Наталья Леванова
Конспект занятия с песком (средняя группа)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Материал к занятию:
Большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки, лупы, трубочки для коктейля,
Конспект НОД в средней группе ДОУ по экспериментированию с песком
Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Песочная страна — страна чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно — экспериментальной деятельности с песком. Программные задачи: Образовательные:
— формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности; — знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму; — расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни; — учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка; — развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь); — активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь; — развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
— воспитывать любознательность; — воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности; — воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни. Предметно-пространственная среда — макет «Обитатели пустыни» — выставка иллюстраций «Песок и его свойства»; — алгори; — мини — лаборатория для экспериментирования с песком; — ноутбук, проектор — оборудование и материал для продуктивной деятельности детей. Материалы и оборудование: • Для воспитателя: игровой персонаж — мудрая Черепаха, музыкальное сопровождение, презентация «Человек и песок», мультфильм «Львёнок и черепаха» • Для детей: бассейн с сухим песком, ящик с сухим песком и игрушками- обитателями пустыни, песочный стол, песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, подносы, клей, кисти для клея, подставки для кисточек, ложки, лупы (по количеству детей), формы для куличей, подносы для куличей, мешочки с песком. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная. Используемые современные образовательные технологии: — игровые; — проблемные; — ИКТ; — исследовательская; — личностно – ориентированные; — здоровьесберегающие. Ожидаемые результаты — проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности; — активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования; — может использовать в речи новые слова и выражения: лупа, опыты, песчинки, сыпучий.
Ход НОД:
1. Мотивационная (вводная часть). Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. Воспитатель: Ребята! А вы любите смотреть мультфильмы? Давайте сейчас посмотрим отрывок из знакомого нам мультфильма. (Показ отрывка м/ф «Львёнок и черепаха» 2. Постановка проблемно — игровой ситуации. Воспитатель: Понравился мультфильм? Как вы думаете, какое было настроение у героев мультфильма? Почему они были весёлые и радостные? Что же это за песок? Давайте узнаем, как можно больше о нём. 3. Сюрпризный момент Воспитатель: А к нам пришла Мудрая черепаха из этого мультфильма. Она приглашает нас в свою родную, удивительную, полную чудес Песчаную страну. Черепаха поможет нам разобраться, что же такое песок, зачем он нужен, каковы его свойства. Хотите отправиться в путешествие? 4. Правила обращения с песком. Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране?(ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком») — Песочек не любит, когда его берут в рот. — Песочек не любит, когда бросаются им в других детей. — Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети. — Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы. — Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой. — Сможем мы выполнить правила Песочной страны? Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. Итак! Мы отправимся в песочную страну – страну чудес! А Мудрая черепаха покажет нам дорогу. Давайте пойдем за ней следом по волшебной дорожке с препятствиями (ходьба между мешочками с песком) — По дорожке мы пойдем и в песочную страну придём. 5. Игра с песком «Приветствие песка» Подошли к бассейну с песком. Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия. Воспитатель: 1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый) 2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку! 3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.) 4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» — пальчики идут переваливаясь. 5) «Ползут змейки» — пальчики делают поверхность песка волнистой. Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком? Воспитатель: Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой) Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой. 6. Просмотр презентации «Человек и песок» Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, Мудрая черепаха приглашает нас в телезал посмотреть на волшебный экран, который покажет зачем нужен песок и где его применяют. (Презентация «Человек и песок») 7. Игра с песком «Найди животное в песке» Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным? Д: Да. Воспитатель: Правильно. Животные прячутся в песке от жары. И сейчас мы с вами найдём жителей Песчаной страны, которые спрятались в песке и создадим макет Песчаной страны. 8. Динамическая пауза Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами — песчинки. «Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны (звучит вальс и дети имитируют полет) Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю. Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул. Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеялись (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) Вокруг себя обернись и в детишек превратись» 9. Проведение экспериментов с песком Воспитатель: Мудрая черепаха сказала, что в песочной стране есть интересный клуб для детей «Хочу все знать». Отправляемся в клуб! Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты. Опыт 1. «Из чего состоит песок» Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите? Дети: Песчинки. Воспитатель: Песок состоит из маленьких песчинок. Опыт 2. «Сыпучесть песка». Воспитатель: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте на поднос. Что делает песок? Дети: Сыпется. Воспитатель: Легко ли сыплется песок (легко) -Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) . -А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) . Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться? А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит? Дети: Песок движется. (Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка) 10.Пальчиковая игра Наши добрые ладошки Все умеют, хоть мы – крошки. Могут рисовать, лепить и узоры выводить, Клеить, вырезать, играть, Хлопать, даже танцевать! Крепко их сейчас сожмем, Творить добрые дела начнём! 11. Рисование на песке «Оживим Песочную страну» Воспитатель: Ребята, еще на песочке можно рисовать. Подойдём к волшебному столу и оживим песочную страну. Мы с вами нарисуем солнце, радугу, деревья и цветы. 12. Продуктивная деятельность детей по подгруппам. Воспитатель: Мы много узнали о песке, а теперь Мудрая Черепаха приглашает нас в Творческую Мастерскую. На память жителям Песочной страны мы приготовим подарки: испечём куличи и создадим песочные рисунки. Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено? (Мокрый песок, формы для куличей, подносы, салфетки) – для 1 подгруппы (Кисти, клей, цветной картон, сухой песок , подставки под кисти, салфетки ) – для 2 подгруппы. 13. Рефлексия. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные подарки мы сделали своими руками для жителей Песочной страны! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Спасибо Мудрой Черепахе, что пригласила нас в такую удивительную страну. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной: «Спасибо, милый наш песок, Ты нам умнее стать помог. До свидания, песок! До свидания, жители Песочной страны!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе «В гостях у Светофорчика Конспект НОД в средней группе на тему «Новый год» Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе Конспект НОД в средней группе по теме «Воздух» (с элементами развлечения)
Похожие статьи:
Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности в средней группе
Конспект НОД в старшей группе на тему «Чтобы зубки не болели»
Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»
Конспект НОД в средней группе по теме: «Вот и кончилось лето»
Ход занятия:
— Поиграем мы с утра: Заниматься нам пора, но не лепкой и не чтеньем, ждёт нас опыт и игра. Мы сегодня будем с вами проводить опыты.
Отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе, насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брат
И играть (песок)
— Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы детей)
. Давайте с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся,что во время игры:
— песок в рот не берём;
— не трём глаза грязными руками;
— песком не обсыпаемся.
— С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот ни в глаза.
1 ОПЫТ.
-Давайте мы с вами посмотрим из, чего же состоит песок. Поставьте перед собой тарелочки. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком»
.
— Что вы почувствовали? Какой песок?
(ответы детей)
(Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)
— А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа)
.
— Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.
2 ОПЫТ.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок.
— Из чего он состоит? (ответы детей)
(Зёрнышки, камешки)
.
— Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.
— Как выглядят песчинки? (ответы детей)
— Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка).
— Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)
— Чем похожи?
— Чем отличаются? (ответы детей)
3 ОПЫТ.
Возьмите трубочки и осторожно дуньте на песок в тарелочках.
— Что происходит с песком? (ответы детей)
— Они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу.
4 ОПЫТ.
— Ребята, попробуйте что-нибудь слепить из него.
— Что происходит? (ответы детей)
(песок рассыпается)
ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя ничего слепить.
— Ребята, давайте отдохнём, поиграем в игру, а потом продолжим.
— Но сначала, перед игрой мы с вами помоем руки.
Подвижная игра «Песчинки»
(повторяется 2-3 раза)
.
Цель: Знакомить детей с явлениями природы, знать, уметь изображать, двигаться легко и непринужденно, действовать по сигналу.
Как провести «День песка» с детьми
Галина Панычева
Как провести «День песка» с детьми
Чтобы дошкольники не были все время предоставлены сами себе на летних прогулках в детском саду, воспитатели должны планировать, кроме самостоятельных игр детей по интересам, совместную с ними деятельность. Предложите педагогам провести с воспитанниками «День песка»
. В статье – методические подсказки, как это сделать.
