Методика Монтессори — суть и принципы одного из самых успешных подходов к воспитанию детей

Начало двадцатого века буквально разделило историю человечества на до и после, ведь жизнь претерпела невероятные изменения и требовала новых моральных ориентиров, подходов к образованию и воспитанию и организации труда и отдыха. Это был период смелых экспериментов и удивительных открытий. Несмотря на все социальные потрясения люди двадцатого века стали свободнее и прогрессивнее, а значит и воспитание и образование должно было сильно измениться, ведь малышам предстояло расти в совершенно новом мире.

Наблюдения и нововведения итальянского врача Марии Монтессори стали настоящим прорывом в педагогике, так как её подход одновременно имел как хорошую теоретическую основу, так и блестящие результаты на практике. В этой статье мы постараемся осветить все основные особенности Монтессори образования и обсудим для каких детей занятия по методике М. Монтессори подходят лучше всего.

Основные методы Монтессори

Чтобы кратко изложить основные идеи метода Марии Монтессори важно сперва объяснить, на каких убеждениях основывается подход:

1. Ребенок развивается, следуя своим естественным интересам и благодаря опыту, самостоятельно полученному на их основе,

2. Только грамотно организованная среда позволяет малышу полностью раскрыть свой потенциал развития,

3. Взрослый может быть проводником и помощником, но не может стать единственным полноценным источником знаний и навыков для развития ребенка,

Именно эти убеждения и определяют стиль взаимодействия детей и взрослых, выбравших для своих малышей метод М. Монтессори.

Подход отличает специально организованная среда ( дидактический материал, расположенный в свободном доступе ребенка), соответствующая возрасту детей; ведущая позиция ребенка, его самостоятельность и свободный выбор активностей; уважительное и внимательное отношение взрослых к индивидуальным потребностям малыша.

Давайте же кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори:

1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве класса,

2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку,

3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе,

4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения,

5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия.

Теперь же давайте более детально изучим особенности методики Монтессори и начнём с того, какие цели стоят перед Монтессори педагогом в зависимости от возраста воспитанников.

Цели занятий по методу Монтессори по возрастам

Подход обеспечивает обучение детей от рождения до средней школы, при этом фокус внимания, а значит и приёмы, используемые в Монтессори среде, зависят от возраста ребенка. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой сформулированы основные цели Монтессори обучения детей на разных возрастных этапах.

Возраст ребенка Цели Монтессори обучения Основные приемы и форматы
От рождения до трёх лет
  • Укрепление доверия к миру и базовой уверенности в себе,
  • развитие координации и мелкой моторики,
  • развитие речи,
  • достижение независимости за счёт освоения простых бытовых действий
  • Освоение бытовых навыков (поддержание чистоты, уход за собой и своей одеждой и т.д.)
  • Развитие крупной моторики (гимнастика, ходьба и бег, преодоление препятствий),
  • Развитие мелкой моторики (хватание предметов, перенос вещей, использование простых инструментов и столовых приборов),
  • Развитие памяти, внимания и мышление на основе опыта взаимодействия с окружающей средой,
  • Развитие речи (освоение отдельных звуков, называние предметов, использование различных частей речи)
От трёх до шести лет
  • Развитие самостоятельности и различных форм саморегуляции,
  • социальное развитие через общение со сверстниками и старшими,
  • совершенствование сенсорного восприятие,
  • заложение принципов научного мышления,
  • знакомство со счетом и освоение грамоты,
  • творческое развитие и самовыражение
  • Продолжение развития бытовых навыков (сервировка стола, одевание, уборка, освоение правил этикета),
  • Активное сенсорное развитие (освоение предметов с разными текстурами, цветами, формами, запахами и т.д., их сравнение и классификация),
  • Развитие грамотной речи, освоение письма и чтения с помощью специальных дидактических материалов по методу Монтессори,
  • Знакомство с миром цифр, освоение счёта и практическое изучение понятия числа
От шести до двенадцати лет
  • Интеллектуальное развитие и приобретение углубленных знаний о мире,
  • Развитие уверенности в себе, независимости и воображения,
  • Изучение социального устройства мира, понимание роли личности в сообществе
Комплексное изучение опыта, накопленного человечеством и более специализированные занятия, посвященные изучению вселенной, живой природы, человечества, языка и мира точных наук
От двенадцати до пятнадцати лет
  • Изучение экономических взаимосвязей на практике,
  • Осознание своей роли в различных группах и сообществах,
  • Практическое применение научных знаний,
  • Развитие способности к самовыражению
К сожалению, методика не была разработана самой Марией Монтессори, однако, последователи подхода активно используют групповую работу, научные дискуссии, индивидуальные образовательные планы и практическую работу для личностного и профессионального становления подростков

Даже из данной таблицы видно, что развитие гармоничной личности непременно должно начинаться в самом раннем возрасте, именно поэтому методики обучения Монтессори применяются в первую очередь в дошкольных учреждениях, ведь в дальнейшем Монтессори выпускники гораздо более адаптивны и достигают лучших результатов в школах самых разных подходов.

Прежде всего, суть методики Монтессори для детей всех возрастов — это воспитание с опорой на индивидуальные сильные стороны и интересы каждого ребенка. Монтессори-образование побуждает детей исследовать мир вокруг и самостоятельно найти своё место в этом мире.

Метод Монтессори — для каких детей подойдет такой подход?

Удивительно, но мы зачастую встречаемся с родителями, которые убеждены, что методики обучения Монтессори подходят только одарённым и «от природы» мотивированным детям. Родителям кажется, что если их сына или дочку не заставлять заниматься, они просто целыми днями будут лежать на диване.

