Игра как метод обучения и воспитания в детском саду.
— средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.
Игра
— вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.
Игру можно понимать по разному:
— игра- особый вид человеческой деятельности;
— игра- средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель);
-игра- особый набор правил, требующих своего исполнения;
-игра- особый способ условного присвоения мира;
-игра- как форма педагогической деятельности.
В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:
1. эмоционально развивающая функция
;
2. диагностическая функция
— раскрываются скрытые таланты;
3. релаксационная функция
— снижается излишнее напряжение;
4. компенсаторная функция
— дает человеку то, что ему не хватает;
5. коммуникативная функция
— является великолепным средством для общения;
6. функция самореализации
— служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
7. социокультурная функция
— в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;
8. терапевтическая функция
— может служить средством лечения психических расстройств человека.
Организация качественной , полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал ) При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важными.
Роль игры в воспитании в детском саду
Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.
Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании
. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.
Роль игры в воспитании
состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.
Несмотря на большую роль игры в воспитании
ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.
Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.
При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Сюжетно-ролевая игра
– одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является — сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
1. Бытовые (игры в семью, детский сад)
2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)
3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.
В театрализованных играх
(играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) . Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности
Вывод
Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей .Игры повторяются ежедневно, на «их плечах» в благоприятных условия растет и крепнет детский коллектив, с присущим ему разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов.
Процесс игры у дошкольников требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа.
Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем большие возможности в воспитании детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 1979.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
3. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г
4. Гуружапов ВА. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
5. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
6. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.
7. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.
8. Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984.
9. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.
10. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.
11. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.
12. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М, 1990.
13. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983.
14. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. — 114 с.
15. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.
16. Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2000.
17. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985. – 163 с.
18. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.
Методы игровой деятельности
В настоящее время в научной литературе по теории игровой деятельности практически не описаны методы игровой деятельности.
Рассмотрим методы, разработанные А. М. Новиковым и Д. A. Новиков в «Методологии» (2007) предложил классификацию методов. Авторы выделяют теоретические и эмпирические методы из совокупности методов игровой деятельности. И внутри этих групп: Метод-операции и метод-действия.
Теоретические метод-операции рассматриваются как мыслительные операции: Анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и т.д. С одной стороны, они формируются в детском возрасте, в том числе в процессе игровой деятельности, с другой стороны, игровая деятельность осуществляется с их помощью. Помимо операций логического мышления к операциям теоретического метода игровой деятельности можно также отнести (возможно, условно) воображение как мыслительный процесс создания новых представлений и образов с его специфическими формами фантазии (создание неправдоподобных, парадоксальных образов и представлений) и мечты (как создание образов желаемого).
Теоретико-методологическое действие, такое как анализ эпистемологических систем, теорий в функции метода и т.д., практически не реализуется в игровой деятельности, за исключением, возможно, таких сложных игр, как шахматы.
Эмпирические методы включают, прежде всего, наблюдение и эксперимент. Эксперимент в данном случае рассматривается авторами не в научном смысле, как строгая процедура научного исследования, а как синоним опыта, как попытка что-то реализовать, внести какие-то изменения во внешнюю среду. Наблюдение и эксперимент в этом смысле являются двумя сторонами одной медали. Наблюдение — это как поиск ответа на вопрос «что происходит?». Экспериментирование — это «что будет, если сделать то-то и то-то?». Ребенок ломает игрушечные конструкции и игрушки — это, по мнению авторов, является естественным проявлением исследовательского рефлекса, направленного на познание свойств предметов. Детские шалости старших детей — взорвать что-то, поджечь, дать пощечину и т.д. — также эксперименты, свойственные этому возрасту. Наконец, соревновательные игры: кто сильнее? кто быстрее? кто умнее? — это тоже эксперименты в виде тестов. Даже когда человек играет один, например, раскладывает пасьянс, это тоже испытание для самого себя — «получится у меня или не получится?».
Упражнения также рассматриваются как метод игровой деятельности. Как известно, тренировка основана на многократном повторении определенных движений и действий для формирования и совершенствования навыков и умений. Ребенок готов многократно повторять приятное игровое занятие, совершенствовать свои навыки и закреплять достигнутый успех. Когда действие становится привычкой, ежедневной рутиной, ребенок теряет к нему интерес — действие освоено и закреплено.
Конструирование в игровой деятельности — это создание разнообразных конструкций. Сначала — это «куличики» из песка, «строительство» домов, пирамид из кирпичиков, затем игры со всевозможными строительными блоками, а позже — создание моделей самолетов, кораблей и т.д.
Метод примера используется практически во всех коллективных играх, связанных с выполнением определенных действий. Так, в качестве примера могут служить: пример действий, демонстрируемых лидером; поведение взрослых и сверстников; образы героев из книг и фильмов, людей разных профессий и т.д.
Имитация (подражание кому-то или чему-то, попытка воспроизвести что-то в точности). С младенчества ребенок подражает взрослым во всем — мимике, походке, произношении слов и т.д. Позже подражание перерастает в роль в детских ролевых играх. Имитация часто используется как метод в театральных играх, спектаклях, драме, пантомиме и т.д.