Нарисовать рисунок моя любимая сказка. Занятие в старшей группе «Моя любимая сказка»: рисуем персонажей и сценки

04.09.2020 Цели: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках. Задачи:

  • закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении;
  • развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел;
  • учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями;
  • учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.

Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам. Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам». 1. Организационный этап.
Воспитатель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой В мире много разных сказок Грустных и смешных, Но прожить на свете нам нельзя без них. В сказке может все случиться, Наши сказки впереди, Сказка в двери постучится – Скажет гостья: «Заходи». Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы — вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ). Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам». – Молодцы! – Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф.
2. Практическая часть.
Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своём роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно. Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно! Ну, а теперь за работу.
3. Самостоятельная работа.
Дети рисуют.
4. Подведение итогов.
После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте — дети рассматривают их и рассказывают какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они.

В конкурсе приняли участие 72 рисунка. Каждый рисунок был сопровожден рассказом о семье и общим семейным фото. Это интересные, яркие, удивительные рассказы.

Редакция «Правмира» и кураторы проекта «Библиотека любящих родителей и счастливых детей» приняли решение дополнительно наградить восемь участников конкурса книгой сказок «Счастливый принц» с автографом и пожеланиями автора сборника протоиерея Александра Ильяшенко. Об этом на Правмире будет дополнительный материал.

«Бременские музыканты» братьев Гримм, «Хорошо с друзьями!»

«У меня большая семья – мама, папа, я и три младшие сестры – Даша, Ира и Глаша. С Дашей мы часто играем и придумываем разные истории, а Ира и Глаша ещё маленькие. Я учусь в интернате. Взрослые нам много читают, сами мы тоже читаем книги. Ещё мы любим смотреть старые сказки-фильмы и мультфильмы по телевизору. Я нарисовал рисунок к моей любимой сказке братьев Гримм «Бременские музыканты». Тоже хочу иметь верных друзей и путешествовать с ними по свету».

Классный руководитель Артёма Юбко Лариса Владимировна

, Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат:

«Артём – ребёнок с особыми возможностями здоровья. Он учится в коррекционной школе. Больше всего на свете он любит рисовать, а ещё лепить и мастерить что-нибудь своими руками. Взрослые помогают ему развить способности».

«Волшебное зеркало» по сказке И.В.Вачкова «Сказка о волшебном зеркале»

«Давайте знакомиться! Меня зовут Юля, я учусь в 8 классе, и с раннего детства люблю рисовать. Моя семья небольшая, но очень дружная и творческая. Мы любим принимать участие в разных конкурсах. В прошлом году мы семьей приняли участие и одержали победу в конкурсе «Пасхальный сувенир». Папа выточил из дерева яйца, а мы с мамой их расписали. А еще мы любим путешествовать всей семьей. Это доставляет нам огромную радость. Особенно нам понравилась поездка в Горный Алтай.

И еще несколько слов о том, почему я выбрала эту сказку. Это сказка о девочке, которая получила в дар три зеркала: в одном она видела себя такой, как представляла себя сама, в другом – как видели ее другие люди. А в третьем было отражение того, какая ты есть на самом деле. Сказка заставила меня задуматься о том, кем и какой я должна быть в жизни и какой меня видят окружающие».

«Бабушка Яга», по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Смольянинов Григорий, 8 лет. Бабушка Яга, по поэме Пушкина Руслан и Людмила

«Немного о нашей дружной семье. Пусть и небольшой, но очень крепкой и веселой. Нас семеро

папа Илья, мама Лиза, старшая дочь Алина, младший сын Гриша. Ещё есть рыбка петушок Петя, кошка Ёська и собака овчарка Шайна. Все очень любят друг друга и не обижают.

Дочь учится на втором курсе института, а сын во втором классе. Мама любит рисовать и творить. А папа у нас Мастер

может сделать все своими руками! Очень любим гулять все вместе, путешествовать по нашему прекрасному городу (и не только), находить новые чудесно-волшебные места. На праздники стараемся делать веселые сюрпризы, открытки и стенгазеты.

