Устное народное творчество как развитие связной речи дошкольников


Опыт работы «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»

— определить значение устного народного творчества в развитии речи

дошкольников;

-совершенствование диалогической и монологической речи;

-воспитание эстетических чувств, при знакомстве с образцами устного народного творчества;

-повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей;

— провести исследование влияния устного народного творчества на развитие речевой активности детей.

Для достижения поставленной цели и решения задач в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

В интерьер группы включает элементы русского декоративного прикладного искусства: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, различные виды театров, народные куклы. Кроме того, большую роль фольклору уделяется в планировании НОД и режимных моментов. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяется большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы.

Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек,
колыбельных песенок
. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, рассказывываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное. Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками.

Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

Дети повзрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. На занятиях по театрализованной деятельности для детей ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т.д., в зависимости от того, о ком потешка. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаем медлительному Артему: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Саша оделся неаккуратно, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события..

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Устное народное творчество в развитии речи дошкольника.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – это воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Я считаю, что одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность ДО ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные особенности и интересы, поэтому актуальными целями своей деятельности воспитателя считаю, что является активизация, побуждения интереса к произведениям устного народного творчества – прибауткам, потешкам, закличкам, сказкам, народным песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре.

При использовании устного народного творчества как средства развития речи детей дошкольного возраста я выделяю три оптимальных подхода: интегрированный, коммуникативный и системно-деятельный.

При интегрированном подходе для решения задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» осуществляется: во всех основных областях образовательной программы ДО; во всех формах детской деятельности – непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности детей и воспитателя, самостоятельной деятельности детей; в разных видах детской деятельности (игровой, познавательной, трудовой, продуктивной, музыкальной и т. д.) и в режимных моментах.

При коммуникативном подходе произведения устного народного творчества используются для общения взрослого с ребенком, например при чтении и обсуждении художественных произведений, проведении бесед, пальчиковых игр. Это расширяет словарный запас, формирует грамматический строй речи, её звуковую культуру.

В процессе системно-деятельного подхода малые формы фольклора применяются целенаправленно и системно (во всех видах и формах детской деятельности, в режимных моментах) и учитывается то, что большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности детей, которая положительно влияет на речевую активность. При этом подходе я организую для детей подвижные народные игры, хороводы, фольклорные праздники и т. д.

Для развития речи детей дошкольного возраста я могу использовать произведения искусства, знакомить детей с сокровищницей русской и мировой литературы. Знакомство детей с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активно-стью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений.

Первое знакомство малыша с устным народным творчеством начи-нается с колыбельной песни, которая успокаивает и настраивает малыша на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» — говорить. Сюжеты колыбельными избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Для лучшего просыпания, познания окружающей среды и игр, я использую такие виды устного народного творчества как потешки, пестушки, прибаутки, дразнилки, скороговорки и т.д.

Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть ( «Водичка, водичка…»), накормить ( «Травка-муравка…»). Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствуют развитию умений диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста. Перед инсценировкой я даю детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях.

С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются в разном темпе, с различной интонацией.

Разнообразен и не исчерпаем мир устного народного творчества в отгадывании и загадывании загадок, с ними мы встречаемся в сказках где, герои должны не только проявить силу и храбрость, но смекалку и сноровку в отгадывании загадок.

Скороговорка – форма малого фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений произношении. Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствование голосового аппарата, развивают слух у ребенка.

Используя весь «арсенал» устного народного творчества в своей практике дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства и мысли, интонационно окрашивая свою речь, развивают умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяют словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.

В результате работы, я убедилась, что устное народное творчество – это эффективное развитие речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывая у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой и мелодичной.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]