Паспорт центра речевого развития в группе общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет
Паспорт
центра речевого развития
в
группе общеразвивающей направленности
для детей 4 – 5 лет
Паспорт
центра речевого развития
в
группе общеразвивающей направленности
для детей 4 – 5 лет
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.
Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников.
Нами создан Лэпбук по развитию речи «Речовичок» в котором живет «Веселый Язычок».
На центральном полотне представлены:
Дыхательная гимнастика; набор карточек чистоговорок на разные звуки «Развиваем речь»; Упражнение на согласование существительного с прилагательным «Будем говорить правильно»; пальчиковые игры; Артикуляционная гимнастика в картинках — Упражнение «Расскажи сказку»; Скороговорки о животных и птицах,
«Расскажи сказку» — мнемотаблицы; Упражнение «Произнеси звук» в виде паровозика с вагончиками. В каждом вагончике спрятано животное;
Стихи о животных; Набор загадок; Д/и «Четвертый лишний», «Времена года», «Игрушки»; Стихи об овощах.
На следующих сторонах представлено:
Д/и «Отгадай по картинке»; Книжки малышки по р.н. сказкам, потешки;
Упражнения для развития мелкой моторики «Игры с прищепками»;
Театр «Теремок».
Игровое упражнение для развития мелкой моторики — Чудо дерево «Собери урожай»;
Упражнение для развития дыхания «Дует – дует ветерок».
Центр включает в себя и помогает решать следующие задачи:
Развитие артикуляционной моторики:
предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Развитие речевого дыхания:
Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.
Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Футбол», «Чья птичка дальше улетит».
Развитие мелкой моторики:
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Веревочки; прищепки; бусины, шнуровки…
Мнемотаблицы:
Мнемотехника помогает маленьким детям:
- Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
- Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
- Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
- Обогащает словарный запас;
- Помогает развивать мышление;
- Развивает фантазию;
- Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Подборка мнемотаблиц для заучивания стихов;
Схемы для составления рассказов;
Д/и «Кто где живет».
Работа над грамматическим строем речи:
обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.
Д/и «Чей малыш», Д/и «Ассоциация», Д/и «Профессии», Д/и «Сказка за сказкой».
«Игры для развития речи малышей с 3 до 5 лет»;
Д/и «Доскажи словечко», Д/и «Четвертый лишний»,
Д/и «Где, чей малыш?», Д/и «Назови одним словом»,
Д/и «Продолжи слово».
Пополняем словарный запас:
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Наглядно – дидактическое пособие по темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Времена года»; «Водный транспорт»; «Воздушный транспорт»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Посуда»; «Наш дом»; «Правила маленького пешехода»;
«Виды спорта»; «Грибы и ягоды»; «Птицы России»;
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Центр речевого развития
расположен рядом с книжным:
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
В уголке есть подборка: портреты писателей;
Стихи, сказки, рассказы, р.н. сказки, сборники иллюстрированных книг.
Играем в театр:
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан центр театрализации
с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.
Виды театра:
К
укольный театр «Бибабо»; Театр «Рукавичка»; Пальчиковый театр;
Настольный театр по сказкам «Кошкин дом», «Бременские музыканты»,
«По щучьему велению» и др.
Узнавание неречевых звуков:
Картотека музыкальных дидактических игр; Наглядно — дидактическое пособие «Музыкальные инструменты».
Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Тихо — громко» и другие.
Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
В это время работает физический слух.
Паспорт центра речевого развития во второй младшей группе « Солнышко»
Паспортцентра речевого развития
во второй младшей группе « Солнышко»
Речь
– самый сложный психический процесс, подвластный только человеку! Вопрос развития речи у современных детей актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивается.
В нашей группе оформлен уголок по развитию речи «Речевичок»
, в соответствии с возрастом и интересом детей.
Главным героем уголка
является
«Игровой персонаж — кукла Андрей».
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
1) Артикуляционной
моторики
(предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках,зеркала на подгруппу детей)
2)Правильное дыхание
– залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребенка.
В этом уголке, для развития правильного дыхания, мы создали дидактические игры: «Воздушный футбол», «Рыбалка»,«Накорми животных»,а также вертушки,чашки,тренажёр для развития силы воздушной струи,свистульки,султанчики,«Бутылка с метелью».
3)Для развития связной речи,
мы используем наборы предметных и сюжетных картинок (по лексическим темам недели): «Животные наших лесов»,«Домашние животные и их детёныши»,«Мебель», «Транспорт»,«Птицы»,«Насекомые»,«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»,«Профессии», «Времена года»,«Истории в картинках» (1 и 2 часть); дидактические игры и пособия: «Где чья тень»,«Времена года», «Кто где живёт?»,«Кто что ест», «Чей хвост?», «Собери урожай»,«Часть и целое»,картотека дидактических игр по развитию речи;а также книжкики-малышки и художественные произведения по программе, разрезные картинки и разные виды театра.
4) Пособия по развитию мелкой моторики:
пальчиковые игры на основе сказок,сказка-шнуровка«Колобок»,шнуровка «Насекомые»,«Ёжик»,игры-вкладыши,су-джок,грецкие орехи,шишки, трафареты, прищепки («Солнышко», «Ёжик»), мелкие игрушки (киндеры)
5) Материал по звукоподражанию:
«Шумовые инструменты», детские музыкальные инструменты: барабаны, дудочка, бубен, трещотка,погремушки,музыкально — дидактическая игра «Музыкальные профессии».
6) Игры и пособия по автоматизации звуков:
альбом по автоматизации звуков,чистоговорки,стихи и потешки, предметные и сюжетные картинки, разные виды театра: пальчиковый,настольный,конусный настольный театр,«Би-Ба-Бо»-кукла–рукавичка,стаканчиковый настольный театр,фланелеграф,многофункциональная ширма для театрализации,театральные маски;мелкие игрушки.
7) Игры по лексике и грамматике:
предметные картинки по лексическим темам.
Содержание речевого уголка определяется в соответствии с программой и возрастом детей.
В речевом уголке мы используем предметы театрального и музыкального уголка, так как драматизация способствует развитию связной речи.
Спасибо за внимание!