А ещё любим играть в разные настольные игры. Это очень весело. Гриша настоящий конструктор и изобретатель. Из конструктора Лего может собрать абсолютно все! А ещё любит мастерить из бумаги. Даже сделал свой кукольный театр с занавесом, сменными декорациями и куклами-марионетками. Он очень добрый и ласковый мальчик. Даже Бабка Ёжка у него получилась совсем не злая, а добрая и уютная!

Гриша очень внимательный и вежливый

помогает и родителям, и сестре. Он занимается в Изостудии, так же в школе плаванья и ходит на борьбу. И дочка у нас замечательная! Она очень долго ходила на танцы (с 4-х лет и до 16 лет). Были успехи, выступали и в нашем городе, и за границей. Она очень милая и хорошая девочка, любит очень своего брата. Умеет быть целеустремленной и собранной, преодолевать собственные слабости. И очень ответственная.

А мы с папой любим друг друга и помогаем нашим деткам, и очень любим проводить время с ними вместе. Собаку нашу мы уже старенькой подобрали на улице, но хозяева так и не отозвались. Так наша старушка осталась с нами. Она очень заботливая и скромная. И очень любит детей. Кошка тоже оказалась случайно. Она смешная и шкодная. А рыбка Петя совсем стеснительный. Высылаем фото нашей семьи. И передаем огромный привет всем участникам конкурса. Не сомневаемся, что все рисунки будут замечательными!»

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Моя любимая сказка»

Дети шестого года жизни проявляют старание и фантазируют на занятиях по ИЗО. Рисование на тему «Моя любимая сказка» предполагает изображение персонажей животных. Пропорции и позы человеческого тела ребята будут изучать позже. Цель занятия — передать в рисунке образ и характер сказочного героя.

Впечатления от услышанной сказки дети передают в рисунках

Обучающие задачи направлены на развитие художественных умений детей:

  • Совершенствование техники рисования: кистью: рисование линий, мазков, фигур, штриховка кончиком кисти и прорисовка деталей, заливка фона,
  • карандашом: рисование наброска, штриховка с разным нажимом.
  • Развитие умения находить, из каких фигур состоит объект.
  • Научить рисовать композицию: с учётом размера объектов.
  • Развитие чувства цвета: смешивание цветов, получение оттенков.
  • В старшей группе детям предоставляется право выбор материалов: краски или карандаши

    Краски и основа для рисования

    • Акварель — для рисования фона.
    • Гуашь — для рисования композиции.
    • Фломастеры — для обводки контуров рисунка.
    • Кисти разной толщины.
    • Цветные карандаши, простой — для предварительного наброска.
    • Лист формата А4 — плотная белая бумага.

    Дети любят фломастеры за их яркость. Дочке на 5-летие подарили большой чемоданчик — каких только цветов и оттенков фломастеров в нём не было. Ребёнок дома рисовал только ими. Летом на дачу взяла чемоданчик с собой. А в сентябре на занятиях расстраивалась. Не потому, что фломастеров в садике нет, но рука отвыкла рисовать карандашом.

    Рисовать фломастерами в детском саду допустимо, но основное внимание уделяется техникам рисования красками и карандашом

    Техники рисования

    • Рисование простым карандашом:
    • Рисование цветными карандашами: рисование наброска простым карандашом,
  • Рисование красками:

  • На занятие «Яички простые и золотые» классические приёмы рисования могут сочетаться с нетрадиционными техниками.

    • Закрашивание наброска восковыми карандашами или пастелью.
    • Применение монотипии в рисовании фона: отпечатывание красок дополняет фантастической атмосферы рисунку.
    • Рисование необычными инструментами: ватными палочками, пластиковой вилкой, губкой, манкой.

