«Путешествие по сказкам» Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологий в старшей группе


Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ Тема: «Радуга знаний»
Автор: Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области Описание материала: предлагаю вам конспект итогового занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Радуга знаний». Материал будет полезен воспитателям детских садов. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: закрепление ранее изученного материала. Задачи: 1. Продолжать формировать мыслительные операции у детей. 2. Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. 3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Этапы занятия: 1. Организационный момент (эмоциональный настрой на занятие, сказка). 2. Мотивация – постановка цели и задачи перед детьми (игровая). 3. Основной – непосредственная работа с детьми. 4. Закрепляющий – выводы, поощрение. Методы и приемы: словесные, игровые, практические. Приемы руководства деятельностью детей: 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация. 2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические игры, задачи на логическое мышление. 3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение. Дидактический и раздаточный материал: презентация, плакат — радуга, картинки (рыба, птица, зверь), листы с заданиями для детей, карточки по цветам радуги; картинки для игр «Хорошо – плохо», «Найди лишний предмет»; листы цветной бумаги фиолетового цвета, мяч. ХОД образовательной деятельности: Воспитатель: Ребята, я знаю один секрет, оказывается вы у меня самые умные дети на свете. А знаете почему? (ответы детей). Правильно, потому что мы много с вами занимались, много знаем, многому научились. И сейчас нашим гостям мы все это покажем. Но перед этим я хочу вам рассказать сказку (в это время включаю музыку). Воспитатель: Жили-были в радужной стране ребята. Все они были веселые и трудолюбивые. Девочки красивые, да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые. И были у них в радужной стране чудеса. Воспитатель: А как вы думаете, какие чудеса могут быть в радужной стране? (ответы детей) (на экране появляется слайд с картинкой радуга)


