Дидактическая игра ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)


ТРИЗ-игры для детей: развиваем системное мышление

Интересные игры любят не только дети, но и взрослые. Особенно, если для их проведения не приходится рыться в шкафах в поисках нужной детали, покупать дорогостоящих пластиковых героев и создавать иллюзию заинтересованности. За это я люблю ТРИЗ: за простоту, доступность, вариативность и особенно за себя в этих играх – воодушевленную, любознательную, всезнающую, местами хитрую, изобретательную и живую.

Игры по теории решения изобретательских задач помогают мне достичь главной цели – жить в радости всегда и везде. А маме трех маленьких мальчиков удается это, к сожалению, далеко не всегда. Например, ездили мы лечиться в санаторий, причем надолго, но взяли с собой только один чемодан. И, конечно же, туда не влезла и половина «самого-самого необходимого для игр». Зато несколько задачек сохранилось в моей памяти. Они-то и спасли санаторий от разгрома!

На этот раз мы осваивали системные игры – те, что помогают представить наш огромный мир как целую сложную систему составляющих частей, частиц и частичек.

«Что в чем?»

Игра с таким названием может быть проиллюстрирована с помощью нашей семьи. У нас есть десятимесячный братишка, который постоянно находится под веселым и задорным прессингом шестилетки и четырехлетки. Он – часть семейной системы, в которую входят мама, папа, Илья, Слава и, собственно, малыш. Наша система является частью двух других – семей бабушек и дедушек. «Ого! Как интересно», – сказал сын, и мы начали переносить это на все предметы и явления вокруг нас.

«Вот кнопочка. Она – часть выключателя. А он – один из элементов электрической цепи санатория, а также является частичкой комнаты. А где еще может быть кнопка?» – «В пульте от телевизора, в магнитофоне, на чайнике и кулере с водой. На всех приборах, которыми нас лечат в процедурном кабинете, есть такие кнопки!» – подытожили Илья и Слава.

В это время мимо полз малыш, в кулачке держал ленточку от маминой косметички. «Частью чего может быть лента? Правильно, косметички! А еще?» – поинтересовалась я. Сыновья быстро придумали разные идеи: «Частью прически у девочек в садике, частью одежды, частью украшения на празднике. – И добавили, – А помнишь, мама, деревья в горах иногда стоят все в ленточках?»

Эта игра очень простая – она подойдет деткам с трех лет, в то же время ее можно легко превратить в сложную.

«Чем был – чем стал»

Это название еще одной игры, которая занимает наши умы уже больше двух месяцев. Ка-то мы сидели у окна в темноте., шел снег. – Чем он станет? – Сугробами. – А сугробы? – Лабиринтами. – А потом? – Придет весна, и сугробы-лабиринты растают, превратятся в ручьи, которые высохнут и станут облаками. – Или? – Или лабиринты засыплет новым снегом, и они станут огромными сугробами.

Начинать играть можно с самого простого: был щенок – будет собака; был жеребенок – станет лошадка. Мы составляли цепочку и про человека: мальчик – юноша – мужчина – дедушка.

«Чем был – чем стал» – для меня это очень глубокая игра. Она показывает не только разные свойства предметов, его перемены во времени, но и изменение всего в мире относительно какого-то объекта. Нередко, начиная играть в эту игру, мы со старшим сыном уходили в глубокие рассуждения о природе, человеке, величии мира и, вообще, о смысле нашего существования. Четырехлетний Слава частенько останавливал нас новой задачкой.

Однажды мы даже пыталась «разложить» пластиковый пакет. Я так и не нашла ответа на вопрос, чем и когда он станет.

«Что сначала – что потом»

Эта игра хорошо дополняет предыдущую «Чем был – чем стал». Она направлена на закрепление знаний о временах года, частей суток и дней недели. Например, мы начали с простого вопроса «Сегодня понедельник, а потом?», и постепенно усложняли их. Мой средний ребенок до сих пор может иногда сказать «мы завтра ездили на дачу», хоть это и было пару месяцев назад. Поэтому для нас такое развлечение стало частью «обязательной программы». У старшего ребенка первым открытием в этом направлении было зернышко: оно станет росточком, потом молодой яблонькой, цветущим, а затем и плодоносящим деревом с наливными яблочками. А когда-нибудь оно засохнет, хозяин срубит его и наколет дров, разожжет костер и будет печь картошку.