    Классический рисунок красками можно дополнить точками, например, при помощи ватной палочки

    Сочетание с другими видами изобразительной деятельности

    Привлечь внимание детей к продуктивному творчеству помогает включение в работу элементов лепки и аппликации. Воспитанники старшей группы самостоятельно планируют, как дополнить рисунок. Например, перья жар-птицы выложить аппликацией из цветной или фольгированной бумаги. Интересная идея выложить пластилиновыми деталями узор на одежде героев или частично фон.

    Дети самостоятельно выбирают материалы для аппликации среди запасов бросового и природного материала в творческом уголке:

    • крупы и семечки,
    • салфетки, ватные шарики и диски,
    • бисер, стразы,
    • кусочки цветной бумаги, обоев, журналов.

    Детализировать рисунок сказочного героя можно при помощи обрывной аппликации

    Дифференциация заданий

    Потребность в разноуровневых заданиях возникает, когда среди воспитанников педагог выявил детей, обладающих высокими способностями. Талант требует реализации. С обычным заданием одарённый ученик справится быстрее остальных и заскучает.

    Примеры усложнённых заданий на занятии «Моя любимая сказка»:

    • Детально проработать фон,
    • нарисовать объекты второго плана,
    • нарисовать элементы народного орнамента на костюме героя,
    • нарисовать сценку («Колобок на носу у лисы», например).

    Индивидуальные задания по рисованию сказки направлены на поддержание и развитие таланта

    Место занятия «Моя любимая сказка» в картотеке по рисованию

    Тема «Моя любимая сказка» имеет широкий простор для детского творчества. В детском саду нежелательно давать детям свободные темы для рисования. Программа по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой включает занятия «Сказочные домики», «Сказочная птица», «Сказочный сюжет» (по мотивам сказки про лису и зайца). Если тема не конкретизирует объект рисования, воспитатель проводит предварительную работу.

    На занятиях НОД дети изучают народные и авторские сказки, в театральном уголке разыгрывают по ним сценки, играют с фигурками или масками персонажей.

    Таким образом, занятие «Моя любимая сказка» станет итоговой работой: дети выберут, кого из знакомых персонажей изображать.

    Без предварительного изучения/повторения с детьми сказок задание «Нарисуй любимую сказку» может поставить ребят в ступор. Как вариант, они начнут рисовать любимых героев, но из фильмов и мультфильмов.

    В театральном уголке дети разыгрывают сюжеты сказок, ближе знакомятся с персонажами

    Творческое занятие по сказкам может быть частью проектной деятельности.

    1. Краткосрочный проект предполагает проведение занятий НОД и по ИЗО, сюжетно-ролевые игры и инсценировки на сказочные сюжеты.
    2. Долгосрочный проект реализуется через углублённое изучение темы («Русские народные сказки о животных», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки Ш. Перро»). Организуется поход в детский театр или музей сказок. Активно задействуют родителей: они помогают шить костюмы для постановки сказки, делают декорации, оформляют афишу.

    Итоговым мероприятием проекта по сказкам может быть выставка рисунков

    В старшей группе детей следует побуждать к коллективной деятельности. Ребята могут составить сюжетные композиции из нескольких персонажей и с богатым вторым планом.

    Первое занятие по сказкам посвящается индивидуальному рисованию сказочных героев. На втором занятии ребята занимаются композицией.

    Детям предлагается самостоятельно продумать последовательность работы, распределить между собой задачи. Воспитатель направляет замысел в нужное русло, подсказывает.

    Воспитанники старшей группы активно взаимодействуют друг с другом и творят совместно

    Коллективная композиция по рисованию создаётся в несколько этапов:

    • тонировка бумажной основы,
    • рисование объектов второго плана,
    • закрепление индивидуальных рисунков в сюжетное целое.

    Традиционно в качестве основы берётся лист ватмана. Мы просим родителей приносить в детских сад остатки обоев. Дети рисуют на обратной стороне рулона, бумага не промокает, а расправляется легче ватмана.