«День песка»
– тематический
день, для которого не нужна специальная дата в календаре. Воспитатели могут провести его в любой солнечный день. Традиционно в тематическом дне участвуют все возрастные группы. Однако в данный летний период лучше не объединять детей общими мероприятиями в рамках «Дня песка»
, чтобы не нарушать санитарные требования, и
провести его в каждой группе отдельно. Единой для всех будет цель этого дня – создать у детей радостное настроение.
Чтобы провести «День песка»
, нужно заранее продумать, какие виды детской деятельности включить в план этого дня. Следует предусмотреть разнообразные мероприятия как в групповой комнате, так и на утренней прогулке с учетом возраста воспитанников конкретной группы, чтобы вовлечь в совместную деятельность как можно больше детей. Содержание деятельности с
детьми младшей, средней, старшей, подготовительной групп в рамках «Дня песка»
– в конце статьи.
Цели и задачи «Дня песка»
Цели – создать у детей положительное эмоциональное настроение, развить познавательный интерес к исследовательской деятельности и играм с песком.
Задачи:
• создать условия для исследовательской и творческой деятельности воспитанников с песком;
• познакомить со свойствами песка, рассказать, в каких сферах и как его использует человек;
• совершенствовать коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать друг с другом в процессе игр с песком.
Беседы в группе. Расскажите детям о том, что такое песок и какие он имеет свойства. Напомните о том, какие меры безопасности и правила гигиены нужно соблюдать, когда играешь с песком. Подготовьте презентацию «Песочные творения»
, чтобы рассказать дошкольникам о выставках и конкурсах песочных построек, показать песок в природе – пустыни, барханы.
Рисование на песке. Организуйте в старших группах изобразительную деятельность в непривычном для детей формате – предложите порисовать на песке или с помощью песка. Расскажите, какие есть техники рисования, и покажите, как правильно выполнить рисунок в этих техниках, – см. в конце статьи.
Например, техника отпечатков – одна из наиболее интересных. Она предоставляет простор для творчества и фантазии детей. Дошкольники могут делать отпечатки ладонью, пальцами, использовать различные предметы в зависимости о того, какой рисунок они хотят получить.
Также в одном рисунке можно использовать разные техники вместе и по отдельности – это зависит от выбранного сюжета. Лучше сначала нарисуйте свой рисунок с детьми на листе бумаги, а потом повторите его на песке. На каждом этапе рисования дети смогут вносить изменения и дополнять рисунок. Песочные картины недолговечны, поэтому конечный результат совместной деятельности детей можно сфотографировать.
Сюрпризный момент. На прогулке в «День песка»
организуйте сюрпризный момент. Например, к детям может прийти Песочный человечек – ведущий прогулки. Он расскажет дошкольникам о себе, загадает загадки,
проведет викторину и организует разные виды детской деятельности.
Роль Песочного человечка возьмите на себя – наденьте соответствующие элементы костюма или используйте игрушку и общайтесь с детьми от ее имени.
Опытно-экспериментальная деятельность. Это важная составляющая прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. В «День песка»
проведите «Час чудес»
. Поделите детей на
«фокусников»
и зрителей. Фокусники
проведут опыты и эксперименты и покажут свойства песка. Потом дети могут поменяться ролями и продемонстрировать другие «чудеса»
с
песком. Таким образом, старшие дети поупражняются в умении объяснять и выступать на публике.
Выставка построек из песка. После того как дети оформят свои постройки, они вместе с Песочным человечком осматривают их. Дети представляют свою постройку, показывают, как ее строили, демонстрируют, как с ней можно играть. Песочный человечек фотографирует все постройки для общего фотоальбома, который в последующем дети рассматривают в группе.
Игры с песком. Организуйте в «День песка»
разные виды игр с
песком на прогулке: дидактические, подвижные, игры-эстафеты.
Трудовая деятельность. На вечерней прогулке организуйте трудовую деятельность детей. Предложите им убрать песок с веранды, собрать песок в песочницы.
