтого и синего цвета (с контурами колёс), по две крышки каждого из этих цветов. Дети подбирают к каждому вагону колёса такого же цвета. Называют цвет вагона и колёс (приложение 5). Психолог: молодцы ребята, теперь Зайка может ехать дальше. Зайка садится на паровоз, прощается до следующей встречи и уезжает. На повторных занятиях можно подобрать к каждому вагону колёса разного цвета, нарисовать окна в вагонах или разукрасить вагоны и дорисовать колёса. «До свиданья» (занятие 1)
Занятие 5 « Ладошечка» (занятие 1) Психолог: показывает детям игрушечного Дед Мороза. Дед Мороз здоровается с детьми и спрашивает, как их зовут. Дед мороз спрашивает детей, знают ли они, какое сейчас время года, какой праздник скоро будут отмечать. Дети отвечают. Дед хвалит ребят, предлагает потанцевать вокруг ёлки. Все встают в круг. «Хоровод» Дети по лесу гуляли, любовалися на ель (идут вокруг ёлки) Какая ель, какая ель (руки вверх) Какие шишечки на ней (кистями рук движения «фонарики») Топни ножкой: топ-топ-топ (топают ногами) А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши) Шаг туда и шаг сюда, (шаги вперёд-назад) Повернись вокруг себя (кружатся на месте). Психолог: Дед Мороз, дети так танцевали, что им стало жарко. Остуди их немножко. «Снежинки» Психолог показывает кусок ваты и говорит: На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Дед Мороз пошёл гулять. Большая и красивая снежинка опустилась ему на варежку. Он подул на снежинку (дует на кусок ваты) и она полетела. А вы хотите подуть на снежинку? Каждому ребёнку даёт небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Игра повторяется 2-3 раза. Психолог: замёрзли наши ладошки. Давайте их погреем. «Добрые ладошки» Раз- конечно, ты хороший, Два- конечно, ты пригожий, Три- конечно, ты красивый, А четыре- ты счастливый, Пять- конечно, ты любим! С другой ручкой повторим (дети загибают пальцы). Психолог: молодцы, садитесь за столы, Дед Мороз приготовил нам сюрприз. На столах листы с изображением ёлки с контурами ёлочных шаров. Психолог говорит: Праздник приближается, Ёлка наряжается бусами, шарами Полюбуйтесь сами Дети накладывают на контурные изображения шаров крышки такого же цвета и называют его (приложение 6). Дед Мороз хвалит детей и предлагает каждому ребёнку достать подарок из мешка (в мешке игрушки «киндер-сюрприз»). Психолог: давайте скажем Деду Морозу спасибо и до свидания. «До свиданья» (занятие 1) На повторных занятиях можно раскрасить шарики на ёлке, сделать коллективную аппликацию. На листе ватмана нарисована ёлка, а дети должны приклеить на неё заранее вырезанные шарики из цветной бумаги. Можно сконструировать ёлочки из треугольников (заранее приготовленные треугольники из зелёного картона, разных размеров). На каждого ребёнка лист с контурным изображением ёлки и стволом.
