Сущность эстетического воспитания, его цели и задачи.

Восприятие прекрасного все чаще сводится к стоимости художественного шедевра на аукционе. Оценивание «престижности» красоты вытесняет истинные эстетические ценности, мешает воспринимать прекрасное как высшее мерило человечности и составляющее нравственности. Можно ли воспитать вкус у детей и взрослых или это прерогатива только «утонченных» натур? Насколько актуально эстетическое воспитание сегодня, как правильно его организовать? Искать ответ на эти сложные вопросы будем в нашей статье.

Что такое эстетическое воспитание

Под эстетическим воспитанием в педагогике понимают целенаправленное воздействие на формирование человеческой личности. При этом выбор средств такого воздействия огромен, начиная от произведения классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. Прививать навыки самопознания, самосовершенствования через призму красоты нужно с самого раннего детства.

Родители, обеспокоенные будущим своего малыша, приступают к его воспитанию с рождения. Красивые яркие игрушки, классическая музыка, ласковые лица родителей – вот главные составляющие воспитательного процесса. Гармония и красота в вещах, словах, поступках позволяет маленькому человечку видеть, чувствовать и ценить прекрасное.

«Правильные» жизненные ориентиры «подхватывает» детский сад и школа. В учреждениях образования углубляют нравственные понятия через призму красоты и доброты, учат на примеры литературных героев выбирать правильный жизненный путь. С помощью живописных полотен учится мечтать, а затем воплощать мечты в жизнь. На уроках трудового искусства постигать науку прекрасных «грязных» рук и способность создавать шедевры в повседневной обыденности.

Однако на практике путь эстетического воспитания тернист и сложен. Часто его неправильное построение или полное отсутствие связано с безграмотностью взрослых, которые сами, не имея четкого понятия о нем, не могут передать ценность красоты окружающего мира.

Правильное воспитание вкуса предусматривает обучение способности воспринимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, труде, чувствах. Важно привитие чувств и вкусов, потребности принимать участие не только в созидании прекрасного, но и в его создании.

Красной нитью в эстетическом воспитании должна проходить мысль о необходимости воплощения красоты в обыденную жизнь через примеры и образцы искусства. Нельзя восторгаться прелестью классической музыки, получая наслаждения от ее прослушивания, и нецензурно выражаться, выйдя за пределы театра. Умение ценить «образцы» искусства позволяет переносить красоту в повседневный вещи: быт, работу, семью.

Тесная взаимосвязь эстетики в повседневной жизни активно проявляется во всем. Творчество формирует память, интеллект, умение планировать. Возможность ценить красоту природы – патриотизм, любовь к малой родине. Сложные эмоции и чувства, возникающие на фоне восприятия искусства, учат нравственности.

У эстетически развитой личности все жизненные проявления гармоничны и красивы. Они требуют «равноправного» развития физической, нравственной и интеллектуальной культуры, совершенствовать которые нужно всю жизнь.

Правильно сформированный вкус позволяет оценить жизненные проявления уродства и красоты, комедии и драмы. Он также требует ежедневного совершенствования, «проверки» и развития. Сформировать вкус можно только под воздействием эстетического идеала. И здесь важную роль играет общественное окружение человека: от его гармоничности и нравственности зависит правильный выбор человека.

Важная составляющая эстетического воспитания – формирование навыков нравственного поведения, уважения к общественным, общечеловеческим законам, любви ко всему живому, окружающему миру.

Воспитание эстетики, как и все воспитание, – долгий процесс. Большая «картина» красивой человеческой души рисуется постепенно: каждый год человеческой жизни добавляет в нее новый мазок. Каким он будет, насколько яркими будут краски, зависит от жизненных обстоятельств, семьи, социального окружения человека.

Рекомендации по нравственно-художественному развитию личности ↑

Методы отличаются в зависимости от возраста детей.

Детей дошкольного возраста

Принципы включает:

  • создание эстетики обстановки;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • занятия с воспитателем.

Эстетика обстановки в ДОУ включает в себя:

  • цветовое решение игровых комнат и классов;
  • использование живых растений;
  • оформление мебели, наглядных пособий;
  • поддержание порядка, чистоты.

