Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
автор: Филиппова Анна Александровна
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3» с. Ижма
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
МБДОУ «Детский сад № 3» с. Ижма
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
Учитель-логопед: Филиппова А.А
Актуальность:
обусловлена тем, что в настоящее время проблемы
,
связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речи
.
Связная речь — высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Эта актуальность возрастает с детьми с двуязычием ( в данном случае русский и коми языки).
Проблема:
Трудности формирования у детей с двуязычием связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составление рассказов по картине, и серии картинок, составление описательных рассказов. Низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей
Цель:
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
Гипотеза:
наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
-совершенствовать и развивать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины;
-составлять рассказ по картинкам с последующими развивающими событиями;
-развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Ожидаемые результаты работы по проекту.
Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.
Сохранение здоровья детей.
Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.
Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатель, родители, педагог-психолог, учитель-логопед, изо руководитель, музыкальный руководитель.
Вид проекта:
Информационно — практический, долгосрочный, коллективный.
Срок реализации:
Учебный год (сентябрь-май)
Содержание проекта.
1 этап.
Поисково-подготовительный. (сентябрь)
Цель: Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей и педагогов к помощи логопедам в реализации проекта.
Мероприятия:
1.Диагностика детей.
2.Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».
3.Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.
4.Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).
5.Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.
6.Создание развивающей среды в детском саду и дома.
2 этап.
Основной, формирующий. (сентябрь-апрель).
Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.
Мероприятия
:
1.Проведение занятий логопедом и педагогами согласно перспективным планам.
2.Реализация перспективного планирования по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.
3.Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).
4.Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно».
5.Выставки детских книг со сказками «Волшебная страна».
6.Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.
- Информационные листы для родителей:
- «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
- «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»
- «Учимся рассказывать»
- «Памятка для грамотных родителей»
- «Нас сказка учит говорить»
- «Общаясь, развиваем речь»
- 8. Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы».
- Конкурс рисунков «Мой папа»
- .Видеозапись рассказов детей по лексической теме:
- «Наши мамы».
- Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.
- Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений.
3 этап.
Заключительный, аналитический. (май)
Цель: Проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики речевого развития детей. Анализ проведённой работы в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.
Мероприятия
:
1.Диагностика и анализ результатов работы.
2.Отчёт о результативности проекта:
3.Подготовка и проведение выпускного бала.
СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
воспитателя, родителей, учителя-логопеда
подготовительной группы по проекту на 2018-2019 уч. год
Период | Тема недели | Содержание работы воспитателя | Содержание работы логопеда | Взаимодействие с педагогами Содержание работы | Взаимодействие с родителями Содержание работы |
1 неделя сентября | День знаний | Анкетирование (Приложение 1 ) | Диагностика развития речи (Приложение 2) | Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений. Муз. руководители | Информационные листы для родителей. (Приложение 3 ) Еженедельные рекомендации по лексической теме |
2-4 неделя сентября | Осень | Словесные игры: «Опиши осень» «С какого дерева лист» «Угадай овощи и фрукты по описанию» «Придумай красивые слова об осени» | 2 неделя – составление описательного рассказа об овощах и фруктах с опорой на схему. 3 неделя «Осень пришла» Арбекова Н.Е 4 неделя – Описание пейзажной картины И.С. Остроухова (1886-1887) «Золотая осень» Арбекова Н.Е | ||
1-2 неделя октября | Я в мире человек | Составление рассказа в свободной форме «Расскажи о себе, о своих интересах, о своей любимой игрушке, игре». | 1 неделя -Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы. Гомзяк О.С 2 неделя – Составление творческого рассказа «Кем хочу я быть» | ||
3-4 неделя октября | Мое село, моя страна, моя планета | Оформление альбома «Мое село». Составление рассказа о селе. | 3 неделя — Составление рассказа о своем селе, республике, стране 4 неделя – Составление рассказа «Дом в котором я живу» Из личного опыта | Составление рассказа «Любимые места в родном селе» | |
1 неделя ноября | День народного единства | Изготовление панно «Все люди – братья», «Все народы – едины». | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Гомзяк О.С | ||
2 неделя ноября | Основы безопасности жизнедеятельности | Рассматривание иллюстраций, изготовление альбома «Моя безопасность». | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала рассказа. Гомзяк О.С | ||
