Русские народные поделки своими руками: символика и материалы, идеи для творчества и пошаговые мастер-классы

Национальная народная игрушка это наследие наших предков, переданное нам через ремесленные навыки мастеров прошлого. Это уникальное сочетание народного, декоративно-прикладного и художественного творчества.

Игрушки обычно имеют отличие по своему типу, из каких материалов они сделаны и как они изготовляются. Очень важным можно считать тот факт, что игрушка прямо связано с хозяйственно-бытовой и трудовой детальностью человека, с религиозными обычаями и обрядами.

Фигурки людей, животных и предметов является частью воспитательного процесса и социальной адаптации к жизни детей.

Символика русских народных поделок

Наша игрушка не только красочна, а её образы радуют, и детвору и взрослых, но и несет символичность. В изготовленных из глины или дерева поделки живых существ или предметов заложен смысл. Каждая фигурка несёт свою информацию из прошлого:

  • Петух – символизирует солнечный свет. Видимо потому, что эта птица раньше всех просыпается и сообщает миру о приходе нового дня.
  • Коза – символ плодородия и неприхотливости.
  • Коромысло – символ баланса в семье. А так как коромыслом носили воду в основном представители женского пола (девочки, девушки, женщины, бабушки) то за семейным балансом или ладом должна была отвечать хозяйка дома.
  • Топор – это символ защиты от болезней и других неприятностей.

Предварительный просмотр:

«Значение и наполняемость ИЗО уголка в группах.

Оформление и хранение детских работ»

(воспитатель, Яралян Ева Врежовна)

Слайд №2: Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Слайд №3: Современное оформление уголка изобразительного искусства в детском саду может состоять из оформления выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами, наглядными пособиями, красочными рисунками и тематическими атрибутами непосредственно в группе.

Рассмотрим сначала оформление уголка в группе.

Слайд №4: Самое главное, чтобы уголок изо-деятельности, развивающая среда в детском саду была размещена в наглядном, оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Важно, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным, творческим материалам Обязательное условие — высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое и расширенное использование организованного пространства уголка.

Слайд №5: ИЗО уголки в детском саду помогают создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов, соотнесении понятий «предмет-цвет» и т.д.

Слайд №6-13: Рекомендуется, что бы в уголке располагался столик с крышкой или мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, в общем все, что будет способствовать художественному развитию ребенка. Материалы, по возможности, лучше разместить в шкафу или специальной тумбочке.

Слайд №14-15: В уголке также для наглядности следует поместить репродукции, картины, портреты художников, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома). Там же необходимо расположить различные дидактические игры для знакомства деток с различными направлениями и жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками.

Слайд №16: Воспитателю необходимо познакомить детей с уголком изобразительного искусства:

1. Рассказать о его устройстве и непосредственном назначением,

2. Приучить детей рассматривать картинки, творческие материалы и прочие атрибуты только там;

3. Сообщить детям правила, которые нужно соблюдать, относительно изо-уголка:

Брать альбомы, репродукции, портреты только чистыми руками;

Перелистывать осторожно;

Не рвать, не мять, не использовать для игр;

После того как посмотрел, всегда класть книгу, картину на место.

Слайд 17: Прежде, чем приступать к оформлению, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности в оформлении.

Слайд № 18-19: Подведем итоги: основными и важными условиями оформления изо-уголков для всех групп детского сада являются:

1. Оптимальное расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность, безопасность;

2. Использование ноток «детской руки» в оформлении;

3. Наличие произведений искусства, соблюдение возрастных требований;

4. Наличие изобразительного материала: разнообразие, возрастные требования, доступность;

5. Наличие оборудования для рисования, лепки, аппликации;

6. Не пренебрегайте работой с цветом, с линиями;

7. Использование различных техник изобразительного творчества, композиций;

8. Присутствие народно-прикладного искусства;

9. Демонстрация различных жанров живописи, образцов из глины; предметов художественного ручного труда;

10 Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития — перспективные планы.

Слайд № 20: Оформление уголка может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное — зависит от творческих способностей и фантазии педагога дошкольного образования .

Рассмотрим вопрос оформления и хранения работ детей.

Слайд № 21-26: С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей выставки детских работ следует оформлять в раздевалке или же в непосредственной близости от выхода из группового помещения. Варианты оформления могут быть самыми разнообразными. Например, можно предложить вариант, когда поделки демонстрируются на стенде, возможно с дорожками из лески, на которую при помощи скрепок и других подручных материалов вешаются рисунки.

