«Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством.»
Автор: Васильева Алена Александровна
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусствах; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.)
Для успешной реализации образовательной области « Художественное творчество» в младшем дошкольном возрасте используются следующие методы и приемы .
1 Экспериментирование с изобразительным материалом
( «Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?»), использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в рисовании(отпечаток ладони, пальца, предметов, картофельных штампов).
2 Игровые приемы
, которые позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.
3 Рассматривание, обсуждение, обыгрывание
разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например гипсовые игрушки для росписи, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи(альбомы, листы), а так же «проектирование» с их помощью среды.
4 Настольно- печатные игры
для развития умений различать , сравнивать узоры, элементы, формы( игры «Узоры Дымки», «Народное творчество»).
5 Создание ситуации упражняемости
, для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки(листы с нанесенным рисунком или его части), детские журналы с творческими заданиями ; размещение на видном месте «полуготовых материалов»( листов разной формы и цвета для рисования и аппликаций, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» — художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.
6 Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта
, развитию обследовательских действий , аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что являются важными в данной возрастной группе. В уголках творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» ( коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры), модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга»(или ее вариант), наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.
7 Использование синтеза искусств и интеграция видов деятельности
— составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»)
Содержание области интегрируется со следующими образовательными областями : «Социально- коммуникативное развитие», «Позновательное развитие», «Речевое развитие».
В старшем дошкольном возрасте целесообразным является использование следующих методов и приемов .
Рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка
разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры.
Разговор
об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах.
Чтение
познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий.
Рассматривание
эстетических объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр, привлечение детей к дизайн – деятельности.
Исследования.
Детские игровые проекты («Радуга в коробке с красками», «Загадочные инструменты художника» «Какие бывают натюрморты?»; беседы «Что бы ты хотел увидеть еще?» «Знаешь как получить такие оттенки?» «Как предметы попадают в музей?»
Экскурсии
в художественные и краеведческие музеи , галереи, выставки. Дошкольники посещают музеи вместе с родителями. Организуется детско- родительские игровые проекты «Наш любимый музей», «Как мы путешествовали…», «Музей у нас дома: наша семейная коллекция».
Ситуации индивидуального и коллективного творчества ,
способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремление договорится друг с другом, радоваться общему результату.
Использование современных информационных технологий :
ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.
Упражнения и игры,
развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности ( игры «Найди пару», «Подбери палитру», «Преврати фигуры», упражнения «Дорисовываете фигур», «Кляксы») , ситуации на развитие ассоциирования, эстетической синестезии.
Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности
в процессе образовательных ситуаций, предусматривающих сравнение образов, создаваемых разными видами искусства- музыкой, литературой, изобразительным искусством (образы Снегурочки, Весны, Зимы, Бабы Яги, Гномов, птиц и животных) Создание творческих работ при использовании разных видов деятельности , изобразительных техник и материалов : фантазирование на темы «Звуки красок», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета радости и грусти»; сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, применение нетрадиционных изобразительных техник (коллаж, бумагопластика, пластилинография, изонить . содержание раздела
интегрируется
со следующими образовательными областями : «Социально- коммуникативное развитие», «Позновательное развитие», «Речевое развитие».
Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с искусством зависит:
— от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством;
— от возраста детей и уровня их развития.
comments powered by HyperComments
М. Караваджо «Корзина с фруктами»
М. Караваджо «Корзина с фруктами» (1597)
Итальянский художник Микеланджело де Караваджо (1571-1610) считается реформатором европейской живописи 17 века, основателем реализма и одним из крупнейших мастеров барокко в живописи.
«Корзина с фруктами» написана 22-летним художников более 400 лет назад и считается первым в истории живописи натюрмортом. Молодой мастер навсегда вошёл в историю как основатель этого новаторского для того времени жанра.
Что это за жанр – натюрморт? Это изображение предметов и вещей, которые относятся к повседневной жизни и быту людей. Натюрморты, как правило, не содержат в себе никакого сюжета, кроме самой композиции, собранной из двух и более предметов. Задача художника – запечатлеть предметы такими, какие они есть. В данном случае, Караваджо постарался изобразить фрукты максимально естественно. Некоторые из них выглядят так, как будто их только что сорвали и небрежно положили в корзину. Местами изображение даже напоминает фотографию.