Занятие 6 « Ладошечка» (занятие 1) Психолог: какое сейчас время года? Правильно зима. А зимой мы катаемся на санках, лепим снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберём много снега и начнём лепить. Делают вид, что сгребают снег ладошками. Психолог читает стих, а дети повторяют за ним движения. «Зайчик из снега» Мы слепили снежный ком, (имитируют лепку) Ушки сделали потом (прикладывают руки к голове) И как раз вместо глаз угольки нашлись у нас (делают бинокль из пальцев) Зайка вышел как живой (хлопают в ладоши) Он с хвостом и головой (приседают, качают головой). Психолог: а теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем Раз, два, три, зайчик оживи! Зайчик ожил и хочет с вами поиграть. «Лиса и заяц» Показывает игрушечную лису. Пока звучит музыка, вы прыгаете, но как только музыка остановится, и вы услышите слова: « Лиса идёт», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка и увидит. Игра повторяется 2-3 раза. Психолог: какой овощ зайчик любит больше всего? Верно, морковку. Показывает морковку, даёт детям её потрогать. А теперь давайте нашего зайчика покормим и сделаем ему морковки. Дети садятся за столы и лепят из пластилина морковки (колбаски). Затем угощают зайчика. Психолог: спасибо, зайчик наш наелся и теперь хочет с вами поводить хоровод. «Зимний хоровод» Дети с психологом идут по кругу и выполняют движения. Вот пришла зима-зима, зима-зимушка, зима (движутся вправо) Выпал беленький снежок, выпал снег холодный (опускают руки, медленно кружатся, потом слегка приседают) На дорожках снег лежит, на деревьях снег висит (показывают руками, как вокруг расстилается снег) Крыши побелели (соединяют руки над головой, изображая крыши) Вот как побелели (кружатся на месте) Надо шубки надевать (надевают и застёгивают шубки, стоя на месте) И сапожки обувать ( натягивают сапожки) Стало холодно, ох, как холодно (кружатся, хлопают в ладоши). Психолог: зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему до свидания, приходи к нам ещё! «До свиданья» (занятие 1) На повторных занятиях можно сделать для зайчика подарки. На листе нарисованы контуры снеговика, голова, нос, глаза, шляпа-ведро. Нужно сделать из ватных дисков снеговика и приклеить на контуры кругов. Средний диск нужно уменьшить, обрезав по краям. Скатать ватные шарики и приклеить на картину, как будто пошёл снег (приложение 7).
Занятие 8 « Ладошечка» (занятие 1) « Этот пальчик» Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (дети загибают и разгибают пальчики попеременно на правой и левой руке). Психолог: ребята, сейчас время года- весна, а весной у наших мам праздник- 8 Марта! Мамы вас очень любят, а вы любите своих мам? (ответы детей) Сейчас мы с вами рассмотрим фотографии ваших мам, каждый назовёт где его мама и как её зовут (дети по очереди показывают своих мам и говорят как её зовут). Ребята, а ваши мамы любят наряжаться, красиво одеваться? Да? Тогда пойдёмте за бусами для мам. Психолог раздаёт детям игрушечных медвежат, и они встают друг за другом, маршируют по кругу. «Мишка» Мишка мой всегда со мной, Всегда со мной идёт! Он меня не обгоняет и не отстаёт. Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоём: Нам мороз и сильный ветер нипочём! Психолог: детки, смотрите, пока мы с вами маршировали, наши бусы рассыпались! Нам надо всем вместе их собрать, чтобы порадывать мам! « Бусы для мам» На столе лежат крупные деревянные, пластмассовые бусины разных цветов, шнурок или верёвочка. Психолог берёт бусину и надевает её на шнурок. Затем предлагает детям сделать то же самое. Малыши по очереди берут бусины и нанизывают их на шнурок, который держит психолог. Вместе с детьми рассматривают бусы, хвалит их за работу. Психолог: Молодцы! А что-то наши мишки загрустили? Давайте поводим для них хоровод! « Хоровод» Дети держатся за руки и ходят по кругу, в центре сидят мишки. Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ! Психолог: ребята, а теперь давайте сделаем для мам подарки! « Солнышко» Дети садятся за столы и рисуют солнышко. Психолог: Хорошо, красивые подарки получились для мам. Нам пора прощаться с мишками. Скажем до свиданья! «До свиданья» (занятие 1)
