Национальная народная игрушка это наследие наших предков, переданное нам через ремесленные навыки мастеров прошлого. Это уникальное сочетание народного, декоративно-прикладного и художественного творчества.
Игрушки обычно имеют отличие по своему типу, из каких материалов они сделаны и как они изготовляются. Очень важным можно считать тот факт, что игрушка прямо связано с хозяйственно-бытовой и трудовой детальностью человека, с религиозными обычаями и обрядами.
Фигурки людей, животных и предметов является частью воспитательного процесса и социальной адаптации к жизни детей.
Символика русских народных поделок
Наша игрушка не только красочна, а её образы радуют, и детвору и взрослых, но и несет символичность. В изготовленных из глины или дерева поделки живых существ или предметов заложен смысл. Каждая фигурка несёт свою информацию из прошлого:
- Петух – символизирует солнечный свет. Видимо потому, что эта птица раньше всех просыпается и сообщает миру о приходе нового дня.
- Коза – символ плодородия и неприхотливости.
- Коромысло – символ баланса в семье. А так как коромыслом носили воду в основном представители женского пола (девочки, девушки, женщины, бабушки) то за семейным балансом или ладом должна была отвечать хозяйка дома.
- Топор – это символ защиты от болезней и других неприятностей.
Предварительный просмотр:
«Значение и наполняемость ИЗО уголка в группах.
Оформление и хранение детских работ»
(воспитатель, Яралян Ева Врежовна)
Слайд №2: Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.
Слайд №3: Современное оформление уголка изобразительного искусства в детском саду может состоять из оформления выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами, наглядными пособиями, красочными рисунками и тематическими атрибутами непосредственно в группе.
Рассмотрим сначала оформление уголка в группе.
Слайд №4: Самое главное, чтобы уголок изо-деятельности, развивающая среда в детском саду была размещена в наглядном, оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Важно, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным, творческим материалам Обязательное условие — высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое и расширенное использование организованного пространства уголка.
Слайд №5: ИЗО уголки в детском саду помогают создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов, соотнесении понятий «предмет-цвет» и т.д.
Слайд №6-13: Рекомендуется, что бы в уголке располагался столик с крышкой или мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, в общем все, что будет способствовать художественному развитию ребенка. Материалы, по возможности, лучше разместить в шкафу или специальной тумбочке.
Слайд №14-15: В уголке также для наглядности следует поместить репродукции, картины, портреты художников, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома). Там же необходимо расположить различные дидактические игры для знакомства деток с различными направлениями и жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками.
Слайд №16: Воспитателю необходимо познакомить детей с уголком изобразительного искусства:
1. Рассказать о его устройстве и непосредственном назначением,
2. Приучить детей рассматривать картинки, творческие материалы и прочие атрибуты только там;
3. Сообщить детям правила, которые нужно соблюдать, относительно изо-уголка:
Брать альбомы, репродукции, портреты только чистыми руками;
Перелистывать осторожно;
Не рвать, не мять, не использовать для игр;
После того как посмотрел, всегда класть книгу, картину на место.
Слайд 17: Прежде, чем приступать к оформлению, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности в оформлении.
Слайд № 18-19: Подведем итоги: основными и важными условиями оформления изо-уголков для всех групп детского сада являются:
1. Оптимальное расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность, безопасность;
2. Использование ноток «детской руки» в оформлении;
3. Наличие произведений искусства, соблюдение возрастных требований;
4. Наличие изобразительного материала: разнообразие, возрастные требования, доступность;
5. Наличие оборудования для рисования, лепки, аппликации;
6. Не пренебрегайте работой с цветом, с линиями;
7. Использование различных техник изобразительного творчества, композиций;
8. Присутствие народно-прикладного искусства;
9. Демонстрация различных жанров живописи, образцов из глины; предметов художественного ручного труда;
10 Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития — перспективные планы.
Слайд № 20: Оформление уголка может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное — зависит от творческих способностей и фантазии педагога дошкольного образования .
Рассмотрим вопрос оформления и хранения работ детей.
Слайд № 21-26: С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей выставки детских работ следует оформлять в раздевалке или же в непосредственной близости от выхода из группового помещения. Варианты оформления могут быть самыми разнообразными. Например, можно предложить вариант, когда поделки демонстрируются на стенде, возможно с дорожками из лески, на которую при помощи скрепок и других подручных материалов вешаются рисунки.