3 неделя ноября | День защиты прав детей | Беседа о правах детей. | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. Гомзяк О.С | ||
4 неделя ноября | День матери | Разучивание стихотворений о маме, составление рассказа о маме. | «Моя мама – лучше всех» | ||
1-4 неделя декабря | Зима. Новый год | Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы». | |||
1 неделя- Перессказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Гомзяк О.С 2 неделя – Составление рассказа «Кормушка « по серии сюжетных картин Гомзяк О.С занятие 12 (подг. гр) 3 неделя -составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. 4 неделя- Составление рассказов о праздновании Нового года и Рождества. Арбекова Н.Е | |||||
3 неделя января | Неделя вежливости | Заучивание пословиц и поговорок о вежливости. | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы Гомзяк О.С. | ||
4 неделя января | Неделя доброты | Чтение рассказов о доброте. | «Что такое зима?» Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам. | ||
1 неделя февраля | Международный день родного языка | Чтение коми стихотворений, рассказов, коми игры. | Соствление рассказов на коми языке | ||
2-3 неделя февраля | День защитников Отечества | «Мой папа» составление рассказов. Конкурс рисунков. | 2 неделя – Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака- санитар» Гомзяк О.С 3 неделя- Составление рассказа и из серии сюжетных картин «Граница родины – на замке» Гомзяк О.С | Составление рассказов с мамами о папах, дедушках | |
4 неделя февраля 1 неделя марта | Международный женский день | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий Видеозапись рассказов детей по лексической теме «Наши мамы». Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | Рисование «Мама любимая» Изо руководитель | ||
2-4 неделя марта | Народная культура и традиции | Инсценировка коми сказок С. Пылаевой | 2 неделя – «Масленичная неделя» Арбекова Н.Е 3 неделя – Пересказ К.Д Ушинского «Четыре желания» Гомзяк О.С 4 неделя- Составление описательного рассказа о деревьях с использованием схемы | ||
1-3 неделя апреля | Весна | Заучивание стихотворений о весне. Знакомство с приметами, составление рассказов. | 1 неделя- Составление рассказа «все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. 2 неделя – «Путешествие к далеким планетам» составление творческих рассказов с опорой на картинный план. Арбекова Н.Е 3 неделя- Лексико-грамматическое занятие по теме: «Весна» | ||
4 неделя апреля | Праздник весны и труда. Труд людей | Беседа о труде взрослых весной. | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. | ||
1-2 неделя мая | День победы | Чтение рассказов на военную тематику. | 1 неделя- «Такая страшная война» 2 неделя «О героях войны» | ||
3 неделя мая | День семьи. Я и моя семья | Изготовление альбома с рисунками детей о семье. | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин ( с элементами творчества) | ||
4 неделя мая | До свидания детский сад. | Заучивание стихотворений. | Составление рассказа «Как я проведу лето» | ||
В течении года | Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно». Проведение занятий по постановке и автоматизации звуков. Проведение игр и упражнений для развития связной речи. (Приложение 4 ) Проведение системы занятий педагогом психологом с помощью игры Сторителлинг (Приложение 5) |
- Этап — заключительный — май
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта — май
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
Проект по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) «Юные писатели»
Пояснительная записка Проект «Юные писатели» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта – в течение 2017-2018 учебного года. Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество. Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги. Тип проекта: Социально-педагогический, долгосрочный. Продолжительность: 1 год. Обоснование необходимости реализации проекта В соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обо-гащение активного словаря; развитие связной, грамматической и правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамотности». Таким образом, книга занимает не последнее место в развитии речи ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей. Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. И кто , если не родители, заложат основу для формирования читательской компетентности ребенка. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Актуальность. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Основная часть 1. Цель и задачи проекта Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество. Задачи: 1. Сформировать интерес воспитанников к художественной литературе 2. Приобщение родителей воспитанников к семейному чтению литерату-ры. 3. Расширять и активизировать словарный запас детей. 4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. 5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. 6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения. 7. Развивать творческие способности у детей. 2. Предполагаемый результат 1. Использование родителями семейного чтения, как средства всесто-роннего развития ребенка 2. Увеличение возможности и доступности участникам проекта взаимо- действовать с социальными партнерами в вопросе формирования читательской компетентности. (Детская библиотека №25). 3. Пробуждение у детей и родителей интереса к чтению художествен-ной литературы. 4. Положительная динамика речевого развития детей. 5. Формирование потребности в семейном чтении. 3. Виды, формы и направления деятельности, используемые в процессе реализации проекта Формы работы • Чтение художественной литературы в группе и семье. • Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. • Театрализация произведений или их отрывков. