Сущность и методики трудового воспитания
Определение 1
Трудовое воспитание дошкольников – это процесс целенаправленного формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к трудовой деятельности в качестве одной из основных жизненных потребностей, а также привычки трудиться через включение детей в активную трудовую деятельность.
Существует ряд педагогических методик по приобщению к труду дошкольников:
- развитие трудовой активности у детей в старшем дошкольном возрасте Л.И. Сайгушева;
- вхождение ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет;
- развитие индивидуальности старших дошкольников в труде Ю.А. Мичурина.
АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ
Методические рекомендации
Формирование навыков самообслуживающего труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование. Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы.
НА ЗАМЕТКУ. Дидактические игры для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru
Вхождение ребенка в реальные трудовые связи
При анализе названных выше технологий трудового воспитания дошкольников, особое внимание следует уделить технологии трудовых связей М.В. Крухлет.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Особенность данной педагогической технологии связана с процессом конструирования педагогического процесса, который направлен на целостное развитие ребенка в качестве субъекта деятельности, создание необходимых условий для проявления его потенциальных способностей и возможностей, осознание им важности труда по мере вхождения в современный мир, а также создание трудовых связей с близкими ему взрослыми.
Конструирование методики на основании взаимосвязи средств трудового воспитания, определяет шаги по приобщению детей к особенностям современного мира в процессе разнообразной трудовой деятельности самих детей.
- Первым шагом приобщения ребенка к труду выступает формирование знаний о труде взрослых: в младшей группе – через наблюдение за деятельностью взрослых; в средней – через ознакомление с трудом сотрудников ДОУ; в старшей – через знакомство с профессиями родителей, их интересами и увлечениями дома.
- Второй шаг связан с овладением трудовыми умениями и способами самоконтроля и самооценки. В младшей группе – через процессы самообслуживания; в средней – через освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда; в старшей – можно обучать детей делать уборку пылесосом и влажной тряпкой, готовить бутерброды и пр.
- Третий шаг предполагает вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими взрослыми. Для этого в группах ДОУ должна быть создана специальная обстановка, которая учитывает возрастные и индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников.
«Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»
Елена Дунаева
«Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста — одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогиче-ском процессе детского сада, разработано его содержание.
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека духовно богатым, развивает его физически.
Научная обоснованность.
Значение труда исследовали многие педагоги и психологи, начиная со средневековья и по настоящее время. Алишер Навои – поэт и мыслитель, говорил фразу,актуальную по сей день: «Труд украшает человека, благодаря труду, человек совершенствуется».
Значение труда, как фактора развития личности ребенка, нашло отражение и в истории отечественной педагогики организации труда.
Великий педагог В. А.Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
До введения ФГОС ДО закономерностью была тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера стояли в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня. Это привело к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях.
Если мы обратимся к ФГТ, то «Труд»
являлся относительно новой образовательной областью и вызвал у педагогов немало вопросов.
Конечно же, трудовая деятельность является важной составляющей дошкольного образования, но во ФГОС ДО она не выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего»
труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее, в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание)
стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин
«труд»
по отношению к
дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания.
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными для дошкольного воспитания в целом. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Цель трудового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО – формирование положительного отношения ребенка к трудуи реализуется она через решение следующих задач:
• Обучение детей трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;
• Воспитание у детей интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности;
• Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;
• Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно — направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).
Считаю, для того, чтобы ребенок захотел трудиться,должны быть созданы необходимые условия:
— создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;
— подбор материалов и оборудования для труда;
— создание мотивации трудовой деятельности;
— систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
— создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление
к полезным делам;
— учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
— поощрения в процессе и по результатам труда.
По своему содержанию труд детей дошкольного возрастаделится на четыре вида:
• самообслуживание,
• хозяйственно-бытовой труд,
• труд в природе,
• ручной и художественный труд.
Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание — раздевание, прием пищи, культурно — гигиенические процедуры)
.
Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др.
Ручной и художественный труд — по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.
Актуальность опыта в решении задач трудового воспитания дошкольниковмы видим в следующем:
1. Снижение у детей интереса к труду.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
Нередко воспитатели в старших группах, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.
При этом педагогу необходимо воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости, помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.
3. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста наблюдается при отсутствии планомерности и систематичности в организации труда детей или участии детей в труде от случая к случаю.