Задание для ребёнка:
Спросите у ребенка: что он видит на картине? Какие фрукты на ней изображены? Какого они цвета?
И. Айвазовский «Радуга»
И. Айвазовский «Радуга» (1873)
Картина «Радуга» – одна из 4000 работ, которые выдающийся маринист 19 века Иван Айвазовский (1817-1900) посвятил водной стихии. На своих полотнах он изобразил больше десятка морей на разных континентах. А всего за свою жизнь художник создал около 6000 тысяч живописных произведений.
Айвазовский родился в Крыму и влюбился в море с раннего детства. Он мог часами сидеть на берегу, всматриваться в каждую деталь и любоваться красотой морского пейзажа. В дальнейшем это позволило ему очень реалистично изображать различные состояния морской воды.
Всё творчество художника окрашено чертами романтизма. Поэтому и водная стихия на полотнах Айвазовского чаще всего бурная, неспокойная, как и на картине «Радуга». Это история одного крушения со счастливым концом. Небольшое судно, не выдержав удары стихии, предательски накренилось и вот-вот пойдёт ко дну. Люди, в надежде на спасение, пересели в крохотные шлюпки и продолжают противостоять грозной буре. В обречённой ситуации, живописец даёт надежду на лучшее: он изображает маленькую чайку, которая как бы указывает людям путь к спасению. И радугу – излюбленный романтиками мотив и библейский символ окончания потопа.
Задание для ребёнка:
Пусть ребёнок внимательно посмотрит на картину и найдёт чайку и радугу. Что происходит в море? В каких цветах выполнена работа?
В. Поленов «Московский дворик»
В. Поленов «Московский дворик» (1873)
Это одна из самых известных картин русского пейзажиста и мастера жанровой живописи Василия Поленова (1844-1927). Этой работой художник дебютировал на 6-й выставке Товарищества передвижников.
Интересно, что картину Поленов написал на скорую руку и был не совсем ею доволен. Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков. Работа, по их мнению, выделялась на фоне остальных произведений какой-то особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением.
После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером «интимного» пейзажа, что значит «глубоко личный, задушевный, сокровенный». Вообще само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотну, в котором можно почувствовать эмоциональное состояние его автора.
Картина стала знаковой для истории Москвы. Благодаря ей можно заглянуть в прошлое и представить себе, каким был город в 1870-х годах. В 19-20 веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки занимали тогда порой целые кварталы и были окружены садами и дворовыми постройками. Кстати, изображенная на картине церковь Спаса в Песках близ Арбата практически в том же виде сохранились в столице до сих пор.
Задание для ребёнка:
Спросите у ребёнка: что он видит на картине? Что делают дети и женщина? Какое время года изображено? Каких животных и птиц он видит?
В. Васнецов «Спящая царевна»
В. Васнецов «Спящая царевна» (1900-1926)
Эту хорошо знакомую нам с детства картину «Спящая царевна» знаменитый русский художник Виктор Васнецов (1848-1926) писал почти 40 лет, но так и не закончил. Широкая публика увидела работу уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и её признали одним из лучших произведений Васнецова.
«Спящая царевна» входит в цикл «Поэма семи сказок», а сюжет базируется на «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина и «Спящей красавице» Шарля Перро. Художник выбрал эпизод, когда молодая царевна укололась веретеном и впала в долгий столетний сон, а вместе с ней заснуло всё её королевство.
Васнецова считают одним из первых мастеров-живописцев, который оживил на своих полотнах волшебный мир русских сказок и былин. Интерес к древнерусской культуре зародился у художника во время обучения в духовном училище, а затем в семинарии, где он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи и фольклор. О себе Васнецов писал: «Я сказочник, былинник, гусляр живописи».
Во всех картинах художника современники отмечали высочайшее декоративное мастерство художника, разнообразие цветов, орнаментов и узоров в традициях русского зодчества.
Надо отметить, что за свою жизнь Виктор Васнецов внёс вклад в самые разнообразные области искусства – театральную декорацию и костюмы, архитектуру и прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. А также создал эскизы главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
Задание для ребёнка:
Спросите у ребёнка: кого и что он видит на картине? Пусть он вспомнит сказку? Какие цвета использовал художник для написания картины?