Закаливание детей: методы, принципы, виды закаливания

Если спортивные упражнения – это тренировка мышц, то закаливание – это тренировка иммунитета, в первую очередь терморегуляционного аппарата. Закаленный ребенок легко переносит значительные колебания температуры. Ему не грозят переохлаждение и перегрев, которые могут привести к простуде и другим заболеваниям. Чтобы добиться положительного результата, при закаливании необходимо придерживаться определенных правил и принципов. Какие же существуют виды и способы закаливания детей и как правильно проводить эти укрепляющие и оздоравливающие мероприятия?

Ухудшившаяся экологическая обстановка, изменившийся образ жизни приводят к тому, что современные дети часто болеют. Одним из самых эффективных и при этом доступных способов сохранить и укрепить здоровье является закалка. Существует несколько способов закаливания, можно использовать один из них или совмещать сразу несколько. Рассмотрим, какие существуют методы закаливания детей, а также ознакомимся с основными правилами проведения данных процедур.

Методы закаливания детей

В зависимости от главных факторов закалки специалисты различают:

  • аэротерапию (закалка на воздухе);
  • закаливание водой;
  • гелиотерапию (закалка солнцем).

Воздушные ванны

Основа аэротерапии – принятие воздушных ванн и прогулки на свежем воздухе. Это один из самых щадящих вариантов закаливания, поэтому начинать тренировку организма стоит именно с него. Максимальный эффект аэротерапии достигается в сочетании со спортивными занятиями. Закаливающие сеансы можно проводить дома (откройте форточку или окно для проветривания комнаты и займитесь с малышом несложными физическими упражнениями) и на улице (устройте небольшой забег или активные игры во дворе). Воздушное закаливание рекомендуется начинать с +20–16°С, температуру постепенно снижайте до +14°С.

Закаливание детей водой

Более интенсивный способ закаливания – водные процедуры, которые можно проводить и в условиях обычной городской квартиры. Наиболее удобным временем для водного закаливания считается ранее утро: приучайте малыша к освежающему душу сразу после подъема или еще лучше – после утренней зарядки. Укрепляющие процедуры начинайте с 35°С и постепенно уменьшайте температуру воды до 10°С.

Закаливание детей водой можно проводить несколькими способами. На начальном этапе подойдет процедура обтирания – именно с нее нужно начинать тренировку. Разденьте малыша до пояса и влажной губкой оботрите его шею, грудь, спину и руки. После этого разотрите тело насухо полотенцем – все это нужно сделать в течение 5 минут. После нескольких процедур можно начинать обтирание всего тела – с головы до ног.

После подготовки обтиранием ребенка можно переводить на следующий этап – обливание водой. На первых порах можно обливать только ножки, а затем постепенно увеличивать площадь контакта с водой. Когда малыш привыкнет к местным обливаниям, приучайте его к закаливанию под душем – используйте для этого прохладную воду и контрастный душ. Помните: чем прохладнее вода, тем меньше время обливания (1–2 минуты). По завершении водного сеанса разотрите тело до красноты.

Апогеем водного закаливания является моржевание – к этой процедуре необходимо подходить с особой осторожностью и под регулярным наблюдением врача.

Солнце

Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи солнца в разумном объеме благотворно воздействуют на организм человека. Они помогают усовершенствовать терморегуляцию организма, а также способствуют улучшению кровообращения и выработке витамина D. Закаливание солнцем подразумевает прием кратковременных солнечных ванн в утренние часы (желательно до 10 часов утра), начиная с 5-минутных сеансов.

Еще одним распространенным методом закаливания является хождение босиком по мокрой траве и снегу. Этот вариант подойдет тем, кто живет в собственном доме, возле которого есть ухоженный дворик. Переходить к этому виду закаливания рекомендуется после того, как малыш привыкнет к обливанию водой. Поначалу следует ходить по влажной траве и грунту в носочках, а через некоторое время – и босиком. Время закалки – от 5 минут, постепенно время увеличивается до 30–60 минут.

Закаливание солнцем.

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 — 3 лет, лучше в безветренную погоду. В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших — 5 мин. с ежедневным увеличением до 30 — 40 мин и более. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.

