Художественно-речевая деятельность детей в детском саду


Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

 Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок

В. Сухомлинский

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Большую роль в осуществлении этой задачи играет искусство. Жизнь ребёнка протекает в мире искусства во всём его разнообразии и богатстве. Здесь идёт духовная работа личности, и главная задача в том, чтобы растить и осмысливать национальное сознание. Для этого, отмечает Г. П. Федотов, «мы должны знать историю России, любить её героев, ценить памятники, знать литературу, жизнь её народов, их труд, их искусство, их верование и быт» Мысли высказанные философом заставляют задуматься над путями формирования у ребёнка национального самосознания.

Одним из важных источников развития духовных начал ребёнка, является формирование творческих способностей. Этому способствует игра – драматизация, инсценирование литературных текстов, через использование разных видов театра (настольный, пальчиковый, марионетки, петрушки и. т. п.), а затем придумывание своих литературных произведений и их воплощение в театрализованных играх.

Творчество- это самостоятельная деятельность, которая приводит к развитию художественных способностей, формированию запросов, интересов. Что бы обучить творчеству, необходимо обогащать мышление человека уже известными материалами.

Формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе комбинирующего действия воображения, которая позволяет ребёнку использовать знакомые образы, слова, выражения. По комбинации – это нечто новое, творческое, принадлежащее ребёнку.

Самостоятельная художественная деятельность предполагает:

− возникновения художественного замысла как проявления интересов ребёнка, продиктованных ещё ранними мотивами, обусловленных опытом;

− реализации замысла, качество которого зависит от овладения способом переноса имеющегося опыта;

− самоконтроль действий.

Рассматривая словесное творчество ребёнка как начальную ступень его литературного развития, считаем, что только хорошо развитое умение, усвоенные навыки словесного творчества могут в будущем стать основой элементарного словесного творчества. Именно поэтому необходимо обучать родному языку детей дошкольного возраста и создавать условия для развития самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Художественное творчество – процесс познания и образного отражения действительности, проявляющийся в отборе, в обогащении тех или иных жизненных явлений в индивидуально неповторимой форме их воплощения (Н. А. Ветлугина)

Основными условиями формирования художественной деятельности является:

− художественная подготовка воспитателя;

− организация предметной среды с целью создания обстановки для воплощения детьми их творческих замыслов (уголок ряженья, маски, разные виды театра, уголок книги, подобранные иллюстрации, картины, и т. д.).

− обучение, предполагающее расширение знаний об окружающем мире, формирование умений, навыков;

− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Остановимся на некоторых выделенных условий.

Обучение – как педагогическое условие формирования художественной деятельности – направленное на усвоением ребёнка опыта, на формирование способов, действия, на развитие его художественных способностей.

При ознакомлении с материалом детей раннего дошкольного возраста доминируют объяснительно-иллюстративные методы у педагога и соответствующие им исполнительский, репродуктивный у ребёнка. Позже воспитатель прибегает к использованию объяснительно- побуждающего метода, а ребёнок – к самостоятельно- поисковому способу действия. (Н. А. Ветлугина).

Так как ни один, отдельно взятый метод не является универсальным; необходимо сочетать методы, опирающиеся на самостоятельные действия детей, и методы точных инструкций, показа эталонов действий.

Метод точных инструкций, показа эталонов действий применяется там, где детей надо обучать точному воспроизведению заданного примера. Например, необходимо точно воспроизвести слова текста, выразительно воспроизвести фразу, слово.

Метод формирование способов самостоятельных действий применяется там, где ребёнку нужно найти приём исполнения, внести новый вариант, контролировать слухом, зрением, качество своих действий. Действия самостоятельно и творчески, ребёнок может использовать то, что раннее ему было показано; следуя эталону, он ищет адекватные приёмы используя самоконтроль.