4. В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью,которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.
Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в совместную трудовую деятельность в детском саду (посадка цветов, участие в акции «Чистый участок»
) их заинтересованное участие в
воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе воспитания я определила цель своей работы — воспитание устойчивого и положительного отношения к труду с использованием современных технологий.
Чтобы добиться положительных результатов в трудовом воспитании детейбыли поставлены следующие задачи:
– Провести анализ методической литературы по данной теме;
– Создать развивающую среду в группе для поддержания интереса к трудовой деятельности;
– Апробировать современные технологии в трудовом воспитании детей;
— Привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.
Новизна (инновационность)
представляемого педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в изучении и применении современных технологий:
— использование информационных технологий в ознакомлении детей с трудом;
— использование сказкотерапии;
— разработка и использование операционных схем для трудовой деятельности;
— внесение героя – персонажа (старика-Трудовика)
.
Технология опыта.
Работу в этом направлении я начала с младшего возраста.
У младших дошкольников всё это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе ведущая роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает её реализовывать.
Для реализации этого этапа выделила ряд основных задач:
1. Приобщать детей к трудовой деятельности.
2. Поддерживать желание детей помогать взрослым.
Начиная с трёхлетнего возраста, уделяла особое внимание развитию у детей навыков самообслуживания. Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности).
В труде детей младшего дошкольного возраста ярко обнаруживается связь с игрой. Включала в образовательную деятельность игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку»
,
«Накроем на стол»
,
«Причешем куклу»
иллюстрации с алгоритмом одевания и т. п. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности
(повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т. п.)
. Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание — своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает
детей к самостоятельным действиям («Я сам»
).
Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, проявлять интерес и инициативность.
Во 2 младшей группе продолжила формирование у детей желания к посильному труду. В особый вид труда здесь можно выделить труд в природе. С помощью взрослых дети поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют семена цветов на рассаду. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает, может пользоваться схемами посадки растений, способа ухода за ними. Трудв природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы)
.
Труд в природе имеет свои особенности. Одно из условий – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы с детьми – игра-занятие. Работая вместе с детьми, я ставила задачу, намечала, какой они получат результат, по мере надобности показывала нужные приёмы (полив, рыхление земли, обтирание листьев, опрыскивание растений, давала информацию, всё это я делаю по ходу выполнения работы. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использовала в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им растение и др.)
. Это сближает детский
труд с производительным трудом взрослых.
Начиная, со среднего возраста знакомила детей с трудом взрослых, формировала у них представление об общественной значимости труда. Были определены ряд задач,которые мне необходимо решить:
1. Разработать перспективный план работы по ознакомлению детей с трудом взрослых;
2. Продолжать знакомить детей с профессиями.
2. Расширять представления детей о труде взрослых.
3. Воспитывать уважение к людям труда, воспитывать потребность трудиться.
4. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Мы готовим ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким бы нам оно ни казалось — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим,чтобы ребенок:
— понимал, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
— уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
— познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
— был готов трудиться сам;
— учился бы труду, овладевая необходимыми навыками.
В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции (стирка белья для кукол, приготовление пищи, мытьё кукольной посуды, ремонт книг для детской библиотеки). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Но не только этим, исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых.
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, обратила внимание на то, что дети стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли врача, продавца, учителя, спасателя и других знакомых им профессий. Принимая на себя роли взрослого,они проникаются эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожатся за больного, оказывают внимание пассажирам. Они испытывают эмоциональный подъем, волнение, радость, их чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
При ознакомлении с трудом взрослых очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Здесь возможны разные средства. Например, иллюстративный и картинный материал, альбом «Все работы хороши»
, помог в ознакомлении с профессиями; дидактические игры типа
«Подбери пару»
,
«Играем в профессии»
,
«Кому что нужно для работы»
закрепили знания
детей об инструментах необходимых в трудовой деятельности; выставка фотографий родителей на тему «Кем быть?»
— сформировала положительное отношение к
труду родителей; рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (магазин, парикмахерская, аптека)
где у некоторых
воспитанников работают родители — всё это углубляло, расширяло и закрепляло знания детей. Для заинтересованности детей разработала презентационный материал (использовала ИК технологию)
по ознакомлению
детей с трудом взрослых.