Принципы закаливания детей

Закаливание – серьезное испытание для организма, поэтому перед тем, как начать этот процесс, необходимо посоветоваться с лечащим врачом. Специалист должен убедиться, что ребенок здоров – это непреложное требование для начала занятий. Кроме того, врач предоставит профессиональные рекомендации по условиям проведения процедур (их продолжительности, интенсивности и т.д.).

Родители должны запомнить следующие принципы закаливания детей:

  • при закаливании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (в том числе возрастные);
  • занятия должны быть регулярными (нельзя заниматься закалкой время от времени – это большой стресс для организма);
  • закаливание должно быть постепенным, без риска переохлаждения или перегрева (нельзя резко менять температуру и увеличивать длительность процедур);
  • во время закаливающих занятий необходимо контролировать самочувствие ребенка.

При соблюдении всех требований такие процедуры приносят моральное удовольствие и физическое здоровье. Ребенок лучше спит, имеет хороший аппетит, бодрое настроение, повышенную работоспособность и устойчивость к болезням.

Виды закаливающих процедур и правила их проведения

Все способы закаливания делятся на 2 группы: общие и специальные. Первые включают в себя режим дня, физическую активность и правильное питание. Специальные – это закаливание с помощью естественных факторов (воздух, солнце и вода). Педиатры рекомендуют начинать (особенно часто болеющим детям) с наименее сложного способа – воздушных ванн.

Воздушные ванны

Самый простой метод, который подходит даже грудничкам. После сна и перед ним малышу можно дать полежать без одежды пару минут. Температуру в квартире нужно снижать, но не резко (в течение нескольких месяцев) до 18° С. А саму продолжительность процедуры нужно увеличивать до 15-20 минут.

Важно завершить мероприятие до того, как кожа ребёнка покроется мурашками. Перед тем, как одеваться, можно осторожно растереть кожу малыша тканевой мягкой рукавичкой.

Закаливание на воздухе включает следующие методы:

Прогулки и игры

Игры на свежем воздухе укрепляют иммунитет, повышают двигательную активность ребёнка и дарят хорошее настроение. Грудничкам прогулки на открытом воздухе помогают крепко спать.

Ребёнок должен быть одет по сезону, но не укутан множественными слоями одежды. Следить нужно как за тем, чтобы он не замерз, так и за тем, чтобы он не вспотел – это показатель того, что вы слишком тепло одели малыша.

Узнайте, как правильно одевать ребёнка осенью или в зимнюю погоду.

Дети и подростки должны гулять при любых погодных условиях, а продолжительность прогулки следует корректировать, согласно погодным условиям (от 1 часа до нескольких часов в день). Но необходимо учитывать, что если на улице -15° С и ниже, время прогулки стоит сократить, чтобы не случилось переохлаждения.

Проветривание

Проветривайте помещение, где живёт малыш, минимум 4 раза в день, особенно перед сном и после него – утром. Летом, когда тепло, окно можно и вовсе оставить открытым на всю ночь. Оптимальная температура воздуха в детской должна быть следующей:

ВозрастЛетоЗима
До 3-х лет20-22° С22-23 °С
Старше 3-х лет20-18 ° С20-22 ° С

Рекомендованная влажность воздуха 40-60%. Будет прекрасно, если в детском саду, куда ходит ребёнок, также будут придерживаться данных рекомендаций.

Правильно подобранная одежда

Малыша с рождения важно не утеплять чрезмерно, чтобы он не потел и не перегревался. Идеальная детская одежда – лёгкая, удобная и сухая.

Ходьба босиком

Данная процедура не только улучшает здоровье, но и представляет собой великолепную профилактику плоскостопия. Начинать ходить босиком нужно дома, далее, когда на улице потеплеет, можно пробовать гулять босиком и там: сначала по более приятным поверхностям – песку и траве, потом и по мелким камушкам, гальке и ракушкам. Лучше гулять на пляже, даче, в парках, где невелик риск травмировать ножку малыша мусором.

Закаливание водой

Это один из самых действенных методов иммунопрофилактики, но начинать его стоит после того, как ребёнок освоил воздушный способ закалки. Способ состоит из различных процедур: контрастный душ, протирание мокрым полотенцем, обливания и плавания в открытых водоёмах.

