Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом. Мастер – класс — презентация


Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Посо­бия для игр:

  • Бабочки из цвет­ной бумаги
  • Листочки из цвет­ной бумаги
  • Вер­тушка
  • Ват­ные шарики
  • Бумаж­ный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие раз­ные. Ребенку вкла­ды­вают в руку раз­лич­ные по фак­туре и форме пред­меты. Малыш дол­жен схва­тить пред­мет и удер­жать его неко­то­рое время. Такое упраж­не­ние раз­ви­вает не только мото­рику, но и так­тиль­ные ощу­ще­ния. Хорошо, если вы будете при этом ком­мен­ти­ро­вать про­ис­хо­дя­щее: «Этот шарик глад­кий», «Этот ежик колю­чий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев

  • Сбор­ные мат­решки. Сна­чала нужно соби­рать одну куколку, затем посте­пенно услож­нять игру; после 2 лет это должна быть уже трой­ная матрешка.
  • Пира­мидки. Для начала нужно исполь­зо­вать клас­си­че­скую пира­мидку, раз­мер колец кото­рой умень­ша­ется к вершине.
  • Обведи по кон­туру. Нужно сде­лать кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями извест­ных малышу пред­ме­тов, напри­мер домика, дерева, машинки, и обкле­ить их кон­туры бар­хат­ной бума­гой. Суть игры: взрос­лый ведет паль­чик малыша по кон­туру и назы­вает пред­мет. Потом кон­тур обкле­и­вают буси­нами или горо­ши­нами и повто­ряют игру.
  • Чашки-ложки. Ребе­нок пере­сы­пает лож­кой сахар или ман­ную крупу из одной чашки в дру­гую. Можно также пере­кла­ды­вать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пла­сти­лина. Начи­нать надо с цилин­дра, а со вре­ме­нем услож­нять зада­ния: шарик, мор­ковка, змейка.

Во время про­ве­де­ния игр не забы­вайте ком­мен­ти­ро­вать свои дей­ствия и объ­яс­няйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Силь­ные ладо­шки. Ребе­нок сжи­мает рези­но­вые игрушки. Самое луч­шее — рези­но­вый ежик: иголки воз­дей­ствуют как массажер.
  • Моза­ика. Сна­чала нужно выкла­ды­вать про­стые фигуры: дорожки, цве­точки, квад­ра­тики, — а затем пере­хо­дить к более слож­ным: домики, машинки, елочки.
  • Кон­струк­тор. Вели­чина дета­лей и слож­ность кон­струк­ции зави­сят от воз­раста малыша: начи­нать нужно с самых круп­ных дета­лей и с самых про­стых кон­струк­ций, напри­мер с постро­е­ния башенки.
  • Бусины. Вели­чина бусин также зави­сит от воз­раста ребенка. Сна­чала вме­сто бусин можно исполь­зо­вать шарики от пира­ми­док с круг­лыми дета­лями и нани­зы­вать их на тол­стый шну­рок; затем раз­мер дета­лей нужно посте­пенно умень­шать, пере­ходя к насто­я­щим буси­нам. Для упраж­не­ния исполь­зу­ются уже нани­зан­ные бусы сред­ней вели­чины. Цель — научить ребенка выкла­ды­вать из бус кон­туры пред­ме­тов. Напри­мер, можно выло­жить круг, квад­рат, сер­дечко, спи­раль и т. д.
  • Шну­ровки. Так как шну­ровки бывают раз­ными по содер­жа­нию, имеет смысл обыг­рать про­цесс шну­ро­ва­ния — напри­мер, попро­сить ребенка сшить пла­тье для мамы (шну­ровка-пуго­вица) или зашну­ро­вать обувь (шну­ровка-боти­нок).
  • Вол­шеб­ный под­нос. На под­нос тон­ким слоем насы­пают манку и про­во­дят паль­чи­ком ребенка по крупе. Затем малышу пока­зы­вают, как рисо­вать раз­лич­ные фигуры. В воз­расте 2 – 3 лет можно рисо­вать цифры и буквы.
  • Раз­но­цвет­ные при­щепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка само­сто­я­тельно при­щеп­лять при­щепки, а чтобы игра была инте­рес­ной, можно делать это по тема­ти­че­скому прин­ципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дож­дик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сна­чала пред­стоит сде­лать заго­товки. Это довольно слож­ное зада­ние для ребенка. Не пытай­тесь добиться резуль­тата сразу. Для начала возь­мите руки крохи в свои и выпол­ните упраж­не­ние вме­сте с ним.
  • Золушка. Нужно сме­шать белую и крас­ную фасоль и попро­сить ребенка разо­брать ее по цвету.
  • Забав­ные кар­тинки. По листу кар­тона рав­но­мерно рас­пре­де­лите пла­сти­лин и пока­жите ребенку, как с помо­щью горо­шин выкла­ды­вать рисунки.
  • Счет­ные палочки. Пока­жите малышу, как с помо­щью счет­ных пало­чек выкла­ды­вать раз­лич­ные фигурки. Жела­тельно, чтобы счет­ные палочки были не глад­кие, а реб­ри­стые: это слу­жит допол­ни­тель­ным мас­са­жем для пальчиков.
  • Малень­кий скуль­птор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 ста­кан муки, 1/2 ста­кана соли, немного воды). Пре­иму­ще­ство теста перед пла­сти­ли­ном в дан­ном слу­чае заклю­ча­ется в том, что поделки впо­след­ствии можно исполь­зо­вать в каче­стве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам пона­до­бятся два кусочка плот­ной ткани. На один из них нашейте три пуго­вицы раз­ного диа­метра, во вто­ром про­режьте соот­вет­ству­ю­щие по раз­меру петли. Сна­чала пока­жите малышу, как надо засте­ги­вать пуговки, ком­мен­ти­руя свои дей­ствия: «Боль­шую пуго­вицу мы встав­ляем в боль­шую петельку, сред­нюю пуговку — в сред­нюю, а малень­кую — в малень­кую». Затем возь­мите руки ребенка в свои и повто­рите упраж­не­ние. После этого можно пред­ло­жить малышу само­сто­я­тельно попро­бо­вать застег­нуть пуго­вицы. Не наста­и­вайте, если кроха не захо­чет или у него не будет полу­чаться. Это очень слож­ное упраж­не­ние, и для его успеш­ного выпол­не­ния тре­бу­ется тренировка.
  • Тра­фа­реты. Начи­нать реко­мен­ду­ется с тра­фа­ре­тов для внут­рен­ней обводки (ребенку легче обво­дить внутри, чем сна­ружи) и с самых про­стых форм (круг или квад­рат). Прак­ти­че­ский совет: вы можете при­об­ре­сти гото­вые тра­фа­реты, но лучше изго­то­вить их самим. Дело в том, что боль­шин­ство стан­дарт­ных тра­фа­ре­тов имеет малень­кую тол­щину, и ребенку неудобно их обво­дить, так как каран­даш все время соскаль­зы­вает. Поэтому тра­фа­реты должны быть доста­точно объ­ем­ными. Хоро­ший выход — выре­зать их из куска лино­ле­ума или обув­ной коробки.