Самостоятельная художественная деятельность должна быть реализована в виде уроков свободного творчества. На них ребенок имеет возможность выполнять задания, руководствуясь только собственным представлением. Такая форма работы развивает воображение, стимулирует зрительную память, учит оценивать конечный результат.

Занятия с воспитателем направлены на формирование эстетического вкуса, идеалов и критериев оценки прекрасного под руководством наставника.

Младших школьников

Поскольку школьник уже имеет анализировать и строить логически-смысловые цепочки, это необходимо использовать при эстетическом воспитании детей этой возрастной группы.

Мечтаешь вырастить из сына настоящего защитника? Узнай о гражданско-патриотическом воспитании. О ведущем методе экологического воспитания читай далее.

Как проходит внеклассное мероприятие по гендерному воспитанию? Узнай из статьи.

Основными методами работы по эстетическому воспитанию с учениками начальной школы являются:

  • школьные уроки;
  • классные часы;
  • тематические утренники и вечера;
  • экскурсии в парк, краеведческий музей;
  • конкурсы рисования, пения;
  • творческие домашние задания.

Подростков-старшеклассников

Эстетическое воспитание в этом возрасте является самым сложным для любого учителя, так как основные идеалы и критерии у ребенка к этому моменту уже сложились.

Работа с этой группой детей должна включать следующие методы:

  • открытые уроки;
  • беседы, дискуссии;
  • классный час;
  • экскурсии в музеи изобразительного искусства;
  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;
  • привлечение детей в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев);
  • литературные конкурсы на лучшее эссе, декламацию стихотворения;
  • сочинения на тему прекрасного, возвышенного, низменного.

Таким образом, эстетическое воспитание – это не одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.

Цели и задачи

Цель эстетического воспитания проста и сложна одновременно: научить человека видеть прекрасное во всех его проявлениях, анализировать и оценивать увиденное, принимать активное участие в его создании.

Задачи воспитания эстетично развитой личности также многогранны. Их условно делят на 2 группы.

1 группа задач работает в таком направлении:

  • Формирует вкус, созидательное отношение к окружающей природе;
  • Развивает возможности чувствовать, слышать, видеть прекрасное в природе, искусстве, литературе, поступках людей;
  • Воспитывает потребность в созерцании красоты и отличный художественный вкус.

2 группа задач направлена на развитие умений создавать прекрасное в искусстве и повседневной жизни.

Только тесное взаимодействие этих задач позволит добиться высоких воспитательных результатов.

Что такое ↑

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее – это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи, и может меняться.

«Прекрасное» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство, возвышенность, духовность.

Методы и средства

В педагогике разработано множество методик, помогающих развить вкус человека. Однако до сих пор ни одна из них не может заменить личный пример близких, родных людей. Также важна психологическая, нравственная обстановка, в которой человек живет и растет. На личном примере воспитанник учится таким вещам:

  • Общаться;
  • Ухаживать за собой;
  • Относиться к себе и окружающим.

Другие методы тесно связаны со средствами, с помощью которых достигается эффективность воспитания. Перечислим самые популярные из них:

  • Беседы;
  • Творческие мастерские;
  • Занятия в кружках, секциях;
  • Посещение выставок, театров, музеев;
  • Участие в фестивалях, конкурсах интеллектуального, творческого содержания;
  • Домашние творческие вечера.

Мы уже говорили о том, что успех эстетического воспитания во многом зависит от того, когда к нему приступили. Чем раньше ребенок начал постигать красоту окружающей его действительности, тем быстрее у него сформируются правильные эстетические идеалы, к которым он будет стремиться на протяжении всей жизни.

Игра – вторая по эффективности возможность воспитать гармоничную личность, умеющую ценить прекрасное. Являясь частью игрового сценария, его действующим лицом, ребенок накапливает правильно сформулированные эстетические впечатления, вникает в правила нравственного поведения. Игра готовит личность к «выходу» на жизненную арену. Развитие речи помогает сформировать представление о богатстве языка и культуры, прививает потребность к чтению.