В процессе обучения необходимо обратить внимание на отбор литературного материала, который легко усваивается всеми детьми, а тематикой увлекает их. Применение на занятиях кукол позволяет ребенку с успехом использовать их в самостоятельной деятельности. Обучение способам самостоятельной деятельности обеспечивает такую деятельности в театрализованных играх и художественную деятельность в целом. Это в свою очередь пробуждает к самообучению и взаимопомощи.

Н. А. Ветлугина, Л. Фурмина рекомендуют при обучении создавать в группе особую обстановку праздника (костюмы, фрагменты оформления, инструменты), составлять сценарии праздников, а далее — вместе с детьми придумывать свои собственные программы развлечений, театрализованных представлений.

Особое внимание должно быть уделено подготовке детей к самостоятельной художественной деятельности через работу с художественной литературой с целью использования ее в драматизации и инсценировках. Это основной путь формирования творческо-речевой деятельности раскрывает в современной педагогической литературе. Однако практика показывает, что есть настоятельная необходимость обучения детей творческому рассказыванию с использованием элементов кукловождения для того, чтобы повысить уровень организации самостоятельной художественной деятельности.

Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников высокого уровня художественно-речевой деятельности необходимо формировать умение придумывать рассказы и сказки. В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи. В практике работы и методической литераторе чаще всего устные творческие сочинения не связаны с театрализованными играми детей. Формирование креативного воображения, мышления предлагает развитие у них определенного уровня импровизации, составление собственных сценариев для театрализованной постановки. Поэтому на занятиях по творческому рассказыванию всех детей обучали приемом кукловождения. Вождение персонажей осваивалось постепенно. Начинали работу с вождения объемных кукол настольного театра (пара кукол на каждый стол, высота игрушек от 10–20 см, чтобы ребенку удобно было держать ее). После четырех-пяти занятий вносились настольные плоскостные игрушки (по две на стол). Дети закрепляли умение работать с игрушкой: фигурка ходит, бегает, говорит, слегка наклоняется вперед или в сторону. В процессе работы уделяли внимание тому, чтоб произнося слова за фигуркой, ребенок двигал ее в зависимости от текста. Обучение детей начиналось с произнесение одной фразы за героя в сочетании с соответствующим движением, затем объем произносимого текста увеличивался за счет задания, предложенного воспитателем, а далее за счет текста придуманного самим ребенком. Детям предлагались песенки, рифмовки, отрывки текста из сказки. Данному виду театра уделяется три-четыре занятия. После этого водился пальчиковый театр. Методика работы, предложенная для плоскостного театра, повторялись. Обращалось внимание на технику вождения куклы, выразительность речи, на взаимосвязь слов и движение куклы. Последними предлагались фигурки театра петрушки. Таким образом, осваивая специфику творческих рассказов, ребенок овладевает основными приемами кукловождения и выполняет задание творческого характера, что в свою очередь обеспечивает формирование самостоятельной театрализованной деятельности.

Для развития голоса, и артикуляционного аппарата рекомендуется заучивать скороговорки. Использовать задания типа «пароход гудит» «позови в лесу подружек».

Необходимо научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия.

Необходимо развивать творческую самостоятельность. Большое значение придавать импровизации. Например, игра, «Какую сказку я покажу» Дети при помощи пантомимы показывают сказку, не произнося не слова. Интересно проходит игра «Колыбельная», где девочки показывает, как мама укладывает малыша спать (качали их, гладили по головки, при этом по матерински нежно смотрели на них».

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний, приобщает его к духовным ценностям.

При помощи сказки ребёнок учится различать добро и зло не только, а сказке, но и в жизни. Любимые герои становятся образцом для подражания. А ведь главное научить ребёнка выживать в этом сложном мире. Научить дружбе взаимопониманию, мудрости, и умению выходить из сложившейся ситуации достойно, т. е. находить компромисс и умения договариваться друг с другом.

Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, уча текст, развивается память, мышление. А, значит, все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Знание показателей художественной деятельности дает возможности практическим работникам грамотно реализовывать цели, анализировать художественную деятельность дошкольников в играх и в самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития и проявления творческих способностей детей.