    Сюжетная композиция по теме «Сказки» может дополнятся элементами аппликации и пластилинографии

    Техники и приёмы, которые будут применяться на занятии по рисованию в старшей группе

    Сказка увлекает ребёнка таинственным сюжетом, погружает в мир мыслей и чувств героев, их судьбы надолго запоминаются, дети каждый раз, будто заново преодолевают препятствия, переживают приключения вместе с полюбившимися сказочными персонажами. Практически все темы, связанные с иллюстрированием сказочных сюжетов, не обходятся без изображения фигуры человека или животного, которые являются частью сюжетной композиции рисунка. Изображение живого персонажа даётся детям нелегко, поскольку перед старшими дошкольниками ставятся более сложные задачи, которые предполагают уход от упрощённой схематичности и закрепляют в детях стремление передать в рисунке свои мысли, наблюдения, жизненный опыт.

    Задачи рисования на темы сказочных сюжетов:

    • продолжать знакомить воспитанников с русскими народными и литературными сказками;
    • учить детей воплощать в рисунках свой замысел, передавать образы героев и впечатления от услышанной сказки;
    • развивать умение рисовать фигуры человека и животных по схеме, учить передавать простые движения (поворот и наклон головы, поднятые и согнутые руки, шаг), не нарушая пропорции;
    • развивать навыки самостоятельного выбора материала для изображения, а также эпизода из сказочного сюжета, построения композиции по всему листу бумаги, правильного размещения персонажей и предметов в пространстве;
    • учить создавать карандашный набросок, предваряющий этап раскрашивания карандашами или красками;
    • учить передавать характерные особенности персонажей, их настроение;
    • совершенствовать умения рисовать карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками, смешивать цвета для получения нужного оттенка.

      Дети учатся воплощать в рисунке художественный замысел, передавать свои впечатления о зимней сказке

    Виды рисования:

    • Предметное — единичное изображение какого-либо сказочного героя или предмета, например, Дюймовочки, Колобка, Винни-Пуха, избушки на курьих ножках, волшебного замка и т. д.
    • Сюжетная композиция — изобразительная форма рассказа о каких-либо событиях или действиях, построенных на взаимодействии нескольких персонажей и предметов («Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди» и т. д.).

    Классические техники:

    • Рисование простым карандашом.
    • Рисование цветными карандашами.
    • Рисование восковыми мелками.
    • Рисование фломастерами.
    • Рисование углём и сангиной.
    • Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки).
    • Рисование кистью с использованием гуаши — отличительным свойством этого материала является непрозрачность, что позволяет перекрывать слои новым цветом.
    • Рисование кистью с использованием акварельных красок. Детей необходимо обучать навыкам регулирования набора краски, подбора цветов, мягкой передаче оттенков благодаря смешиванию основных цветов.

    Детские работы в классических техниках (фотогалерея)


    «Гадкий утёнок» (акварель)


    «У меня зазвонил телефон» (мелки и цветные карандаши)


    Рисунок «Краденое солнце» (гуашь и фломастеры)


    Рисунок «Я от бабушки ушёл…» (цветные карандаши)


    «Лиса и колобок» (акварель)


    «Дюймовочка» (гуашь и фломастеры)


    «Снежная королева» (восковые мелки и фломастеры)


    Рисунок «Царевна-легушка» (цветные карандаши и фломастеры)


    «Зимняя сказка» (фломастеры и цветные карандаши)


    «Зимняя сказка» (акварельные краски и фломастеры)


    Рисунок к сказке «Царевна легушка» (восковые мелки и фломастеры)


    Рисунок к сказке «Мышонок и карандаш» (восковые мелки и фломастеры)


    «Гадкий утёнок» (цветные карандаши)


    «Гуси-лебеди» (акварель и гуашь)


    «Гуси-лебеди» (акварель)


    «Гуси-лебеди» (акварель и фломастеры)


    «Дюймовочка» (фломастеры)


    Рисунок «Водяной» (акварель)


    Рисунок «Маша и медведь» (цветные карандаши)


