Дидактические игры по изобразительной деятельности в старшей группе
Задание:
Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.
Д/И «Чудесный лес»
Цель:
Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал:
Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.
Цветные карандаши.
Задание:
Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,
полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.
Д/И «Перевертыши»
Цель:
Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал:
Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.
Задание:
Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
Д/И «Составь портрет»
Цель:
Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал:
Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.
Задание:
Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.
Определить настроение и нарисовать портрет.
Д/И «Подводный мир»
Цель игры:
Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Материал:
Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.
Задание:
Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
Д/И «Нарисуй теплую картинку»
Цель:
Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал:
4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Задание:
Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Конспекты занятий по ИЗО с дошкольниками
Конспект НОД для детей 6-7 лет по теме «Какого цвета радуга»
Автор. Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского творчества, п. Сява.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-7 лет, 1 года обучения по дополнительной образовательной программе кружка «Изостудия». По теме «Какого цвета радуга». Данный конспект урока будет полезен для воспитателей детского сада и учителей 1 класса общеобразовательной школы. Этот конспект познавательного занятия является вводным в дополнительной образовательной программе кружка «Изостудия». Изображения для компьютерного сопровождения занятия педагог может подобрать по своему усмотрению.
Тема занятия «Какого цвета радуга»
Цель: Ознакомление детей с содержанием занятий изобразительного искусства в кружке «ИЗОстудия». Выявление уровня знаний, умений и навыков детей в области изобразительного искусства. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Познакомить с правилами работы на занятии и материалами для занятий изобразительного искусства. • Формировать навыки организации рабочего места и навыки работы кистью и красками. • Научить изображать природное явление без предварительного рисунка. РАЗВИВАЮЩИЕ: • Развивать умение аккуратно рисовать акварельными красками. • Развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира. • Развивать зрительную память у детей и умение изображать по памяти и впечатлению. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: • Воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. • Воспитывать любовь к родной природе и бережное к ней отношение. • Воспитывать дружеские отношения в коллективе, стремление помочь друг другу. Тип занятия: Изучение нового материала. Вид занятия: Практическое занятие с элементами беседы. Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-исследовательский с использованием практического метода. Первый год обучения. Введение в дополнительную образовательную программу. Возраст детей. 6-7 лет. Время занятия. 35 минут. Оборудование: Для педагога: — презентация урока, — выставка рисунков детей, выполненных в разной технике, — магнитофон, кассеты с мелодиями, — гуашь. — Для детей: — альбом, — акварельные краски, — кисточка, — баночка с водой. План занятия. Организационный этап. 1 минута / приветствие/ • Подготовительный этап. 8 минут / сообщение темы, цели и задач/ • Основной этап. 20 минут а/ теоретический. б/ практический. • Итоговый этап. 5 минут / подведение итогов занятия/ • Рефлективный этап. 1 минута /самооценка занятия / Ход занятия 1.Организационный этап. Цель: Организация рабочего места, психологический настрой на предстоящую работу. Приветствие, проверка группы к занятию. 2.Подготовительный этап. Цель: Подготовка детей к восприятию нового материала занятия. Педагог: — Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Сергеевна, я педагог изобразительного искусства. — А теперь вы представьтесь. (дети называют свои имена)
Я очень люблю рисовать Деревья, и птиц, и зверят, Мне нравится думать, мечтать О будущей жизни ребят. Улыбайся, солнышко,нам почаще. Улыбайся, солнышко,нам на счастье.(Слайд 2: рисунки детей)
Педагог: — Посмотрите, сколько детских рисунков на нашей выставке. Как вы думаете дети, нарисовавшие их, любят рисовать? (выставка рисунков, детских поделок), (ответы детей)
Педагог: — Ребята, а вы любите рисовать?
