Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников


Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью, нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить, правильно и чётко произносить звуки, связывать между собою слова, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. На формирование целостной картины мира и расширение кругозора, большое влияние оказывает организация предметно-пространственной развивающей среды, то есть необходимо создать условия для самостоятельной речевой деятельности дошкольников. Для решения данного вопроса во всех группах была создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя материальные обьекты деятельности ребенка и возможность функционально моделировать содержание его всестороннего развития. Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программой дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой «От рождения до школы», разработанные на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной , полифункциональной, трансформируемой, доступной, вариативной, безопасной. При создании речевой развивающей среды учитывается: -особенности детей конкретной возрастной группы -уровень речевого развития каждого ребенка -интересы и способности детей «В пустых стенах ребенок не заговорит» Елена Ивановна Тихеева. Насыщая групповое пространство, наши педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы детского сада оснащены игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал. С целью создания условий для стимулирования речевой деятельности и речевого общения в нашем детском саду во всех возрастных группах оформлены центры речевого развития. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. Они включают в себя пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики и многое другое. В свободной игровой деятельности дети самостоятельно занимаются в центре: делают гимнастику для языка, играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы. Одной из форм работы по развитию речи является лэпбук. Лэпбук — это интерактивная папка, которая позволяет пополнять словарь детей ,ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков, формировать грамматические категории, развивать связную речь, совершенствовать мелкую моторику. В любое удобное время ребенок открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Интересным материалом для детей в речевом уголке является игровое пособие «Речевой куб». Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из картона. На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется воспитателем по мере усвоения детьми различных тем. Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба. Содержание и обновление материала в уголке происходит периодически и зависит от темы недели, месяца, лексической темы, традиций и праздников, что соответствует принципу трансформируемости и вариативности предметно-пространственной среды. Согласно принципу полифункциональности в уголке применяются другие составляющие предметной среды группы, как то: ширма для показа кукольных спектаклей, мягкие переносные модули, магнитная доска. Все материалы в уголке находятся в свободном доступе для детей и обеспечивают все основные виды детской активности: игровую, познавательную, творческую, двигательную, коммуникативную), что соответствует принципу доступности. Принцип безопасности реализуется в надежном укреплении всего оборудования уголка и безопасности материалов из которых изготовлены игры и пособия, а также безопасности их использования. Большое влияние на развитие речи оказывают правильно подобранные книги. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и незнакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям, развивает и обогащает речь. Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы чтецов. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию. Для развития речевого творчества во всех возрастных группах организованы уголки театрализованных игр, где находятся различные виды театра. Здесь ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Так же мы используем театр на фланелеграфе, театр на магните, которые предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Совместно с музыкальным руководителем мы ставим с детьми кукольные театральные представления и показываем их для детей младшего возраста. А так же мы ставим театральные постановки сказок для детских утренников и мероприятий с родителями. Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Юный мастер» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому в каждой группе созданы все необходимые условия для проведения подобных игр. С целью развития творческого потенциала педагогов в нашем ДОУ проводятся смотр- конкурсы на лучшее оформление предметно- пространственной среды. С детьми старшей и подготовительной группы мы посещаем детскую библиотеку. После таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями. Важную роль в организации предметно- пространственной среды играет помощь родителей. Ими были изготовлены различные виды театров: вязаный, театр ложек, пальчиковый, шапочки-маски для театрализации, материал для развития мелкой моторики (массажные мячики, прищепки). Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Работая по проблеме речевого развития детей для родителей: • Оформляются информационные стенды в группах ДОУ. • Проводятся консультации и индивидуальные беседы с учителя- логопеда по темам: «Как развивать связную речь», «Учим стихи», «Ребенок и книга», «Роль семьи в воспитании речи детей», «Развиваем речь, играя» и т.д. • Проведен мастер- класс по совместному изготовлению игр и пособий для формирования грамматического строя речи , «Дидактические игры и пособия, развивающие фонематическое восприятие». • Мастер-классы «Использование мнемотехники в развитии речи детей», «Играем с пальчиками- развиваем речь». С целью развития творческого потенциала педагогов в нашем ДОУ проводятся смотр- конкурсы на лучшее оформление предметно- пространственной среды. Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды и со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта, свободному выбору субъекта общения. Возрастает количество речевых контактов между сверстниками, которые возникают спонтанно, по инициативе самих детей. Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.

Предметно-развивающая среда как фактор развития речевой активности ребёнка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 86 комбинированного вида»

Консультация для воспитателей:

«Предметно-развивающая среда как фактор развития речевой активности ребёнка»

/педагогический совет № 2/

Подготовила: воспитатель

1 кв. категории

Мартынова Н. Н.

Саранск 2021 г.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют овладению вне ситуативными формами общения, умению вступать в диалог.

Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде.

Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развитияиндивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

«В пустых стенах ребенок не заговорит» – Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Предметно — развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая средарассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.

Принципы построения развивающей среды в группе.

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии»

, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком
«глаза в глаза»
, способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок
«уединения»
.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]