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. • Тематические выставки литературы, самостоятельное рассматривание книг детьми. (сотрудничество с библиотекой №25) • Экскурсии, викторины, конкурсы проведённые совместно с социальными партнерами. • Заучивание наизусть стихотворений, знакомство с писателями. • Продуктивная деятельность. Создание книг своими руками на за-данную тематику. • Консультирование родителей по вопросам семейного чтения. Основные принципы проекта 1. Принцип интеграции: использование чтения литературы, как средства познавательного и эстетического развития детей. 2. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. 3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в се-мье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли). Этапы реализации проекта I этап – Диа-гностический: анкетирование родителей, беседы с детьми, мониторинг познавательно-речевого развития детей, определение уровня интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Срок: сентябрь. II этап – Теоретический: составление плана работы по проекту, разработка планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми.Родительская школа (круглый стол по теме семейное чтение);подбор списка литературы, рекомендуемой к семейному прочтению; разработка положения о конкурсе «Лучшая презентация книги» Срок: октябрь-ноябрь. III этап – Практический: реализация планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми. Оформление проекта. Срок: декабрь-май. IV этап — Заключительный. Подведение итогов проекта., отзывы родителей, мониторинг познавательно-речевого развития детей. Срок: май. Заключение к проекту «Юные писатели» Данный проект может быть реализован в условиях большинства до-школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников, социальные партнеры. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему. Возможность распространения проекта на локальном уровне: внед-рение проекта «Юные писатели» в других группах ОО. На муниципальном и региональном уровнях: обмен опытом (размещение материалов на сайте ОО); распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет. Список использованной литературы. 1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактиче-ские материалы; Вентана-Граф — Москва, 2010. 2. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс — Москва, 2008. 3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез — Москва, 2008. 4. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ — Москва, 2012 5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности; Мозаика-Синтез — Москва, 2012 6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок; Мозаика-Синтез — Москва, 2005. 7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004. 8. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у до-школьников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Бела-русь. – 2002. 9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду, «Просвещение», 1977. Приложение 1 Перспективный план работы с детьми и родителями, в рамках реализации проекта «Юные писатели» Сентябрь.Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книгам. Приобщение родителей к семейному чтению. Экскурсия в детскую библиотеку №25. Оформление семейных абонементов, подготовка списка рекомендуемой к прочтению детской литературы. Знакомство с видами книг, беседы о значении книг для людей, рассказывание о своих любимых сказках. Октябрь. Красная книга глазами детей (в рамках года экологии). Формирование представлений о животных и растениях, нуждающихся в защите человека. Воспитание интереса к книгам о природе и животных. Формирование предпосылок к экологической грамотности. Выставка литературы для детей и родителей, экскурсия в краеведческий музей г Сургута. Выставка книг, изготовленных детьми и родителями «Красная книга глазами детей». Чтение и рассматривание книг о природе родного края и страны, составление рассказов, загадок о животных. Ноябрь. Книга «О маме». Знакомство с произведениями о семье, маме. Воспитание уважительного отношения к родным людям. Формирование умения создавать образ мамы в рисунках, рассказах. Создание книг самоделок детьми и педагогами к празднику «День матери». Чтение и инсценировка произведений о семье. Составление рассказов о маме. Декабрь — январь. Новогодние приключения. Знакомство с новогодними традициями через рассматривание и чтение художественной литературы. Развитие фантазии, воображения, подробное знакомство с профессиями писателя, художника-иллюстратора, редактора. Выставка литературы для детей и родителей «Что та-кое новый год», изготовление семейных поделок с использованием литературных источников. Презентация книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка». Заучивание и инсценировка стихотворений «Новогоднее происшествие» В.