Песочная терапия для детей: обучающие и творческие игры

Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.

Техники рисования на световом планшете

1. Насыпание

. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий.

2. Щепоть

. Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.

3. Ладонь

. Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.

4. Кулак

. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.

5. Рисование пальцами

. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.

6. Рисование с использованием инструментов

. Рисунки, линии, орнаменты создаются при помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от силы нажима.

Игры и арт-терапевтические упражнения

Песочный пляж

Предложите ребенку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберет горсть и как можно сильнее сожмет пальцы. На выдохе ребенок постепенно высыпает песок и расслабляется.

Цель:

развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.

Дорожки

Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.

Цель:

улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.

Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

Песочные каракули

Играют двое. Один человек закрывает глаза, в это время второй рисует на песке простую каракулю. Затем первый участник открывает глаза и может дорисовать каракулю, превратив ее в какое-то понятное изображение. Затем игроки меняются ролями.

Цель:

развитие воображения.

Моя любимая игрушка

Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.

Цель:

развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.

Звериные портреты

Предложите ребенку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление. Попросите маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.

Цель:

знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.

Загадки

Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.

Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.

Цель:

развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.

Садовод

«Превратите» световой стол во фруктовый сад и предложите ребенку засадить его разными растениями. Малыш выполняет рисунки и рассказывает, что где растет. Попросите его описать фрукты, овощи и ягоды по цвету, форме и вкусу. Попробуйте вместе изобразить деревья и кустарники, на которых зреют плоды.

Цель:

знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.

Дорисуй картинку

Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра.

Цель:

развитие образной памяти, воображения.

Нарядные носочки

Дети играют в парах или со взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.

Цель:

развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.

Следы

Предложите ребенку представить, как выглядят следы определенных существ, например, бегемота или паучка, и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка.

Цель:

знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.

Письмена на песке

Подготовьте для игры вырезанные из картона буквы или цифры. Можно использовать крупные символы из магнитных наборов. Вручите ребенку букву или цифру и предложите вылепить ее из песка. Сгребайте песок ребрами ладоней и формируйте букву. Сверьте песочную букву с оригиналом и начинайте делать следующую. Так на световом столе возникнет целый Город Букв!

Буквы и цифры можно не только лепить, но и писать. Пусть ребенок рисует нужное изображение сначала пальчиком. Потом можно использовать палочку, удерживая ее как ручку.

Цель:

закрепление графического образа букв и цифр, формирование графомоторных навыков.

Фотограф

Играть нужно в паре. Оба участника внимательно смотрят друг на друга, стараются запомнить черты и прическу. После этого дети начинают рисовать песком портрет товарища – делать фотографию. Когда «снимки» будут готовы, обсудите, насколько точными они получились.

Цель:

развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.

Путешествие по сказочной стране

Пусть ребенок пофантазирует и нарисует на световом столе сказочное королевство. Дайте юному затейнику время для творчества, а затем попросите рассказать, как называется страна, кто в ней живет, какой характер у этих персонажей, какие события происходят в сказке.

Цель:

развитие фантазии, логики и связной речи.

В поисках клада

Для игры вам потребуются мелкие предметы или стикеры. Нарисуйте вместе с ребенком на листе бумаги карту-схему с условными изображениями дерева, реки, горы, леса, домиков. По этой карте создайте песочную картину.

Когда рисунок будет готов, попросите ребенка отвернуться и спрячьте на любом участке изображения маленький «секретик». В соответствующем месте на бумажной схеме поставьте крестик. Дайте карту маленькому кладоискателю и предложите отыскать сокровище.

Цель:

обучение рисованию карт-схем, развитие пространственного мышления, логики, воображения.

Песочные игры многообразны. Выберите световой стол для рисования песком, и пусть занятия помогают ребенку познавать себя и мир!

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (АРТ-ТЕРАПИЯ) + ВИДЕО УРОК С ОКСАНОЙ МИХАЙЛОВОЙ

История метода

Ещё до появления песочной и арт-терапии Карл Густав Юнг — основатель аналитической психологии, помимо сеансов психоанализа, уделял большое внимание работе пациентов с книгами по искусству.

Особенно ярким примером, стала дочь Рокфеллера — Эдит, когда девушка на почве бессодержательности своей жизни впадала в депрессию.

Она учились рисовать и сравнивать с произведениями искусства образы из своих снов.

Эдит стала заниматься творчеством, преобразилась, стала более утонченной и жизнерадостной.

Последователи Юнга, создали метод песочной терапии. Песочные картины, созданные детьми, были отображением их мыслей и переживаний, что стало открытием в психотерапии.

Особенности метода (в чем польза):

Особенностью метода является то, что художественные образы, отражают все подсознательные процессы, включая страхи, воспоминания, конфликты и мечты.

Для детей это просто незаменимая среда, где они могут мягко соприкоснутся с тем, что тревожит или пугает, отыграть эти сценарии и приобрести новый опыт в безопасных условиях.

