Проект по развитию мелкой моторики рук: «Наши пальчики всё умеют».
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста:
«Наши пальчики всё умеют».
Актуальность проблемы.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Устное народное творчество-это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о доброте, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с этими произведениями, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особую роль в развитии младшего дошкольного возраста играют потешки, заклички, песенки, пальчиковые игры. Эмоциональное обращение в этих произведениях невольно заставляет малыша прислушиваться. Повторяя слова у ребёнка развивается речевой слух, закрепляется правильное произношение звуков.
Только регулярное использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать ознакомлению с окружающим и развивать мелкую моторику рук.
Цель проекта:
Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики.
Задачи проекта:
1. Развивать память, речевой слух;
2. Развивать монологический и диалогический строй речи;
3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;
4. Воспитывать звуковую культуру речи;
5. Развивать воображение и мыслительную деятельность;
6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
1. Изучить литературу по данной теме; 2. Подготовить методический материал; 3. Разработать картотеку пальчиковых игр;
4. Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей; 5. Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;
6. Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме;
7. Привлечь родителей к помощи по данной проблеме;
8. Разработать диагностический материал для прослеживания результатов эффективности внедрённого в работу проекта.
Организационный этап.
Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми первой младшей группы в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.
В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, «Пальчиковый театр», дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Волшебные пуговицы», «Золушка», «Игры с прищепками», мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию), счетные палочки, методическая литература и др. Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.
Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры, песенки, заклички, потешки. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через непосредственно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.
Для наиболее лучшего результата ведётся большая работа с родителями по теме. Для этой цели в группе создана «Школа для родителей: Счастливый малыш». В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей по проблеме развития мелкой моторики рук у детей, а один раз в квартал родители встречаются в группе на семинары, мастер – классы, тренинги и др.
Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
Проведение мониторинга по теме с целью выявить промежуточные результаты работы над проектом (январь) и результаты в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.
Реализация проекта.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1.«Киска, киска, киска, брысь…»; Пальчиковая игра «Сорока-сорока». | Побуждать проговаривать окончание строчки; активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие. |
2. Потешка «Ладушки, ладушки…»; Пальчиковая игра «Моя семья». | Формировать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу; развивать ощущение собственных движений; развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
3 Песенка «Наши уточки с утра…»; Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошёл…» | Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. | |
4. «Пошёл котик на Торжок…»; Пальчиковая игра «Маша варежку надела». | Учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста; развивать моторику рук. | |
Октябрь | 1. «Наша Маша маленька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…» | Активизировать движения пальцев рук; активно развивать речевой запас слов; формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. |
2. Потешка «Огуречик, огуречик…»; Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…» | Развивать моторику пальцев рук; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. | |
3. «Водичка, водичка, умой моё личико…»; Пальчиковая игра «Коза рогатая». | Учить ребенка совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом; развивать мелкую моторику рук. | |
4. Закличка «Солнышко — вёдрышко»; Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик». | Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. | |
Ноябрь | 1.«Заяц Егорка»; Пальчиковая игра «Весёлые маляры». | Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; обогащать словарь ребенка, развивать память. |
2. Потешка «Из-за леса, из-за гор…»; Пальчиковая игра «Детки». | Развивать мелкую моторику обеих рук; активизировать словарь детей, развивать память. | |
3. Песенка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…»; Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…». | Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; развивать речь детей, активизировать словарь. | |
4. Песенка «Чики, чики, кички…»; Пальчиковая игра «На работу». | Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. | |
Декабрь | 1. Песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; Пальчиковая игра «Пальчики». | Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст. |
2. Потешка «Кисонька-мурысонька…»; Пальчиковая игра «Мы считаем». | Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст. | |
3. Игровое упражнение «В гости»; Пальчиковая игра «Комарик». | Учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек; развивать мелкую моторику рук. | |
4. «Здравствуй, солнце золотое…»; Пальчиковая игра «Шалун». | Вызвать эмоционально-положительный настрой; развивать мелкую моторику рук. | |
Январь | 1. Песенка «Как по лугу, лугу»; Пальчиковая игра «Коготочки». | Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. |
2. Работа с бумагой «Снег идёт»; Пальчиковая игра «Прогулка». | Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы; закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок; развивать мелкую моторику рук. | |
3. Работа с природным материалом «Мостик»; Пальчиковая гимнастика «Дорожка». | Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль; развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры. | |
4. «Улитка, улитка…»; Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»; «Этот пальчик дедушка». | Учить детей четко проговаривать потешку. Повторить уже знакомые пальчиковые игры; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук. | |