У детей сформировалось положительное отношение к труду, они стали понимать смысл труда, видеть его результаты.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Хозяйственно-бытовой труд, который я планировала в среднем возрасте, разнообразен по своему содержанию. Это труд, как в группе, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой (уборка игрушек, умывальной (мытьё стаканчиков, развешивание полотенец)
и спальной
(уборка дорожек здоровья)
комнатах. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный
труд. Кроме того, здесь также важно было научить детей использовать по назначению предметы-помощники (тряпочки, ведра, веники, совки, лейки и т. д.)
.
Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я видела результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметали пол веником, зимой – очищали от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – перекопка песка, сбор мусора). При постановке задачи перед детьми добивалась понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно было заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. В группе был создан экран трудовой деятельности, где вместе с детьми ежедневно отмечали кто, где и когда дежурил, в конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы и оценивали результат. Иногда я сталкивалась с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами.
В организации трудовой деятельности мне помогли схемы алгоритма действий и персонаж старичок – трудовичок. Схема учит детей самостоятельности в трудовых действиях, умению логически мыслить. Персонаж помогает в осуществлении выбора трудового поручения (достаёт карточку с видом труда, подведении результатов труда (фишка самому трудолюбивому)
.
Самым благоприятным и действенным материалом в трудовом воспитании детей являются сказки, их персонажи. Для этого были созданы картотеки сказок и произведений писателей по данной теме. Так, в сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны,дети понимают смысл сказки:
труд награждается, а лень наказывается. Поэтический образ труженика, вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию. Образ заботливого, внимательного доктора Айболита труженика показал детям К. И. Чуковский. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами. Необходимо учитывать некоторые требования к подбору произведений о труде людей: в них нельзя ограничиваться только рассказом о трудовых действиях, необходимо раскрывать, опираясь на конкретные факты, их отношение к труду, коллективный характер труда, дружную, слаженную работу, взаимопомощь и лучшие черты личностных качеств тружеников. Именно такие произведения окажут наиболее сильное влияние на нравственную сферу воспитанников, вызовут желание быть похожим на них, проявлять в собственном труде подобные качества.
Работая с детьми старшего возраста начала развивать у них желание заниматься ручным трудом.
Ручной труд — по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного и бросового материала, бумаги, картона, ткани, крупы. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.
При организации деятельности по обучению детей ручному трудусоблюдаются следующие условия:
1) возрастные и индивидуальные особенности детей;
2) гендерное воспитание;
3) практическое применение поделки;
4) демонстрация поделок, выставка детских работ.
В работе с детьми я использоваланаиболее эффективные методы и приемы: создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, иглой, рассматривание схем с алгоритмом последовательности работы, показ с объяснением, динамическая пауза, практическая деятельность детей, ИКТ.
Для того чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок,я в своей группе создала определенные условия: оборудовала «Уголок ручного труда»
, где каждый вид материала
(бросовый, природный)
хранится в отдельной коробке, изготовила альбомы, схемы выполнения творческих работ, подобрала необходимый инструмент для самостоятельного творчества.
В подготовительной к школе группе особое внимание уделила шитью, т. к. практика показывает, что дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с такими материалами как ножницы, игла, пуговицы. В процессе вышивания формируются точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление.
Основная цель в работе с семьей дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребенка. Первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создании достаточных условий для приобщения детей к труду. Цели воспитания детейв детском саду и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного труда, с уважением относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями,это:
— участие в акции «Чистый участок»
;
— изготовление инвентаря для организации трудовой деятельности (носилки, лопаты, ведра)
;
— пошив фартуков для трудовой деятельности;
— изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская»
,
«Больница»
,
«Магазин»
);
— организация совместных творческих выставок и конкурсов детей и родителей «Чудеса осени»
,
«Парад ёлочек»
,
«Кормушка для птиц»
,
«Мамины руки не знают скуки»
;
— изготовление снежных построек на участке детского сада;
— оформление фотостенда «Кем быть»
;
— оформление папок – передвижек и памяток «Учите детей трудиться»
,
«Трудовое воспитание в семье»
;
— организация мастерской Деда Мороза.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка ребёнка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В процессе труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Считаю, что мои дети научились трудиться, с уважением относится к любому виду трудовой деятельности, познакомились с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобрели трудовые навыки, которые будут развиты в школе и помогут им в дальнейшей жизни.