Пальчиковый театр

Паль­чи­ко­вый театр — это увле­ка­тель­ная игра, которая:

  • Сти­му­ли­рует раз­ви­тие мел­кой моторики;
  • Зна­ко­мит ребенка с такими поня­ти­ями формы, цвета, размера;
  • Помо­гает раз­ви­вать про­стран­ствен­ное вос­при­я­тие (поня­тия «справа», «слева», «рядом», «друг за дру­гом» и т. д.);
  • Раз­ви­вает вооб­ра­же­ние, память, мыш­ле­ние и внимание;
  • Помо­гает раз­ви­вать сло­вар­ный запас и акти­ви­зи­рует рече­вые функции;
  • Фор­ми­рует твор­че­ские спо­соб­но­сти и арти­сти­че­ские умения;
  • Зна­ко­мит с эле­мен­тар­ными мате­ма­ти­че­скими понятиями.

Для детей в воз­расте 1 – 2 года (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Сна­чала позна­комьте ребенка с пер­со­на­жами сказки. Пред­ло­жите малышу рас­смот­реть и потро­гать фигурки. Затем наденьте по оче­реди каж­дый пер­со­наж себе на палец и опи­шите его.
  • Позна­комьте ребенка с назва­нием каж­дого пальца на руке. Напри­мер, можно ска­зать так: «На ука­за­тель­ном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыг­райте перед малы­шом сказку. Наденьте пер­со­нажи себе на пальцы и скре­стите руки в замок. Начи­найте рас­ска­зы­вать сказку, под­ни­мая пальцы с дей­ству­ю­щими лицами по ходу дей­ствия. Напри­мер, сказку «Коло­бок» можно начать рас­ска­зы­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Под­ни­мите вверх палец с пер­со­на­жем «бабка». Ска­жите малышу о том, что сего­дня этот герой будет выпе­кать Колобка. Рит­мично посту­ки­вайте друг о друга осно­ва­ни­ями ладо­ней, не рас­цеп­ляя паль­цев. При этом гово­рите: «Бабушка тесто заме­ши­вает». По такому же прин­ципу обыг­райте появ­ле­ние каж­дого персонажа.