Лариса Савчук

Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности

. В новом учебном году мы со
своими
воспитанниками переехали в новую группу и так, как это произошло только 10 сентября и учебный год уже начался, нужно было срочно
оформлять
игровые и учебные зоны. Долго думать, что-то мастерить особенное не было времени, и свой
уголок ИЗО пришлось оформлять на скорую руку
, за считанные дни. И вот результат.

Из цветных самоклеящихся обоев вырезала картинки : радугу, солнышко, палитру и др.

Из плотной прозрачной плёнки и самоклеящихся обоев сделала весёлые кляксы. Идею изготовления клякс позаимствовала у

Игрушки из дерева

Игрушки выпиленные, выстроганные или собранные из разных элементов лучше всего из твёрдых пород деревьев:

  • яблоня,
  • груша,
  • дуб,
  • берёза,
  • сосна (любые хвойные).

Кроме измерительных инструментов и карандаша потребуются:

  • ножовка,
  • рубанок,
  • молоток,
  • отвёртки,
  • клеевой пистолет.

Для соединения элементов конструкции потребуются:

  • гвозди,
  • шурупы,
  • столярный клей,
  • силиконовый клей.

Если поделки изготовляются с помощью резки, то здесь потребуются мягкие сорта деревьев. Липа — это прекрасное дерево для резки. Для такой работы будут необходимы инструменты для резьбы по дереву:

  • нож,
  • стамески прямые и полукруглые,
  • штихели (узкая полукруглая стамеска).

Где оформить уголок – выставку и что нужно учесть?

Традиционно оформление изо уголка в детском саду может состоять из нескольких составных частей: оформление выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами и наглядными пособиями в группой комнате. Однако специалисты считают оптимальным организацию изостудии в отдельном помещении, либо использование временно свободных – раздевалки, зала, коридора и так далее.

Наше творчество

Развивающая среда в изобразительной деятельности размещается в любом удобном для детей месте. Важно, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным материалам, наглядности. Обязательным условием является высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое использование пространства дошкольного и . Выставку детских работ чаще всего оформляют в раздевалке или недалеко от выхода из группового помещения с целью знакомства родителей с творчеством своих малышей. Оформляется она в виде стенда, чаще всего с дорожками из лески, на которой при помощи скрепок вешаются рисунки.

Глиняная игрушка

Для работы с этим материалом надо разобраться, какая глина бывает, а её два вида: горная и полимерная.

Горная или натуральна глина, имеет несколько цветов в зависимости от наличия железа, минералов и солей:

  • Красная. Отлично держит температуру. В природе имеет коричневый цвет с зеленоватым отливом.
  • Голубая. В её составе много минералов и солей. Очень хорошее косметическое средство.
  • Белая. Самая доступная из натуральных глин. В природе имеет грязный темно-серый цвет. Приобретает белый цвет после обжига.

Искусственный материал для лепки — полимерный. Он имеет очень важный для себя свойства: термостойкость и пластичность.

Такого типа технологически новый материал может требовать обжига после лепки, может иметь свойства затвердевать самостоятельно.

Для работы с этим интересным продуктом могут понадобиться следующие аксессуары:

  • Устойчивый и ровный стол.
  • Тряпка для вытирания рук.
  • Перчатки, если вдруг придётся самостоятельно замешивать глину.
  • Фартук.
  • Небольшой нож: канцелярский или перочинный.
  • Формочки для нанесения узоров. Они могут быть не только фабричного производства, но и быть изготовлены из подручных средств.
  • «Наждачка» от нулёвки до пятёрки.
  • Скалка для раскатки глины. Она найдётся у любой хозяйки.
  • Декорирующие средства.

Уголок творчества для детей старшего дошкольного возрастастатья (старшая группа)

ГБДОУ детский сад № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Старший воспитатель

Тушевская Ольга Валентиновна

«Уголок творчества»

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

При создании «уголка творчества» решаются следующие задачи:

  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта
  • Создавать условия для творческого самовыражения
  • Создавать условия для проявления познавательной активности детей
  • Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки

«Уголок творчества» в старшей группе может быть создан под девизом «Чувствовать – Познавать – Творить». В нем представлено:

Материалы для художественно-эстетической деятельности, их разнообразие:

  • Краски (акварель, гуашь), пластилин, карандаши, восковые мелки, цветная бумага разного формата и текстуры , картон, кисточки (белка или колонок) тонкие, средние и толстые; тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки-непроливайки для воды, материалы для лепки.
  • Мольберт
  • Литература по искусству, открытки и альбомы для рассматривания. Репродукции, картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и другие).
  • Различные дидактические игры по ознакомлению: с жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками.
  • Природный и бросовый материал
  • Музыкальные инструменты, игрушки, технические средства
  • Игры и атрибуты для театрализации. Это не только материалы, характерные для театра (ширма, куклы, костюмы и так далее), но и некоторые материалы по ознакомлению с окружающим, художественной литературой. Здесь же расположены «театры» и персонажи, выполненные самими детьми на занятиях по изобразительной деятельности. Театрализация включает: настольный театр, наборы кукол, костюмы, книги, материалы для декораций.