Закаливание грудничков (до года):

Маленьких детей с 2 месяцев можно протирать влажными, прохладными салфетками. В качестве подготовки кроху до небольшого покраснения растирают сухой махровой варежкой. Кожа адаптируется и после этого следует приступить к обтиранию. Сначала температура воды должна быть не прохладнее 35° С. Затем каждые несколько дней её понижают на один градус.

Когда малыш адаптируется, переходят уже к активным действиям.

Инструкция, как закалять малышей с первых дней:

  1. Приступить к привычному купанию для ребёнка.
  2. Подготовленного малыша поднять над ванной и облить водой на 10° С прохладнее, чем вода в его ванной. Обливание проходит по схеме: пяточки, ножки, спинка (то есть снизу вверх). Вся процедура должна занять около 5 секунд.
  3. Спустя 10-15 минут одеть кроху.

Каждые 3-4 дня температуру воды понижайте на 1 градус, пока разница не станет в 15 градусов. Когда это произойдёт, малыша во время купания нужно продолжать обливать прохладной водой.

Необходимо помнить: процедура очень тонизирует и бодрит, поэтому перед сном её проводить нельзя. Зато для начала дня она подойдёт идеально.

Закаливание детей от 1 года:

К 2-3 годам дети, как правило, начинают посещать дошкольные учреждения. И многие малыши начинают часто болеть. Поэтому важно укреплять иммунитет ребёнка закаливанием:

  1. Посадить ребёнка в ванную с привычной температурой воды. Если он не любитель посидеть в воде или у вас душевая кабина, можно организовать ему тёплый душ.
  2. Родители устраивают ребёнку холодный дождь – душ с водой прохладнее на 15 градусов (сначала под него подставляют ручки, ненадолго).
  3. Малыш отправляется в тёплую воду (ванная или душ). Процедура проводится не меньше трёх раз и заканчивается прохладной водой.
  4. В следующие разы под прохладную воду подставляются не только ручки, но и ножки, спинка, воротниковая зона.
  5. В конце родители не вытирают ребёнка, а заворачивают его в полотенце.
  6. Одеться рекомендуется спустя 10-15 минут.

Школьникам или подросткам, которые ещё не имеют опыта в закаливании, придутся по нраву умывания холодной водой. Как правило, это даётся им легче, чем обливания. Когда такое умывание станет обычным делом, можно постепенно переходить на шею, плечи, руки до локтей, а затем и на всё тело. Температура воды для начинающих должна быть теплой – 28-30° С, затем постепенно её нужно понизить до 15-18° С. Делать это нужно медленно: не более 1° С через 5-10 дней.

Также можно мыть и руки прохладной водой, важно лишь убедиться, что ребёнок не замёрз, чтобы не ухудшить его состояние.

Морская вода в домашней ванной

О пользе морских купаний наслышаны все, но мало кто знает, что в простой ванне можно устроить настоящее море – для этого понадобится только морская соль. Ещё в прошлом веке учёные доказали, чем полезны такие ванны: хлоридно-натриевая вода воздействует не только на терморецепторы кожи, но и нормализует деятельность нервной системы. Продолжительность купания в соли не должна превышать 15 минут.

Обливания прохладной солёной водой заметно улучшают кровообращение. Если после такой ванны не ополаскивать ребёнка, то оставшийся «соляной слой» на коже продлит эффект на несколько часов.

Контрастный душ

Ещё один великолепный метод – душ с чередованием холодной и горячей воды. Эффект вы получите сильнее, если разница температур будет максимальной. Начинать стоит осторожно и постепенно. Сперва нужно прогреть ребёнка, а затем облить его прохладной водой, а ступни и руки можно окунуть в холодную воду и снова включить теплую. После трёх повторений, душ следует закончить холодным обливанием. В окончании ребёнка заворачивают в полотенце.

Обливание

Процедура подразумевает обливание тела водой. Начинают с комфортной температуры воды, а каждые 1-2 дня понижают на градус. Если к столь радикальным мерам вы не готовы, можно попробовать сперва обливать только ноги. Помните, что обливание прохладной и холодной водой – вещи разные и детям, безусловно, рекомендуется выбрать менее агрессивный вариант.