Использование современных форм работы в трудовом воспитании дошкольников совершенствует и дополняет традиционные. Они отвечают требованиям современности, модернизации дошкольного образования.
Выдержка из текста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В конце 80-х годов образовательные учреждения стали освобождаться от жесткого идеологического и административного контроля. В то же время кризисные явления отразились на состоянии системы образования, в частности, это выразилось в девальвации задач и практики воспитания. Общество на рубеже тысячелетий столкнулось с рядом социальных проблем развития подрастающего поколения: недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности; несформированность готовности к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели; приверженность определенной части молодежи к «легкой жизни», иждивенчеству; подверженность влиянию пропаганды культа силы и насилия, ведущейся средствами массовой информации.
Также остается дискуссионным возможность и целесообразность трудового воспитания в дошкольных учреждениях. В.А. Петровский возражает против самого термина «трудовое воспитание», предлагая заменить его терминами «деловое воспитание» или «воспитание в деле». Однако для нашего исследования существенна позиция связывающая трудовое воспитание с развитием личности, с опорой на чувства ребенка, которая выражена в исследованиях Р.С. Буре, М.В. Крулехт, ТЛ. Куликовой, В.И. Логиновой, А.Д. Шатовой и др.
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.
Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт — критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача трудового воспитания в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.).
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.
Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.
В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема организации трудового воспитания дошкольников еще недостаточно разработана.
Анализ опыта трудового воспитания выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, со-действия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей вДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
Цель исследования: определить особенности организации трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ с опорой на современные технологии.
Объект исследования: трудовое воспитание в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в теории и на практике.
2. Определить содержание, методы и формы трудового воспитания в ДОУ.
3. Апробировать современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивающие эффективность трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать инструментарий для осуществления педагогической диагностики динамики формирования трудолюбия у детей 6-7 лет в различных видах деятельности: игра, труд, учение.
Гипотеза исследования: трудовое воспитание у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно, если:
- постоянно совершенствуется воспитательно-образовательная деятельность (игра, труд, занятие) на основе обогащения ее целей, расширения сферы приложения трудовых умений и навыков дошкольников, усложнения ее содержания и форм, использования этнических традиций формирования трудолюбия;
- содержание и формы различных видов труда учитывают возрастные особенности дошкольников, соответствуют личным интересам детей шести-семи лет и их потребности в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы;
- разработаны педагогические условия, направленные на овладение дошкольниками трудовыми умениями и навыками, нравственно ценной мотивацией трудовой деятельности;
- обеспечено усвоение детьми приемов, средств, методов трудовой деятельности в различных видах труда, в процессе игр и занятий.
Методологической основой исследования являются теории развития ребенка в условиях совместной деятельности с другими детьми (Р.С. Буре, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Д.В. Менджерицкая, B.C. Мухина, В.Г. Нечаева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Новоселова), концепции зарубежныхсистем дошкольного воспитания и образования (Е.Ю. Протасова, Л.А. Парамонова, Т.В. Фуряева), синергетический подход к образовательному процессу (М.М. Бахтин, И. Пригожий, Н.Л. Селиванова, И. Стенгерс, Г. Хакен, М. Хаидегер, Ю.В.Шаронин и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана серия занятий по ручному труду и уроков трудового обучения в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось на базе МОУ ДОУ № 17 и № 34 г. Альметьевск РТ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Список использованной литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2005.
2. Борисова З.Н. Дежурства в детском саду, как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1987.
3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
4. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М.: Просвещение, 1983.
5. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 4.
6. Витковский А. Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. – 2010. — № 2
7. Власова И.Д. Воспитание дошкольника в труде. — М.: Семья, 2012. — 223 с.
8. Воспитание в игре интереса к труду взрослых у детей старшего дошкольного возраста. — Пермь, 1993.
9. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. — М.: ИНФРА-М, 2011.
10. Воспитание дошкольников в труде /Под ред. Нечаевой В.Г. — М.: Просвещение, 1983.
11. Гогоберидзе А. Г., Полякова М. П. Перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ / А. Г. Гогоберидзе, М. Н. Полякова и др. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
12. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Под ред. А.М.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1987.
13. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1998.