Участие в праздниках, концертах, выставках – следующее звено развития вкуса через непосредственное участие в создании прекрасного. Посещение театров, музеев, выставок, концертов совершенствует задатки вкуса, формирует и совершенствует эстетический идеал.

Средства формирования эстетической культуры учащихся в работе классного руководителя

Эстетический опыт человечества, накопленный за тысячелетия его развития, богат и разнообразен, представая во всей полноте материального мира, который человек создал в соответствии со своими представлениями о законах красоты.

На протяжении веков формировались представления об идеале красоты, которые находили выражение в чистом виде, прежде всего, в произведениях искусства и ремесел. Формирование эстетической культуры личности осуществляется прежде всего на основе восприятия произведений искусства (С.А. Аничкин, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачев, Г.С. Лабковская, Н.М. Сокольникова,

О. Б. Гордиенко, Н. В. Киреева и др.), которые являются прямым отражением эстетического восприятия действительности творческой личностью и непосредственно воздействуют своим содержанием на зрителя, читателя, слушателя.

Искусство — одно из самых мощных педагогических средств формирования эстетической культуры личности, которое предстает перед нами как своеобразный мост, соединяющий людей независимо от возраста, интересов, языка, национальности. Искусство — это особый мир культуры, общения, взаимоотношений и самовыражения человека.

Эмоциональное богатство искусства, его чувственность, символизм и образность находятся в гармонии с эмоциональным миром человека. С раннего возраста ребенок способен выражать эмоции, искренне откликаться на проникновенные и образные смыслы художественной культуры своего народа, которая близка и понятна ему с рождения. Поэтому искусство является необходимым компонентом в предметной системе любой образовательной системы.

Не менее эффективным средством эстетического воспитания школьников является природа. Большой опыт эстетического воспитания детей с помощью природы накоплен К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским и другими известными педагогами.

В.А. Сухомлинский утверждал, что научить ребенка жить в мире красоты, «чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира создавала в нем красоту», формируя его профессиональное кредо. «Радость труда, — говорил педагог, — немыслима без чувства красоты» Создавая для всех науку о том, как красота мира должна создавать красоту в самом человеке, В. А. Сухомлинский видел высшую воспитательную задачу в формировании людей, которые не только любят природу, но и способны украсить ее для всеобщего счастья.

Труд и организация быта ребенка имеют особое значение для формирования эстетической культуры личности.

Работа всегда была важнейшим условием развития человеческой личности. В процессе работы возникало чувство прекрасного. Помимо приобретения профессиональных навыков, он помогал молодому поколению приобрести эстетические взгляды, вкусы, традиции, эстетические нормы и стандарты, принятые в обществе.

Эстетическое воспитание

В обыденной жизни применить все теоретические составляющие эстетического воспитания бывает сложно. Ведь воздействие эстетики на человека, обучение и совершенствование навыков происходит всю его сознательную жизнь. Оно зависит от многочисленных факторов: семьи, школы, общества. Рассмотрим их подробнее.

В семье

С семьи начинается все. В этой фразе нет преувеличения. Первые шаги малыша, его слова, улыбка адресованы самым близким, родным людям из его окружения. Сделаны они с поддержкой этих близких людей и под их руководством. В данном случае поведение родителей является эстетическим идеалом, к которому бессознательно стремятся дети.

Воспитание эстетики в семье складывается из нескольких составляющих:

  • Опрятность членов семьи, чистота в доме;
  • Эмоциональная и нравственная атмосфера;
  • Умение выражать эмоциональные привязанности;
  • Наличие правил семейного поведения и поддержание дисциплины.

Базой для развития эстетического сознания малыша являются такие факторы:

  • Пение колыбельных песен мамой;
  • Оценивание красоты картинки, стихотворения, песенки;
  • Рисование предметов окружающей действительности;
  • Чтение сказок и стихов;
  • Проведение бесед, во время которых ребенок получает исчерпывающие ответы на свои вопросы;
  • Оформление детской комнаты, всего жилого помещения.