    Рисунок «Под грибом» (фломастеры)


    Рисунок «Яблоко» (цветные карандаши)

    Нетрадиционные техники:

    • Пальчиковый рисунок — старшие дошкольники самостоятельно определяются с выбором темы для рисования, используя пальчиковые приёмы в комбинации с традиционными техниками.
    • Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек. Шестилетние дети наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, затем дорисовывают контуры фигуры, прорисовывают детали.
    • Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, которое наносится на предварительно смоченный лист бумаги.
    • Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка с помощью цветного песка создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
    • Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками или восковой свечой на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или нескольких цветовых оттенков.
    • Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
    • Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей с ластиком на конце или кисти.
    • Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп и трафарет (поролоновый тампон, деревянные штампы, из овощей, фруктов, бросового материала и т. д.).
    • Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность).
    • Граттаж — процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками.

    Детские работы в нетрадиционных техниках (фотогалерея)


    «Лиса и колобок» (тычок)


    Рисунок «Царевна лебедь» (пуантилизм)


    Оформление голубого лепестка (рисование ватными палочками), зелёного (тычок)


    Оформление солнышка (пластинография), синего лепестка (граттаж) и фиолетового (проступающий рисунок, рисование свечой)


    Рисунок «Царевна лебедь» (пуантилизм)


    Рисунок «Царевна лебедь» (рисование солью)


    «Жар-птица» (отпечаток листьев и рисование ладошками)


    Рисунок «Сеньор дождик» (рисование по мокрому)


    Оформление красного лепестка в технике фактурного рисунка (подложить сеточку и заштриховать красным карандашом), оранжевой морской звезды (рисование солью)


    Рисунок «Винни-Пух с его друзья» (рисование цветным песком)

    Конспект занятия «Моя любимая сказка» в старшей группе

    Занятия по рисованию в старшей группе проводятся в половине дня раз, в неделю. Согласно нормам СанПиН его продолжительность не должна превышать 25 минут. Основные этапы деятельности перемежаются физкультминутками, играми малой и средней подвижности, дыхательной или психогимнастикой. Это здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить положительный эмоциональных фон в детском коллективе, а также предупредить умственное и физическое перенапряжение.

    На занятии по рисованию дети обязательно должны разминаться

    Занятие по рисованию выстраивается по схеме:

    • Организационный момент — 1 минута.
    • Информационно-ознакомительный этап — 4–5 минут.
    • Практическая работа: объяснение задания, рассматривание и обсуждение образца — 2–3 минуты,
    • самостоятельная работа детей — 14–16 минут.
  • Рефлексия (показ и обсуждение работ/занятия в целом) — 2 минуты.
  • Показ и обсуждение работ — обязательный этап занятия по рисованию

    Занятия для дошкольников должны мотивировать детей к исследованиям, развитию умений и проявлению таланта. Да, дети любят рисовать, но и любимое занятие может наскучить, если оно не увлекает. Поэтому информационно-ознакомительный этап занятия «Моя любимая сказка» рекомендуется направить на мотивацию к созданию рисунков.

    Грустно, но факт. Иногда занятия с дошкольниками похожи на сценку из советского фильма «Мачеха»: «Вот тебе краски, вот тебе альбом. Хоть стой, хоть падай!» Помните, педагогическая задача не только объяснить и научить, но и сохранить устойчивый интерес к творчеству.

