В песках. (Из цикла «С севера на юг») — Сладков Н.И.

  • Доклады и сообщения
  • География
  • Песок полезное ископаемое

Песок – это ископаемое, представляющее собой мелкие зерна горных пород, которые накапливаются и формируют песчинки. Удары волн, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют образованию песка.
Основная его составляющая – диоксид кремния (кварц), также включает частички слюды и полевого шпата. Песок бывает разного размера: от 0,2 до 5мм. Он распространен по всему миру. Форма песчинок бывает остроугольная или окатанная, в зависимости от его происхождения. Исходя из места расположения, песок бывает речной, морской, овражный, горный.

Песок на дне рек и других водоемов имеет округлую форму. Он чистый, не содержит примесей глины и крупных включений, цвет серый или желтый. Поэтому речной песок активно добывают (намывают). Это универсальный материал, но в то же время – это более дорогая разновидность песка.

Получают эту породу также из карьеров, затем его специально просеивают, чтобы удалить примеси. Или промывают, чтобы удалить глину.

Есть так называемый искусственный песок. Он представляет собой измельченную горную породу гранита, мрамора или известняка. Такие песчинки имеют острые углы и зерна различного размера. Из-за этого штукатурка на основе искусственного песка получается интересной фактуры, ее используют для наружной отделки зданий.

Песок широко используется в строительстве. Он входит в состав растворов на основе цемента, используемых при фундаментных работах, укладке плитки. Добавляют песок и в смесь для асфальта, бетон. Перед постройками часто намывают слой песка на участок. При помощи мельчайших песчинок, подаваемых сильной струей воздуха производят обработку различных поверхностей: стекла, металла, камней. Благодаря высокой абразивности песка, он счищает все загрязнения, ржавчину, подготавливает поверхность к нанесению разных покрытий.

Без этой породы невозможно представить ни одной детской песочницы или дворовых дорожек. Песчаные скульптуры давно уже вышли за пределы детских игр. Сейчас среди мастеров этого искусства, использующих песок и воду, проводятся мировые чемпионаты. Песчаные пляжи – любимое место отдыха и развлечений. Соревнования по пляжному волейболу проводят только на песчаных площадках.

Еще его добавляют в наполнители для кошачьих туалетов, а также в землю в теплицах и для комнатных растений. Без песка кактус на подоконнике не вырастить.

Песок – это основной компонент для производства стекла. Его смешивают с содой и карбонатом кальция и плавят эту смесь при температуре около 2000 градусов.

Еще одна сфера его применения – это фильтрование и очистка воды.

В некоторых частях планеты встречается черный песок, который может быть очень радиоактивным. Он представляет собой мелкие частички темноокрашенных минералов. Существуют зыбучие пески, которые из-за того, что содержат много воздуха или пара обладают способностью засасывать вглубь все, что в них попадает. Они очень опасны для человека.

В песках

Пустыня — это жёлтое и голубое. Жёлтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё даль­ше— за горизонтом. Голубое — небо. Оно в пустыне та­кое же неоглядное, как и пески.

Всё в пустыне непривычно и непонятно. Гряды зо­лотистых песков — барханы. Белые болота, засыпанные солью,— солончаки. Рощицы кривых полузасохших де­ревьев— саксаульники. И такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие, как асфальт.

Ручьи и озёра там без воды—летом вода пересыха­ет. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают — они горячие, как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.

Камни в пустыне почернели от солнца, глина по­трескалась от жары. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне.

Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей — птиц, зверей, ящериц и жу­ков. И удивительные происходят события.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песчанкин дом

Сидела у норки Песчанка и радовалась: до чего же хорошо на солнышке! Би-биб, би-биб! То один бок по­греешь, то другой. То спиной вверх, то животом. И если бы не дела и заботы, так весь бы день с боку на бок и переворачивалась. Но дела, дела — траву подгрызать и носить к норке надо. А тут ещё все мешают! Думаете, Орёл в небе просто так кружит? Это он нас, песчанок, высматривает. Думаете, Кот барханный за кустом про­сто так сидит? Тоже нас подкарауливает. Но Орла и Ко­та я не очень боюсь, им, здоровенным, в нору ко мне не пролезть. Мне, главное, не проглядеть бы Варана! От него и в норе не спасёшься. Ой — би-би-б! — а он тут как тут! Подкрался злодей зубатый!