(ответы детей)
Педагог: — На занятиях изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить, мастерить различные поделки, учиться изображать все то удивительное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать. Педагог:
Цель занятия: Сегодня мы будем рисовать красивое природное явление — радугу. Освоим первые приемы работы с красками и кисточкой. Будем развивать фантазию, творческое мышление, умение работать в парах и самостоятельно. Педагог: — Ребята, к нам в гости пришел «Веселый карандаш» и сейчас он проведет интересную игру «Портфель художника», вам нужно отгадать принадлежности необходимые для занятий рисованием. Ребята, тот кто знает правильный ответ, поднимите вверх сигнал — цветного карандаша. (Проводится игра «Портфель художника». Педагог загадывает загадки)
-Утром в школу я иду Принадлежности беру. На плечах несу свой дом, А в нем для рисования…. (Альбом)
(слайд 3: после ответов детей на экране появляются картинки отгадок)
— Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (Карандаш) — Свою косичку без опаски, Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка) — Если ей работу дашь — Зря трудился карандаш. (Ластик) — Разноцветные сестрички Заскучали без водицы Дядя длинный и худой Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Краски, кисточка) Педагог: — Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки, а теперь давайте вместе правильно расположим наши принадлежности на рабочем столе. 1.Размещать все принадлежности на рабочем столе следует так, чтобы они не мешали тебе работать. 2.Бумага для рисунка лежит точно перед глазами и ничем не загораживается. 3.Над альбомом помещается вода, коробка с красками. 4.С правой стороны
(у левшей — слева)
располагается карандаш, ластик кисти. Педагог: — Проверьте, правильно ли вы расположили инструменты и материалы для рисования,
(самопроверка детьми по опорному сигналу) (слайд 4)
Педагог: — Ребята, как называются краски, которые используют художники? Дети: Акварель, гуашь, масляные, витражные краски. — Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Разноцветные краски». На ваших столах стоят баночки с гуашью. Назовите цвета красок и скажите, что бы вы раскрасили этим цветом.
На столах у детей стоит баночка с краской (у всех разного цвета). Работа в парах.(слайд 5: на экране изображены краски. После ответа детей появляются рисунки солнышка, облаков, травы и др.)
3. Основной этап. а/ теоретический. Цель: Знакомство детей с природным явлением — радуга, её характерными особенностями. Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Но пройти в них не легко, Те ворота высоко. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот. Не одну, не две, не три, Целых семь ты посмотри. Как ворота эти звать? Можно их нарисовать? (радуга)
(слайд 6: изображение радуги)
Педагог: — Удивительное явление — радуга. Как же она появляется на небе?
(ответы детей, дополнение педагога)
В летний день, когда пройдет теплый дождик, солнечные лучи преломляются в капельках воды. — Как еще называется такой дождик? — Грибной. — Радуга имеет много названий — коромысло, кольцо, мост. Педагог: — Ребята, посмотрите на изображение радуги и назовите все ее цвета, (ответы детей) Педагог: — Цвета радуги всегда располагаются в определенном порядке. Для того чтобы запомнить этот порядок, послушайте считалочку: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Педагог: — По начальным буквам каждого слова этой фразы легко запомнить порядок цветов, расположенных в радуге. Назовите их. Дети: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. — Ребята, а сейчас послушайте, какие добрые советы для юных художников даст вам «Веселый карандаш». — Аккуратно смачиваете кисточку в воде, её излишки вытирайте о край баночки, можно использовать тряпочку для промакивания кистей. — Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить её «прическу», а также держать опущенной в воде.
(искривиться волос)
— Каждый раз промывайте кисть, чтобы не пачкать краски, — После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она. не высохла, а акварель, наоборот, не закрывать, дать краскал просохнуть. — Во время рисования сидеть нужно прямо, чтобы острых кончик кисточки не попал в глаз. Педагог: — Наш приятель «Веселый карандаш» приготовил для вас интересную загадку — зарядку.
Физкультминутка. По бумаге я бегу, Всё умею, всё могу: (бег на месте)
Хочешь — домик нарисую,
(встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)
Хочешь — елочку в снегу,
(приседания)
Хочешь — дядю, хочешь — сад.
(повороты в стороны, руки на поясе)
Мне любой ребенок рад!
(прыжки на месте)
б/ практическая Цель: Формирование практических умений и навыков детей при изображении природного явления — радуги. Педагог: — А теперь давайте, все вместе изобразим радугу: — расположите лист по горизонтали; -берем краски, которые нужно заранее смочить водой; -рисуем первую дугообразную линию красным цветом, прижимая весь ворс кисти к бумаге; — все полоски радуги располагайте друг к другу вплотную. / самостоятельная практическая работа детей, сопровождаемая музыкальным оформлением/
(слайд 7)
4. Итоговый этап. Цель: Подведение итогов проделанной работы на занятии. • Игра «Краски радуги» Педагог: Ребята, цвета радуги перемешались. Помогите расставить их в правильном порядке,
(цветные карандаши расставляются детьми у доски в соответствии со спектром радуги)(слайд
• Обобщение материала изученного на занятии. — Чем мы будем заниматься на занятиях изобразительного искусства? — Какие законы юных художников вы запомнили? — Чтобы вы хотели рассказать о нашем занятии друзьям, родителям? • Выставка работ детей и их обсуждение. Педагог: — Ребята, у вас получилась замечательная радуга. Что помогло вам её изобразить? Дети: — Разноцветные краски. 5. Рефлективный этап. Цель: Самооценка эмоционального состояния детей на занятии. Педагог: — Ребята, на столе у вас лежат картинки солнышка и капельки воды, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение поднимите солнышко, а если настроение плохое, то покажите капельку воды.
