«Развитие связной речи детей посредством театрально – игровой деятельности ».
2.1. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно
Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. [33 В развитии связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Наблюдая за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт, труд взрослых и т.п.) большое значение уделяется развитию связной речи детей. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной — все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления, воспринятого в речи, дают материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая природу, ребенок учиться находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т.е. объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение и подчинение. Методы и приемы, подбираемые нами для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и прочное усвоение родного языка. Поэтому стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений. [2]
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же в образовательной деятельности. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения. Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложение, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. И поэтому, развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. [7; 8; 15] Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. Таким образом, по достижении детьми старшего дошкольного возраста, связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине развиваются умения придумывать название рассказу в соответствии с содержанием. В рассказывании об игрушках (или набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изображение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причём это могут быть высказывания разных типов – описательные, повествовательные, контаминированные
Речь, будучи одной из основных специфических способностей человека, отличающих его от животных, имеет огромное значение в развитии личности. Речевая деятельность находится в тесной взаимосвязи с важнейшими психическими процессами – мышлением, восприятием – она опосредует познание окружающей действительности, способствует формированию представлений человека о самом себе.
Младший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи, когда создаются наиболее благоприятные условия для формирования различных ее сторон. В то же время, ведущей деятельностью ребенка младшего дошкольного возраста является игра в различных формах, в том числе и в форме театрализации. Данное обстоятельство открывает широкие возможности для использования театрализованной деятельности в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена социальной значимостью развития речи в период младшего дошкольного детства, важностью формирования всех сторон речи младших дошкольников для становления полноценной личности ребенка, необходимостью повышения уровня общей речевой культуры воспитанников ДОУ, а также возможностями использования в качестве эффективного средства речевого развития дошкольников театрализованной деятельности в контексте требований, предъявляемых ФГОС ДО.
Целью проводимого исследования является теоретическое изучение значения театрализованной деятельности в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста, предмет исследования – значение театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст представляет собой этап развития ребенка, охватывающий временной период с трех до четырех лет. Данный этап характеризуется интенсивным развитием всех психических процессов ребенка, освоением им окружающей действительности. У детей младшего дошкольного возраста преобладают наглядно-образные формы мышления, восприятия, непроизвольные внимание, память. Потребность в двигательной активности крайне высока; у детей данной возрастной группы активно развиваются гибкость, скорость, сила, выносливость, координация. Относительно социально-эмоциональной сферы развития личности ребенка в этом возрасте можно говорить о повышенном стремлении к общению с ровесниками и взрослыми, позволяющем формироваться у младших дошкольников навыку совместной игры. Дети в этом возрасте охотно идут на контакт, помогают взрослым, делятся игрушками. Они начинают осваивать гендерные роли. Значительно увеличиваются речевые возможности дошкольника, в речи ребенка появляются сложные предложения [4, с. 15].
Младший дошкольный возраст имеет повышенное значение в развитии речи ребенка. При этом, развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста в онтогенезе осуществляется одновременно по различным направлениями, определяя формирование фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон, а также развитие связной речи.
В аспекте фонетико-фонематического развития речи в младшем дошкольном возрасте уже хорошо развито фонематическое восприятие: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранять слоговую структуру слова в самостоятельной речи. На четвертом году жизни продолжается укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц, участвующих в произнесении звуков речи, становятся более координированными. В речи дошкольника появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных [2, с. 137].
Лексико-грамматическая сторона развития речи ребенка младшего дошкольного возраста характеризуется тем, что к трем годам в словаре ребенка насчитывается уже более 1000 слов. На данном этапе в речи дошкольника активно формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия, уточняются значения слов. Предложение младшего дошкольника состоит из 5-6 слов, лексикограмматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми. В результате к четырем годам словарный запас ребенка возрастает до 1600 – 1900 слов, а предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами [2, с. 137 – 138].
Развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте характеризуется, главным образом, тем, что на данном этапе происходит отделение речи от непосредственного практического опыта ребенка. Главной особенностью в данном отношении становится постепенное возникновение планирующей функции речи, которая приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний, пока еще с опорой на наглядный материал, постепенно усложняется синтаксическая структура рассказов ребенка [2, с. 138].
Эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста является театрализованная деятельность как форма игры, выполнение которой на данном этапе определяет формирование основных психологических новообразований человека, высококачественных перемен в его нервной системе [3, с. 37].
Театрализованная деятельность это, одновременно, и разновидность художественной деятельности ребенка-дошкольника, в процессе которой происходит интеграция литературы, музыки, изобразительного творчества, и сюжетная игра, проявляющаяся в творческом опыте ребенка. Посредством театрализованной деятельности у детей происходит формирование умения пользоваться различными формами речевой деятельности: они учатся грамотно задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свое мнение, аргументировать его, учатся отражать посредством языковых средств свои впечатления и эмоции, учатся проявлять терпимость к мнению, отличающемуся от их собственного [5, с. 110 – 112].
В процессе театрализованной деятельности происходит формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных правил поведения в процессе межличностного взаимодействия (внимательно слушать собеседника, высказываться по очереди). Происходящие в процессе театрализованной деятельности заучивание литературных диалогов, инсценировка по ролям стихов, потешек обогащают речь младших дошкольников новыми словами и лексико-грамматическими категориями, способствуют усвоению принципов верного произношения, пополняют речь детей формами диалогических реплик. В процессе театрализации дети запоминают правила осуществления коммуникативной деятельности, у них формируется представление об участниках диалога [1, с. 119].
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие всех сторон речи ребенка младшего дошкольного возраста. В театрализации происходит формирование фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, пополнение словарного запаса, развитие связности в высказываниях.
Литература
- Вдовенко Л.В. Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника // Наука и образование: новое время. – 2017. — № 6. – С. 118 – 120.
- Дементьева Т.В. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. — № 2. – С. 137 – 138.
- Заяц О.В. Направления развития сюжетно-ролевой игры дошкольников // Проблемы теории и практики психологии развития. – 2018. – С. 37 – 38.
- Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Универсум: психология и образование. – 2021. — № 11. – С. 13 – 16.
- Никанорова И.В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников // Инновационные педагогические технологии. – Казань: Бук, 2014. – С. 110 – 112.
Развитие речи через театрализованную деятельность
Дошкольники всё чаще пользуются в повседневной жизни гаджетами, уверенно входящими в современную жизнь. Говорящие и поющие игрушки, двигающиеся на мониторах картинки не только тормозят речевое развитие, но также снижают необходимую в раннем возрасте физическую активность, удерживая внимание малыша, находящегося в неподвижном положении.
Утренник
Обратите внимание! Физический контакт с миром особенно важен в дошкольный период для ребенка, которому нужно видеть результат своего действия в реальности.
Для формирования у малыша эмоций и самосознания, умения общаться с окружающими людьми и воспитания интереса к происходящим вокруг него процессам и различным явлениям важно создать ситуационный проект, живую игру.
Сюжетно-ролевая игра
Производители предлагают огромный выбор дидактических игрушек, сюжетных игр. В продаже имеются игрушечные продукты питания, кукольная мебель и бытовая техника, наборы профессиональных аксессуаров и многое другое. Всё это делает игровую ситуацию приближенной к реальности, помогает разобраться в новых понятиях, воспитывает необходимый в данном возрасте жизненный опыт, вырабатывает связную, осознанную манеру говорения.
Игра «Магазин»
Чтобы начать игру, ребёнок должен представить себе воображаемую ситуацию, наделить характером и чувствами игрушку, придумать сценарий, по которому будут развиваться события. Но не всегда ребятам известны правила игры, её основная суть, поэтому им должен помогать взрослый.
Важно! Взрослые должны на начальном этапе создать игровую атмосферу, показать приёмы и важные для игры действия, предоставить свою помощь, предложить ход развития сюжета.
Воспитателю имеет смысл оформлять свои наработки в конспекты занятий, помогающие ребятам знакомиться с самыми разными темами и понятиями:
- климатическими и природными особенностями родного края;
- традиционными профессиями;
- характерами разных сказочных героев;
- правилами безопасности;
- нормами вежливого поведения.