На самом же деле стоит всегда помнить, что детская любознательность и желание познавать мир — это врожденное качество абсолютно любого ребенка. Описанная же пассивность чаще всего вызвана внешними факторами: неподходящей средой и неверно организованным распорядком дня, неправильным поведением взрослых, плохим самочувствием ребенка.

Несмотря на то, что все приемы Монтессори сопряжены со свободным выбором ребенка и его практически неограниченным передвижением по классу, даже самые «неуправляемые» и «сложные» дети в конце концов успешно вливаются в процесс.

Тем не менее, если вам кажется, что малышу сперва будет сложно на групповых занятиях по методике Монтессори или вы переживаете из-за каких-то особенностей здоровья ребенка, все филиалы нашего клуба предлагают индивидуальные занятия, чтобы у малыша было дополнительное внимание взрослого для более легкой адаптации в новой обстановке.

Отзывы и комментарии

Что вы думаете о методике Монтессори? Являетесь ли вы ее сторонником или противником? Поделитесь в комментариях к этой статье. Также будет интересно узнать о вашем опыте воспитания ребенка по такой системе.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Альтернативное образование: преимущества и недостатки
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Кубики Кооса
  • Как правильно воспитать ребенка?
  • Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой» — краткое содержание
  • Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей!
  • Масару Ибука «После трёх уже поздно» — краткое содержание
  • Идеология преподавания Льва Толстого
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации

Ключевые слова:1Дети

Детский сад Монтессори — чего следует ожидать от занятий по известной методике

Метод Монтессори востребован как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Однако, в Москве чаще всего занятия по методике Марии Монтессори рассчитаны на детей до 6-7 лет, после которых они успешно переходят как в специализированные Монтессори школы, так и общеобразовательные заведения. Учитывая такую особенность московского образования, мы разработали как программу исключительно по методике Монтессори, так и группы, где методы обучения Монтессори и её базовые принципы органично сочетаются и с более традиционными форматами занятий для малышей, а также посещением логопеда и других специалистов.

Окружающая обстановка детских садов по Монтессори стимулирует познавательную активность детей. Все Монтессори-классы разделены на зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. Каждая зона наполнена множеством развивающих предметов и дидактических игр, взаимодействуя с которыми, ребенок самостоятельно изучает свойства и функции вещей и узнаёт новое.

В детском саду по системе Монтессори всегда много пространства и развивающих материалов, у детей всегда есть возможность выбирать занятие себе по душе, а воспитатели сада, прошедшие специальное обучение по методике Монтессори, лишь помогают детям совершать самостоятельные открытия.

Приятным бонусом для родителей, которые сделали выбор в пользу детского сада, использующего Монтессори методику, будет также и наличие регулярных консультаций для родителей, на которых педагоги и детские психологи подробно раскрывают задачи метода, делятся успехами воспитанников, а также дают рекомендации по воспитанию по методу Монтессори дома.

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Выводы

Воспитание по методу Марии Монтессори качественно отличается от традиционных подходов: взрослый не проводит уроки и не требует положить руки на парту и внимательно слушать, у детей есть возможность и время познавать то, что им интересно, а специально организованная среда заботится о том, чтобы «интересно» было всегда и «полезно». Благодаря этим условиям метод получил международное признание, выпускники Монтессори садов стабильно демонстрируют интерес к учёбе, развитые навыки самоконтроля и успешно осваивают школьную программу, а родители гордятся своими талантливыми, самостоятельными и по-настоящему счастливыми детьми.

Не сожалеть об упущенных возможностях

Ситуация, когда человек оглядывается назад и совершенно по-новому оценивает свои решения и поступки с высоты нынешнего опыта, неизбежна для любого человека. Это касается и воспитания детей.

Всё, что мы делаем, влияет на других людей, и всегда есть более мудрый или просто иной способ действий. Очень важно удерживать себя от иллюзии, будто поступить в прошедшей ситуации иначе было возможно. Наша способность простирать своё внимание на события прошлого и предполагать возможное будущее (а за компанию и возможное прошлое) играет с нами злую шутку. Вместо того, чтобы менять будущее, мы увязаем в тщетных попытках изменить прошлое. С особенной лёгкостью мы встреваем в это непродуктивное состояние тогда, когда прошлое касается наших близких, тех, кто зависит от нас.

Но правда в том, что если бы вы могли сделать лучше, вы бы сделали. В той точке своей жизни тот человек, с его жизненным опытом, в его состоянии и тех обстоятельствах пришёл к наилучшему из возможных для него образу действий. Чувство вины же рождается из ошибочного ощущения будто там, в прошлом, вы могли бы вести себя как вы теперешний, да не стали. Это не так, и потому вина всегда идёт рука об руку с чувством бессилия, беспомощности и отчаяния.

Это не значит, что анализировать прошлое бесполезно или вредно. Просто важно концентрироваться именно на том, как прошлое сказалось на настоящем. В вашей власти принимать на себя ответственность за последствия прежних поступков.

Вы можете использовать своё новое понимание прошлого с целью:

  • действовать лучше в аналогичных ситуациях;
  • знать, с чем имеешь дело в настоящем.

То, какое влияние оказывают наши действия здесь и сейчас, часто зависит от предыстории. В частности, если мы понимаем, что спровоцировало те или иные особенности в нашем ребёнке, мы можем планировать дальнейшие родительские действия, которые помогут ребёнку максимально использовать текущее положение вещей как преимущество и умение компенсировать чем-то слабые или чрезмерные качества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]