Кинулась Песчанка в нору — как сквозь землю про­валилась. Варан за ней. Сунул щучью голову в нору и шипит сквозь частые зубы:

— Слышу, слышу — недалеко спряталась. А ну, вы­ходи по-ххорошему! Не ххочешшь? Тогда я к тебе сам приду!

Песчанкина нора — целый подземный лабиринт: ходы, тупики, отнорки. И везде кто-нибудь живёт. Продирается Варан по подземным ходам, а на пути — Жаба.

— Что это за чучело пучеглазое? — шипит Варан.— Ещё и пятнистое!

— Я не чучело,— отвечает Жаба,— я Зелёная Жаба, жиличка Песчанкина.

— А что ты тут, Зелёная Жаба, делаешь, а?

— Я тут ночую или, вернее, днюю. Я существо неж­ное, кожа у меня тонкая, мне днём под солнцем никак невозможно — засыхаю. Поэтому я днём сплю, а гуляю ночью. Утречком снова в нору. Я у Песчанки угол в но­ре занимаю. Самый сырой.

— А где же твоя хозяйка? — шипит Варан.—Покажи мне её, я по ней соску­чился…

— Не покажу, ни за что! Песчанка меня приютила, а я ей злом за добро? Не хочу не­благодарной быть!

— Тогда я тебя съем, пря­мо в твоём сыром и тёмном углу! — рассердился Варан.— Вот сейчас и съем!

— А я невкусная, несъе­добная,— заурчала Жаба, — у тебя живот заболит.

Щёлкнул Варан зубами, от­пихнул Жабу когтистой ла­пой и давай дальше продирать­ся по лабиринту. На пути у него — Жук-скарабей. Варан посмотрел на него и спраши­вает:

— Ты кто такой, навозник, что ли?

Жук-скарабей обиделся:

— Я — священный Жук- скарабей! В древние времена моими изображениями люди дворцы украшали.

Очень удивился Варан:

— Если ты такой знамени­тый, так что же ты не во двор­це живёшь, а в тёмной норе копошишься?

— Я-то? — растерялся Жук- скарабей.— Так у меня же, как вы справедливо заметили, ещё одно имя есть—Жук-навозник. Так вот я и того… Кое- что собираю здесь—есть-то надо…

Ухмыльнулся Варан.

— Вот и мне надо есть. А Песчанка удрала. Отвечай — куда она спряталась?

— Всё я тебе рассказал,— заскрипел Жук-навозник.— А этого не скажу. Я друзей не выдаю.

— Ты не скажешь — дру­гие скажут, — зашипел Ва­ран,— много вас тут в норе, приживальщиков. Эй, бабочки, Песчанку видели?

В норе Песчанки скрыва­лись от жары и солнечного света ночные бабочки. Они си­дели на стенке норы и поводи­ли усиками.

— Мы ничего не видели. Мы ничего не слышали, мы ничего не знаем!—зашелесте­ли бабочки.— Нас тронешь — поперхнёшься, подавишься, за­дохнёшься!

Варан и сам знал, что крылья у бабочек сухие, жёст­кие и в пыльце. Стал проди­раться дальше. Видит—в от- норке птичка Каменка прита­илась. Спрашивает её ласково:

— А ты, Каменка-плясунья, что в норе делаешь? А? Уж не бабочек ли ловишь?

— Нет,— отвечает Каменка,— у меня тут гнездо в отнорке, а в гнезде яички лежат.

— Ага, проговорилась! — обрадовался Варан.— Где гнездо? Давно яиц не глотал, даже охрип маленько. Сейчас горло своё смягчу!

Перетрусила Каменка, стала Варана упрашивать:

— Я,— говорит,— всё сделаю для тебя, только гнездо не трогай.

— Ладно,— отвечает Варан,— не трону твоего гнез­да, если ты мне Песчанку покажешь. А не пока­жешь — берегись!

— Покажу, покажу,— запищала Каменка.— Вон в том отнорке она. Поторопись!

— Вот как я ловко тебя запугал! — обрадовался Варан.— Теперь-то уж Песчанка моя!

И полез, шипя, в отнорок. А Каменка смотрит вслед и хихикает. Она-то знает, кто там, в отнорке, сидит. На­рочно Варана туда послала, чтобы Песчанку спасти.