«Раньше – позже»

Эта игра может вырасти из двух предыдущих. В ней мы тренируем не только знание времени и свойств какого-то объекта, но и фантазию, мышление, память. И, прежде всего, это замечательная игра! Я прочитала про нее и пару дней изобретала какую-нибудь особенно интересную стартовую ситуацию или объект. Пока не поняла, что брать в пример можно все, что лежит, стоит, растет, находится вокруг нас. К примеру, мы ехали вдоль замерзшей горной реки, на которой сидел мужчина с удочкой. – Лунка! Видите, лунка! Что было до этого? Мальчишки сразу встрепенулись. – До этого там был просто лед, потом пришел рыбак, расчистил снег, пробурил лунку. – А что было еще раньше? – Еще раньше, осенью, текла река. – А что будет потом? – Потом постепенно вода в лунке снова замерзнет, и на этом месте будет ледяная корочка, ее заметет снегом до весны.

Или другая ситуация – стройка. Раньше здесь ничего не было. Папа добавил, что был старый деревянный дом, но его снесли. Сейчас уже выросла половина кирпичного дома. Скоро его достроят, вставят окна и двери, рядом установят детскую площадку, дом начнут заселять. Люди будут делать ремонт в квартирах и высаживать клумбы у подъездов.

«Где живет?»

Среди ТРИЗ-игр мне особенно нравятся те, которые предполагают наличие множества разных ответов. Это оживляет моих «садовских» детей, которых обучают по принципу «правильно-неправильно». Прекрасным примером многовариантности служат размышления на вопрос «Где живет?». Спросите у логопеда или психолога, который тестирует детей при приеме в первый класс, где живет медведь. Вам скажут – «в берлоге». Точно, в берлоге. И без вариантов. А наш медведь может жить в горах, в сказке, в мультфильме и даже на пироге.

Или, например, стакан. Где он может находиться? На столе, в шкафчике для посуды, в посудомоечной машине, на окне, если в нем стоит одуванчик. Он может стоять на письменном столе и быть «квартирой» для ручек и карандашей. В нем может жить маленькая рыбка, а может охлаждаться желе в холодильнике. Масса вариантов!

Для моих мальчишек игры по теории изобретательских задач – отличный способ успокоиться после бурной физической активности, отвлечься от скучного занятия, узнать много нового и интересного, привлечь к себе внимание родителей, не создавая конфликтных ситуаций. Мы можем играть в процессе приготовления еды, когда я укладываю малыша спать, когда мы идем, едем, стоим и ждем. И для меня это ценная находка!

Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек

Вам также может быть интересно::

Что на что похоже: уроки воображения. Часть 1
Новый год в лаборатории: мини-вечеринка с зимними экспериментами

Изучаем цвета и оттенки: настроение и характер

ТРИЗ-игры на пять минут: признаки. Неделя 2

Мы продолжаем заниматься и общаться. На этой неделе мы продолжим общение по теме «Признаки предметов», проведем наблюдение, опыт и даже покажем небольшой фокус.

Занятие 6. Признаки

Подготовка Подготовьте мешочек (можно использовать наволочку) и предметы, сделанные из разных материалов: металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные.

Игра «Волшебный мешочек» Задание достать из мешочка только деревянные предметы (или только металлические). Доставая предмет нужно назвать еще одно его свойство.

Для следующего задания распечатайте карточки для заданий. Игра «Найди пару» Вам даны карточки с предметами. Нужно объединить их в пару. Пара может быть по функции (например, веник и совок), пара может быть по другому признаку. Главное, чтобы ребенок смог объяснить свой выбор.

Угадайте загадки о предметах. Файл «Загадки». Ребенок должен угадать и найти его в комнате. Для малышей в качестве подсказки используйте картинки.