Чем полезны игры с песком
• побуждают детей экспериментировать и работать самостоятельно;
• обогащают их тактильный опыт;
• активизируют пространственное воображение;
• развивают внимание, память, мышление, мелкую моторику;
• развивают координацию движений;
• развивают творческие способности;
• развивают коммуникативные навыки, умения договариваться, уступать, делиться;
• позитивно влияют на эмоциональное состояние дошкольников;
• учат находить нестандартные решения в процессе работы с песком.
Учитывайте возрастные особенности детей
Летом дети всех возрастов охотно играют с песком. Поэтому на участках всех групп детского сада должны быть созданы условия для игр с песком и водой. Перед тем как проводить «День песка»
,
проверьте, есть ли необходимое оборудование и игровые материалы.
Современная индустрия детских игрушек в настоящее время представляет огромное разнообразие наборов для игр с песком, однако выбирать их нужно с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Например, дети младшего возраста любят копать песок, просеивать его через ситечко, лепить из него с помощью формочек. Эти игры доставляют детям большое удовольствие, помогают познать качества пескаи свойства материала: сухой песок рассыпается, из влажного можно лепить.
От простого манипулирования с песком, лепки пирожков нужно постепенно переводить малышей к лепке тематической, учить их создавать несложный сюжет в играх. Например, дети делают два бугорка из песка и перекрывают их дощечкой – получается мостик. По мостику может пройти маленькая куколка, может проехать машина.
В процессе игры с песком сделайте сами несложную постройку, например домик. Затем предложите воспитанникам украсить ее флажками, соорудить вокруг домика заборчик из веточек или палочек. Чтобы помочь детям организовать сюжетную игру с песочной постройкой, используйте мелкие игрушки (человечков, животных, машин и др.)
. При этом ваша помощь в игре должна быть недирективной, а предложения и подсказки направлены на развитие детского творчества.
Дети среднего возраста уже имеют определенный опыт игровой деятельности и с удовольствием играют в песочном дворике. Их игры постепенно усложняются. Они комбинируют песок с дощечками и кирпичиками, устраивают дома, магазины, тоннель, через который проезжают поезда. В «День песка»
разделите детей на подгруппы и предложите разные темы построек: гараж, сад, зоопарк.Покажите разные приемы: как лепить из влажного
песка, отделять части с помощью приглаживания дощечкой, как придать песку определенную форму.
Старшим дошкольникам интересно создавать сложные постройки, сохранять их и совершенствовать.Такие постройки требуют участия коллектива с распределением ролей: строители, шоферы, доставляющие строительный материал, и т. д. В этих играх задача воспитателя поддерживать самостоятельность и инициативу детей и при необходимости давать советы и показывать новые приемы работы с песком. Также важно мотивировать детей использовать разнообразные игрушки в дополнение к постройке. В конце «Дня песка»
обсудите и проанализируйте с
детьми постройки и конструкции, которые они сделали сами.
Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие зрительной памяти, тактильных ощущений.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть в прятки с маленькими игрушками. Затем игрушки нужно спрятать, используя воронку для песка, совок или просто засыпая игрушки песком из ладоней. Далее педагог просит ребёнка помочь «водящему» в игре и вспомнить, где спрятана, например, лошадка, или кто спрятан в этом холмике и т.д. Если ребёнок неверно находит место, где спрятана игрушка, её необходимо перепрятать.
Игры в песочнице с прозрачным дном
Игра «Подбери пару»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,умения устанавливать закономерности.
Ход игры: В данной игре ребенку предлагается найти связь между парами картинок (мама – детеныш, предмет – форма, животное – чем питается). Ребенку предлагается соединить песочной дорожкой пары картинок.
Игра «Найди картинки»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, памяти.
Ход игры: ребёнку предлагается запомнить, где лежат картинки, заранее расположенные под стеклом, затем спрятать их, засыпав песком (ладошками или специальной трубочкой). Далее ребёнку нужно вспомнить, где лежала картинка, например, с зайкой.
Игры в песочнице с подсветкой
Игра «Песочные дорожки»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,умения устанавливать закономерности
Ход игры: Взрослый начинает выкладывать узор из разноцветных камешков, пуговиц, фасоли, а ребёнок продолжает. Ребёнок может по собственному замыслу выложить дорожку, а взрослый, как бы ему в помощь, продолжает ряд, но с ошибками, а ребёнок должен найти их и исправить.