Берестова и др. Совместное написание сказки детьми и педагогом, оформление книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка». Февраль. Защитники Отечества. Закрепление знаний о том, кто такие защитники отечества, знакомство с героизмом русских солдат и простого народа во время войны, через чтение художественной литературы, развитие познавательно-речевой активности. Посещение тематического мероприятия в детской библиотеке №25. Чтение стихотворения произведений, заучивание стихотворений, составление своих рассказов об армии, солдатах. Март. «Чудеса Семейного чтения». Побуждение родителей к семейному чтению, совместной продуктивной деятельности с детьми. Уточнение сформированности у детей способности понимания литературных произведений. Проведение конкурса презентаций наиболее понравившейся книги из рекомендованного списка литературы (совместно с Детской библиотекой №25). Беседы «Моя любимая книга», «Мой любимый герой». Выставка иллюстраций к любимым сказкам. Апрель Театр и книга. Формирование понимания о взаимосвязи театра и литературы, умения сравнивать театральные постановки с литературными произведениями, знакомство с понятиями народная и авторская сказка. Совместное посещение Сургутской Филармонии. Про-смотр спектакля «Гуси-лебеди». Чтение, рассказывание русских народных сказок, их драматизация. Май. Мы «Юные писатели». Закреплять умение придумывать, фантазировать в рамках литературных произведений, развивать познавательно-речевую активность. Спектакль для родителей «Заюшкина избушка», Спектакль для детей (с участием родителей). Продумывание сюжета сказки на новый лад совместно с детьми, драматизация. Приложение 3 Анкета для родителей 1. Читают ли в вашей семье книги? __________________________________________________________________ 2. Считаете ли вы необходимым приобщение детей к чтению художественной литературы? __________________________________________________________________ 3. Читаете ли вы книги своим детям? __________________________________________________________________ 4. Посещаете ли вы библиотеку? __________________________________________________________________ 5. Какую книгу вы прочли ребенку в этом месяце? __________________________________________________________________ 6. Считаете ли вы, что чтение художественной литературы способствует познавательному развитию вашего ребенка и развитию его ре-чи?_______________________________________________________________ 7. Нужна ли вам помощь в подборе литературы для чтения де-тям?______________________________________________________________ 8. Хотите ли вы посещать совместные мероприятия, направленные на приобщение вашего ребенка к художественной литературе и познавательно речевое развитие детей? Фото галерея проекта.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Долгосрочный проект по развитию звуковой культуры речи «Наши друзья — Звуковички» с детьми 5-6 лет
Игры на развитие слухового внимания | «Аисты – лягушки»Цель: учить детей реагировать на команды. 1 хлопок –аисты, 2 хлопка лягушки | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения звуков Р-РЬ | Игровое упражнение «Лошадка», «Будильник» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель: Автоматизация звука р.л | Интерактивная игра на «Звуковички в царстве звуков Р и Л» |
Упражнения с язычком | Цель: упражнять подвижность языка | Игровое упражнение «Швейная машина», «Вкусное варенье», «Чистим зубки» |
«Народное слово нас учит дружить и красиво говорить» | Цель: повышение уровня звуковой культуры речи детей через ознакомление с малыми формами фольклора. | Чтение и разучивание пословиц и поговорок про речь |
Апрель | ||
Игры на развитие речевого дыхания | «Шарик-ямочка» Цель:Выработка правильного диафрагмального дыхания | Объяснение, показ, практическое упражнение |
Игры на развитие слухового внимания | «Тихо – громко» цель: учить детей реагировать на звук голоса(тихо-громко) | Объяснение, практическое решение |
Игры на формирование звукопроизношения | Цель:коррекция произношения звуков Р-РЬ | Игровое упражнение «Ворона», «Сороконожка» |
Игры на развитие фонематического слуха | Цель: Автоматизация звука к.г | Интерактивная игра на «Звуковички в царстве звуков К и Г» |
Упражнения с язычком | Цель: упражнять подвижность языка | Игровое упражнение «Футбол», «Клюв аиста» |
«Речь народов Поволжья» | Цель:Формировать у дошкольников познавательный интерес к культуре речи народов Поволжья | Просмотр видеороликов |
Май | ||
Постановки сказок | Цель: формировать звуковую культуру речи посредством театральных постановок | Мастер-класс с детьми «Играя, развиваем речь» |
«Юные таланты» | Цель: Учить детей импровизировать, используя жест и слово; помочь детям запомнить стихотворение и выразительно читать его. | Проведение конкурса чтецов |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
На уровне детей:
-дети научаться воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
-у детей разовьется умение слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
-у детей разовьется умение слышать в отдельном слове интонационно выделяемый гласный или согласный звук;
-дети научаться произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук
Оценка эффективности реализации проекта
Данный проект интересен тем, что предусматривает использование системы комплексного подхода для решения задач по развитию звуковой культуры речи посредством игр и упражнений, а так же использование новых игровых технологий по развитию звукопроизношения. Подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Развитие культуры звуковой речи является неотъемлемой частью дошкольного детства, которая формирует так же и мыслительные процессы.Весь материал по подбору методов и средств, направленных на развитие звуковой культуры речи, систематизирован в картотеке игр и упражнений, что позволяет с интересом в течение года организовывать разные виды игровой деятельности. Так же необходимо отметить осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников. По результатам повторного обследования логопедом анализ результатов уровня развития звуковой культуре речиу детей старшего дошкольного возраста увеличился на 23% (сентябрь 2021г. -61%(13д), май 2021г. – 90%(19д)). Дети овладели правильным четким произношением, научились определять звуковой состав слова, умеют использовать различные средства интонационной выразительности речи, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.