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 — 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву
Светофор
Цель игры:
формировать понятия об оттенках основных цветов, обучить правильному названию таких цветов, как лиловый, бордовый, светло-розовый, салатный и другие, развивать ловкость, быстроту реакции, другие физических качеств ребенка.
Оборудование:
карточки с нарисованными квадратами лилового, бордового, светло-розового, салатного, золотистого, серебряного цвета, кроме того, дети должны быть одеты в максимально яркую и разноцветную одежду.
Возраст
: 5–7 лет.
Ход игры:
воспитатель предлагает ребятам сыграть всем вместе в одну очень занимательную игру. Для этого нужно выбрать водящего – светофор (им может стать тот ребенок, у которого одежда окрашена в самые яркие цвета или имеет наибольшее количество оттенков).
Затем руководитель объясняет правила, которые заключаются в том, что необходимо успеть пересечь прочерченную посередине игровой площадки длинную линию, на которой будет стоять светофор.
Остальные ребята становятся в линию, параллельную уже прочерченной, и ждут, пока выбранный ребенок отвернется и назовет любой цвет. После этого руководитель говорит, что нужно найти данный цвет на своей одежде. Те ребята, у которых этот цвет есть, могут беспрепятственно пересекать линию и переходить на противоположную сторону.
Остальные дети пытаются обмануть светофор, показывают ложные цвета и пытаются быстро перебежать линию. А водящий их должен поймать. Если ему это удается, то пойманный игрок становится светофором и продолжает игру, называя другой цвет.
Краски
Цель игры:
развивать такие качества ребенка, как быстрота, ловкость, сообразительность, умение и желание принимать верные решения в короткие сроки, повторить основные цвета радуги и их оттенки.
Оборудование:
небольшой резиновый мячик.
Возраст
: 6–7 лет.
Ход игры:
воспитатель объясняет детям, что для проведения данной игры необходимо выбрать продавца красок и покупателя. Остальные дети становятся красками, придумывают себе цвет и сообщают его продавцу. Небольшой мяч следует положить в дальнем углу комнаты.
Когда все участники готовы к игре, воспитатель разучивает с детьми слова, которые должны произносить продавец и покупатель. Звучат они следующим образом.
Покупатель. Тук, тук, тук!
Продавец. Кто там пришел?
Покупатель. Это я, монах в красных штанах.
Продавец. Что тебе надо? Покупатель. Краску. Продавец. Какую?
Покупатель. Голубую (может назвать любой цвет).
Если такая краска есть, то ребенок, который загадал этот цвет, бежит к мячу и старается первым до него дотронуться, а затем вернуться на свое место. Покупатель старается еще быстрее пробежать эту же дистанцию и занять место краски. Если ему это удается, то в следующем туре игры он становится краской, а опоздавший малыш – покупателем.
В случае, если покупатель называет краску, которой нет в магазине, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке (или красной – в зависимости от того, какой цвет был назван), дотронься до мяча и иди обратно». Только после этого покупатель снова называет цвет.
Таким образом, данная игра может продолжаться до бесконечности. Дети старшего возраста вполне могут не только самостоятельно играть в нее, но и организовывать без помощи воспитателя.
Рисование красками
Цель игры:
научить детей получать из основных цветов (красного, синего, желтого) все цвета радуги, помочь детям запомнить расположение полученных цветов при помощи фразы «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», закрепить знания о цветах, полученные ранее.
Оборудование:
медвежонок, детские масляные краски, кисточка, лист бумаги и стакан воды для каждого ребенка.
Возраст
: 6–7 лет.
Ход игры:
воспитатель предлагает показать медвежонку, как при помощи красной, синей и желтой краски можно получить такие цвета, как фиолетовый, бордовый, зеленый и его оттенок – салатный, оранжевый и др.
Сначала руководитель рассказывает ребятам, что работать с красками нужно очень аккуратно. Чтобы не запачкать одежду, кисточки следует постоянно промывать в чистой воде (можно наливать по две небольшие баночки воды, первая из которых будет служить для первоначального ополаскивания кисти, а вторая – для последующего).
Создание оттенков необходимо начинать с рисования 2 красных кругов, 2 синих и такого же количества желтых. После того как краска подсохнет, воспитатель говорит детям, что теперь можно приступать к созданию новых цветов.
Сначала следует работать с красными кругами, первый из которых окрашивают желтой краской (сразу получается оранжевый цвет), второй покрывают сверху синей краской (получают фиолетовый цвет).