Помимо бессознательного восприятия окружающей действительности ребенком эстетическое воспитание в семье должно дополняться воздействием родителей. Оно состоит из таких последовательных воспитательных аспектов:

  • Прививать малышу наблюдательность, умение анализировать увиденное;
  • Сопоставлять формы, цвета, запахи, строение предметов;
  • Акцентировать внимание малышей на окружающие «мелочи»: листья, бабочки, особенности формы зданий;
  • Подбирать вещи для повседневного обихода со вкусом, рассказывать ребенку об их достоинствах;
  • Позволять малышу самостоятельно делать выбор между понравившимися вещами.

Так как эстетическое воспитание тесно связано с другими воспитательными разделами, мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты, можно проводить во время любого вида деятельности ребенка.

В школе

Работа в школе по развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических способностей сложна. Эта сложность вызвана наличием или отсутствием безусловной базы определенных навыков и умений, которые закладываются в семье. При их отсутствии педагогам сложно воздействовать на личность ребенка, развивать, совершенствовать его, делать ценителем прекрасного.

Однако это вовсе не значит, что отсутствие тяги к прекрасному, хорошего вкуса должно стать причиной педагогического бездействия. Работа педагогов должна быть распланирована таким образом, чтобы на каждом учебном предмете и внеклассном мероприятии красной нитью проходила мысль о воздействии эстетики на жизнь человека.

Нахождение ребенка в детском коллективе, где ценят, создают эстетические ценности, накладывает положительный отпечаток на его сознание, нравственность. Под воздействием социального воздействия медленно, но верно происходит формирование тех черт характера, которые так необходимы гармонично развитому человеку. Особенно это важно для тех малышей, которые не смогли пройти эстетическую «адаптацию» с родителями.

В обществе

Чем старше становится человек, тем сложнее ему «переделать» себя. Это же правило касается возможностей эстетики. Человек, который на протяжении многих лет жил с бессознательным отрицанием «ненужных» ему эстетических вещей, вряд ли сможет за один вечер научиться восторгаться бессмертными творениями великих классических музыкантов.

Приобщиться к миру прекрасного можно только одним способом: с помощью «горячего» желания самого человека. Возникает такое желание, как правило, исключительно под воздействием социума, то есть, ближайшего окружения человека.

Однако это вовсе не значит, что заниматься развитием эстетики должны только те взрослые, которые «потеряли» в детстве возможность развивать изумительную способность видеть прекрасное во всем. Вкус развивается, совершенствуется на протяжении всей человеческой жизни. Остановка в данном случае означает духовную болезнь, которая может трагически закончится для «пациента» обесцениванием всех значимых ранее эстетических факторов.

Средства ↑

Средствами приобщения к прекрасному являются:

  • изобразительное искусство (живопись, скульптура);
  • драматургия (театр);
  • архитектура;
  • литература;
  • телевидение, СМИ;
  • музыка различных жанров;
  • природа.

К методам относятся:

  • личный пример;
  • беседы;
  • школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей;
  • утренники и вечера в школе и ДОУ.

Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества.

Педагогика

Анализ сложившейся ситуации в российском образовании по­зволяет заключить, что эстетическое воспитание начинает играть все большую роль во всей воспитательной работе с детьми и подрост­ками. В современной школе наметилось стремление проникновения искусства во все сферы образования. И одно из важных мест в эсте­тическом воспитании, которое охватывает все стороны жизни детей и подростков, является воспитание средствами искусства на основе ряда концепций российских ученых (Д.Б. Кабалевского, Д.Т. Лихачева, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.А. Разумного и др.), оказавших большое влияние на развитие этого процесса в по­следние годы.