    Заинтересовать детей темой занятия можно, например, просмотром презентации

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Форма вводного этапаСодержание
    Изучение выставкиВоспитатель подготавливает выставку декоративных предметов на тему «Сказки»: фигурки, лубок, глиняные и деревянные игрушки, иллюстрации. Ребята рассматривают выставку и отвечают на вопросы:
    • Каких персонажей узнали? Из каких они сказок?
    • Как авторы работ смогли передать характер героев?
    • Кто понравился больше всего?
    Беседа «Герои сказок — какие они?»Ребятам предлагается вспомнить любимые сказки и ответить на вопросы:
    • Кто ваши любимые герои?
    • Какой у них характер?
    • Как вы представляете их внешность?
    • Какие атрибуты соответствуют героям?
    Просмотр или прослушивание сказки (фрагмента)Показать детям отрывок сказки могут воспитанники подготовительной группы или участники театрального кружка. Сюжет сказки в сжатой форме хорошо показать в виде презентации или видеоролика.
    Проблемная ситуацияВ гости к ребятам приходит сказочный герой, допустим, медведь. Он рычит и сокрушается: злой волшебник заколдовал их сказку и звери потерялись в таинственном лесу (показывает ватман с изображением тёмных деревьев и пустого теремка). Дети предлагают варианты решения проблемы и предлагают помочь медведю — нарисовать героев «Теремка».

    Вариантов мотивирующих форм много. Подбирайте то, что интересно конкретной детской аудитории. Среди детей есть визуалы, аудиалы, кинестетики. Сочетайте разнообразные виды подачи материалы. Одних заинтересуют красочные картинки, другие внимательно будут слушать музыкальную сказку. А кто-то, как моя дочка, захочет потрогать игрушки по мотивам сказки и проиграть с ними сценку.

    Появление на занятии сказочного персонажа пробуждает в детях интерес и дарит позитивный настрой

    Таблица: конспект НОД по теме «Моя любимая сказка Колобок» в старшей группе

    АвторКашуба Т. А., д/с №109 Саратовской области
    Задачи
    1. Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всём листе бумаги.
    2. Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции.
    3. Воспитывать умение пользоваться материалами для рисования по желанию; прививать любовь к русским народным сказкам.
    Предварительная работа
    • Чтение сказки,
    • рассматривание иллюстраций.
    Материалы (раздаточные — по количеству детей)
    • Альбомные листы,
    • цветные карандаши,
    • краски,
    • кисти,
    • салфетки,
    • «непроливайки»,
    • иллюстрации к сказке,
    • аудиосказка «Колобок».
    Ход НОДВ.: Все внимательно смотрите, чудо вдруг произойдёт, Если в сказку вы хотите, к вам она сама придёт. Загадывается загадка: Был похож на мяч немножко И катился по дорожкам. Перед волком не дрожал, От медведя убежал, Ото всех он убежал, А к лисе на нос попал Кто это — румяный бок, Ну, конечно…. (колобок). Вывешивается иллюстрация. В.: Правильно! На сметане он мешён, на окошке стужён. Круглый бок, румяный бок покатился колобок. — Катится колобок по дорожке, а навстречу ему кто? Д.: зайчик. В.: с кем ещё колобок встретился в лесу? Д.: с волком, медведем, лисой. (Иллюстрации) В.: давайте вспомним части тела животного (дети перечисляют) . — А как можно отличить одно животное от другого? Д.: по цвету шести, по длине и форме ушей, по хвосту, по мордочке. В.: что за цвет, и какой формы колобок (ответы детей). — Всё было бы хорошо, но встретил колобок лису. А лиса хитрая. Что она сделала? Д.: попросила колобка сесть на носок и спеть песенку ещё разок. Подвижная игра Динамическая пауза «Колобок». В.: Посмотрите на картинки к сказке? Как называются такие изображения в книгах? Д.: иллюстрации. В.: Ребята, хотите стать ненадолго художниками-иллюстраторами? Предлагаю вам пройти за столы и нарисовать иллюстрации к сказке «Колобок». Под прослушивание сказки дети рисуют. В.: замечательные у нас получились иллюстрации. Мы их соберём и сделаем свою книгу.
    Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/12/nod-po-izo-moya-lyubimaya-skazka

    Видео: мультик по мотивам сказки «Колобок»

    В качестве мотивирующего начала занятия по рисованию сказки может выступать просмотр мультфильма. Совет: ищите короткие современные мультики, на 2–3 минуты, краткий пересказ — вот что нужно.