Работа с песком обращается к внутренним, внутренним ресурсам ребёнка и тесно связанными с его способностью к самоисцелению и творческими возможностями.

Это помогает осознать себя и быть успешнее, в непрерывно меняющемся мире.

Задачи метода (какие проблемы решает):

Песочная терапия — это мощнейшая техника, не имеющая противопоказаний.

Она прекрасно работает и с взрослыми, но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса!

Она помогает отыграть непрожитые эмоции, дать выход истинным чувствам и мыслям,

в мирной форме выпустить агрессию, улучшить коммуникацию, справиться со страхами, повысить самооценку и просто получить удовольствие от процесса!

Принципы метода (как это работает):

При помощи песочницы и маленьких фигурок малыш проигрывает ситуацию, которая его волнует.

Рисуя картину из песка или играя, малыш раскрывается и в этот момент проявляется его внутренний мир,

Предложите ребёнку превратиться в волшебника и создать свой собственный мир или целую планету, волшебный лес или город будущего,

всё, что наиболее соответствует возрасту малыша, дав ему полную свободу действий в полете фантазии!

Вы можете показать, как строить ландшафты из песка, создавать реки и моря, использовать фигурки деревьев и животных.

Отключите внутреннего критика и творите вместе, дав полную свободу фантазии,

тогда вы придумаете массу новых и замечательных игр, которые легко реализуются в песочнице!

Здесь можно всё!

И ребёнок удивит вас своей фантазией и подходом к делу!

Через такие игры высвобождается энергия для развития и обучения.

Другими словами, к ребенку возвращается его собственная внутренняя сила.

Показания к терапии. Требования к педагогу:

Когда обращаться к специалисту?

Это случаи, когда вы замечаете, что без видимых причин у ребёнка нарушается аппетит или сон.

Если вы заметили, что ребёнок излишне замкнут, стеснителен или пуглив.

Когда после событий, затрагивающих жизнь ребёнка, вы наблюдаете резкое изменение в поведении или настроении малыша.

Здесь стоит прояснить ситуацию с психологом.

При выборе специалиста, обязательно обратите внимание на его опыт и образование, чтобы не нанести вред ребёнку.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

Чтобы процесс игры в песочнице приносил пользу ребёнку, предоставьте ему полную свободу действий и творчества – ребенок сам может выбирать, какие игрушки ему хочется поставить в песочницу, и что с ними делать.

Это мир вашего ребенка, и в нём он полноправный хозяин – кого хочет закапывает, кого хочет возвышает, —

словом выражает свои мысли и чувства, а родители здесь просто наблюдают за происходящим.

Оставьте советы, пусть он выразит свои чувства.

Помогайте, если только малыш сам вас об этом просит!

Узнать, что происходит в его мире, или что-то прокомментировать, можно используя правильные вопросы:

  • Это открытые вопросы.

Например: — кто это у тебя? Вместо вопроса: что это за монстр?

Для вас это может быть монстр, а для ребёнка положительный персонаж или даже спаситель.

  • Очевидные вопросы.

Отражайте то, что происходит в песочнице, но без критики.

Например: если вы видите, что у ребёнка в песочнице стоит дерево, на котором живёт кролик, вы можете задать ему вопрос: я вижу, у тебя кролик живёт на дереве?

Ребёнок с удовольствием вам ответит – так ли это, или, может быть, кролик залез туда по каким-то другим причинам.

Но если вы будете утверждать, что так не бывает, и обучать, что кролики на деревьях не живут, а живут в норах, и у ребёнка в игре всё неправильно, то это может сработать на снижение самооценки ребёнка и запрет на творческое проявление себя.

  • Отраженные ответы ребенка.

Например, вы спросили: — Это кто? – Кошка. – А куда идёт эта кошка? — Она идёт к своему другу.

И здесь вы начинаете зеркалить: я вижу, что кошка отправилась к своему другу.

В этот момент ребёнок будет видеть, что вы внимательно и уважительно относитесь к его игре, что вы слышите, что он говорит, и что вы принимаете это так, как есть, без попытки исправить и научить.

Когда нам позволяют быть естественными, быть собой, и происходит процесс исцеления и гармонизации.

Через некоторое время после таких игр Вы заметите, что эмоциональное состояние ребёнка и его поведение изменились. Срок у каждого свой, но если игра построена правильно — это произойдёт.

Это будет означать, что новый опыт, который ребёнок приобрёл в играх с песком, встроился в систему его мировосприятия и стал проявляться в реальной жизни.

ВИДЕО УРОК С ОКСАНОЙ МИХАЙЛОВОЙ «ЭЛЕМЕНТЫ АРТ-ТЕРАПИИ»

ПОЛНЫЙ СБОРНИК УРОКОВ РИСОВАНИЯ НА ПЕСКЕ И АРТ-ТЕРАПИИ — ЗДЕСЬ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]