Чует Варан, что кто-то сидит в отнорке, а кто — не видно. Только хотел спросить, а его самого спраши­вают:

— Ты кто такой?

— Я? — удивился Варан.— Я гроза сусликов и песча­нок. Я самая большая ящерица в пустыне! Шшшш!!!

— А я,—слышит в ответ,— Хорь-перевязка! Гроза песчанок, сусликов и варанов!

Испугался Варан, заговорил шёпотом:

— Отдай мне мою Песчанку—я и уйду.

А Перевязка ему отвечает:

— Нет тут ничего твоего! Тут всё моё! Я тут охо­чусь! А ты — моя добыча!

Сцепились Варан с Перевязкой — пыль по подзем­ным ходам заклубилась. Притихли все вокруг, слуша­ют— кто кого? И Песчанка слушает. Она давно из норы вылезла, наверху сидит.

— Страх берёт, как дерутся,— шепчет Песчанка.—

Может, и их, хищников, страх возьмёт, отвадят друг друга от моей норы? Эх, зажила бы я спокойно, в ладу со всеми своими жильцами. Хорошие они у меня, никто Варану не выдал.

Тут под землёй драка кончилась, разбежались Пере­вязка и Варан в разные стороны. Варан рядом с Песчан­кой высунулся из-под земли.

— Эй, Песчанка, куда Перевязка удрала?

— Влево! — испугалась Песчанка.

— Тогда мне вправо! — фыркнул Варан и запылил по пескам.

Тут и Перевязка выскочила из норки:

— Ау, Песчанка, куда Варан побежал?

— Вон в ту сторону побежал! — опять испугалась Песчанка.

— Раз в ту, то мне в другую! — взвизгнула Перевяз­ка и ускакала.

Песчанка посмотрела им вслед, успокоилась—да и за дело. Траву зубами косить, в зубах в нору носить.

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

При всей своей видимой простоте песочная терапия — мощный инструмент в руках профессионального психолога. Он позволяет специалисту одновременно решать сразу несколько задач.

  • Диагностика — занятия с песком расшифровывают внутренние сигналы ребенка, выявляют причины его страхов и проблем.
  • Профилактика — систематические сеансы способны предотвратить развитие психических нарушений или психологических проблем.
  • Консультирование — отталкиваясь от полученных в результате проведения терапии результатов, специалист дает родителям советы, помогающие им укрепить эмоциональную связь с ребенком, помочь ему разрешить внутренние противоречия.
  • Коррекция — грамотно подобранные упражнения могут в течение серии сеансов изменить поведение малыша, помочь ему преодолеть трудности в общении, научить избегать конфликтов.

Использование песочной терапии не является прерогативой исключительно психологов. Ею успешно пользуются также педагоги, логопеды, дефектологи и другие специалисты, работающие с детьми. Например, на логопедических занятиях игры в рамках этого метода помогают решать множество задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • коррекция произношения звуков;
  • развитие грамматически стройной, связной речи;
  • обучение чтению и письму.

В процессе песочных игр и упражнений участники свободно обмениваются идеями, делятся чувствами, что постепенно позволяет построить между ними доверительные отношения. Для развития навыков общения эффективны групповые занятия, когда несколько детей совместно играют в песочнице под ненавязчивым руководством педагога. Подобные игры учат детей примерять на себя определенные роли, работать в коллективе. Для наблюдающего за процессом специалиста важно отмечать то, насколько играющие способны слышать друг друга, могут ли они самостоятельно разрешать конфликты и сообща преодолевать трудности.

Потенциал песочной терапии для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми состоит в том, что ее сочетание с традиционными обучающими методиками дает дополнительный эффект. Возможность учиться в ходе любимой игры значительно повышает мотивацию ребенка к получению знаний, что способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Учитывая также аспект релаксации, снятия внутреннего напряжения, можно говорить о комплексном образовательно-терапевтическом эффекте.

Черепаха

Странный след на песке — словно проехал игрушеч­ный грузовик. Это проползла черепаха. Кончился её долгий зимний сон. Черепаха выползла из норы, в кото­рой спала полгода, и отправилась искать свежую травку.

Вот бы удивились те, кто привык считать черепах медлительными,—черепаха почти бежала! Удивились бы и те, кто считает черепах неуклюжими,— черепаха ловко взбиралась на самые крутые склоны. Правда, од­нажды она сорвалась, скатилась вниз и перевернулась на спину. И тут бы удивились те, кто привык считать черепах неповоротливыми: черепаха вытянула шею, упёрлась головой в песок—раз! — и встала на ноги! И всё это было видно по её чётким следам.