Занятие 7 « Ладошечка» (занятие 1) « Плих и плюх» (1)Утром Топ водичкой (2)Моет руки, личико: (3)Плих и плюх, плих и плюх- (4)Убегай, грязь, от чистюх! Под 1-, 2-, 3-ю строчки потираем ладошки, имитируя мытьё рук, и изображаем умывание, под 4-ю- грозим паличиком. Психолог: сегодня к нам в гости придут музыканты. Знаете кто это такие? На каких музыкальных инструментах они играют? Из-за ширмы показывается заяц с барабаном. «Угадай инструмент» Из-за ширмы показывается заяц с барабаном. Ребята кто к нам пришёл? Какой музыкальный инструмент принёс заяц? Заяц изображает игру на барабане. Психолог: грубо обращается к зайцу – Ну-ка, Заяц, дай мне барабан! «Заяц» не отдаёт барабан. Ребята, заяц не хочет отдать мне барабан! Наверно, я забыла сказать волшебное слово? Кто может вежливо попросить зайку? Дети вежливо просят у зайца барабан, поочерёдно пробуют играть на нём. Аналогично психолог знакомит детей с другими музыкантами: медведь-гармошка, слон-труба, кот-гусли, кукла-пианино. Психолог: давайте вежливо попросим у Мишки гармошку и поиграем в игру. «Антошка» Ребёнок изображает Антошку, берёт гармошку. Остальные дети встают вокруг него. Заводите хоровод вокруг гармошки, Посмотрите, как играет наш Антошка (идут по кругу) Топ-топ, ножки (топают ногами) Хлоп-хлоп, ладошки (хлопают в ладоши) Выше ножки, выше ножки (высоко поднимают колени) Громче бей в ладошки (хлопают в ладошки). Игра повторяется 2-3 раза. Психолог: наши музыканты устали играть, теперь мы с вами им споём. « Песня-песенка» Психолог сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей, чётко произносит звукоподражания и добивается этого от ребёнка. Запела девочка песенку. Пела, пела и допела. — Теперь ты, собачка, пой! — Гав-гав-гав! — Ты спой, свинка! — Хрю-хрю-хрю! — Теперь твоя очередь, овечка! — Бе-бе-бе! — А ты, корова? — Му-му-му! — Ты, мышка, спой! — Пи-пи-пи! — А ты, кукла, что споёшь? — Ма-ма, А-ма! Складная песенка! Затем детям задают вопросы: как поёт свинка? Как поёт мышка? Игрушечные музыканты аплодируют, хвалят детей и прощаются. «До свиданья» (занятие 1) На повторных занятиях можно вместо игры « Песня-песенка» поиграть в игру «волшебный сундук». Музыканты принесли волшебный сундук. В коробке лежат квадратики из разной ткани. Дети выбирают себе по квадратику, подбрасывают их, как можно выше и дуют на них.
Занятие 9 « Ладошечка» (занятие 1) Психолог показывает детям нарисованную бабочку и говорит: К нам в гости прилетела бабочка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. Дети рассматривают бабочку, здороваются с ней. Психолог предлагает определить цвет, величину и вместе с детьми считают круги (рисунок) на крыльях бабочки. « Ладошки» Ладошки вверх, ладошки вниз, Ладошки на бочок – и сжали в кулачок (дети выполняют движения согласно потешке). Психолог: замёрзла наша бабочка, не может взлететь. Давайте согреем её нашим дыханием. Дети дышат на ладошки (обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А»). Согрелась наша бабочка, давайте сдуем её с ладошек. Дети дуют на ладошки (можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У»). А теперь, ребята, давайте с вами превратимся в бабочек. « Бабочка» Мы вокруг себя покружились И в бабочек превратились (кружатся). Бабочки, покажите мне ваши Голоски, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики (показывают названные части тела). Психолог: замечательно! А теперь поиграем в игру « Мячик». « Мячик» Психолог садится на ковёр и предлагает детям сесть в круг рядом с ним. Он берёт мяч, катит его в сторону ребёнка и весело говорит – Покатился мячик в гости к Пете, лови его скорее! После того как ребёнок поймает мяч, психолог предлагает ему покатить мяч другому ребёнку – Петя, а к кому теперь мячик хочет отправиться в гости? Если малыш сомневается в выборе, психолог помогает ему – Кати мячик Оле! В игре должны принять участие все дети. Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрёшки и т.п.) и говорит: — Ребята, бабочке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки. Дети выполняют задание. Психолог: дети садитесь за столы. На столах лежат листы с изображением бабочки. Дети рисуют узоры-круги на крыльях бабочек. Психолог: бабочке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания! На повторных занятиях можно из крышечек сделать узоры на крыльях бабочек, назвать цвет и форму.