Материалы для познавательной деятельности

  • Календари природы, коллекции
  • Материалы для сенсорного образования
  • Наглядный материал, игры, пособия для ознакомления с окружающим миром
  • Художественная и энциклопедическая литература
  • Дидактические и развивающие игры
  • Развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций
  • Стол для экспериментирования с водой и песком

«Уголок творчества» находится в хорошо освещенном и доступном месте, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, исследуют, преображаются в героев сказок. Он является местом для саморазвития детей. В группе в «Уголке творчества» соединены разнообразные виды деятельности: рисование, лепка, знакомство с музыкальными инструментами, театрализация, исследовательская и экспериментальная, работа с природным материалом, знакомство с литературой.

«Уголок творчества» всегда активно работающая зона, способствующая формированию у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок, придумыванию сказок и рассказов, изучению наук .

Уголок творчества в детском саду позволяет создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Дети получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов.

Матрёшка

Эта русская кукла не менее популярна, чем Барби. И сделать ее самостоятельно не составит особого труда.

Из картона

Для изготовления матрёшки из картона потребуется:

  • Картон красного цвета.
  • Набор разноцветной бумаги.
  • Фломастеры.
  • Ножницы.
  • Клей ПВА или клей-карандаш.
  • Простой карандаш.

Делаем заготовку:

  1. Рисуем заготовку на изнаночной стороне картона и вырезаем её.
  2. Делаем платок из бумаги жёлтого цвета (или любого другого, какой больше нравится). Для этого заготовку кладём на цветной лист и обводим только верхнюю часть.
  3. Вырезаем платок, наклеиваем на верхнюю часть матрёшки.
  4. Вырезаем круг из белой бумаги, накаливаем это круг на верхнюю часть будущей матрёшки. Далее рисуем лицо.

Украшаем матрешку цветочком:

  1. Вырезаем квадрат из цветной бумаги.
  2. Складываем его по диагонали несколько раз.
  3. С помощью ножниц закругляем концы.
  4. Разворачиваем цветочек и накаливаем на матрёшку.

Берёза из бисера

Для изготовления этой поделки потребуется:

  • Бисер зелёного цвета.
  • Проволока толщиной от 0,3 мм до 1 мм.
  • Нитки.
  • Алебастр.
  • Клей ПВА.
  • Акриловая краска и кисточка.

Выполнения работы.

  1. На проволоку надеваем бисеринки и закручиваем в петлю. Таких заготовок надо 15 штук.
  2. Соединяем веточки между собой.
  3. Формируем ствол.
  4. Берём любую ёмкость.
  5. Разбавляем алебастр с клеем и водой в следующей пропорции: 2 ст. ложки алебастра, 1 ст. ложка клея, разбавляем водой, оставляем все на 12 часов.
  6. Красим этим раствором ветки ствола.
  7. На белую высохшую краску наносим чёрную.

Тряпичные куклы народной тематики

Для появления такой куклы на свет нам потребуется:

  • Ткань размером: сорок на пятнадцать сантиметров (белая, пёстрая и однотонная).
  • Небольшая «тряпочка» под фартук десять на восемь сантиметров.
  • Пряжа из неё будем делать волосы.

Этапы изготовления куклы:

  1. Изготовляем тело. На отрез белой ткани укладываем синтепон и сворачиваем ткань пополам.
  2. Голову. На конце делаем скрутку и закрепляем её нитью.
  3. Руки. Ткань складываем пополам, завязываем края.
  4. Скрепляем тело и руки ниткой. Нитью выполняем крестообразный рисунок на груди. Это будет соединять руки и тело. Обматываем ей пояс. Затягиваем нитку.
  5. Создаём нижнюю юбку. На однотонной ткани формируются складки. Нитками закрепляем юбку. Надеваем юбку на куклу
  6. Приделываем фартук и пояс. Ткань для фартука привязываем ниткой к лицевой (передней) части куклы.
  7. Делаем волосы. Пряжу наматываем на плотный картон в несколько слоёв, затем разрезаем пряжу с одного края. Выравниваем пучок и закрепляем его на голове.


Вышеперечисленные примеры это не всё, что есть в традиции изготовления «Русской народной игрушки». Этой статьёй хотелось привлечь как можно больше людей к изучению родных традиций, обрядов и истории России в целом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]