Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду
Пояснительная записка
Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
В программе представлено семь разделов. Первый раздел — это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Программа «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.
Программа «Мы — земляне» (автор Н.Вересова)
Программа является одной из попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии.
Основная цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников. Автор считает, что в основе сознания лежит ценностное отношение личностных смыслов. Экос — дом, логос — наука, смысл. Отношение к дому, как к безусловной ценности, и в связи с этим осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за него — именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.
Задачи программы: 1) обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых — позиция землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома — Земли; 2) творческое самовыражение ребенка и педагога. Культура накопила не только систему ценностей — смыслов, но и средства их выражения. На занятиях ребенок и взрослый открывают и поэтапно осваивают эти средства (через игру, сказки, живопись, фольклор) и начинают их использовать, создавая маленькие шедевры (загадки, стихи, рисунки и т.д.); 3) развитие способностей ребенка. Эта задача решается через использование в программе идей формирования понятий на основе содержательных обобщений (В.В.Давыдов); 4) обогащение детей знаниями из разных областей науки, техники, литературы и искусства.
Программа имеет ряд особенностей:
— игровой характер. Занятия проводятся не в форме игры, но являются спонтанной и свободной игрой для ребенка и воспитателя. Игра создается совместно, не всегда по заранее намеченному плану или сценарию. Не обучать, играя, а строить игру как способ образования — в этом особая роль педагога;
— открытость. Дети и педагоги не могут не изменять ее содержания в соответствии с частными уровнями. Невозможно любить и беречь абстракции;
— вариативность. Предлагаемые конспекты занятий есть варианты «отработанные», проверенные и доказавшие свою эффективность. Но это сценарий, а какова будет пьеса — зависит от педагога и детей.
И все же, считает автор, чтобы занятие осталось целостным, должна быть сохранена инвариантная основа программы. В ней содержатся два компонента: а) содержательный — основные экологические понятия и смысловые позиции, раскрываемые на данном занятии. В системе этих понятий заключается внутренняя логика самой программы, нарушение которой снижает ее потенциал; б) технологический инвариант состоит в построении про граммы на основе психологических закономерностей развития, становления сознания[1;с.140-143].
Анализ комплексных программ:
Программа «Развитие»
Программа «Развитие», разработанная коллективом детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые понимаются как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе сформированных в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников [5].
Программа «Детство»
В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока:
Первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.
Второй блок раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.
Третий блок — знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.
Четвертый блок-знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов — может их разрушать, а может поддерживать.
Таким образом, «Детство» — это программа не только обогащенного многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве [5;с.119].
Программа «Истоки»
«Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей и требованиями современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: младший — 3-5 лет и старший — 5-7 лет. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
В целом же можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания — она не ставит задачи развития в детях начал экологической культуры, рассматривающей природу как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического. В программе имеются важные разделы — здоровье, музейная педагогика, художественное творчество, историко-геогра-фические представления и др., но они не связаны с разделом «Природа и ребенок», а потому не позволяют сформировать в старшем дошкольном возрасте всеобъемлющее представление о природе и взаимодействии человека с ней, не могут создать целостной картины мира, в которой человек и природа связаны крепкими узами. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность; познание природы, общение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей предполагают много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс [5].
Программа «Кроха»
«Кроха» — программа воспитания самых маленьких (детей раннего возраста) в семье и детском саду. Е. Ф. Терентьева (автор раздела программы) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения — взрослый многое может показать малышу. Прогулки также можно использовать для экологического воспитания. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом [5].
Программа «Радуга»
В программе «Радуга» — «Мир природы» (подраздел программы) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру, что создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода —рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений [5].