14. Григорович Г. Совместная трудовая деятельность старших дошкольников. — М.: Дошкольное воспитание, 2008.
15. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова. — СПб.: Детство-пресс, 2011.
16. Дошкольная педагогика: Учеб пособие для студентов пед. институтов: В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1988.
17. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М., 2005.
18. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
19. Закон РФ «Об образовании» // httр://минобрнауки.рф/докумен-ты/884.
20. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988.
21. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. Л. Михайловой. — СПб.: Детство-пресс, 2004.
22. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования: Коллективная монография: В 2 ч. (при поддержке РГНФ) / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
23. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., пер. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М.: ТЦ «Сфера», 2011.
24. Ковальчук Л.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников.- Минск: Народная Асвета, 1997.
25. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. — Балашов: «Николаев», 2000.
26. Котлярова С.М. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых. — М.: Педагогика, 2005.
27. Котлярова С.М. Представление о труде взрослых у детей б-7 лет. — М.: Педагогика, 2009. — 127 с.
28. Крохина С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе// Дошкольное воспитание. – 2010. — № 3
29. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника. — М.: Просвещение, 1988.
30. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003.
31. Лебедева Н. Труд в детском саду и его влияние на поведение детей. — М.: Педагогика, 2014. — 190 с.
32. Логинова В.И. Крылова Н.М. Трудовое воспитание в детском саду. – СПб.: Речь, 2000. — 129 с.
33. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // https://nasha-novaya-shkola.ru/.
34. Неверович Л.З. Анализ условий формирования положительного отношения к труду взрослых у детей старшего дошкольного возраста.- М.: Педагогика, 2000.
35. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский , 2002.
36. Обломская С.М. Некоторые педагогические условия и средства формирования самоорганизации у детей 6 года жизни. — СПб.: Речь, 2000. — 213 с.
37. Образование и воспитание детей младшего возраста. Международный опыт. — М.: ИД «Этносфера», 2000.
38. Особенности знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Т.А.Маркова. — М.: Просвещение, 1978.
39. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2010.
40. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. — М.: ИЦ «Академия», 2001.
41. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: Методические рекомендации. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
42. Порембская Л.А. Бытовой труд, как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 2013. — 178 с.
43. Пугач В. Н. Качество образования: приглашение к размышлению [Электронный ресурс]
: Монография / В. Н. Пугач, К. А. Кирсанов, Н. К. Алимова. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.
44. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детсада / Науч. рук. Е. В. Соловьева. — М.: Просвещение, 2010.
45. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.
46. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 10.
47.
48. Столяренко, А. М. Общая педагогика [Электронный ресурс]
: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
49. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // https://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html .
50. Толмачева В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности. — Шадринск, 2012. — 213 с.
51. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. — Минск: Нар. аствета, 1982.
52. Труд и наблюдения в природе.- М.: Просвещение,1987.
53. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Педагогика, 2012. — 213 с.
54. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста:
- М., 1978. — 24с.
55. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. И. Турченко. — 3-е изд., стер. — М.: Флинта, 2013. — 256 с.
56. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. — М.: Просвещение, 2011.
57. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский — М.: Прогресс, 1985.
58. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы // https://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html .
59. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования //https:// www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html .
60. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // https://www.rg.ru/2011 /11 /21/programma-doshk-dok.html .
61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // https://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=959.
62. Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика детства: Учебн. пособие. — Красноярск: РИО ГОУ ВПО КПГУ им. В. П. Астафьева, 2004.
63. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. — М., 1990. — № 6.
64. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. — М.: Педагогика, 1990.
65. Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск, 1993.
Похожие работы
педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего (младшего возраста) 2
педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего (младшего возраста)
Воспитание самостоятельности у детей старшего школьного возраста
Влияние особенностей семейного воспитания на агрессивность детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе музыкального воспитания.
Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте
Воспитание социальной активности детей в дополнительном образовании
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД: Задачи и содержание работы по группам
1-я младшая группа
1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
2-я младшая группа
1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал
2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада
3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).
Средняя группа
1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.
2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Старшая группа
1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки
2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице
3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды
4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы
Подготовительная группа
1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
3. Учить самостоятельно убирать постель после сна
4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол
5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
Методические рекомендации
Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке. Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.
НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru