Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею
Валентина Шишкоедова
Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею
(2-й слайд)
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детейдошкольного возраста:
— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспещивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
— организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
(3-й слайд)
Для организации
самостоятельной деятельности детейнеобходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии.Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.
(4-й слайд)
Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.
Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.
(5-й слайд)
Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской
деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.
(6-й слайд)
С возрастом у
детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.
(7-й слайд)
Также во время
прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатетель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
(8-й слайд)
Воспитатель должен
руководить самостоятельной игровой деятельностью детей: обеспечивать им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
(9-й слайд)
Спасибо за внимание.
Развивающие игры на прогулке
Если мы заглянем на любую детскую площадку, то увидим, как правило, одну и ту же картину: дети копаются в грязноватом песке, съезжают с полуразвалившейся горки или залезают на расшатанную лесенку, а мамы болтают на близлежащей лавочке, лишь изредка посматривая в сторону своих чад: не подрались ли, не свалились, не наелись ли песку. Почему-то родители уверены, что прогулка — это время их законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру за его безопасностью. Конечно, малышу необходимо время для самостоятельного познания мира, для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или, наоборот, перевозбуждены и не в состоянии играть самостоятельно, а мама лишь о При этом те же самые мамы постоянно жалуются, что им не хватает времени ни на что вообще, а в частности — на занятия с ребенком. А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности для занятий с детьми.
Вы — сторонники идей Глена Домана
и вам нравится показывать малышу карточки с подписями? Замечательно! Отправляйтесь в ближайший лесопарк, на берег реки, на бульвар или просто в зеленый уголок двора. Напишите на карточках слова «земля», «трава», «дерево», «одуванчик», шишка, «кора», «берег» и т.д. и разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев , прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уж о более старших, будет в восторге от такой игры. Ребенку постарше можно предложить поиграть в «музей живой природы», пусть он правильно расставит карточки перед «экспонатами». Если ваш малыш еще не умеет читать, помогите ему: «Где тут у нас одуванчик? Отнеси-ка к нему подпись!» «Вот я пишу: «сосна», а ты поищи пока, куда ее прикрепить.» Двух-трехлетний с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете.
Ну, где же еще, как не на прогулке изучать основы географии и астрономии
? Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как сориентироваться без компаса. Четырех-пятилетним можно уже рассказать, как пользоваться планом и картой местности (очень хорошо и подробно об этом написано в книге «Развивающие игры» Б.Никитина). Можно даже отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты. Ясным зимним вечером, когда рано темнеет, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.
Птицы и насекомые
— самые доступные для городских жителей представители фауны. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушку для снегирей и синиц. Приучите малыша тихо-тихо наблюдать за птицами. Хорошо приходить регулярно на одно и то же место. Например, ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету. Можно заодно вспомнить сказку про Серую Шейку.
Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить.
Иногда на прогулке можно заняться и математикой
. Ну где, как не в лесу осваивать понятие десятка? Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях — вот вам и математическое пособие. Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией. Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить треугольник, квадрат, ромб … Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка)
Если вам дороги идеи Монтессори
, запасайтесь сосудами различного объема, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел, можно взять еще и безмен. Песочница или берег пруда — идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики малыша, разовьет мелкую моторику.
Можно попробовать говорить малышом на прогулке только на иностранном языке
(при условии, конечно, что вы сами говорите на нем достаточно свободно или, хотя бы с правильным произношением и без грубых ошибок).
Время от времени (но не очень часто, чтобы не надоело) возьмите на прогулку бумагу и краски или карандаши
и поиграйте в «художников на этюдах». Объясните малышу, как делать наброски растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Только не требуйте сходства, пусть рисует, как ему хочется. А если вы тоже будете рисовать (не за ребенка, а рядом с ним!), будет совсем замечательно. Потом можно будет даже устроить выставку.
Дворовые игры
нашего детства постепенно уходят из жизни, а нынешние дети совершенно не умеют организовывать групповую игру. Поэтому на детской площадке стоит попытаться устроить общие игры для малышей, от «каравая» и «ручейка» до лапты и «казаков-разбойников». Возможно, вы знаете какие-то более редкие старинные игры или можете придумать их сами — тем лучше. Ведь в любых групповых играх ваш ребенок приобретает бесценный опыт общения и сотрудничества, который так пригодится ему в жизни.
И все-таки, самое важное на прогулке — это открытия, которые ваш малыш совершит самостоятельно, опыт общения, который он приобретет, играя с другими детьми. Поэтому не спешите и не навязывайте ребенку свою программу, а вступайте тактично и незаметно, когда почувствуете, что малыш уже устал развлекаться самостоятельно.
Учим слова и познаем мир.
Во время прогулки можно значительно увеличить словарный запас ребенка и расширить его познания об окружающем мире.
Для этого каждый день, выходя на прогулку, исследуйте с ребенком какой – нибудь отдельный объект окружающего мира.
Лексические темы, которые подойдут для этого возраста:
1. Деревья (изучаем строение дерева: ствол, листья, корни, ветки, «дерево высокое» (показываем руками какое оно высокое), а травинка низкая).
2. Машины (изучаем строение машины (колеса, зеркало, окно, место водителя, руль, цвет машины).
3. Детская площадка (название основных объектов детской площадки (горка, скамейка, их цвет).
4. Растительность (цветы, трава, кусты – строение, свойства).
5. Насекомые, птицы, животные (собаки, кошки и т.п.) – название, звукоподражания, наблюдение за поведением.
6. Дома, подъезд, лестничная клетка (строение (окна, ступеньки и т.п.), размер).
7. Объекты природы (солнце, луна, лужи, камни, веточки и т.п.).
