Цели и задачи экологического воспитания дошкольников


Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

— От простого — к более сложному

— От частного — более общему

Процесс формирования у детей основ экологических знаний условно можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень развития детей группы.

Примерная последовательность подачи экологических знаний:

— Природа и предметы, сделанные руками человека.

— Живая природа: человек, все животные, все растения. Признаки живого организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.

— Неживая природа – среда обитания для всего живого: наземная, подводная, воздушная.

— Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей средой: особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к условиям среды обитания, приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы питания на зиму, спячка, листопад у растений и др, экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря и другие.

Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно – творческие способности. Наблюдая в природе, дети отражают всё увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.

В процессе экологического воспитания развивается речь детей. Это очень важно для каждого ребенка и особенно актуально для детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР). Начинается это от подбора прилагательных при описании объектов природы и заканчивается придумыванием детьми рассказов, сказок, загадок на экологические темы.

Формируя понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, необходимо постоянно показывать, что в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.

Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Дунаева Юлия Александровна

воспитатель

МБДОУ детский сад «Солнышко»

Сеченовский район

Нижегородская область

Интенсивная просветительская работа по формированию у населения экологического сознания начинается в детском саду – в первом звене системы непрерывного экологического образования.

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к рукотворному миру, себе и к окружающим людям. В основе экологического образования лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении, знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособленных зависимостей от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ (пищевые связи). Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснение взрослого. Могут самостоятельно или при помощи взрослого выделить отдельные трудовые действия, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, которые направлены на сохранение и улучшение жизни животных и растений.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается отдельными формами поведения ребенка, которые служат критериями оценки его экологической воспитанности (экологической культуры).

Экологическая культура – это совокупность взглядов на природу, осознанное отношение к ней, которое отражается на поведении человека и всей его практической деятельности.

«Хранилищем» традиционной экологической культуры является экологическая субкультура детей.

На сегодняшний день различные аспекты детских субкультурных особенностей представлены в исследованиях В.В. Абраменковой, М.А. Козловской, Е.Ю. Копейкиной, Е.Е. Сапоговоой, Е.О.Смирновой и Р.Е. Радевой, М.В. Осориной. Смысл и значение детства и детской субкультуры как социально-исторического явления рассматривают А. Баркан, М.Д. Дональдсон, В.Т. Кудрявцев, В.Д. Шадриков и др.

Экологическую субкультуру как форму существования описывает А.Д. Клещев, а Г.П. Сикорская видит в экологической субкультуре образовательный системокомплекс. Экологическую субкультуру Детства и саморазвитие ребенка в ней изучает В.А. Зебзеева.

Основным педагогическим условием, способствующим становлению экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования является использование эколого-субкультурных практик Детства.

Эколого-субкультурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия с природой в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах – со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, любви дружбы, заботы, помощи объектам природы, а также формирование негативного отношения к проявлениям недовольства, обиды, грубости кем-либо по отношению к объектам природы.

Эколого-субкультурные практики, применяемые в ДОУ:

1. Обустройство собственной экологической культурной среды ребенка.

2. Насыщенное информацией речевое и предметное общение с воспитателями и сверстниками.

3. Практика вопрошания, начала рефлексии (задать вопрос экологического содержания и найти на него ответ).

4. Практика познания и самостоятельное учение.

5. Нравственные нормы практики общения и взаимодействия с природой.

6. Становление характера и своеволие (стремление и способность действовать ради блага природы, несмотря на свои желания).

7. Привычное участие в природоохранной деятельности и труде в природе.

8. Культурное пространство природоведческого чтения.

9.Экологическое творчество.

10. Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов.

11. Музицирование и овладение элементарными основами музыкальной культуры.

12. Регулярное прослушивание и свободное пение песен о природе.

13. Экологоориентированная двигательная активность.

14. Коллекционирование.

15. Посещение культурных учреждений и культурно-массовых мероприятий.

16. Телевидение и компьютер – замена традиционно любимых детьми современных мультфильмов на те, которые воспевают природу и грамотного, заботливого, бережливого по отношению к природе человека.

Эколого-субкультурные практики предполагают включение ребенка в решение проблемных экологических ситуаций развития с целью приобретения экологического опыта; реализацию накопленных ребенком знаний и опыта в специально организованных и не регламентируемых видах деятельности или ситуациях, в окружающей педагогической, социальной или природной среде.

Экологическая культура как качество личности формируется как в процессе педагогического взаимодействия, так и при стихийном становлении и активности самого индивида, каждая из обозначенных практик будет включать и самодеятельность ребенка и культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, отражающие знаки, символы, образы природы.