Купание в открытом водоёме

Плавание в водоёме или бассейне – это одновременно и закалка, и спорт. Температура воды для начала не должна быть ниже 22 ° С, а само время плавания ребёнка нужно контролировать: чем он младше, тем меньше времени должен купаться. Если у малыша посинели губы, мурашки по коже, следует незамедлительно вытащить его из водоёма или бассейна, согреть и дать тёплый напиток.

Закаливание солнцем

Солнечные ванны начинают с прогулки в тени деревьев. Оптимальная температура воздуха от 22° до 29 ° С. Ребёнок обязательно должен быть в панаме. Через 1-2 дня выставляют на солнце открытые ручки и ножки малыша на 5 минут. После появления у ребёнка лёгкого загара, допустимо раздеть его до трусиков. Пребывание на солнце за 1 раз увеличивают с 5 до 10 минут, при этом находиться под прямыми лучами рекомендовано до 50 минут в день. Во время процедуры предлагайте малышу пить больше жидкости, а после желательно облить с головы до ног прохладной водой.

Важно всегда помнить: пребывание на солнце возможно только утром с 9 – 11 часов и после обеда с 16 до 18 часов, когда солнечная активность не столь высока.

Если же ребёнок сильно вспотел, а его лицо покраснело, возможно, у него перегрев. Малыша необходимо срочно увести в тень, напоить и умыть прохладной водой.

Для хорошего результата, важно сочетать вышеперечисленные методы. Подробнее о них в видео:

Это традиционные методы закаливания. Нетрадиционные же основаны на резком контрасте температур – это обливание ледяной водой, растирание снегом и т.п. Безусловно, эти способы имеют противопоказания, и относиться к ним следует осторожно. Детям, особенно дошкольного возраста, они не рекомендуются.

Закаливание горла

Укреплять горло важно и детям, и взрослым, чтобы уберечься от осложнений при простуде, а также повысить иммунитет. Основной принцип этого метода – на слизистую горла происходит воздействие холодом. Как результат, слизистая привыкает и в дальнейшем спокойно реагирует на переохлаждение, холодные напитки и мороженое.

Пробовать закалять горло лучше в летнее время, когда ещё не стартовал сезон ОРВИ. Такие тренировки будут действенными, если их проводить дважды в день: с утра и вечером.

Методики закаливания горла:

– питье

Этот метод даёт эффект очень быстро. Начинают с жидкости (вода, морс) комнатной температуры, постепенно понижая градус. Пьют маленькими глотками.

– полоскания

Наиболее безопасный способ даже для тех, кто часто болеет. Метод заключается в полоскании дважды в день горла водой температурой 25° С. Каждые 4 дня градусы понижают, постепенно доводя воду до температуры 15° С.

– мороженое

Самая желанная процедура у детей и не только. Начинают с 1 чайной ложки размягчённого мороженого, постепенно увеличивая порцию. Но не злоупотребляйте сладким лакомством.

А как быть зимой?

С наступлением морозов, с закаливанием необходимо проявлять осторожность. Если ребёнок простыл, процедуры лучше отложить. Но когда малыш здоров, даже зимой не стоит пренебрегать закаливанием, лучше соблюдать правила:

  • увеличивать разницу температур нужно с осторожностью.
  • процедуры следует сократить по времени.

Секреты детского здоровья

Родителям следует помнить, что закаливание не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний. Это лишь одна из важных составляющих здорового образа жизни. Необходимо также заботиться о правильном питании и создании здорового микроклимата, а также не забывать, что организм нуждается в поддержке иммунитета «изнутри». С этой целью специалисты рекомендуют применять специальные препараты – иммуномодуляторы, способные поддерживать иммунную систему в полной боевой готовности, что важно и во время закаливания, когда организм подвергается серьезным испытаниям. Одно из наиболее эффективных и безопасных профилактических средств, рекомендованных в отечественной педиатрической практике – Анаферон детский. При приеме данного препарата обеспечивается надежная защита от вирусов, которым особенно подвержен ослабленный организм.