Одним из самых массовых и популярных в системе дополни­тельного образования является эстетическая художественно-твор­ческая деятельность. Ее роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей искусству в условиях общеобразовательных учреждений: школах, лицеях, гимназиях, школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла, профиль­ных художественных классов. Большими возможностями для художе­ственно-эстетического развития располагают многочисленные учреж­дения дополнительного образования: центры и дома творчества детей и подростков, школы искусств, клубы по интересам и т.д. как художе­ственно-эстетическое направление в системе дополнительного обра­зования является массовым, его основной целью, в отличие от специ­ального профессионального, является не формирование музыканта, художника, танцора и т.д., а воспитание развитого человека, осущест­вляемое средствами различного искусства. Вводя детей и подростков в мир искусства, педагог создает условия для обогащения его внут­реннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой ху­дожественной культуры, способствует формированию их духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных на­правлений художественно-эстетической деятельности делают практи­ческие занятия особенно эффективными с точки зрения развития лич­ности.

Образовательные выставки и семинары

Педагогическая установка на развитие психики детей и подрост­ков, заключающаяся в становлении «его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов (В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения. М., 1986, с. 9), необходимая при построении любого изучаемого предмета, в системе массового эстетического воспитания и образования приобретает особую акту­альность. Как считают прогрессивно мыслящие педагоги, именно здесь развитие детей и подростков в процессе развития художествен­но-творческой эстетической деятельности должно стать особой це­лью. Задача педагога при этом не в том, чтобы этот эффект был мак­симально высок. Занятия с ребенком в художественных, музыкаль­ных, театральных, танцевальных студиях, фольклорных ансамблях и т.д. должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние зна­ния, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его бли­жайшего развития» (Л.С. Выготский). Поэтому развитие личности де­тей и подростков в художественно-эстетическом воспитании стано­вится специальной целью. В связи с этим все виды художественно-творческой деятельности, составляющие содержание процесса эсте­тического воспитания в системе дополнительного образования, а так­же формы работы и педагогические методы оказываются подчинен­ными этой единой цели.

Определив основную цель художественно-творческой деятель­ности, а именно развитие личности детей и подростков, можно очер­тить круг задач, с помощью которых эта цель может быть реализована в системе дополнительного образования.

Это, прежде всего: развитие способностей, общих и художест­венно-творческих; формирование способностей к мыслительной дея­тельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству.

Одной из важнейших задач эстетического воспитания подрас­тающего поколения — научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности. Эту задачу решают многие типы учреждений дополнительного образования: центры и дома творчест­ва, художественные студии, школы искусств, различные любитель­ские клубные объединения, а также школа и семья. Назначение учре­ждений дополнительного образования состоит в том, чтобы оказать детям и подросткам помощь в формировании и закреплении эстетиче­ских чувств и потребностей, способствовать расширению их сферы в процессе художественно-творческой деятельности, организованного и неорганизованного общения.

Одна из основных задач эстетического воспитания — развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты. С этой целью в системе дополнительного образования используются разнообразные виды художественного творчества. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе их природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний.

Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусст­ва осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, ли­тература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Подростки, в отличие от детей, имеют большой запас знаний. Они могут воспринимать и теоретиче­ские положения эстетики, вопросы теории и истории искусства. По­этому эстетическое воспитание невозможно без приобщения их к ми­ровой сокровищнице художественной культуры.

Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формирование эсте­тических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окру­жающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находят­ся в школе и в учреждениях дополнительного образования.

В эстетическом образовании подрастающего поколения всех воз­растов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искус­стве. Решая конкретные задачи эстетического образования можно способствовать решению других задач духовно-нравственного разви­тия личности, то есть на практике может осуществляться комплекс­ных подход к воспитанию детей и подростков.

Рекомендуемая литература

  1. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической куль­туры будущего учителя // Проблемы эстетического образова­ния и воспитания студентов педагогических институтов / Отв. ред. В.В. Кукшанов. Свердловск, 1981. — С. 3 — 10.
  2. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической куль­туры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов / Отв. ред. В.В. Кукшанов. Свердловск, 1981. — С. 3 — 10.
  3. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьни­ков.— М., 1985.
  4. Основы эстетического воспитания. / Под ред. И.А. Кушаева. — М, 1986.238с.
  5. Третьякова З.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстети­ческому воспитанию: Методическое пособие. — Свердловск, 1975.80с.
  6. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Ред. Б.Т. Лихачева, З. Зальмана. — М., 1981. 272 с.

Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. С. 18-20.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]