    Организация и проведение занятий

    Богатая тема «Моя любимая сказка» раскрывается в процессе разносторонней педагогической работы, направленной на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Занятия по рисованию могут проводиться как в формате узконаправленных, так и в рамках краткосрочных и долгосрочных проектов по этой тематике («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки народов мира», «Сказки Г. Х. Андерсена», «Сказки Чуковского», «Сказки В. Сутеева» и т. д.).

    Большие сюжетные композиции, которые состоят из нескольких персонажей и предметов, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого тонируется фон, прорисовываются отдельные фигурки, прорабатывается детализация, проводится в небольших подгруппах по 3–4 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, приобретая опыт согласованных действий. В процессе коллективного творчества дети опираются на заданное воспитателем условие или свободный замысел, совершенствуя социальные навыки взаимопонимания и товарищества.

    Рождественская сказка — работа с элементами аппликации и пластинографии

    Важно сформировать у детей понимание правильной последовательности этапов работы по созданию коллективной сюжетной композиции или коллажа:

    • сделать фоновый рисунок, разделённый линией горизонта;
    • нарисовать объекты второго плана (деревья, солнышко, облака, цветы и т. д.);
    • прорисовать или разместить заранее подготовленные и вырезанные силуэты сказочных героев.

      Рисунок Жар-птицы — каждый ребёнок разрисовывывает своё перо, затем все вместе собирают пышный хвост сказочной птицы

    Схема занятия

    В старшей группе проводится одно занятие по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для нейтрализации психологического и умственного напряжения, а также и профилактики физической усталости детей.

    1. Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки или литературного произведения, но и просмотром картинок, слайд шоу, фрагмента фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к сказочному сюжету, изучение характеров главных героев и последовательности событий. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной игры, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность.
    2. Практическая часть — воспитатель поясняет последовательность создания композиции и прорисовки главных героев с опорой на схему (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ картины или образца, подготовленного воспитателем, не должны использоваться для срисовывания, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения. Работа производится с натуры (игрушка) или на основе свободного замысла детей, основные приёмы уже освоены, поэтому не требуют дополнительного показа.
    3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут).
    4. Заключительная часть — анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

    Схемы рисования сказочных героев (фотогалерея)


    Принцесса


    Клоун


    Мишка


    Ведьма


    Коза


    Снегурочка


    Последовательность создания иллюстрации к сказке о Колобке


    Заяц и колобок Избушка


    Колобок Пятачок Винни-Пух

    Конспект занятия на тему «Путешествие в сказку» (автор Т. А. Сосик)

    Цели: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках. Задачи:
    • закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении;
    • развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел;
    • учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями;
    • учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.

    Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам. Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам». 1. Организационный этап. Воспитатель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой В мире много разных сказок Грустных и смешных, Но прожить на свете нам нельзя без них. В сказке может все случиться, Наши сказки впереди, Сказка в двери постучится – Скажет гостья: «Заходи». Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы — вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ). Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам». – Молодцы! – Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф. 2. Практическая часть. Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своём роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно. Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно! Ну, а теперь за работу. 3. Самостоятельная работа. Дети рисуют. 4. Подведение итогов. После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте — дети рассматривают их и рассказывают какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они.

    Порядок выполнения рисунков

    Дети рисуют на тему «Моя любимая сказка» карандашами и красками. На занятии в старшей группе рекомендуется отрабатывать умение делать набросок — классические техники рисования опираются на него.