А вот и сама черепаха. Бойко вышагивает по песку. На пути у неё ящерица—ушастая круглоголовка. Стоит на пяточках — горячо! — и хвостом обмахивается — жар­ко! Увидела черепаху—как разинет рот до ушей! И да­же шире: в углах рта у неё раскрылись веером две красные складки, как уши. Рот с ушами!

Но черепаха даже в сто­рону не свернула. Знала, что круглоголовка только на вид страшная, а сама безобидная. И пугает она… со страху!

Заяц-песчаник встал стол­биком — смотрит на черепаху. Тонкопалый суслик перестал песок рыть и тоже на чере­паху смотрит. Саксаульная сойка промчалась мимо. Но черепаха на них не посмотре­ла. Скорее найти траву: пол­года ведь не пила, не ела!

Встретилась на пути ящерица-агама. Надулась, поднялась на кривых нож­ках, на горле отвисла ко­жа — как синяя борода. И бока стали синими. Но и это черепаху не испугало — шагает себе напрямик!

Скорпиона не испуга­лась, фалангу не испуга­лась. Даже песчаного удав- чика не заметила, хотя он совсем рядом с нею про­полз.

Но вот когда накрыла её тень орла, черепаха быстро спрятала в панцирь ноги и голову—словно юркнула в дом и дверь за собой за­хлопнула!

Орёл рухнул сверху. Скогтил черепаху, взлетел и понёс её к далёкой скале, где он всегда расправлялся со своей добычей. Но тут к нему бросился другой орёл и стал отнимать поживу. Орлы сцепились в воздухе, хрипло крича, а черепаха упала вниз — прямо в гу­стую траву. В ту самую, ко­торую так долго искала!

На память о приключе­нии остались на панцире длинные царапины — сле­ды орлиных когтей.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Разговоры в песках

ВОРОБЕЙ САКСАУЛЬНЫЙ И ВОРОБЕЙ ПУСТЫННЫЙ

— До чего, сосед, я хитро устроился — взял и свил гнездо в узком дуплишке! Мне теперь даже барханный кот не страшен!

— А я, сосед, ещё хитрее придумал. Я своё гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не то, что бар­ханный кот, мне теперь даже каракал — пустынная рысь нипочём. Орлы моё гнездо теперь охраняют!

СЫЧ И УДОД

— Почему ты, Удод, без конца кричишь: «Худо-тут! Худо-тут!»

— А потому, Сыч, что тут хорошо!

— Вот и кричал бы тогда: «Хорошо-тут! Хорошо- тут!»

— Ишь ты какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места прогнали? Ни за что! «Худо- тут! Худо-тут!»

ЁЖ И ЧЕРЕПАХА

— Эй, Черепаха, а вдруг тебя Лиса схватит, а?

— А я, Еж, в свой костяной панцирь спрячусь и лап­ками вход захлопну. Лиса зубами пощёлкает и за тобой побежит.

— А я в колобок съёжусь и колючки выставлю. Ли­са нос уколет, заплачет, да и уйдёт ни с чем.

ЗАЯЦ-ПЕСЧАНИК И МОХНОНОГИЙ ТУШКАНЧИК

— У тебя, Тушканчик, четыре лапы, а следы на песке только от двух. Ты куда две ноги подевал?

— А у тебя, Заяц, задние лапы на следах почему-то впереди передних. Может, ты хвостом вперёд бегаешь?

— Это у меня, Тушканчик, от скорости: так то­роплюсь, что задние ноги передние обгоняют!

— И у меня, Заяц, от скорости: на одних задних скачу, чтобы передние не задерживали!

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Загадочные истории

ПРОПАВШАЯ РУБАХА

Живёт в песках ящерица — сцинковый геккон. Очень красивый геккон. Особенно хороша у геккона кожа- рубаха— вся в золотых и медных чешуях-пуговицах. И штаны хоть куда: чешуйки, как рюшечки и оборочки.

Но всему свой срок: выцвела рубаха, запачкались штаны, протёрлись рукавчики на локотках. Пора одёж­ку менять.

