Проект «Ловкие пальчики. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»


Проект по развитию мелкой моторики рук: «Наши пальчики всё умеют».

Проект по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста:

«Наши пальчики всё умеют».

Актуальность проблемы.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Устное народное творчество-это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о доброте, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с этими произведениями, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особую роль в развитии младшего дошкольного возраста играют потешки, заклички, песенки, пальчиковые игры. Эмоциональное обращение в этих произведениях невольно заставляет малыша прислушиваться. Повторяя слова у ребёнка развивается речевой слух, закрепляется правильное произношение звуков.

Только регулярное использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать ознакомлению с окружающим и развивать мелкую моторику рук.

Цель проекта:

Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики.

Задачи проекта:

1. Развивать память, речевой слух;

2. Развивать монологический и диалогический строй речи;

3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;

4. Воспитывать звуковую культуру речи;

5. Развивать воображение и мыслительную деятельность;

6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Этапы проекта.

Подготовительный этап.

1. Изучить литературу по данной теме; 2. Подготовить методический материал; 3. Разработать картотеку пальчиковых игр;

4. Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей; 5. Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;

6. Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме;

7. Привлечь родителей к помощи по данной проблеме;

8. Разработать диагностический материал для прослеживания результатов эффективности внедрённого в работу проекта.

Организационный этап.

Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми первой младшей группы в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, «Пальчиковый театр», дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Волшебные пуговицы», «Золушка», «Игры с прищепками», мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию), счетные палочки, методическая литература и др. Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры, песенки, заклички, потешки. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через непосредственно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.

Для наиболее лучшего результата ведётся большая работа с родителями по теме. Для этой цели в группе создана «Школа для родителей: Счастливый малыш». В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей по проблеме развития мелкой моторики рук у детей, а один раз в квартал родители встречаются в группе на семинары, мастер – классы, тренинги и др.

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

Проведение мониторинга по теме с целью выявить промежуточные результаты работы над проектом (январь) и результаты в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

Реализация проекта.

Месяц Тема Программное содержание
Сентябрь 1.«Киска, киска, киска, брысь…»;

Пальчиковая игра «Сорока-сорока».

Побуждать проговаривать окончание строчки; активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие.
2. Потешка «Ладушки, ладушки…»;

Пальчиковая игра «Моя семья».

Формировать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу; развивать ощущение собственных движений; развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 Песенка «Наши уточки с утра…»;

Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошёл…»

Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
4. «Пошёл котик на Торжок…»;

Пальчиковая игра «Маша варежку надела».

Учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста; развивать моторику рук.
Октябрь 1. «Наша Маша маленька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…» Активизировать движения пальцев рук; активно развивать речевой запас слов; формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.
2. Потешка «Огуречик, огуречик…»; Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…» Развивать моторику пальцев рук; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
3. «Водичка, водичка, умой моё личико…»; Пальчиковая игра «Коза рогатая». Учить ребенка совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом; развивать мелкую моторику рук.
4. Закличка «Солнышко — вёдрышко»; Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик». Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Ноябрь 1.«Заяц Егорка»; Пальчиковая игра «Весёлые маляры». Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; обогащать словарь ребенка, развивать память.
2. Потешка «Из-за леса, из-за гор…»; Пальчиковая игра «Детки». Развивать мелкую моторику обеих рук; активизировать словарь детей, развивать память.
3. Песенка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…»; Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…». Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; развивать речь детей, активизировать словарь.
4. Песенка «Чики, чики, кички…»; Пальчиковая игра «На работу». Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Декабрь 1. Песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; Пальчиковая игра «Пальчики». Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст.
2. Потешка «Кисонька-мурысонька…»; Пальчиковая игра «Мы считаем». Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст.
3. Игровое упражнение «В гости»; Пальчиковая игра «Комарик». Учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек; развивать мелкую моторику рук.
4. «Здравствуй, солнце золотое…»; Пальчиковая игра «Шалун». Вызвать эмоционально-положительный настрой; развивать мелкую моторику рук.
Январь 1. Песенка «Как по лугу, лугу»; Пальчиковая игра «Коготочки». Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
2. Работа с бумагой «Снег идёт»; Пальчиковая игра «Прогулка». Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы; закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок; развивать мелкую моторику рук.
3. Работа с природным материалом «Мостик»; Пальчиковая гимнастика «Дорожка». Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль; развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.
4. «Улитка, улитка…»; Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»; «Этот пальчик дедушка». Учить детей четко проговаривать потешку. Повторить уже знакомые пальчиковые игры; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.
Февраль 1. Песенка «Наши уточки с утра…»; Пальчиковая гимнастика «Сорока». Побуждать проговаривать окончание строчки; активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие.
2. Песенка «Уж как свою коровушку люблю»; Пальчиковая гимнастика «Ёжик». Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.
3. Песенка «Как у нашего кота…»; Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела». Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки; развивать моторику пальцев рук; создать радостное настроение.
4. Игровое упражнение «Змейка»; Пальчиковая гимнастика «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка». Учить выкладывать пуговицу по размеру; расширять словарный запас детей; развивать моторику пальцев рук.
Март 1. Дидактическое упражнение «Сделаем матрёшке бусы»; Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошенки». Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити; закрепить умение чередовать предметы по цвету; развивать моторику пальцев рук.
2.Дидактическая игра «В гостях у Шептунчика»; Народная потешка «Бабочка». Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине; стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев; развивать мелкую моторику.
3. Игровое упражнение «Поможем зайке»; песенка «Заинька, зайка…». Учить выкладывать дорожку из фасоли; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук; создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.
4.Дидактическая игра «Покормим птичек»; Пальчиковая гимнастика «Птички». Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Апрель 1. Потешка «Светит солнышко в окошко»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко». Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе; продолжать закрепление формы (круглая); развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.
2. Песенка «Коза-дереза»; Пальчиковая гимнастика «Шнуровка»; Учить детей продевать шнурки в отверстие; развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.
3. Потешка «Ой ты заюшка — пострел»; Дидактическое упражнение «Поможем Незнайке»; Продолжать учить детей шнуровке; закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие; формировать умение правильно проговаривать слова игры; развивать моторику пальцев рук.
4. Дидактическая игра «Зонтик для зайки»; Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Учить детей выкладывать спички по образцу; развивать моторику пальцев рук; закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.
Май 1. Дидактическая игра «Домик для ёжика»; пальчиковая гимнастика «Ёжик». Продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу; закрепить названия геометрических фигур; развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Закличка «Дождик, дождик, веселей…»;

Дидактическая игра «Разноцветные крышки»;

Учить детей строить постройки из крышек, закреплять цвет крышек; формировать внимание, воображение, творческие способности; развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Дидактическая игра «Бусинки рассыпались»; Пальчиковая гимнастика «На работу». Учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету; закрепить название цветов; развивать мелкую моторику рук.
4. «Поиграем с пальчиками»; Повторение потешек, песенок. Повторить с детьми все изученные потешки, песенки, пальчиковые игры; закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью.

Срок реализации проекта

Проект рассчитан на один учебный год.

Как будет оцениваться эффективность проекта:

По результатам мониторинга, наблюдения.

Ожидаемый результат:

— к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений; — повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями; — дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.; — станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.

Что получилось в результате:

В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми большое количество пальчиковой гимнастики, потешек, песенок, закличек. Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимают участие в совместной деятельности. Перспектива:

Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше. Накопить материал по данной теме.

Проект «Веселые пальчики»

Проект «Весёлые пальчики»

( Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр)

Актуальность проекта: после многолетнего изучения деятельности мозга и психики у детей, учёные пришли к выводу, что огромное значение в развитии ребёнка играют именно руки и пальчики. А от совершенствования мелкой моторики рук напрямую зависит уровень развития детской речи. Поэтому учёные настоятельно рекомендуют стимулировать и развивать речь ребёнка путём постоянных тренировок для пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребёнка

Игры с пальчиками – вещь, совершенно необходимая, ведь в основе каждой игры – детские песенки, потешки. Такие игры доставляют малышу удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Цель проекта: развитие речи детей раннего возраста через развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр.

Задачи:

  • обогащать словарный запас
  • развить память и связную речь
  • формировать координацию движений пальцев и кистей рук
  • тренировать тонкие движения пальцев рук
  • стимулировать зрительное и слуховое восприятие
  • формировать эмоциональное развитие детей
  • повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста

Тип проекта:

  • Фронтальный групповой направленный на развитие мелкой моторики
  • Долгосрочный (октябрь-май)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Ожидаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей
  • возросший познавательный интерес
  • развитие мелкой моторики пальцев и рук
  • развитие связной речи
  • развитие памяти и внимания
  • закрепление игр в ладошки

Подготовительный этап:

  • определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата
  • изучение методической литературы по данной теме
  • мониторинг детей группы по развитию речи (сентябрь)
  • составление картотеки пальчиковых игр

Основной этап реализации проекта:

  • составление перспективного плана проведения пальчиковых игр, включение пальчиковых игр в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
  • разработка рекомендаций по проведению пальчиковых игр для родителей

Работа с родителями:

  • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
  • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • помощь родителей в изготовлении игр и атрибутов для развития мелкой моторики рук детей

Заключительный этап:

  • Мониторинг детей по развитию речи (май)
  • Анализ проделанной работы по проекту, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
  • Оформление фотогазеты «Веселые пальчики»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]