Конспект занятия в старшей группе: «Песок — Волшебник»


Опыты с песком

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» — банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» — резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

картотека опытов и экспериментов с песком картотека (старшая группа) на тему

№1.Песчаный конус.

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование:

1. Сухой песок.

2. Поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» — движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

№2. Свойства мокрого песка.

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование:

1. Сухой песок и мокрый песок.

2. 2 подноса.

3. Формочки и совки для песка.

Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

№3. Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Оборудование:

1. Сухой песок и мокрый песок.

2. Сито.

3. Два тазика.

4. Тяжелый стальной брусок.

5. Маркер.

Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

№4. Песок и глина

Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются.

Оборудование:

1. Два стакана: с сухим песком и глиной.

2. Лист бумаги.

3.Палочка.

Опыт: Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется — песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Вывод 1: песок — рыхлый, в отличие от глины.

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче.

Вывод 2: песок — рыхлый, в отличие от глины.

№5. Удивительный песок

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

Оборудование:

1. 2 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с прозрачной водой),

2. лопатка,

3. пластинка,

4. три оргстекла.

Опыт 1: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

Вывод 1: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

Опыт 2: Почему песок тонет?

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

Вывод 2: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

ПЕСОК

СТАРШАЯ ГРУППА

«Свойства песка» Образовательная деятельность по познавательному развитию, подготовительная группа

Автор: Комарова Лидия Антоновна,

воспитатель

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

города Ялуторовска «Детский сад №9»

Образовательная деятельность по познавательному развитию «Свойства песка»

Подготовительная группа

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к объектам природы

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно — следственные связи и делать выводы.
  2. Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах; представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
  3. Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь.

Материалы и оборудование:

Сундучок с предметами песочные часы, стекло, кусок кирпича, камень; презентация по теме, фильм о пустыне; стакан с чистым сухим песком, лупа, два камня на каждого ребёнка, белый лист бумаги, коктейльные трубочки, двухлитровая банка с крышкой в крышке отверстие для трубочки.

Воспитатель: ребята, сегодня в нашем сундучке появились новые предметы. Хотите посмотреть? Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (стекло, песочные часы, кусок кирпича, камень).

Дети: они все сделаны из песка.

Воспитатель: Докажите.

Дети: из песка при большой температуре получается стекло, кирпичи делают из песка.

Воспитатель: а для чего здесь камень?

Дети: предполагают, как камень и песок связаны между собой.

Воспитатель: Проведем опыт «Камень — трение – песок». Перед вами белые листы бумаги, два камня и лупа. Сильно потрите камни друг о друга над белым листом, и посмотрите на лист через лупу. Что вы видите?

Дети: на листе много маленьких песчинок.

Воспитатель: сосчитайте, сколько песчинок.

Дети: много, невозможно сосчитать. (показ слайда, песчинки в увеличении)

Воспитатель: кто трёт камни в природе?

Дети: ветер, вода…

Воспитатель: так и в природе, под воздействием воды, ветра, солнца камни, горы разрушаются до маленьких частичек – песчинок. Какой сделаем вывод?

Дети: при разрушении камня, получается песок.

Воспитатель: где можно встретить песок?

Дети: в песочнице, на дороге, в пустыне. (показ слайда, пустыни)

Воспитатель: как вы думаете, где самое большое скопление песка?

Дети: в пустыне.

Воспитатель: пустыня — огромная территория, где всё покрыто песком.

Проведем еще один опыт «Сухой песок может сыпаться».

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место на лист бумаги. Что происходит?

Дети: Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании, песок движется.

Воспитатель: движение похоже на течение. Почему это происходит?

Дети: песок сыпучий, он сыплется (показ слайда, сыплющегося песка).

Воспитатель: песок может двигаться, почему?

Дети: потому что дует ветер.

Воспитатель: как называются волны из песка?

Дети: барханы.

Воспитатель: попробуем сделать песчаные барханы. Для этого возьмем коктейльные трубочки. Потихоньку выдувайте воздух, создавая при этом волны – барханы из песка (показ слайда, барханов).

Как образуются барханы?

Дети: барханы образуются из-за ветра.

Воспитатель: в пустыне очень часто бывают песчаные бури. Хотите создать такую бурю? Для этого нам понадобится банка с песком. Закроем её крышкой. В крышке сделаем отверстие, вставим коктейльную трубочку. Начинаем сильно дуть в трубочку. Что происходит?

Дети: песок поднимается, летает…

Воспитатель: Вот так под воздействием ветра и происходит песчаная буря. теперь ветер прекратился, посмотрите, что стало с песком?

Дети: получились волны, барханы, дюны. (показ слайда, песчаной бури)

Воспитатель: на какое слово похоже слово пустыня?

Дети: пусто, пустой.

Воспитатель: вы правы, но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни. Каких животных пустыни вы знаете?

Дети: верблюд, варан, змеи, пауки, скорпионы, черепахи…

Воспитатель: расскажите, как некоторые животные приспособились к жизни в пустыне?

Дети: прячутся от жары днём, ночью выползают, у верблюда в горбе запас пищи и воды, черепаха прячется под толстым панцирем. (показ слайда, животных)

Воспитатель: какие растения можно встретить в пустыне?

Дети: кактусы, колючки.

Воспитатель: как растения приспособились к жизни в пустыне?

Дети: длинные корни, колючки вместо листьев. (показ слайда, растений)

Воспитатель: люди могут жить в пустыне?

Дети: нет.

Воспитатель: почему?

Воспитатель: как люди используют песок в быту?

Дети: при строительстве домов, изготовлении посуды, стекла, для игр. (показ слайда, как человек использует в быту песок).

Воспитатель: В какие игры можно играть с песком?

Дети: Рисование на песке, куличики. (показ слайда, игр с песком)

Воспитатель: сегодня мы с вами открыли некоторые тайны песка и пустыни. А помогли нам опыты. Какой опыт вы хотели бы провести еще раз? Что бы вы хотели ещё узнать о пустыне?

Воспитатель: где мы можем об этом узнать?

Дети: в энциклопедии, по телевизору.

Воспитатель: хотите посмотреть фильм о пустыне?

Воспитатель: что еще интересного вы узнали? Какой интересный факт вас удивил?

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/ авт.-сост. В.Ю.Белькович и др. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464с.
  2. https://docplayer.ru/29657800-Konspekt-zanyatiya-po-ekologii-s-elementami-eksperimentirovaniya-pesochnaya-strana-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]