− 1 этап – дети обучаются восприятию и анализу литературных произведений, их содержание и выразительных средств.

− 2 этап — дети учатся воспроизводить готовое литературное произведение. С этой целью используются разные виды театра. Творческая самостоятельность проявляется через поиск способов передачи выразительных средств для образов, через освоение техники кукловождения.

− 3 этап — характеризуется созданием собственных сценок для театра, программ инсценировок и подготовки номеров. Это уже этап самостоятельной творческо-речевой деятельности.

Таким образом, косвенный характер руководства зависит:

a) от располагающей атмосферы (доброжелательного отношения взрослого, предметной среды);

b) от наличия общих элементов в самостоятельной художественной речевой деятельности и в организации занятий, праздников, развлечений;

c) от развития у детей специальных художественных способностей через специально организованное обучение (Л. В. Ворошина), что поможет воспитателю грамотно и эффективно управлять данным видом деятельности;

d) от развития педагогических способностей воспитателей, их художественных знаний, умений, навыков, эстетического вкуса и интереса к художественно-речевой деятельности.

Литература:

  1. Генов Г. В. Театр для малышей. М.: Просвещение. 1968.
  2. Ермолаева — Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. № 5.
  3. Караманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду. М.: Учпедгиз, 1960.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание фруктов»

Образовательная область

Речевое развитие
Тема занятия «Описание фруктов».
Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели:

учить сравнивать и описывать фрукты.

Программные задачи

:

Образовательные: продолжить знакомство с фруктами путем отгадывания загадок; учить описывать фрукты по цвету, форме, размеру; учить использовать прилагательные в речи, образовывая их от существительных.

Развивающие: развивать умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, логическое мышление, внимание.

Воспитательные: Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами; воспитывать умение слушать друг друга;

Словарная работа:

фрукты, фруктовый, апельсиновый, лимонный, вишневый, сливовый, персиковый,

Предварительная работа:

рассматривание картинок фруктов, игра «Что где растет», беседа на тему «Фрукты», «Заготовки из фруктов».

Материалы и оборудование:

Ежик и Лисенок, конверт, картинки с изображением фруктов, мяч, листы бумаги с изображением овалов и кругов; две картинки с фруктами для нахождения различий, муляжи фруктов, свежие фрукты.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день! Веселый час!

Очень рада видеть вас.

Вы друг другу повернитесь, улыбнитесь.

И тихонечко садитесь.

Воспитатель: Ребята, а кто к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисенок, держат конверт)

Дети: Ежик и лисенок

Воспитатель: Да, это наши друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик – что-то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем. (Берет конверт, открывает его)

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки.

Дети: стоят полукругом и смотрят на доску.

2. Отгадывание загадок. Описание фруктов по цвету и форме.

1.Круглое, румяное

Оно растет на ветке

Любят его взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(повесить на доску картинку яблока, и дети должны рассказать о нем).

Воспитатель: Что это? Какого цвета яблоко? Какой формы? Какого размера яблоко?

Дети: Яблоко красное, круглой формы. Яблоко большое.

2.С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

(На доске — картинка апельсина).

Воспитатель: Что это? Какого цвета апельсин? Какой формы? Какого размера? Как вы думаете, апельсин сладкий или кислый?

Дети: Апельсин оранжевого цвета, круглой формы…

3.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень-очень (лимон)

(на доске – картинка лимона).

Воспитатель: Что это? Какого цвета лимон? Какой он формы? Какого размера лимон?

Дети: отвечают на вопросы

4.Синий мундир, белая подкладка,

В середине сладко. (Слива.)

(на доске – картинка сливы).

Воспитатель: Что это? Какого цвета слива? Какой формы? Какого размера слива?

Дети: отвечают на вопросы

5.Целый табун лошадей на одной привязи. (Виноград.)

Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает виноград? Какой формы? Какого размера виноград?

Дети: отвечают на вопросы

Воспитатель: Сижу на дереве, кругла как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)

Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает вишня? Какой формы? Какого размера вишня?