Мастер-класс по развитию речи через театрализованную деятельность
Развитие речи посредством театральной деятельности часто используется по стандартам ФГОС в формате ритмической части или физкультминутки между другими занятиями.
Например, малыши любят стихи про зверят:
Зайка серенький сидит (дети садятся на корточки),
Он ушами шевелит, вот так, вот так (поднимают руки над головой и шевелят ими).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть, хлоп, хлоп (встают, обнимают себя руками, хлопают),
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, прыг-скок (прыгают на одной ноге, на другой, на двух вместе).
Ах ты совушка-сова, ты большая голова (показывают руками, какая большая голова),
Ты на дереве сидела, головою ты вертела (вертят головой).
Во траву свалилась, в яму покатилась (садятся на корточки, потом падают на спину и машут руками и ногами в воздухе).
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Хизбуллина Р.М., воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска
Я работаю в детском саду № 20 г. Усинска, приоритетным направлением которого является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 4-го года жизни, посещающими мою группу, отметила для себя, что различные формы нарушения речевого развития встречаются у большинства детей. Проанализировав ситуацию, проведя обследования речи детей, поняла, что у них бедный словарный запас, они не могут выразить полностью свою мысль, творческое воображение скованно, плохо развита связная речь, отсутствуют коммуникативные навыки, выразительность речи отсутствует. И пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию речи детей. Дети находятся большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем, и поэтому нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Анализируя современные исследования детской речи, пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в дошкольном возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Это богатейшее поле для эстетического развития детей. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. А игра, как известно — один из главных видов детской деятельности. Игра используется взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. Это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, в игре он познает мир. На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берем на себя мы – воспитатели, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Кроме того, театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с ФГОС ДО, который требует создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных).
Я поставила перед собой цель: создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. Исходя из цели, разработала следующие задачи:
- изучить литературу по театрализованной деятельности;
- побуждать интерес детей к театрализованной деятельности и создать для этого все условия;
- подготовить консультации для родителей по данной теме;
- создать комплекс игр на развитие слуха, звукоподражания;
- обогатить центр театральной деятельности новыми видами театра.
Первым делом я расширила свои знания о роли театрально-игровой деятельности в воспитании и развитии речи детей. На основе программы Н.Ф. Сорокиной составила программу для театрального кружка, стала вести кружок «Теремок». Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр — творчество – дети» предусматривает развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. Изучая эту программу, я убедилась в том, что она разработана в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка. Разработала план работы с детьми по театрализованной деятельности на год для детей дошкольного возраста, который включает в себя разнообразные формы и методы. При решении поставленных перед собой задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением. При создании условий для театрально-игровой деятельности оборудовала театральный центр, в котором разместила разные виды театров и атрибутов к ним; картотеки различных игр.
Начиная работать с детьми второй младшей группы по данной теме много времени уделяла играм с пальчиковыми театрами. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, радовались новым персонажам из пальчикового театра. Потом я внесла группу новую игрушку и обыгрывала перед детьми потешки. В дальнейшем таким образом мы разучили много разных потешек, песенок, прибауток. Дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры. Я поддерживала стремление каждого ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, позы и др.). Дети стали самостоятельно переодеваться в театральные костюмы, изображая сказочных героев. Они стали подвижнее и мимика стала выразительной, движения приобретали уверенность. Каждую сказку вначале детям показываю сама, используя различные виды театра, читаю текст. После показа сказки работаю с детьми совместно. Мы обсуждаем сказку для того, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фраз, отрывков из сказки. Затем еще раз читаю сказку и привлекаю детей к инсценировке полностью. Провожу игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия (как испугалась бабушка, как идет медведь и т.д). По мере взросления детей и перехода их в более старшие группы дети берут настольный театр по сказке и полностью воспроизводят ее, при этом другие смотрят. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Играем с куклами пальчикового театра, учим стихи, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитывается интерес ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра.
Занятия по театрализованной деятельности строила по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность разных формах, где воспитательно и каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельность.
На занятиях использую различные методы и приемы, которые позволяют детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные мною задачи. Во время занятий внимательно выслушиваю ответы и предложения детей – если они не отвечают, не требую объяснений, а перехожу к действиям с персонажами.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. В средних, старших и подготовительных группах наш театральный кружок «Теремок» показал ребятам детского сада множество сказок – как народных, так и авторских: «Теремок», «Под грибом», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Телефон», «Репка», «Муха-цокотуха» и другие. Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечения, как групповых, так и музыкальных, спортивных. На утренниках, посвященных к праздникам, мы готовим с детьми либо театрализованные сказки ( «Золушка», «Стрекоза и муравей»), или какие-либо сценки из сказок, показывая родителям наши успехи и достижения. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Теремок» каждый год является участие в отчетном концерте «Фабрика звезд».
Работа над данной темой невозможно без участия родителей. Родители активно включались в оформление театрализованного центра. Приобретали и делали своими руками различные виды театров. Я оформила для них папку-передвижку «Развитие речи через театрально-игровую деятельность», консультации «Построение среды для театрализованной деятельности», «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральных игр в домашних условиях» и т.д. Постоянно публикую статьи на данную тему в своей странице на сайте.
Используемая литература:
- Антипина А.К. Театрализованная деятельность в детском саду. М.; ТЦ Сфера, 2006
- Р.И. Жуковская. Творческие ролевые игры в детском саду. М., 2005
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. М., Просвещение, 2005
- Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей. М., ВЛАДОС, 2001
- Рахно М.О. Домашний кукольный театр. Ростов-на –Дону, Феникс, 2008
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем – СПб, Речь, М., ТЦ Сфера, 2008
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М.Мозаика-Синтез, 2008
- Интернет-ресурсы.
Следующая > |
Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольника
Занимаясь разыгрыванием сюжета, дети воссоздают придуманную ситуацию. Исполняя импровизированные роли, они формируют качества, необходимые для развития полноценного внутреннего мира:
- интеллект;
- воображение;
- способность выражать задуманное словами;
- умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;
- желание контактировать со сверстниками.
Развитие речи через театрализованную деятельность
Одна из возможных форм ролевой игры — это участие в театре. Разыгрывая знакомые истории и участвуя в постановках, юные артисты не только обогащают словарный запас и улучшают воображение, благодаря роли у исполнителя появляется возможность прочувствовать несвойственные ему черты характера.
Театр
Обратите внимание! Трусишка может сыграть храбреца, а малыш с плохим аппетитом изобразить Робина Бобина Барабека. Одному актёру следует перестать шептать и вырабатывать умение говорить открыто и уверенно. Некоторые страдают излишней громогласностью и с помощью роли учатся не кричать, владея силой голоса.
Упражнения на концентрацию внимания для детей
Исполнение пьесы, разбитой на реплики, заставляет всех артистов следить за происходящим, чтобы не пропустить свои слова. Это учит быть внимательным к разговору собеседника, не перебивать, следить за общим ходом беседы.
Почему театральная деятельность способствует развитию речи? Занятия театром во многом влияют на развитие артикуляционного аппарата ребёнка. Посредством репетиций исправляется нечёткость произносимых звуков, невнятность употребляемых слов, неумение говорить достаточно громко.
Важно! Заучивание ролей помогает связному изложению мысли, делает детскую речь более яркой, эмоционально окрашенной.
Развитие речи в старшей группе через театрализованную деятельность можно проводить с помощью разных видов кукол:
- стоячих;
- пальчиковых;
- марионеток;
- перчаточных.
Движения пальцев и кистей рук сами по себе способствуют улучшению мелкой моторики и, как следствие, развитию речевого аппарата, ребёнок повышает свои способности к концентрации внимания. Слова должны соответствовать действиям кукол.
Сцена кукольного театра всегда намного меньше, чем пространство, предназначенное для театра живых людей. Поэтому юные артисты находятся очень близко друг к другу. Любое необдуманное движение способно разрушить декорацию или помешать спектаклю. В таких условиях вырабатывается умение координировать свои действия, быть терпеливым и внимательным.
Кукольный спектакль