Занятие 10 « Ладошечка» (занятие 1) Психолог: ребята, сегодня я хочу вам предложить стать мышатами. Согласны? Я хлопаю в ладоши, и вы уже мышата. Будем играть. «Ручки» По коленам да в ладошки, Поиграем мы немножко (дети стучат ладошками по коленочкам). Забавляемся, забавляемся! Дружно ручки показали (показывают ладошки) Ручки весело плясали (крутят поднятыми ладошками). Поплясали, а потом Вместе все мы отдохнём (кладут ручки на колени). Психолог: ребятки-мышатки, идите все ко мне, будем с вами мы играть, прыгать, бегать и скакать. «Мышата» Ах, какие озорные, И красивые какие. Ножками потопайте (топают), Ручками похлопайте (хлопают), Головкой покивайте (кивают), Со мною поиграйте. Психолог: посмотрите, к нам в гости заглянула кошечка и принесла с собой ласковое солнышко. А какого цвета у нас солнышко? Правильно желтого. «Солнечный зайчик» Дети садятся за столы и лепят из жёлтого пластилина солнце по образцу (сделать заранее круг и колбаски лучики и показать детям). « Кот и мыши» Давайте поиграем в игру кошки-мышки. Я буду кошкой, а вы мышата. каждого мышонка должна быть своя норка, это стульчики. Возьмите стульчики и садитесь на них. Теперь мышата в своих норках. Психолог ходит с игрушечным котом и говорит: Котик по двору идёт, Ищет мышек Васька-кот, Ищет мышек кот. Тихо мышка сидит, На кота она глядит, На кота она глядит. ( Е. Тихеева) Затем садится на стул, Васька-кот устал и уснул, а мышата выбегают из своих норок, начинают бегать и прыгать вокруг кота. Кот просыпается и ловит мышек, которые убегают в свои норки. Игра повторяется 2-3 раза. Психолог: молодцы, мышата! А теперь пора прощаться!
Родительское собрание в ясельной группе
Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей.
Поступления малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.
Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы Вам рассказать. Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка: — Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ). Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. — Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду. — Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и
негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Легкая адаптация — почти половина детей составляет самую благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Средняя степень адаптации — в эту группу опадают дети без нервных расстройств — они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет. Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений.На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений. Тяжелая степень адаптации — дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), недержание мочи, короткие вспышки температуры (адаптационные свечи); бывают сложные психические реакции организма (например; ложный круп, обмороки, сыпь). Это наиболее неблагоприятный вариант. Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Ребенок может впадать в оцепенение, как манекен, выходя из него только при открывании входной двери. Или, наоборот бурно и агрессивно реагировать на любую попытку контакта. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается. Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?», или раскачиваться на стуле, впадая в состояние. Hо, постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо Вас и воспитателей, поможет только педиатр или психолог! Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в два-три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов. Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций . Рекомендации родителям. • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами. • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему. • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач. • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Посоветуйтесь с воспитателями, они подскажут, как лучше одевать ребенка. • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы. • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу. • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста. Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить Ваше внимание не нескольких моментах.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек.
Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам!
Оформление плана самообразования воспитателя
Как же правильно оформить самостоятельную деятельность педагога? Предлагаем в качестве примера следующий план:
- Титульная страница. На первой странице указывается заголовок: «Самообразование воспитателя в ДОУ (2 младшая группа)», имя педагога, образование, опыт работы, стаж, категория и другое.
- Указывается тема, поставленные цели и задачи работы.
- Определяются формы работы с родителями, детьми, педагогами.
- Оформляется перечень литературы.
- Описывается конкретная практическая деятельность педагога по выбранной теме с указанием дат.
- Вкладываются наработанные материалы: поделки детей, результаты исследований, собственные методические разработки и другое.
- Указываются формы презентации результатов.
План самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе предполагает проведение творческих работ, познавательных мероприятий, а также вовлечение в работу родителей и других членов семьи ребенка.