Требования к организации уголков по речевому развитию в ДОУ с учётом ФГОСконсультация по развитию речи (младшая группа)


Паспорт центра речевого развития в группе общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет

Паспорт
центра речевого развития
в
группе общеразвивающей направленности
для детей 4 – 5 лет

Паспорт
центра речевого развития
в
группе общеразвивающей направленности
для детей 4 – 5 лет

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.

Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников.

Нами создан Лэпбук по развитию речи «Речовичок» в котором живет «Веселый Язычок».

На центральном полотне представлены:

Дыхательная гимнастика; набор карточек чистоговорок на разные звуки «Развиваем речь»; Упражнение на согласование существительного с прилагательным «Будем говорить правильно»; пальчиковые игры; Артикуляционная гимнастика в картинках — Упражнение «Расскажи сказку»; Скороговорки о животных и птицах,

«Расскажи сказку» — мнемотаблицы; Упражнение «Произнеси звук» в виде паровозика с вагончиками. В каждом вагончике спрятано животное;

Стихи о животных; Набор загадок; Д/и «Четвертый лишний», «Времена года», «Игрушки»; Стихи об овощах.

На следующих сторонах представлено:

Д/и «Отгадай по картинке»; Книжки малышки по р.н. сказкам, потешки;

Упражнения для развития мелкой моторики «Игры с прищепками»;

Театр «Теремок».

Игровое упражнение для развития мелкой моторики — Чудо дерево «Собери урожай»;

Упражнение для развития дыхания «Дует – дует ветерок».

Центр включает в себя и помогает решать следующие задачи:

Развитие артикуляционной моторики:

предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Развитие речевого дыхания:

Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.

Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Футбол», «Чья птичка дальше улетит».

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Веревочки; прищепки; бусины, шнуровки…

Мнемотаблицы:

Мнемотехника помогает маленьким детям:

  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
  • Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
  • Обогащает словарный запас;
  • Помогает развивать мышление;
  • Развивает фантазию;
  • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Подборка мнемотаблиц для заучивания стихов;

Схемы для составления рассказов;

Д/и «Кто где живет».

Работа над грамматическим строем речи:

обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.

Д/и «Чей малыш», Д/и «Ассоциация», Д/и «Профессии», Д/и «Сказка за сказкой».

«Игры для развития речи малышей с 3 до 5 лет»;

Д/и «Доскажи словечко», Д/и «Четвертый лишний»,

Д/и «Где, чей малыш?», Д/и «Назови одним словом»,

Д/и «Продолжи слово».

Пополняем словарный запас:

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Наглядно – дидактическое пособие по темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Времена года»; «Водный транспорт»; «Воздушный транспорт»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Посуда»; «Наш дом»; «Правила маленького пешехода»;

«Виды спорта»; «Грибы и ягоды»; «Птицы России»;

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Центр речевого развития
расположен рядом с книжным:
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

В уголке есть подборка: портреты писателей;

Стихи, сказки, рассказы, р.н. сказки, сборники иллюстрированных книг.

Играем в театр:

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан центр театрализации
с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.
Виды театра:

К

укольный театр «Бибабо»; Театр «Рукавичка»; Пальчиковый театр;

Настольный театр по сказкам «Кошкин дом», «Бременские музыканты»,

«По щучьему велению» и др.

Узнавание неречевых звуков:

Картотека музыкальных дидактических игр; Наглядно — дидактическое пособие «Музыкальные инструменты».

Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Тихо — громко» и другие.

Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

В это время работает физический слух.

Паспорт центра речевого развития во второй младшей группе « Солнышко»

Паспортцентра речевого развития

во второй младшей группе « Солнышко»

Речь

– самый сложный психический процесс, подвластный только человеку! Вопрос развития речи у современных детей актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивается.

В нашей группе оформлен уголок по развитию речи «Речевичок»

, в соответствии с возрастом и интересом детей.

Главным героем уголка

является
«Игровой персонаж — кукла Андрей».
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

1) Артикуляционной
моторики
(предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках,зеркала на подгруппу детей)

2)Правильное дыхание

– залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребенка.

В этом уголке, для развития правильного дыхания, мы создали дидактические игры: «Воздушный футбол», «Рыбалка»,«Накорми животных»,а также вертушки,чашки,тренажёр для развития силы воздушной струи,свистульки,султанчики,«Бутылка с метелью».

3)Для развития связной речи,

мы используем наборы предметных и сюжетных картинок (по лексическим темам недели): «Животные наших лесов»,«Домашние животные и их детёныши»,«Мебель», «Транспорт»,«Птицы»,«Насекомые»,«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»,«Профессии», «Времена года»,«Истории в картинках» (1 и 2 часть); дидактические игры и пособия: «Где чья тень»,«Времена года», «Кто где живёт?»,«Кто что ест», «Чей хвост?», «Собери урожай»,«Часть и целое»,картотека дидактических игр по развитию речи;а также книжкики-малышки и художественные произведения по программе, разрезные картинки и разные виды театра.

4) Пособия по развитию мелкой моторики:

пальчиковые игры на основе сказок,сказка-шнуровка«Колобок»,шнуровка «Насекомые»,«Ёжик»,игры-вкладыши,су-джок,грецкие орехи,шишки, трафареты, прищепки («Солнышко», «Ёжик»), мелкие игрушки (киндеры)

5) Материал по звукоподражанию:

«Шумовые инструменты», детские музыкальные инструменты: барабаны, дудочка, бубен, трещотка,погремушки,музыкально — дидактическая игра «Музыкальные профессии».

6) Игры и пособия по автоматизации звуков:

альбом по автоматизации звуков,чистоговорки,стихи и потешки, предметные и сюжетные картинки, разные виды театра: пальчиковый,настольный,конусный настольный театр,«Би-Ба-Бо»-кукла–рукавичка,стаканчиковый настольный театр,фланелеграф,многофункциональная ширма для театрализации,театральные маски;мелкие игрушки.

7) Игры по лексике и грамматике:

предметные картинки по лексическим темам.

Содержание речевого уголка определяется в соответствии с программой и возрастом детей.

В речевом уголке мы используем предметы театрального и музыкального уголка, так как драматизация способствует развитию связной речи.

Спасибо за внимание!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]