    Поэтапное рисование по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок»

    1. Рисование карандашного наброска: голова и туловище зайца в виде геометрических фигур.
      Рисование наброска развивает мышление: ребёнок видит формы внутри объекта
    2. Штриховка внутри контуров.
      Напоминайте детям, что линии штриховки должны быть в одном направлении
    3. Растушёвка. Необязательный этап, но ознакомиться с этим приёмом рисования детям следует.
      Чтобы работа была аккуратной, при растушёвке нельзя выходить пальчиком за границы изображения
    4. Прорисовка контуров и мелких деталей. Используется тот же простой карандаш, но рисовать нужно с усиленным нажимом.
      Способность определять необходимую степень нажима на карандаш приходит со временем, важна тренировка
    5. Прорисовка деталей: ушки, лицо.
      Зайчик — положительный персонаж сказки, потому и лицо у него доброе
    6. Рисование атрибута персонажа. Это может быть усложнённым заданием для одарённых детей.
      На готовом рисунке зайчик изображён с мешком яблок для своих родных

    Поэтапное рисование по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

    1. Карандашный набросок можно сделать для фигуры в движении. Например, Серая Шейка взмахнула крыльями.
      Для наброска фигуры в движении перед глазами ребёнка должна находиться статуэтка в подобной позе или он сам пробует принять такое положение
    2. Закрашивание цветными карандашами. Направление штриховки изменяется на различных частях объекта.
      Цветными карандашами закрашивать нужно предельно внимательно: лишнее за контуром не стереть ластиком
    3. Обводка простым или чёрным карандашом, дополнение мелкими деталями (перья, глаз).
      Пусть дети обводят рисунок карандашом для практики в силе нажима
    4. Цветными карандашами рисуются предметы второго плана. Например, пруд, камыш, берег.
      Цветные карандаши — отличный материал для создания сказочной иллюстрации

    Поэтапное рисование по мотивам сказки «Колобок»

    1. Тонирование бумаги акварелью — в один цвет.
      Тонировать бумагу модно как кистью, так и губкой — предложите ребёнку выбор инструментов
    2. Обозначение земли и неба на листе — провести широкие полосы или отпечатать в технике монотипия по сырой акварели.
      Детали рисуются тонкой кисточкой

    Поэтапное рисование по мотивам сказки «Репка»

    1. Обозначение на бумаги линии горизонта. Заливка фона — небо и земля. Педагог показывает на примере пейзажных фотографий, что удачно выстраивается композиция, где полоска земли уже небесного пространства.
      Ребятам предстоит подумать, основной ли Репка персонаж сказки
    2. Рисование животного персонажа из сказки: собаки, кошки или мышки.

      Индивидуализировать задание можно: выбором персонажа и возможностью нарисовать его атрибут. Например, для Жучки — будка, кошке — миска молока, мышке — колосок.

      Таким образом, репка — обязательный объект для сказочной композиции, но располагаться может на втором плане

    Фотогалерея: примеры готовых работ

    Карандашные рисунки даются детям непросто, но смотрятся они восхитительно Рисование по сказке «Три медведя» развивает у детей чувство пропорции: мишки разных размеров Нарисовать иллюстрацию к сказке — усложнённое задание Работа для выставки или конкурса: есть фон, второй план и детали Дети шестого года жизни увлекаются детализацией фона Рисование персонажей людей или «очеловеченных» животных можно организовать с использованием трафаретов

    Видео: «Рисуем с Павликом Колобка из сказки»

    Это видео — наглядная демонстрация того, как ребёнок учится воспроизводить образец. Взрослый показывает геометрические фигуры и идеальные элементы. У ребёнка получается похоже, но далеко не так ровно и аккуратно. Помните, детей необходимо хвалить за старание. Их рисунки никогда не будут такими, как схемы и образцы. Но они точно будут уникальны и неповторимы.

    Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Моя любимая сказка «Колобок»

    Ольга Молодькова

    Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Моя любимая сказка «Колобок»

    Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Моя любимая сказка «Колобок»

    Учить передавать в рисунке образ и характер сказочного героя.

    1. Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всём листе бумаги.

    2. Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции.

    3. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

    Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

    Методы и приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций, практический)

    .

    Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма, выбор любимого сюжета в сказке (для рисования)

    .

    Материал: альбомный лист, простые карандаши, краски, кисти, салфетки, «непроливайки»

    . Иллюстрации к
    сказке, презентация по сказке.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]