Лариса Савчук
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности
. В новом учебном году мы со
своими
воспитанниками переехали в новую группу и так, как это произошло только 10 сентября и учебный год уже начался, нужно было срочно
оформлять
игровые и учебные зоны. Долго думать, что-то мастерить особенное не было времени, и свой
уголок ИЗО пришлось оформлять на скорую руку
, за считанные дни. И вот результат.
Из цветных самоклеящихся обоев вырезала картинки : радугу, солнышко, палитру и др.
Из плотной прозрачной плёнки и самоклеящихся обоев сделала весёлые кляксы. Идею изготовления клякс позаимствовала у
Игрушки из дерева
Игрушки выпиленные, выстроганные или собранные из разных элементов лучше всего из твёрдых пород деревьев:
- яблоня,
- груша,
- дуб,
- берёза,
- сосна (любые хвойные).
Кроме измерительных инструментов и карандаша потребуются:
- ножовка,
- рубанок,
- молоток,
- отвёртки,
- клеевой пистолет.
Для соединения элементов конструкции потребуются:
- гвозди,
- шурупы,
- столярный клей,
- силиконовый клей.
Если поделки изготовляются с помощью резки, то здесь потребуются мягкие сорта деревьев. Липа — это прекрасное дерево для резки. Для такой работы будут необходимы инструменты для резьбы по дереву:
- нож,
- стамески прямые и полукруглые,
- штихели (узкая полукруглая стамеска).
Где оформить уголок – выставку и что нужно учесть?
Традиционно оформление изо уголка в детском саду может состоять из нескольких составных частей: оформление выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами и наглядными пособиями в группой комнате. Однако специалисты считают оптимальным организацию изостудии в отдельном помещении, либо использование временно свободных – раздевалки, зала, коридора и так далее.
Наше творчество
Развивающая среда в изобразительной деятельности размещается в любом удобном для детей месте. Важно, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным материалам, наглядности. Обязательным условием является высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое использование пространства дошкольного и . Выставку детских работ чаще всего оформляют в раздевалке или недалеко от выхода из группового помещения с целью знакомства родителей с творчеством своих малышей. Оформляется она в виде стенда, чаще всего с дорожками из лески, на которой при помощи скрепок вешаются рисунки.
Глиняная игрушка
Для работы с этим материалом надо разобраться, какая глина бывает, а её два вида: горная и полимерная.
Горная или натуральна глина, имеет несколько цветов в зависимости от наличия железа, минералов и солей:
- Красная. Отлично держит температуру. В природе имеет коричневый цвет с зеленоватым отливом.
- Голубая. В её составе много минералов и солей. Очень хорошее косметическое средство.
- Белая. Самая доступная из натуральных глин. В природе имеет грязный темно-серый цвет. Приобретает белый цвет после обжига.
Искусственный материал для лепки — полимерный. Он имеет очень важный для себя свойства: термостойкость и пластичность.
Такого типа технологически новый материал может требовать обжига после лепки, может иметь свойства затвердевать самостоятельно.
Для работы с этим интересным продуктом могут понадобиться следующие аксессуары:
- Устойчивый и ровный стол.
- Тряпка для вытирания рук.
- Перчатки, если вдруг придётся самостоятельно замешивать глину.
- Фартук.
- Небольшой нож: канцелярский или перочинный.
- Формочки для нанесения узоров. Они могут быть не только фабричного производства, но и быть изготовлены из подручных средств.
- «Наждачка» от нулёвки до пятёрки.
- Скалка для раскатки глины. Она найдётся у любой хозяйки.
- Декорирующие средства.
Уголок творчества для детей старшего дошкольного возрастастатья (старшая группа)
ГБДОУ детский сад № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Старший воспитатель
Тушевская Ольга Валентиновна
«Уголок творчества»
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
При создании «уголка творчества» решаются следующие задачи:
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта
- Создавать условия для творческого самовыражения
- Создавать условия для проявления познавательной активности детей
- Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки
«Уголок творчества» в старшей группе может быть создан под девизом «Чувствовать – Познавать – Творить». В нем представлено:
Материалы для художественно-эстетической деятельности, их разнообразие:
- Краски (акварель, гуашь), пластилин, карандаши, восковые мелки, цветная бумага разного формата и текстуры , картон, кисточки (белка или колонок) тонкие, средние и толстые; тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки-непроливайки для воды, материалы для лепки.
- Мольберт
- Литература по искусству, открытки и альбомы для рассматривания. Репродукции, картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и другие).
- Различные дидактические игры по ознакомлению: с жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками.