Воспитатель: Посмотрите, что это? (ответы детей) Это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе. Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга (радуга на экране пропадает) Не стало её. Девочки заплакали, а мальчики стали их утешать. (Не плачьте, мы новую радугу добудем) Воспитатель: Дети, а давайте мы тоже поможем найти радугу? Как вы думаете, какие волшебные слова помогут нам найти радугу? (ответы детей) («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан») Воспитатель: Давайте все вместе четко произнесём эти слова. Воспитатель: Ребята, каждое слово в этой считалке обозначает определенный цвет. Сколько цветов у радуги? Назовите цвета радуги. (Дети отвечают.) Воспитатель: На какой звук начинается слово «каждый»? и т. Д. Воспитатель: Молодцы, посмотрите перед нами макет радуги. Мы будем выполнять задания на каждый цвет радуги и если мы все сделаем правильно, то, что произойдет? (ответы детей) (снова появиться радуга). красная полоса. «Окружающий мир» Воспитатель: Ребята, а какой верхний цвет радуги? (красный) Чтобы появился красный цвет нашей чудо – радуги посмотрите внимательно на картинки. (Карась. Дятел. Лиса.) Скажите, кто изображён на этих картинках? (ответы детей) Давайте поиграем в игру «Рыба. Птица. Зверь» Игра с мячом «Рыба. Птица. Зверь» . Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с мячом. Передавая мяч по очереди детям, воспитатель говорит: «Птица!». Тот, кто получил мяч, должен быстро назвать какую-либо птицу. Таким же образом играющие называют животных и рыб. Необходимое условие: не повторяться. Воспитатель: А теперь мы будем отгадывать загадки: 1. Долгоножка бахвалится: Я ли не красавица? А всего-то — косточка Да красненькая кофточка. ( Вишня) 2. Ягодку эту сорвать легко — Ведь растет она невысоко. Ты под листочки загляни-ка — Там вкусная растет…..(клубника) 3.Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозреваю под снежком. Дети, кто со мной знаком? (Клюква) 4.Вот мы ягодки, смотри, Похожи на напёрстки малые. Все мы под цвет зари: Алые — преалые. (Малина) Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что общего у всех этих загадок? (ягоды) Воспитатель: Какого цвета эти ягоды? (Красный цвет) Воспитатель: А можно ли их кушать? И что нужно сделать перед тем, как их съесть? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли красный цвет радуги! (на плакате появляется красный цвет) Ребята, а какой второй цвет радуги? (Оранжевый) Оранжевая полоса. «Математика» Воспитатель: А за оранжевым цветом мы с вами отправимся в страну «Математика». Воспитатель: Садитесь за столы. Возьмите листы бумаги в клеточку, там поставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки линиями он 1 до 9. Воспитатель: Что у вас получилось (Кораблик) Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, но отгадку вслух не произносите. Это будет ваш секрет! Маленький хвостик я в руке держал. Ты полетел – я за тобой побежал. (Воздушный шарик) Воспитатель: Возьмите листы с геометрическими фигурами. Найдите отгадку в рисунке, раскрасьте отгадку карандашом такого же цвета, как и второй цвет радуги. Какую фигуру вы раскрасили? Почему? Как вы догадались? Каким цветом раскрашивали? Почему оранжевым? Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет? (на плакате появляется оранжевый цвет) Какой третий цвет радуги? (Желтый) Жёлтая полоса. «Плохие – добрые дела» Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Чтобы пройти этот этап нужно доказать, что вы умеете различать добро и зло. Посмотрите и скажите, где здесь картинки с добрыми делами и поступками, а где с плохими? (игра «Хорошо – плохо») Воспитатель: Объясните, почему вы считаете эти поступки добрыми, а другие – плохими? (ответы детей) Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть желтый цвет? (на плакате появляется желтый цвет) Какой четвёртый цвет радуги? (Зелёный) Зелёная полоса. «Грамота» Сейчас мы с вами поиграем в игру «Радуга». Повторяйте за мной. Физкуль В небе гром, гроза. Закрывай глаза! (Закрыть глаза руками) Дождь прошел. Трава блестит, (Убрать руки от глаз) В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу) Поскорей, поскорей Выбегай из дверей, (Зовущие движения) По траве босиком, (Бег на месте) Прямо в небо прыжком. (Прыжок) Ладушки, ладушки! По радуге, по радужке, (Хлопки) По цветной дуге На одной ноге. (Стоим на одной ноге) Вниз по радуге верхом, И на землю кувырком! (Присесть на коврик) (С. Маршак) Воспитатель: С какого звука начинается слово РАДУГА? (ответы детей) А какой это звук, гласный или согласный? (ответы детей) Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Хлопки». Я буду читать стихотворение Самуила Маршака «Радуга – дуга», а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, в которых есть звук «р». «РАДУГА-ДУГА» Солнце вешнее с дождем Строят радугу вдвоем — Семицветный полукруг Из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счета Поднебесные ворота. Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву. Воспитатель: А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р]. Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли зелёный цвет радуги! (на плакате появляется зеленый цвет) Ребята, а какой пятый цвет радуги? (Голубой) Голубая полоса. «Четвёртый – лишний» Воспитатель: Чтобы появилась голубая полоса вам надо правильно выполнить задания. Рассмотрите картинки, и скажите что лишнее. Объясните, почему вы так думаете (игра «Найди лишний предмет»). Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть голубой цвет? (на плакате появляется голубой цвет) Назовите шестой цвет радуги? (Синий) Синяя полоса. Игра «Наоборот», «Что бывает» Воспитатель: А что бы найти синий цвет радуги я предлагаю сыграть в игру «Наоборот» Я вам буду говорить слова, а вы должны сказать его противоположное значение. Высоко – низко, Далеко — близко Длинный — короткий Широкий — узкий Толстый – тонкий Горячий – холодный Сладкий – кислый и т. д. Воспитатель: Следующая игра «Что бывает». Я буду вам показывать карточки определенного цвета, а вы должны подберать к названию цвета на карточке – как можно больше слов – предметов. Зелёный – трава, лист, кофта… Красное – пальто, машина… и т.д. (Каждый ребенок подбирает слова – предметы к цвету) Воспитатель: Молодцы! Вот вы хорошо справились со всеми заданиями и нашли синий цвет радуги! (на плакате появляется синий цвет) Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги? (Фиолетового) Нам осталось найти фиолетовый цвет. Фиолетовая полоса, «Оригами Радужные птички» Воспитатель: Перед вами листы цветной бумаги. А почему они фиолетовые? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, нам осталось найти фиолетовый цвет. Вспомните, какое слово в считалке обозначает фиолетовый цвет? (фазан) Воспитатель: Фазан – это кто? (птица). Давайте сейчас сотворим чудо – радужных птичек из цветной фиолетовой бумаги (дети из цветной бумаги складывают птичек) Воспитатель: Дети, понравились вам птички? Нашли мы с вами фиолетовый цвет? (на плакате появляется фиолетовый цвет) (ответы детей) Итог. Ребята, все ли цвета радуги мы с вами нашли? (ответы детей) Какая радуга у нас получилась? (ответы детей) Ой, смотрите, в радужной стране снова светит чудо радуга (на экране появляется слайд с картинкой радуга).