Литература:

1. Зебзеева, В.А., Моисеева, Л.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования: монография /В.А. Зебзеева, Л.В. Моисеева; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2008. – 169с.

2. Копейкина, Е.Ю. Субкультура детства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии: (24.00.01) /Копейкина Елена Юрьевна. — Нижний Новгород, 2000. — 31с.

3. Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка /Н.Б. Крылова //Новые ценности образования (Самобытность детства). — 2007. — №3. — С.79-108.

4. Е.В. Михеева. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. — №6 (40). – С147-150 с.

С чего начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников

Первый шаг- создание условий для этой работы: уголок природы с аквариумом, мелкими животными в группе, небольшой зимний сад, музей природы. В живом уголке могут содержаться птицы, рыбы, пресмыкающиеся, маленькие зверята.

Ребята кормят их, убираются, наблюдают, изучают их особенности. Важное значение имеют и прогулки, когда ребята наблюдают, и делают выводы о тех или иных явлениях в живой и неживой природе.

Нельзя умалить роль родителей в экологическом воспитании. Сейчас в семьях содержатся кошки, собаки, попугаи, черепахи. Стоят аквариумы, комнатные растения. Взрослым следует ежедневно приобщать детей к миру природы, постижению ее тайн, чтобы уже с раннего детства возникло чувство единства с окружающим миром.

Экологическое воспитание в детском саду


Уже в юном возрасте начинается взаимодействие малыша со сверстниками, с взрослыми, с объектами природы. Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы-почемучки, перенимает ценности и традиции старших.
Возраст от 3 до 6 лет – наиболее восприимчивый. Дошкольник усваивает опыт взрослых людей, основываясь на доверии к ним. Уже с малых лет он учится активно сотрудничать с природой, сопереживать ей.

Экологическое воспитание закладывается в семье и продолжается в яслях. Каждое дошкольное учреждение составляет свою программу по формированию природоохранных знаний, охватывающую весь воспитательный процесс, начиная с прогулки и заканчивая учебными занятиями.

Экологическое образование

Теперь о понятии «экологическое образование». В педагогической литературе можно встретить множество определений понятия «образование». Поэтому во избежание разночтений вспомним, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2014 г.) образование рассматривается как единый процесс воспитания и обучения.

В этом случае экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение.

Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических представлений, соответствующих умений, способов действий, под экологическим воспитанием — формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений.

В других современных источниках, в том числе относящихся к дошкольному образованию [6], в понятие «образование» наряду с обучением, воспитанием включается и развитие.

Учитывая сказанное, экологическое образование можно определить как процесс обучения, воспитания и развития человека (ребенка) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой.

(Здесь необходимо обратить внимание, что многие педагоги придерживаются старых терминологических представлений и в своих разработках образовательных мероприятий выделяют цели образования, цели воспитания и цели развития, что в свете сказанного логически неверно: цели образования уже включают в себя реализацию целей воспитания и целей развития.)

Цель экологического образования — формирование экологической культуры. Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности, наличие у человека экологического сознания, экологического мышления. Ни то ни другое у дошкольников сформировано быть не может. Поэтому при работе сними можно говорить лишь о предпосылках или начале формирования экологической культуры.

Принципы и модели экологического образования

В теории экологического образования одним из первых был сформулирован принцип междисциплинарности, который предполагает формирование экологических знаний, умений, отношений в процессе изучения всех или почти всех учебных дисциплин. Применительно к дошкольному образованию этот принцип нацеливает педагогов на осуществление экологического образования в рамках всех названных во ФГОС образовательных областей.

В настоящее время известны три модели экологического образования: однопредметная, многопредметная и смешанная.

  • Однопредметная модель реализуется в рамках специального экологического курса (в дошкольном образовании это «Юный эколог» и др.) или интегрированной дисциплины экологической направленности.
  • Многопредметная модель реализуется за счет насыщения экологическим материалом всех или почти всех учебных дисциплин.
  • Смешанная модель предполагает изучение экологических вопросов в каждом учебном предмете и целостно в специальном предмете (предметах).

Очевидно, что наиболее эффективна смешанная модель.

Экологический подход в образовании дошкольников

В содержание экологического образования дошкольников включаются знания, относящиеся к тому или иному разделу научной экологии. Например, в примерной основной программе «Мир открытий» предполагается формирование первичных представлений о том, что в природе все взаимосвязано, а человек — часть природы,а также о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания [4].