Далее следует продолжить работу с синими кругами. На первый из них следует нанести темно-красную краску, получается бордовый цвет; на второй – желтую краску и получить тем самым зеленый. На желтых кругах при помощи светло-зеленого и смеси синего с красным получаются соответственно салатный и коричневый цвета.
Если данное занятие организовано правильно, то дети получают огромное удовольствие от полученных результатов.
Догони мяч
Цель игры:
развивать внимательность, умение быстро реагировать в сложившейся ситуации, волю к победе.
Оборудование:
два мяча разного цвета, например коричневого и белого, свисток для водящего.
Возраст
: 6–7 лет.
Ход игры:
воспитатель делит детей на 2 команды – «коричневых» и «белых», которые выстраивает в шеренги. Команде «коричневых» необходимо дать мяч белого цвета, а команде «белых» – мяч коричневого цвета.
После того как руководитель просвистит, по одному игроку из каждой команды направляются на старт. Далее они одновременно кидают мячи как можно дальше, затем бегом возвращаются к своим командам и хлопают по руке одного из участников, который должен очень быстро принести свой мяч (т. е. команда «коричневых» несет мяч коричневого цвета, а команда «белых» – белого).
Ребенок, который принес мяч первым, получает одно очко для своей команды. Таким образом, побеждают те участники, которые оказались самыми ловкими, быстрыми и набрали большее количество очков.
Загадай желание
Цель игры:
научить детей делать аппликацию «пирамидка», повторить основные цвета радуги, правила безопасности при работе с ножницами и правила работы с клеем, воспитывать аккуратность, трудолюбие, обучать играть в коллективе, развивать воображение и фантазию ребят.
Оборудование:
полоски цветной бумаги шириной 4 см красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого и фиолетового цвета; клей, ножницы, альбомный лист бумаги, крупный образец аппликации из бумаги (пирамидка), шаблоны деталей пирамидки.
Возраст
: 6–7 лет.
Ход игры:
воспитатель показывает ребятам крупный образец пирамидки и просит назвать те цвета, из которых она собрана. Затем можно предложить немного пофантазировать и представить, как можно было бы иначе расположить цвета в данном образце. Воспитатель внимательно выслушивает мнения детей.
После подробного рассмотрения руководитель просит ребят рассмотреть тот материал, который подготовлен на их столах (полоски цветной бумаги) и вырезать их него детали при помощи шаблонов. Нельзя забывать о технике безопасности при работе с ножницами.
Когда подобная работа выполнена, необходимо разложить подготовленные детали на альбомном листе таким образом, как они будут потом приклеены, и проверить, все ли в порядке, все ли правильно расположено.
Теперь можно приступать к приклеиванию подготовленных деталей. Делать это следует очень аккуратно, чтобы не оставить следов на альбомном листе. Но в этом этапе работы кроется одна маленькая тайна: во время приклеивания каждой детали к листу ребенок должен загадать желание и запомнить его.
Так, после окончания работы у детей будут не только красивые цветные пирамидки, сделанные своими руками, но и великолепное настроение в течение нескольких дней.
Аукцион
Цель игры:
проверить знания детей о названиях цветов, развивать речь дошкольников, учить детей быстро воспринимать задание и выполнять его, определить среди ребят наиболее сообразительного и ловкого.
Оборудование:
лист формата А2 или А1 с основными цветами и оттенками, которые помогут ребятам быстрее включиться в цветовой аукцион небольших призов для победителей игры.
Возраст
: 6–7 лет.
Ход игры:
воспитатель предлагает детям сыграть в очень интересную и развивающую игру, которая называется «Аукцион». Но сначала желательно повторить цвета, которые знают малыши. Для этого руководитель вывешивает на доску плакат с разными цветами и их оттенками.
Когда воспитатель убедится в том, что все хорошо знают цвета, он начинает объяснять правила проведения аукциона, которые заключаются в том, что необходимо по очереди называть цвета или их оттенки на определенную букву. Выигрывает тот участник игры, который последним даст правильный ответ.
Затем ребенок, победивший в прошлом туре, становится водящим, загадывает букву и внимательно следит за ответами сверстников, чтобы они не повторялись.
Задания и ответы могут быть следующими:
1) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «с» (синий, сиреневый, салатный, серебристый, серый);
2) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «к» (красный, коричневый, карий, кофейный);
3) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «б» (белый, бирюзовый, бордовый, багряный, болотный, бронзовый);
4) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «з» (зеленый, золотистый);
5) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «ч» (черный, червленый, т. е. красный);
6) многие другие.