Мы помогли вернуть чудо – радугу жителям радужной страны. И теперь у каждого из вас есть своя частичка нашей чудо — радуги – ваши радужные фиолетовые птички. Они будут напоминать вам о чудесной радуге, которую вы нашли. Вы молодцы! Вы были дружны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится! Рефлексия: На этом наше радужное приключение закончено. Будьте всегда дружны, ребята, помогайте друг другу, только так мы научимся творить чудеса! И радужные, и настоящие! А главное больше улыбайтесь, ведь от улыбки – станет всем светлей! ПОД ПЕСНЮ «УЛЫБКА» ДЕТИ УХОДЯТ В ГРУППУ.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие на Север» Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Виды транспорта» Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе по теме «Водоемы» Конспект НОД в подготовительной группе детского сада с использованием ИКТ на тему: Спорт

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Правила поведения в детском саду

Занятие по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде». Подготовительная группа

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 15 Сентября 2013 г. 22:25 + в цитатник Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии». Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы. 2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека. 3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать. Развивающие задачи: 1. Развивать исследовательские способности и навыки. 2. Развивать любознательность, познавательную активность 3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность. 4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами. 5. Расширять кругозор детей. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе. 2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность. Мотивация: Женя пришел в детский сад с перебинтованным пальцем. Дети интересуются, что же произошло? Оказывается, накануне вечером, в доме не было света, и Женя обжегся, находясь рядом со свечкой. Воспитатель задает детям вопрос: (Огонь для человека это хорошо или плохо). Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает в скором будущем посетить помещение, где обычно проходит опытно — экспериментальная работа. Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя. Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга. Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами. Словарная работа: Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения. Художественное слово: Экологический гимн. Предшествующая работа: Игры с водой, песком, камнями. Материалы: плакаты, иллюстрации, картины. Оборудование для опытов: спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, зеленый лук в земле. В мини-музее: коллекции камней, гербарии льна, льняные вещи, видеоролики. Ход занятия: -Ребята, вы помните, как Женя пришел в детский сад с обожженным от свечки пальцем? (Да) . — Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами. Постройтесь парами и мы отправляемся в опытно — экспериментальную лабораторию. (Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации с разными стихиями природы, с экспериментальными столами, комнатными растениями, с высаженным зеленым луком, мини- музеем) . — Ребята, посмотрите, что изображено на картинах? (Огонь, вода воздух, земля) . — Подойдите к этим иллюстрациям, встаньте полукругом. Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо? Ответы детей. Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы. Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека. Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик об огне. (Дети сидят на стульях) . — А теперь подойдите к первому опытному столу. Опыт №1. (проводит воспитатель, дети стоят полукругом). Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать. — Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают) . Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах. Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов. Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о воде (Дети сидят на стульях) . Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами) . Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения и зеленый лук. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д. (Дети работают подгруппами) . (Дети стоят полукругом) . — А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха. Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей) . Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти. Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья) . — Рассмотрите иллюстрации про ветер (морские пейзажи; песочные барханы; снежные торосы) Опыт №3. (проводят дети) . — Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу. Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами) . — При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком. Воспитатель предлагает – 5 сек. посмотреть видеоролик о ветре. — Осталась еще одна стихия – Земля. Рассмотрите иллюстрации: (Иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами). Скажите, земля для человека — это хорошо или плохо? (Ответы детей) . Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые. (Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы) . Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели. — Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: гербарий льна, льняные вещи, камни: кварц, шпатель; каменный уголь, нефть. Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости. — Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред. — Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии». Напоминаю: Воздух- руки поднимаются вверх. Земля- руки опускаются вниз. Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз. Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право. — Дети разойдитесь и свободно встаньте по всему залу, мы закончим наше увлекательное путешествие «Экологическим гимном». -Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно- экспериментальной лаборатории) . -А вам понравилось путешествие? (Да, было очень интересно) . -С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля) . -Что для вас показалось трудным? (У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильный) . -Что понравилось в нашем путешествии больше всего? (Мне понравилось исследовать воду. А мне поливать комнатные растения и лук, потому что я делал доброе дело. Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт) . -Женя, а ты теперь запомнил, как надо вести себя, если рядом огонь, что бы не произошло неприятности? (Да, надо быть очень осторожным, т. к. огонь может быть не только добрым) . Ребята, в следующий раз мы посетим и другие лаборатории, узнаем много нового и интересного. Полученные знания вы сможете применить в своих играх.

Серия сообщений «ТРИЗ»:
Часть 1 — НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа Часть 2 — Опыт работы по методу ТРИЗ … Часть 9 — Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ). Часть 10 — Мастер — класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» Часть 11 — Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

Метки:
триз

Процитировано 2 раз Понравилось: 1 пользователю

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 1
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось1
0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]