Для геккона сменить костюм не задача. Надо укрыться в норку подальше от любопытных глаз, да и стянуть с себя лапками износившуюся кожицу-одежон­ку. А под ней уже готова новая: чистая, в блестящих чешуях, с белыми рюшечками и оборочками на штанах.

Геккон так и сделал: спрятался в тёмную норку и начал переодеваться. И вот геккон во всём новом.

Старой рубахи в норе нет. А старая где рубаха?

(Отгадка)

Старую рубаху, понятно, геккону ни в штопку, ни в стирку не сдать. Но и выбросить жалко!

Как только стянет её геккон с себя, так берёт в передние лапки, складывает в комочек, да и в рот! Съест целиком рубаху—ещё и оближется. Не пропа­дать же добру!

ГДЕ БЫ СПРЯТАТЬСЯ?

Ни густого деревца, ни зелёного кустика—один пе­сок вокруг. Где же тут тень найти? Невозможно же в таком пекле жить, где от солнца укрыться? Как толь­ко обитатели песков не изжарятся?

(Отгадка)

Если бы обитатели песков не знали, куда от солнца прятаться, то многие бы и вправду изжарились заживо.

Песчанки, суслики, ночные бабочки, жуки прячутся в норы. Удавчики, сцинковые гекконы зарываются в глубь песка, во влажный слой. Мелкие птицы прячут­ся в норы, в колодцы, в тень камня. А орлы, бывает, кружат в тени высокого облака!

ЗАЧЕМ ТУШКАНЧИКУ ХВОСТ?

У тушканчика хвост вдвое длиннее тела: понятно, что он ему очень нужен. А зачем? Зачем тушканчику хвост?

У лошади хвост — мухобойка, у рыбы — весло, у дят­ла— подпорка. А у тушканчика? Мух ночью нет, пла­вать ему негде и по деревьям тушканчик, как дятел, не лазает. А хвост — длинней, чем у всех!

(Отгадка)

Сидит тушканчик на задних ножках, в передних держит веточку—обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть — на хвост опирается. Хвост у него — ПОД­ПОРКА И ТОЛКАЧ — помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах — а это труднее, чем прыгать на четырёх!—хвост помогает ему сохранять равновесие — хвост БАЛАНСИР. И это ещё не всё. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это УКАЗАТЕЛЬ — я тут, за мной! А для врагов — ОБМАНЩИК. Вильнёт на бегу белой кисточ­кой вправо, а сам прыгнет влево.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Считается, что взаимодействие с природными материалами благотворно влияет на эмоциональное состояние человека в любом возрасте, при этом одно из главных требований к оборудованию для песочной терапии — натуральность. Коробка для песка должна быть деревянной, а песок — чистым, желательно кварцевым. Можно использовать речной или морской песок, предварительно его просеяв и тщательно промыв. Дно и внутренние стенки коробки традиционно окрашиваются в голубой цвет, чтобы при рисовании песком на плоскости легко было изобразить небо, а при создании объемных композиций — воду.

Настоящая вода также играет важную роль: из увлажненного песка удобнее строить объемные фигуры. Поэтому в кабинете психолога бывает две емкости — одна для сухого песка, другая для влажного. Коллекция фигурок должна быть достаточно богатой: разные люди, животные, символы, всевозможные предметы из реального или фантастического мира — все, что может пригодиться для отражения любых ситуаций и фантазий.

Также обязательно наличие естественных элементов — камней разного размера, формы и текстуры, веточек, ракушек. Все это поможет ребенку освоиться в песочнице, пробудит в нем желание взаимодействовать с предложенными материалами, фантазировать, рисовать и строить. Для строительства идеально подойдет конструктор. Желательно, чтобы его детали были не слишком мелкими, иначе они будут теряться в песке, а сам процесс постройки рискует затянуться и отвлечь ребенка от основного действия.

Советы по выбору игрушки

Подобные игровые наборы пользуются всё большей популярностью среди родителей. Поэтому производители предлагают широкий выбор этих изделий. Зачастую они очень сильно отличаются по цене. Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо предварительно ознакомиться с характеристиками игрушек и прочитать отзывы о них. Наиболее популярными, по мнению родителей, являются четыре бренда:

  1. Швейцарский песок Kinetic sand.
  2. Игрушка российского производства под названием «Космический песок для детей».
  3. Корейский набор Living sands.
  4. Шведский продукт Waba fun.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]