8. Познание мира (обсуждение всего, что встречается по пути).
Спасем себя от рутины!
Когда вы «четко» проработаете с ребенком все вышеуказанные лексические и познавательные темы, можно перейти на что-то более интересное — один — два раза в неделю (так часто, как вам это самой комфортно) выбирайтесь с малышом в какое-нибудь новое место (магазин, парк, а лучше те места, в которых вы сами лично хотите побывать). Это не обязательно должен быть грандиозный зоопарк в другом конце города (признаемся честно — с малышом добраться туда может быть трудновато). Это может быть соседний район, парк, который находится чуть дальше, чем вы обычно гуляете, новая улица и даже банк или гостиница с симпатичным дизайном, на который вам самой интересно поглазеть .
Попав в новое место, исследуйте и «назовите» малышу новые предметы и объекты, которые вы увидите там.
Такие «вылазки» не только будут развивать вашего ребенка, но и помогут вам бороться с проблемой многих мам, растящих малышей — рутиной.
Как изучать объекты окружающего мира с малышом от 1 до 1,5 лет:
1. Многократно называем ребенку слово, которым называется этот предмет. («Вот дерево, потрогаем дерево? вот какое дерево! дерево!»)
2. Даем потрогать объект руками — дети обожают изучать мир именно таким способом.
3. Проговариваем, показываем и даем потрогать то, из чего состоит предмет, проговариваем его характеристики (вот машина, смотри вот ее колеса, а это дверь, а вот руль – его крутит водитель и т.п.)
3. Прилагательные и глаголы.
В развитии речи у многих детей до 2 лет большое внимание уделяют изучению существительных (кошка, мама, яблоко индюк и т.п.). И это правильно и вполне соответствует психологии развития ребенка этого возраста.
Но вместе с тем, совсем не лишним будет изучить с ребенком многие виды глаголов и прилагательных.
Поэтому, вполне уместно использовать вашу прогулку для изучения этих частей речи, например:
Прилагательные: большой, маленький, твердый, мягкий, хороший, красивый, длинный, короткий и т.п.
Можно для каждой прогулки определить одно-два прилагательных, которым вы бы хотели уделить внимание, находить предметы, для которых можно это прилагательное применить (большой камень, маленький камень и т.п.) и проговаривать их ребенку.
Глаголы: идет, стоит, лезет, копает, едет, летит, растет и т.п. По той же схеме, что и с прилагательными, можно изучать с ребенком глаголы: выбрав один — два значимых глагола, совершать с ребенком то действие, которое они обозначают и называть при этом эти глаголы.
Звукоподражания.
Первые слова, которые произносит большинство детей в возрасте от 1 до 2 лет носят звукоподражательный характер. (Ребенок может называть собаку «ба» или «ава», мячик — «ик» т.д.).
Такое использование звукоподражаний в речи является вполне естественным – малыш учится сначала произносить наиболее простые речевые конструкции, состоящие из 1-2 звуков, и постепенно, по мере развития речи, усложняет их.
Именно поэтому так полезно обучать ребенка различным звукоподражаниям. Поскольку «ав-ав» сказать намного проще, чем «собака» — дети легко осваивают звукоподражания и, потренировав свой речевой аппарат, постепенно переходят к более сложным словам. (Конечно не стоит подменять звукоподражания настоящими словами. Подчеркивайте, что это «собака», а говорит она «ав-ав», это «мячик», а падает он «бум» и т.п.).
Какие звукоподражания и простые слова «удобно» развивать на прогулке:
«Бум», «бам», «бах» — при падении предметов. Можно периодически играть в веселую игру – бросать на пол различные предметы (формочки для песка, палочки и т.п.) и вместе озвучивать то, как они падают — «Бам».
«Би-би» — так сигналит машина.
«Тук-тук» – так стучит палочка.
«У-у-у» — так летит самолет (произнося этот звук, обратите внимание ребенка (т.е. просто покажите пальцем и скажите ему об этом) на то, что губы у вас сложены трубочкой – это облегчит ему задачу повторения за вами звука).
«На», «дай» — при обмене предметами.
«Да», «нет».
«Ку-ку» — в различных играх.
5. Мыльные пузыри.
Это скорее развлечение, а не развитие, но игра с пузырями принесет вашему ребенку большую радость.
Выдувайте пузырики для малыша, вместе с ним пробуйте их «поймать» хлопнув в ладоши.
Изучаем геометрию.
На прогулке можно заняться изучением геометрических фигур. Возьмите палочку и нарисуйте на земле круг, квадрат, треугольник.
Взяв ребенка подмышки «попрыгайте» вместе с ним по получившимся фигурам, каждый раз проговаривая название фигуры «прыг, это квадратик!» «прыг – это кружок» и т.п.
Что происходит: конечно ребенок за одну прогулку не «выучит» все основные геометрические фигуры. Но если вы будете это делать часто (особенно если это пересекается с домашними упражнениями) — малыш через несколько месяцев будет вполне способен отличить квадрат от круга.
Музыка.
Да-да! На прогулке можно устроить настоящее музыкальное занятие! Поиграйте в маленьких барабанщиков!
Дайте ребенку палочку, возьмите его руку с палочкой в свою, начните петь простую детскую песенку («Антошка», «Два веселых гуся») и вместе с ребенком «рука в руке» стучать по скамейке, отбивая ритм в такт песни.
Через какое-то время после начала песенки можно выпустить руку малыша и дать ему возможность акомпонировать вам самостоятельно (детки в возрасте от 1 до 1,5 лет многие вещи с удовольствием делают, просто подражая маме; поэтому все получится намного лучше, если вы, находясь рядом, тоже будете барабанить по скамейке палкой).