Игра «Найди предмет и форму» Вам даны карточки с изображением предмета и карточки круга, квадрата, треугольника. Нужно подобрать каждому предмету соответствующую форму. Игру можно сделать на предметах: в мешочек сложите разные предметы. Доставая предмет, ребенок должен к нему подобрать соответствующую карточку.

Занятие 7. Кривое зеркало

Подготовка Заранее приобретите фольгированный картон или фольгу. Занятие Зеркала повсюду, они есть в нашем доме.

Игра 1. Найти все предметы в доме, в которых мы отражаемся. Игра 2 Возьмите ложку, предложите ребенку заглянуть в нее. На выпуклой стороне изображение будет прямым, на вогнутой – перевернутым. Это своеобразный эффект кривых зеркал. Пусть ребенок сам сделает это открытие.

Как мы с Семой играли в зеркала — тут.

Игра 3 Поиграем с кривыми зеркалами, сделаем свое кривое зеркало. Во-первых, нам понадобится фольгированный картон или фольга. Согнем его так, чтобы одна сторона была выпуклая. А другая вогнутая. То есть получится волна. Кривое зеркало готово. Посмотритесь в него. Можно поэкспериментировать, сворачивая его то выпуклой стороной, то вогнутой. Следующий этап – разрежьте его на квадраты. Теперь склейте квадраты (не плотно, а чтобы между ними было расстояние 0.2 — 0.5 мм, получаем своеобразное зеркало из квадратов) и мы получим другое кривое зеркало.

Занятие 8. Наблюдения и опыт

На первой неделе мы говорили о делении объектов на живые и не живые. Растения – живые. Но как они питаются? Если у вас есть дома цветы, то ребенок знает, что для питания растениям нужна вода. Из воды растения создают питательные вещества. Давайте проведем опыт, который покажет, как растения пьют. Подготовка Возьмите листья китайского салата, банку с окрашенной пищевыми красителями водой.

Опыт Окрасьте воду, опустите в нее листья салата и ждите. Листья салата через несколько часов окрасятся.

Занятие 9. Фокус.


Сегодня удивим ребенка фокусом. На выбор –
мокрое дело — достать монетку, не замочив руки https://www.youtube.com/watch?v=DLzgkvknmrs Очень эффектно и просто, рекомендуем! Семен от этого фокуса был в восторге. Прыгающая монета Это милый домашний фокус, простой и эффективный. Положите небольшую монету на стол и предложите кому-нибудь поднять ее, не касаясь ни стола, ни монеты. Конечно, даже если кто и вызовется сделать это, все равно не сумеет. Секрет фокуса: достаточно держать руку недалеко от монеты и сильно дунуть на нее с расстояния 5 сантиметров. Воздух, сжатый вашим дуновением, поднимет монету и подбросит ее вам в руку. Удается это не сразу, но после нескольких упражнений можно ловко проделывать этот фокус: дунул и вот монета в руке!
Занятие 10. Ноги и хвосты

Подготовка Подготовьте карточки с животными, с которыми будете играть. Можно взять фигурки животных.

Игра 1. Домашние и дикие животные. Животные бывают разные. Например, бывают дикие и домашние. Дикие живут в природе, а домашние – с человеком. Вам даны карточки с животными. Задача ребенка разделить животных на домашних и диких, про домашних рассказать, зачем это животное нужно. Можно организовать игру в теремок. Строим домик, каждое животное стучится в теремок, но его пускают только если ребенок расскажет, зачем это животное человеку нужно.

Игра 2. Крылья, лапы, хвост. Животные все разные: кто-то бегает, кто-то летает и т.д. Все они удивительные. Вам даны карточки с животными – их нужно разложить перед ребенком. Еще одна группа карточек – вопросники. Тянем по одной карточке и тот, кто угадал животное, забирает карточку с животным себе. Игрок, набравший больше животных, побеждает. Размышление «Хвосты». У животных есть хвосты. Как вы думаете зачем? Пусть ребенок подумает. Если бы у него был хвост, каким бы он хотел, чтобы он был. Интересные факты про хвосты: Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие (Кенгуру). На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь (Лев). Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых (корова). Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков (белка). Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу (Лиса). Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму (бобр). Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой (дятел) Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью (крокодил) Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет (Змея). У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал (человек.)