Дети: Вишня красного цвета, круглой формы. Вишня маленького размера.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, лимон? Что это? Дети: фрукты.

Воспитатель: Ребята, где растут фрукты?

Дети: на деревьях

Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Дети: фруктовые

Воспитатель: Где растут фруктовые деревья?

Дети: в саду.

Воспитатель: Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев?

Дети: фруктовый сад

Воспитатель: Молодцы! Ежик и Лисенок тоже вами довольны.

Физкуль

Воспитатель: Давайте немного отдохнём. Выходите из-за столов, проходите ко мне. Вставайте в круг. А Ежика и Лисенка мы посадим в центре круга.

Дети: Выходят на ковёр к воспитателю, встают в круг.

«Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали, Изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст.

Яблоню белили мы известью, белилами. Движение правой рукой вверх-вниз.

Починили мы забор. Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг

— Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь? На каждое название загибают один палец.

Дам в награду слив лиловых, груш медовых,

Самых крупных спелых яблок, Протягивают руки вперёд.

Вишен целый килограмм,

Вот что вам в награду дам.

Вишен целый килограмм, Вот что вам в награду дам.

3. Игра «Какая(-ое, -ой)? Какие?».

Воспитатель: А сейчас мы с вами присядем на палас Ежик и Лисенок будут вам катать мяч и называть цвет и предмет в единственном числе,

например желтая груша, а вы должны сказать как будет во множественном числе – желтые груши..

Воспитатель от имени Ежика и Лисенка: оранжевый апельсин

Ребенок: оранжевые апельсины

4. Раскрашивание.

Воспитатель: раздает каждому ребенку лист бумаги, на котором изображены овалы и круги.

Дети: по инструкции воспитателя раскрашивают фигуры, затем определяют, на что стала похожа раскрашенная фигура.

Инструкция: раскрасьте фигуру в первом правом нижнем углу зеленым цветом (яблоко)

; в левом верхнем углу – желтым
(лимон)
, в середине – оранжевым
(апельсин).
5. Игра «Угощения».

Воспитатель: Ребята, но Ё. и Л. не знают, зачем люди выращивают столько много фруктов. Ведь если их не есть все сразу, они что сделают?

Дети: испортятся, станут не вкусными

Воспитатель: Давайте расскажем нашим друзьям, как можно хранить фрукты.

Дети: варить, сушить, замораживать

Воспитатель: А что можно готовить из фруктов?

Дети: варенье, компот, сок, повидло

Воспитатель: Я – ведущая, даю вам фрукт и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?»

Ребенок: апельсиновый

Воспитатель: «Сок из персика какой?»

Ребенок: персиковый

Воспитатель: «Сок из яблока какой?»

Ребенок: яблочный

Воспитатель: «Сок из груши какой?», «Сок из банана какой?», «Сок из лимона какой?» (надо поиграть с каждым ребенком) ).

6. Сравнение изображений.

Воспитатель: демонстрирует на доске картинку

Дети сравнивают две картинки, находят и называют отличия.

7. Игра «Забывчивый покупатель».

Выбирается «продавец» и «покупатель». На столе разложены муляжи или картинки с изображением фруктов. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать предмет: цвет, форму, вкус, какой он на ощупь, какой внутри. По описанию «продавец» отгадывает фрукт, который хочет купить «покупатель».

8. Рефлексия. Игра «Определи на вкус».

Воспитатель: Ежик и Лисенок принесли нам угощения. Сейчас мы с вами наденем на наши глазки повязки, подойдем к столу и на вкус должны определить, что это за фрукт? Ну, а Ежик и Лисенок посмотрят правильно вы выполните задание или нет. Дети: закрывают глаза и берут подготовленные фрукты в рот и отгадывают, что съели.

Воспитатель: Молодцы! Ежику и Лисенку пора возвращаться в лес, давайте мы с ними попрощаемся. До свидания ребята..

Дети: До свидания

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]