Февраль | 1. Песенка «Наши уточки с утра…»; Пальчиковая гимнастика «Сорока». | Побуждать проговаривать окончание строчки; активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие. |
2. Песенка «Уж как свою коровушку люблю»; Пальчиковая гимнастика «Ёжик». | Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей. | |
3. Песенка «Как у нашего кота…»; Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела». | Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки; развивать моторику пальцев рук; создать радостное настроение. | |
4. Игровое упражнение «Змейка»; Пальчиковая гимнастика «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка». | Учить выкладывать пуговицу по размеру; расширять словарный запас детей; развивать моторику пальцев рук. | |
Март | 1. Дидактическое упражнение «Сделаем матрёшке бусы»; Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошенки». | Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити; закрепить умение чередовать предметы по цвету; развивать моторику пальцев рук. |
2.Дидактическая игра «В гостях у Шептунчика»; Народная потешка «Бабочка». | Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине; стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев; развивать мелкую моторику. | |
3. Игровое упражнение «Поможем зайке»; песенка «Заинька, зайка…». | Учить выкладывать дорожку из фасоли; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук; создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания. | |
4.Дидактическая игра «Покормим птичек»; Пальчиковая гимнастика «Птички». | Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе; развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Апрель | 1. Потешка «Светит солнышко в окошко»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко». | Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе; продолжать закрепление формы (круглая); развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей. |
2. Песенка «Коза-дереза»; Пальчиковая гимнастика «Шнуровка»; | Учить детей продевать шнурки в отверстие; развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать словарь, развивать речь, мышление детей. | |
3. Потешка «Ой ты заюшка — пострел»; Дидактическое упражнение «Поможем Незнайке»; | Продолжать учить детей шнуровке; закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие; формировать умение правильно проговаривать слова игры; развивать моторику пальцев рук. | |
4. Дидактическая игра «Зонтик для зайки»; Пальчиковая гимнастика «Зайчик». | Учить детей выкладывать спички по образцу; развивать моторику пальцев рук; закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту. | |
Май | 1. Дидактическая игра «Домик для ёжика»; пальчиковая гимнастика «Ёжик». | Продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу; закрепить названия геометрических фигур; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2. Закличка «Дождик, дождик, веселей…»; Дидактическая игра «Разноцветные крышки»; | Учить детей строить постройки из крышек, закреплять цвет крышек; формировать внимание, воображение, творческие способности; развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
3. Дидактическая игра «Бусинки рассыпались»; Пальчиковая гимнастика «На работу». | Учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету; закрепить название цветов; развивать мелкую моторику рук. | |
4. «Поиграем с пальчиками»; Повторение потешек, песенок. | Повторить с детьми все изученные потешки, песенки, пальчиковые игры; закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью. |
Срок реализации проекта
Проект рассчитан на один учебный год.
Как будет оцениваться эффективность проекта:
По результатам мониторинга, наблюдения.
Ожидаемый результат:
— к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений; — повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями; — дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.; — станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Что получилось в результате:
В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми большое количество пальчиковой гимнастики, потешек, песенок, закличек. Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимают участие в совместной деятельности. Перспектива:
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше. Накопить материал по данной теме.
Проект «Веселые пальчики»
Проект «Весёлые пальчики»
( Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр)
Актуальность проекта: после многолетнего изучения деятельности мозга и психики у детей, учёные пришли к выводу, что огромное значение в развитии ребёнка играют именно руки и пальчики. А от совершенствования мелкой моторики рук напрямую зависит уровень развития детской речи. Поэтому учёные настоятельно рекомендуют стимулировать и развивать речь ребёнка путём постоянных тренировок для пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребёнка
Игры с пальчиками – вещь, совершенно необходимая, ведь в основе каждой игры – детские песенки, потешки. Такие игры доставляют малышу удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Цель проекта: развитие речи детей раннего возраста через развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр.
Задачи:
- обогащать словарный запас
- развить память и связную речь
- формировать координацию движений пальцев и кистей рук
- тренировать тонкие движения пальцев рук
- стимулировать зрительное и слуховое восприятие
- формировать эмоциональное развитие детей
- повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста
Тип проекта:
- Фронтальный групповой направленный на развитие мелкой моторики
- Долгосрочный (октябрь-май)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей
- возросший познавательный интерес
- развитие мелкой моторики пальцев и рук
- развитие связной речи
- развитие памяти и внимания
- закрепление игр в ладошки
Подготовительный этап:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата
- изучение методической литературы по данной теме
- мониторинг детей группы по развитию речи (сентябрь)
- составление картотеки пальчиковых игр
Основной этап реализации проекта:
- составление перспективного плана проведения пальчиковых игр, включение пальчиковых игр в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
- разработка рекомендаций по проведению пальчиковых игр для родителей
Работа с родителями:
- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
- помощь родителей в изготовлении игр и атрибутов для развития мелкой моторики рук детей
Заключительный этап:
- Мониторинг детей по развитию речи (май)
- Анализ проделанной работы по проекту, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
- Оформление фотогазеты «Веселые пальчики»