- Природный и бросовый материал
- Музыкальные инструменты, игрушки, технические средства
- Игры и атрибуты для театрализации. Это не только материалы, характерные для театра (ширма, куклы, костюмы и так далее), но и некоторые материалы по ознакомлению с окружающим, художественной литературой. Здесь же расположены «театры» и персонажи, выполненные самими детьми на занятиях по изобразительной деятельности. Театрализация включает: настольный театр, наборы кукол, костюмы, книги, материалы для декораций.
Материалы для познавательной деятельности
- Календари природы, коллекции
- Материалы для сенсорного образования
- Наглядный материал, игры, пособия для ознакомления с окружающим миром
- Художественная и энциклопедическая литература
- Дидактические и развивающие игры
- Развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций
- Стол для экспериментирования с водой и песком
«Уголок творчества» находится в хорошо освещенном и доступном месте, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, исследуют, преображаются в героев сказок. Он является местом для саморазвития детей. В группе в «Уголке творчества» соединены разнообразные виды деятельности: рисование, лепка, знакомство с музыкальными инструментами, театрализация, исследовательская и экспериментальная, работа с природным материалом, знакомство с литературой.
«Уголок творчества» всегда активно работающая зона, способствующая формированию у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок, придумыванию сказок и рассказов, изучению наук .
Уголок творчества в детском саду позволяет создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Дети получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов.
Матрёшка
Эта русская кукла не менее популярна, чем Барби. И сделать ее самостоятельно не составит особого труда.
Из картона
Для изготовления матрёшки из картона потребуется:
- Картон красного цвета.
- Набор разноцветной бумаги.
- Фломастеры.
- Ножницы.
- Клей ПВА или клей-карандаш.
- Простой карандаш.
Делаем заготовку:
- Рисуем заготовку на изнаночной стороне картона и вырезаем её.
- Делаем платок из бумаги жёлтого цвета (или любого другого, какой больше нравится). Для этого заготовку кладём на цветной лист и обводим только верхнюю часть.
- Вырезаем платок, наклеиваем на верхнюю часть матрёшки.
- Вырезаем круг из белой бумаги, накаливаем это круг на верхнюю часть будущей матрёшки. Далее рисуем лицо.
Украшаем матрешку цветочком:
- Вырезаем квадрат из цветной бумаги.
- Складываем его по диагонали несколько раз.
- С помощью ножниц закругляем концы.
- Разворачиваем цветочек и накаливаем на матрёшку.
Берёза из бисера
Для изготовления этой поделки потребуется:
- Бисер зелёного цвета.
- Проволока толщиной от 0,3 мм до 1 мм.
- Нитки.
- Алебастр.
- Клей ПВА.
- Акриловая краска и кисточка.
Выполнения работы.
- На проволоку надеваем бисеринки и закручиваем в петлю. Таких заготовок надо 15 штук.
- Соединяем веточки между собой.
- Формируем ствол.
- Берём любую ёмкость.
- Разбавляем алебастр с клеем и водой в следующей пропорции: 2 ст. ложки алебастра, 1 ст. ложка клея, разбавляем водой, оставляем все на 12 часов.
- Красим этим раствором ветки ствола.
- На белую высохшую краску наносим чёрную.
Тряпичные куклы народной тематики
Для появления такой куклы на свет нам потребуется:
- Ткань размером: сорок на пятнадцать сантиметров (белая, пёстрая и однотонная).
- Небольшая «тряпочка» под фартук десять на восемь сантиметров.
- Пряжа из неё будем делать волосы.
Этапы изготовления куклы:
- Изготовляем тело. На отрез белой ткани укладываем синтепон и сворачиваем ткань пополам.
- Голову. На конце делаем скрутку и закрепляем её нитью.
- Руки. Ткань складываем пополам, завязываем края.
- Скрепляем тело и руки ниткой. Нитью выполняем крестообразный рисунок на груди. Это будет соединять руки и тело. Обматываем ей пояс. Затягиваем нитку.
- Создаём нижнюю юбку. На однотонной ткани формируются складки. Нитками закрепляем юбку. Надеваем юбку на куклу
- Приделываем фартук и пояс. Ткань для фартука привязываем ниткой к лицевой (передней) части куклы.
- Делаем волосы. Пряжу наматываем на плотный картон в несколько слоёв, затем разрезаем пряжу с одного края. Выравниваем пучок и закрепляем его на голове.
Вышеперечисленные примеры это не всё, что есть в традиции изготовления «Русской народной игрушки». Этой статьёй хотелось привлечь как можно больше людей к изучению родных традиций, обрядов и истории России в целом.