Закаливаниеплан-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе «Здравствуй солнышко в окошке»

Цель: способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию. Проводить профилактическую работу по укреплению свода стопы и формированию правильной осанки. Совершенствовать навыки ходьбы, бега, выполнению ОРУ в общем темпе. Продолжать учить следить за дыханием. Укреплять здоровье детей. Воспитывать осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.

Оборудование: профилактические дорожки, 3 тазика, градусник, одеяла, индивидуальные полотенца.

^ Ход: под звучание классической музыки дети просыпаются и выполняют упражнения в постели.

1 упражнение: «Глазки просыпаются».

Слегка глазки растираем, А потом сладко зеваем.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4слегка погладить закрытые глаза, 5-8 сделать расслабляющий звук зевоты. Д – 8. Т – медленный.

^ 2 упражнение: «Головка проснулась»

Мы почти уже проснулись И друг другу улыбнулись.

И.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. 1-2 – поворот головы на подушке вправо, 3-4 – и.п., 5-6 – поворот головы на подушке влево, 7-8 – и.п. при повороте головы улыбаться друг другу. Д – 8. Т – медленный.

^ 3 упражнение: «Ручки проснулись»

Потянулись мы немножко, Здравствуй солнышко в окошке!

И.п.: лёжа на спине руки вдоль туловища. 1 –поднять правую руку вверх, 2-3 – потянуть правую руку вверх, 4 – опустить на постель правую руку, то же для левой руки. Д – 8. Т – средний.

^ 4 упражнение: «Ножки проснулись»

Хотим тоже потянуться И совсем, совсем проснуться.

И.п.: то же. 1-прямую правую ногу поднять вверх, 2-3 – потянуть правую ногу, 4 – опустить правую ногу, то же для левой ноги. Д – 8. Т – средний.

^ 5 упражнение: «Ножки совсем проснулись».

Ножками мы поболтаем И до трёх мы посчитаем.

И.п.: лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок. 1-8 – поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Д – 8. Т – средний.

^ 6 упражнение: «Мы встаем умываться идём»

Умываться мы идём, Одеваться мы идём- Очень дружные ребята! Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Вот такие мы друзья!

И.п.: стоя у кроватей. 1-4 –марш на месте на последние слова вытянуть вперёд прямые руки, выставив большой палец вверх. Д – 6. Т – средний.

Дети проходят по дорожкам «здоровья», разложенным между рядами кроватей, и бегут в группу, где температура воздуха ниже, чем в спальне на 6 градусов, по периметру ковра пробегают 2 круга, переходят на ходьбу восстанавливают дыхание. На ковре выполняют ОРУ для профилактики нарушения осанки.

^ 1 упражнение: «Глазки» (кинезиологическое)

Зорче глазки чтоб глядели – Разотрём их еле-еле.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз в течении 1 минуты.

^ 2 упражнение: «Вырастим большими»

И.п.: ноги на ширине стопы. 1-2 – поднять руки вперёд – вверх, выпрямляя спину, и подняться на носочки. 3-4 и.п., 5-6 – отвести руки максимально вниз — назад, поворачивая ладони вперёд, отставить правую (левую) ногу назад на носок и прогнуть спину, 7-8 – и.п. Д – 8. Т – медленный.

^ 3 упражнение: «Наклонись»

И .п.: ноги на ширине плеч. 1-2 – наклонить туловище вперёд, прогибая спину и отведя вытянутые руки в стороны, голову держать прямо. 3-4 – и.п. Д – 8 Т – средний.

^ 4 упражнение: «Присядем»

И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. 1-2 сделать приседание с широким разведением колен и отведением рук в стороны. 3-4 и.п. Д – 6. Т средний.

^ 5 упражнение: «Согни ногу».

И.п.: ноги на ширине стопы, руки вдоль туловища. 1- согнуть правую ногу в колене, притягивая бедро к животу, 2-и.п., то же левой ногой. Д – 8. Т – средний.

6 упражнение: «Обними друзей»

и.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1-развести руки в стороны, сводя лопатки, 2- обнять себя, 3 – развести руки в стороны, 4 и.п. Д – 8. Т – средний.