Скачать дополнительные материалы можно по этой ссылке.

Дошкольники

Все начинается с того, что несколько игрушек узнают о том, что они сломаны и на елку их вешать не будут в этом году. Поэтому они решают убежать в страну новогодних игрушек — туда, где всегда Новый Год и любят любые игрушки даже сломанные. (Сюжет книги «Путешествие Новогодних игрушек» Е. Ракитиной)

Первым делом мы с детьми поговорили и нарисовали так называемую географическую матрешку. Начинаем с комнаты в которой находимся, потом вокруг нее рисуем дом, дом находится на улице, улица — в г. Раменском и так далее. Такой системный взгляд хорошо структурирует мышление: ребенок понимает, что каждый “объект” находится внутри более сложного объекта

Карту нарисовали и теперь надо помочь игрушкам найти свою страну. Одна проблема: игрушки хотят путешествовать не в душной коробке, а так, чтобы им было “все видно”. Начинаем придумывать, как нести игрушки, так чтобы они могли смотреть по сторонам. Вот несколько идей от детей:

  • Нести в руках (минус — руки будут заняты)
  • Открыть крышку у коробки (минус — не удобно и могут рассыпаться)
  • Положить в пакет (Уже лучше, но сами игрушки могут еще больше сломаться)
  • Повесить на палку и ее нести на плечах (Очень интересное решение, пробуем осуществить, но палку тоже приходится придерживать руками)

После того, как ребята осмотрели себя на предмет поиска ресурсов на своей одежде и своем теле, стали появляться еще более сильные и интересные решения:

  • Привязать за ниточку к молнии
  • Девочкам — привязать к волосам
  • Положить в карман и сделать небольшие дырочки “для глаз”

Я стараюсь для таких упражнений оставлять вариативность, чтобы дети могли попробовать любой из придуманных способов или даже использовать несколько, а не стараться подтолкнуть их к ОДНОМУ мною задуманному ответу.

  1. Следующее задание для детей: мысленно попутешествовать по своей квартире и найти там все предметы, у которых НЕТ составных частей. Мы уже несколько раз касались темы поиска из каких частей состоит предмет. Но вот оказывается есть такие предметы, как камень, или мел, или мыло, у которых как будто нет никаких частей. Они сами — одна большая часть. (Конечно, современные дети сразу вспоминают про атомы и молекулы, но более крупных частей у этих предметов действительно нет)
  2. Блуждая в поисках нашей страны, дети нашли гору мусора: крышки, фантики, банки. Из этого добра каждый сделал по новой новогодней игрушке. Учимся использовать ресурсы, имеющиеся под рукой. И как оказалось мусор — отличный ресурс для изготовления украшений.
  3. Но пока мы все это мастерили, сорока унесла одну из наших игрушек. Чтобы она вернула игрушку надо придумать смешные фразочки. Мы записывали слова из 3 букв и потом придумывали предложение, так чтобы каждое слово в нем начиналось на букву в предложении:

    РАКрвет акула кактус ЗУБзеленые усы блестят ШАРФшепчет апельсин рыжему финику (Тут же началось обсуждение, что апельсин может шептать финику =))

    Эта игра — отличный способ расслабиться и немного отдохнуть от придумывания. Для дошколят такие паузы просто необходимы, иначе они устают и сильно скатываются к шаблонам.

  4. В конце мы нашли Деда Мороза, который рассказал о том, что страна новогодних игрушек есть в каждом доме. Это елка, на которой висят игрушки и которая радует детишек. Дети немного подумали как скорректировать карту, которую нарисовали в начале: ведь выходит что «страна» оказалась в доме!

    А потом играли с картонной елочкой, украшая ее маленькими игрушками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]