Исследовательская деятельность на прогулке в разные времена года
Опыт 1:
сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.
♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)
Полить водой.
Как вода проникает через слои почвы?(Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)
Какая растительность преобладает в овраге?(Цветы и Кривы.)
Опыт 2:
рассмотреть верхний плодородный слой почвы.
♦ Что содержится в данном слое почвы?(Перегнившие0с. татки растений, их корни, останки животных.)
Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко вглубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна длякорней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
♦Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)
Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.
Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.
Зима
Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.
Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на
их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером.(В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)
«Познавательно — исследовательская деятельность дошкольников на прогулках»
Данные об авторе
Иргизцева Ольга Алексеевна –
Воспитатель МДОУ детский сад «Колосок» с.Черкасское Саратовской области Вольского района
2017г.
Познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке
«
- Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений
Махатма Ганди
Основной целью познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников на прогулке является
развитие творческой, самостоятельной
личности
Обеспечение психологического благополучия здоровья детей
Развитие творческого воображения и мышления
Задачи
развития
Развитие коммуникативных навыков
Развитие познавательных способностей
- Актуальность.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность на прогулке в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.
- Согласно ФГОС дошкольного образования . Познавательно-исследовательская деятельность является одной из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное развитие».
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами.
Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также по экологической тропе проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.
УСПЕШНОСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО —ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
- Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет ( старший дошкольник), а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
- Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально и др.
НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИМ УМЕНИЯМ:
- Видеть проблемы;
- Задавать вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Давать определение понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
- Умения и навыки проведения экспериментов;
- Структурировать полученный в ходе исследований материал;
- Делать выводы и умозаключения;
- Доказывать и защищать свои идеи.
для этого предусмотрено много упражнений:
1.ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ.
ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ
КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ.
«Смотреть на мир чужими глазами» — если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь что-то новое.
Например: читаем рассказ: « Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»
Задание: продолжи рассказ, но сделать это надо несколькими способами:
- Ты просто гуляешь…
- Ты водитель грузовика….
- Ты ворона , сидящая на дереве….
- Зайчик или лисичка в лесу….
Игра « Волшебные превращения»
На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть?
Что случиться со снегом в группе? Что будет если поджечь бумагу? И т.д .
2.ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.
1.Можно специально потренироваться при помощи упражнения
«Давайте вместе подумаем ….. Как птицы узнают дорогу домой?
(Почему поют птицы? Почему металлические самолёты летают?) И вот какие могут быть гипотезы: « птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,» птиц ведет те кто уже летал на юг», « птицы сверху видят деревья, траву, цветы и они показывают им дорогу»
Таким образом гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы , надо научиться размышляя, задавать вопросы.
Для этого используем слова:
- Может быть….
- Предположим ….
- Допустим …
- Возможно …
- Что если …
ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО…
- В оробьи стали размером с орла
- Люди уменьшились в несколько раз.
- Слоны стали меньше кошки.
ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ?
3.ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
4.Наблюдать.
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ.
5.ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ:
1. « Как люди смотрят на мир»:
« Так как разные люди на мир смотрят по-разному».
2. «Объясните значение выражения» ( Несложные, знакомые пословицы и поговорки – обсуждаем коллективно)
3. Скажите , на что похожи:
- Очертания деревьев за окном,
4. Поиск предметов имеющих общие признаки:
- Назовите предметы, которые одновременно твёрдые и прозрачные
- … блестящие, синие, тв ё рдые.
Назовите как можно больше живых существ с признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
ЧТО ДАЁТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО —ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
- Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
- У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.
Очень ценно то, что наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: — «Я думаю… Я знаю… Я видел…», таким образом, умеют рассуждать, обмениваться мнениями, знаниями.
ВСЁ ИНТЕРЕСНО НАМ УЗНАТЬ
Результативность:
Повышение качества мыслительной деятельности.
Повышение уровня восприятия.
Повышение интереса к содержанию деятельности
.
Спасибо за внимание.
Организация наблюдения
Для организации наблюдения нужно правильно подготовить процесс:
- Выбрать растение или животное, которые выглядят здоровыми.
- Место должно быть чистым и соответствовать естественным природным условиям.
- Выбранное место должно хорошо освещаться, лучше, если свет будет падать немного сбоку.
- Детей нужно так расположить, чтобы никто из них не мешал друг другу и не закрывал обзор.
- Если есть возможность, то каждый ребенок должен потрогать растение или погладить животное.
Удобное расположение детей вокруг изучаемого объекта
Примерный план прогулки-наблюдения
Процесс рассматривания и обсуждения объекта должен соответствовать следующим рекомендациям:
- Для составления первого впечатления детям необходимо около 2 минут. За это время ребята успеют рассмотреть объект и удовлетворить свое любопытство.
- Педагог должен об объекте за 1 минуту.
- Далее, мысли детей нужно направить в правильное русло. При необходимости прочитать стишок или задать загадку. Так у ребят формируется эмоциональное отношение к объекту. Время не должно превышать 7 минут.
- После, объект рассматривается детально. Педагог задает наводящие вопросы и помогает с ответами. Рассказывает недостающую информацию. На это отводится не более 10 минут.
- В конце подводится итог и все полученные знания связываются между собой. Этот процесс занимает около 5 минут.
Дополнительная информация! Педагог может вместе с детьми завести красочный дневник наблюдений.
Исследовательская деятельность детей во время весенней прогулки
Исследовательская деятельность заключается в самостоятельном поиске ребенком информации.
Организация
Организовать процесс можно следующими способами:
- Дети, во время ответов на вопросы о рассматриваемом объекте, стараются правильно изложить собственные мысли.
- При длительном наблюдении за объектом, ребята подмечают все изменения и, при необходимости, их фиксируют.
- Когда идет наблюдение за живой или неживой природой, используют дополнительные предметы: темные очки, садовый инвентарь.
- Во время экскурсии, когда выезжают в город, в библиотеку, пищевое предприятие или при наблюдении строительных работ происходит изучение технологии производства или процесс организации услуг.
- После посещения музея, более детальное изучение происходит с помощью рассматривания энциклопедии или других материалов.
Также можно организовать проведение опытов под пристальным наблюдением педагога.