^ 7 упражнение: «Ножницы»

И.п. ноги вместе, руки на плечах. Прыжки «ножницы»

Д – 10-10-10. Т – быстрый.

8 упражнение: «Крылья» (дыхательное упражнение)

Крылья вместо рук у нас, Так летим мы – высший класс.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. 1 – руки поднять через стороны вверх – вдох, 2 – опустить руки вниз – выдох. Д – 4. Т – медленный.

На внешней стороне стопы дети возвращаются в спальню, проводится игра: «Собери ногами» Воспитатель рассыпает на полу пробки, дети пальцами ног собирают пробки и кладут их в корзинку.

А сейчас бегом, бегом, За большим, большим мячом.

^ Второй раз дети поскоками выбегают в проветренную группу и возвращаются в спальню. Проводится игра: «Задержи мяч»

Дети образуют круг, в центре которого стоит водящий с мячом. Водящий по очереди прокатывает мяч ногой каждому из стоящих в кругу. Тот к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно водящему.

За мячом я бегу черепаху догоню

Дети обычным бегом перебегают в группу с переходом на ходьбу восстанавливая дыхание. Возвращаясь в спальню, проводится контрастное водное закаливание, и растирают стопы полотенцем. Проводится массаж спины «Черепаха» Ребята встают в колонне, можно в две колонны и выполняют друг другу массаж

Шла купаться черепаха И кусала всех от страха кусь – кусь — кусь Ни кого я не боюсь

(при повторе четверостишия выполняется разные действия, обязательно снизу вверх)

  • Похлопывание по спине.
  • Постукивание кулачками.
  • Постукивание ребром ладоней.
  • Поглаживание.

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СОЧЕТАНИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

1. Воздушные ванны обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным и естественным видом такой воздушной ванны является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах, фрамугах. Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе и в помещении по Назначению врача, преимущественно в старшей и подготовительной к школе группах. Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении Их в помещении температура воздуха постепенно снижается через Каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением одежды детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.

Имеющиеся исследования педагогов, опыт работы многих детских садов подтверждают высокий результат таких систематических занятий: у детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания, вырабатывается известная выносливость.

2. Водные мероприятия — обтирание, обливание. Основанием для назначения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка

При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находится в движении, не мерзнет и получает под руководством воспитателя необходимый жизненный навык.

Обливание по своему воздействию на организм ребенка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка растирая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.

3. Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая обменные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, которые обладают бактерицидным действием (останавливающим развитие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляющим костно-мышечную систему), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка требует особой осторожности. При неумеренном использовании солнечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (возбуждение и нарушение сна, резкое расширение сосудов, ухудшение состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнечные ванны должны проводиться только в соответствии с назначением врача, с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей.

Опыт лучших детских садов подтверждает, что систематическое закаливание ребенка следует начинать с раннего возраста и регулярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в детском учреждении, только тогда оно приобретает привычный характер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала, а также установление контакта с родителями.

Система закаливающих мероприятий

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных) ; 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья ; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

• если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

• если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

• повышенная температура у ребенка вечером,

• страх у ребенка перед закаливанием.

Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды)

Закаливание солнцем

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка.

Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года — в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19°

Перед дневным сном мы проводим специальное контрастное воздушное закаливание, его смысл заключается в создании пульсирующего микроклимата, который создается за счет периодического перемещения играющих из более теплого помещения в более холодное и наоборот (игровой прием «Перелет птиц», «Самолеты» «Сороконожка» «Поезд» и т. д). Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 5-6 раз с пребыванием в каждой по 1 — 1.5 минуты. Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени, одежда детей индивидуально щадящая (носки, майки) .

Дневной сон проходит без маек. Выполнение гимнастики в постели и заправка кроватей в трусиках также способствует закаливанию детского организма.

Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2–3 мин до 10–12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20–22°.

Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2–3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

Закаливание водой

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются — обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

До утренней гимнастики проводится – полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

После физкультурных занятий проводятся аппликации водой — похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37С. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1С и доводится до 20-22С с целью достижения закаливающегося эффекта.

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]