Для детей в воз­расте 2 – 4 лет (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Поин­те­ре­суй­тесь у ребенка, пом­нит ли он сказку «Коло­бок». При необ­хо­ди­мо­сти напом­ните ему.
  • Затем попро­сите малыша выста­вить пер­со­на­жей на столе в порядке их появ­ле­ния в сказке. При этом попро­сите дать харак­те­ри­стику каж­дому из них по прин­ципу: «Бабка — ста­рая, доб­рая забот­ли­вая; Коло­бок — круг­лый румя­ный, озор­ной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Напри­мер: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встре­тился ему на пути?»
  • Затем разыг­райте перед малень­ким зри­те­лем сказку с помо­щью паль­чи­ко­вого театра.
  • В конце попро­сите ребенка само­сто­я­тельно разыг­рать перед вами сказку, исполь­зуя паль­чи­ко­вый театр. При необ­хо­ди­мо­сти под­ска­зы­вайте ему.

Пальчиковые игры для развития речи

Суть заня­тия на паль­чи­ко­вую мото­рику состоит в том, чтобы научить ребенка с помо­щью паль­цев изоб­ра­жать какие-то пред­меты или живых существ. При этом все дви­же­ния паль­цев должны объ­яс­няться малышу. Это помо­жет ребенку разо­браться с такими поня­ти­ями, как «сверху», «снизу», «пра­вый», «левый» и т. д. После того как ребе­нок научится сам выпол­нять упраж­не­ния, можно попы­таться разыг­рать сценки или неболь­шие сказки, рас­пре­де­лив роли между собой и вашим малень­ким акте­ром (напри­мер, встреча ежика и зай­чика в лесу). Вот несколько при­ме­ров таких упражнений.

  • Паль­чи­ко­вая игра “Зай­чик”. Ука­за­тель­ный и сред­ний пальцы выпрям­лены, осталь­ные сжаты в кулак. Чело­ве­чек. «Бегаем» ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами по столу. Паль­чи­ко­вая игра “Ежик”. Руки сце­пить в замок, пальцы одной руки и боль­шой палец дру­гой выпря­мить. Кошка. Соеди­нить сред­ний и безы­мян­ный пальцы с боль­шим, ука­за­тель­ный и мизи­нец под­нять вверх. Коза рога­тая. Ука­за­тель­ный и мизи­нец выпрям­лены, боль­шой палец — на согну­тых безы­мян­ном и сред­нем. Бабочка. Руки скре­стить в запя­стьях и при­жать ладони тыль­ными сто­ро­нами друг к другу, пальцы пря­мые; ладони с пря­мыми паль­цами совер­шают лег­кие дви­же­ния в запя­стьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы пра­вой и левой руки сло­жить колеч­ками, под­не­сти их к глазам.

Кроме этих при­ме­ров, вы сами можете при­ду­мать мно­же­ство инте­рес­ных и зани­ма­тель­ных упраж­не­ний для ребенка для раз­ви­тия речи.

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Авторы:

Толоконникова Валерия Александровна, учитель-логопед первой квалификационной категории

Хохлова Дарья Андреевна, учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ детский сад №79 города Тюмени

Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

Задачи:

  • Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.
  • Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.

Актуальность:

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыковдетей старшего дошкольного возраста.

Содержание:

Теоретическая часть.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.

На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй».

Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2. Уточнять использование грамматических форм речи.

3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Практическая часть.

Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «СКАЗОЧНИКОВ».

В данном варианте игрымогут участвовать от 1 до 9 детей.Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игрокивыбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

  • Однажды, много лет назад…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Когда-то давным-давно…
  • Жили-были…
  • Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории,где он живет, что делает?

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

  • Появляется решение поставленной проблемы.
  • Короткий вывод (итог рассказа).

«Сторителлинг» — интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также,данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.

Для этого детям предлагается превратиться в «УЧЕНЫХ»и составить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, в которых представлен алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме «Домашние животные».

При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н.Э. Теремковой, которая поделена на три части (начало, середина, конец), каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).

Ребенок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). Второй «ученый» по жёлтым кубикам рассказывает середину истории, а третий«ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.

У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ»,и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.

У техники сторителлинга широкое применение в речевой коррекции. «Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор карточекс картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи- фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.

Если увеличить количествокубиков в наборе до 14, то можно использовать его для коррекции нарушений слоговой структуры слова. В комплекте карточек представлены все 14 типов слов по А.К. Марковой. Каждый кубик это 6 слов каждого из 14 слоговых типов.

«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
  • Расширение запаса знаний об окружающем мире;
  • Развитие всех речевых компонентов;
  • Развитие высших психических функций;
  • Развитие коммуникативных навыков детей.

Результативность:

  • Мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
  • Повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
  • Готовность педагогов к развитию собственной преобразующей деятельности на занятиях;
  • Рефлексия деятельности педагогов в процессе собственной практики.

Список используемой литературы:

1.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. — М.: Обруч, 2015. -192 с.

2.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 177 с.

3.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2021. — №16. — С. 515-518.

«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А № 0007224 — № 0007225

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]