Однако гораздо большие возможности для экологического образования детей представляет не собственно экологическое содержание программ или занятий, а реализация педагогом экологического подхода в образовании.

Под экологическим подходом понимается включение экологических аспектов в большинство рассматриваемых с детьми вопросов, соотнесение изучаемых объектов с человеком, его поведением, деятельностью. С.Н. Николаева включает «экологический подход» в определение понятия «экологическое воспитание дошкольников»:«… это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии» [2].

В этой же работе С.Н. Николаевой есть разделы «Экологический подход к пониманию разнообразия в живой природе», «Экологический подход в упорядочении представлений о многообразии в живой природе». Понятно, что только этим использование экологического подхода не ограничивается.

Практически любой рассматриваемый естествоведческий, а иногда и обществоведческий вопрос может включать в себя и экологическую составляющую. Например, при изучении растения рассматриваются не только его внешний вид или строение, но и влияние на его рост и развитие экологических факторов: влаги, света, тепла. При изучении природных зон обсуждаются не только особенности климата, растительного и животного мира, но и вопросы адаптации организмов к условиям среды (например: почему у карликовой березы неглубокая корневая система, низкий искривленный ствол? почему медведь, обитающий в ледяной пустыне, белый? и т.п.).

Возрастные особенности отношения дошкольников к природе

Их необходимо учитывать в образовании детей. После рождения ребенок не в состоянии идентифицировать себя и окружающую среду. Еще Ж. Пиаже установил, что основной чертой отношения к миру у дошкольника является эгоцентризм. Ребенок четко не дифференцирует свое Я и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира свои собственные побуждения. Результатом является антропоморфизм, т. е. наделение объектов и явлений окружающего мира свойствами, присущими самому ребенку. Эта особенность восприятия во многом сохраняется и у младших школьников, а частично и у взрослых людей.

И после того как ребенок начинает осознавать разницу между своим Я и окружающими объектами и явлениями, он еще определенное время не разделяет среду на природную, техногенную и социальную. Отношения в мире людей дети переносят и на отношения в мире природы и в мире вещей. Это проявляется в олицетворении. Олицетворение — наделение объектов и явлений природы качествами, свойствами человека определенного типа: например, лису — хитростью, зайца — трусостью. Такие отношения во многом сохраняются и у младших школьников, часто и позже.

На ранних этапах развития ребенка педагог поддерживает антропоморфизацию природы, побуждает сопереживать животному, растению: «не трогай котенка — ему больно так же, как тебе», «не ломай ветки — растению больно».

Пример игровой ситуации: воспитатель обращается к детям с предложением ответить на полученную телеграмму.

«Мы первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень». (По В. Бианки. «Телеграммы из леса».)

При работе со старшими дошкольниками в содержание игры, построенной на очеловечивании природы, начинают вводить экологические сведения. Вот пример игровой ситуации, аналогичной описанной выше.

Педагог зачитывает телеграмму из леса.

«Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Срочно. Ваш Дятел».

Здесь дети уже получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.

Названные особенности восприятия детьми природных объектов (очеловечивание, олицетворение) предоставляют возможность для интеграции собственно экологического воспитания и воспитания нравственного.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Через игру закрепляются понимание о жизни растениях и животных, полученные во время экскурсий, непосредственного контакта с обитателями луга, леса, пруда.

Технология проведения экологической игры:

  1. Выбор темы из программы.
  2. Определение цели и условий игры.
  3. Продумывание поэтапного ходы игры.
  4. Распределение ролей.
  5. Знакомство с правилами.

Методика обучения таким играм зависит от особенностей возраста дошкольника. Существуют разные виды игр: предметные, настольные, словесные, творческие. При создании творческих игровых ситуаций можно использовать сказочных персонажей.

Например, Красная Шапочка ходит к бабушке через лес и может встретить разных его обитателей, собирать листья лесных деревьев. Важное значение для проведения игр имеют игрушки: куклы, рыбки, зверьки. Они должны быть эстетичными, яркими, реалистичными. В этом случае игра стимулирует активность детей, повышает их эмоциональный настрой.

Проблемы экологического воспитания

Главная проблема этого направления — низкая оснащенность садов. Необходимы условия для создания зимнего сада, мини-лабораторий. Для осуществления игровой деятельности нужны дидактические материалы, карты, пособия, макеты, игрушки.

Вторая проблема – жизнеспособность разработанной системы воспитания. Программа по экологическому воспитанию и вся методика экологического воспитания дошкольников будет реализовываться в том случае, когда продумана каждого этапа работы, результат работы: каким мы хотим видеть воспитанника на момент поступления в школу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]