Игра будет продуктивнее при наличии сюжета, например, дорожка для дрессировщика.
Игра «Что бывает такого цвета?»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,обобщение знаний о сенсорных эталонах.
Ход игры: взрослый просит ребёнка вспомнить, что бывает, например, зелёного цвета. Ребёнок называет несколько предметов и рисует их, пальчиком (кисточкой или специальной трубочкой), при этом включая в песочнице соответствующую подсветку.
Для детей старшей возрастной группы можно предложить следующие игры и упражнения:
Игра «Прогулка»
Цель: развитие квазипространственных представлений.
Ход игры: Педагог побуждает ребёнка выполнять те действия с игрушками в песочнице, которые называет взрослый. Например, звери решили пойти вправо, первым пошёл слон, за ним жираф, потом зебра, попугай. Которым по счёту был попугай, кто был следующий, предыдущий? Дорожка стала широкой и жираф решил пойти справа от зебры, а попугай слева от слона, а обезьяна встала между зеброй и слоном. Кто идёт слева (справа) от жирафа, между слоном и попугаем? И т.д.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: развитие квазипространственных представлений.
Ход игры: Ребенку предлагается найти миниатюрные фигурки, используя описание места, где спрятана игрушка. Например, найди игрушку справа от дерева, игрушка спрятана между ёлкой и камнем.
Игра «Украсим песочный город»
Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения использовать план-схему.
Ход игры: Дети по схеме, заранее приготовленной педагогом, благоустраивают песочный город (выкладывают дорожки, высаживают цветы на клумбы и др.).
Игры в песочнице с прозрачным дном
Игра «Песочные узоры»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку побыть настоящим художником и нарисовать специальным карандашом песочный узор (образец которого лежит под стеклом).
Игра «Соедини точки»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания.
Ход игры: Ребёнок соединяет на листе заданные педагогом фигуры между собой и получает то или иное изображение (квадрат, треугольник и др.).
Игры в песочнице с подсветкой
Игра «Ожившие картинки»
Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, воображения.
Педагог предлагает ребёнку побыть сегодня художником и самому нарисовать картинки, которые потом оживут. Взрослый начинает рассказывать, а ребёнок рисует в песочнице пальцем, ладошкой, гребешком или специальной трубочкой. Если ребёнок затрудняется изобразить то, о чём говорит педагог, то взрослый помогает.
Примерный текст:
На небе появилось ласковое солнышко, оно ярко светило, его длинные лучики расходились далеко-далеко во все стороны (жёлтая подсветка).
Но вдруг налетела огромная синяя туча и скрыла солнце (синяя подсветка), пошёл дождик, сначала мелкий, а потом всё сильнее и сильнее.
Вскоре дождь прекратился и на небе снова появилось солнышко (жёлтая подсветка), его тёплые лучики дотянулись до самой земли и согрели её.
Из земли стали появляться травинки (зелёная подсветка), они тянулись всё выше и выше, а потом расцвели красивые красные цветы, их стало так много, что полянка превратилась с огромное красное покрывало.
А потом настала ночь (выключить подсветку).
А когда облака на небе начали развеиваться (белая подсветка), стало видно огромную белую луну.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают успешными и уверенными в себе взрослыми.
Экспериментируйте, придумывайте новое и интересное, играйте вместе с детьми!
Песочный дождик Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: Песочница. Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песоч-ницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Песочный ветер Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом. Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля. Ход игры: Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Необыкновенные следы Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Оборудование: Песочница. Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
«Подземные жители» («Кроты»)Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Оборудование: Песочница. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Ход игры: Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Песочные прятки Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности. Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки. Ход игры: Первый вариант Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно. Второй вариант Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным. Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям. Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка? Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
« Секреты сухого и мокрого песка» Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним. Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоя-щие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка: «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика. «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгива-тель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок). Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей. Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики» Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
Песочные строители Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки. Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Кто к нам приходил? Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия. Оборудование: Песочница, набор формочек. Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает фор-мочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Узоры на песке (1 вариант) Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.. Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Узоры на песке 2 вар. Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения. Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки. Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?». На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Песочный круг Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Оборудование: Песочница. Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».