НОД «Чудеса природы» по экологическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе


Конспект занятия «Введение в экологию»

Тема занятия:
Вводное занятие.Введение в экологию. Что такое экология?
Дата проведения: ______________Время занятия: 45 минут Форма занятия: практическое занятие Форма контроля: Собеседование

Цель: сформировать понятие об экологии как науке о взаимоотношениях в окружающем мире; создать обстановку заинтересованного изучения учащимися экологии. Задачи:познакомить учащихся с понятием «экология»; создать условия для развитие познавательных интересов учащихся; способствовать формированию бережного отношения к природе, положительных качеств личности. Оборудование: текст анкеты, мультимедийный проектор, комнатное растение, экологический конструктор, скотч, листы белой бумаги, вопросы викторины, «веселые и грустные» смайлики.

Предварительная подготовка: провести анкетирование учащихся – участников занятия по вопросам: Что такое экология? Кто такой эколог? Легко ли быть экологом?

Ход занятия: Организационный момент (звучит тихая музыка) Педагог: Я обнял глобус – шар земной, Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги».

Здравствуйте ребята! Вместе со мной вы сегодня узнаете: что изучает наука «экология», кто такой «эколог», что нужно знать и уметь, чтобы стать настоящим экологом-исследователем. Для этого мы отправимся в небольшое путешествие по знаниям об этой науке. Ну что, начинаем!

Изучение нового материала Педагог: Термин «экология» в нашем XXI веке очень часто употребляется в средствах массовой информации. А что это за наука «экология»? Чем она занимается? на этот вопрос я предложила вам ответить перед началом нашего занятия. Какие же ответы я получила?

(Зачитать некоторые ответы на вопросы анкеты) Педагог: На самом деле, экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой. Термин «экология», введенный в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем – сочетание двух греческих слов: «ойкос» — дом, жилище; «логос» — наука, учение. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. А о какой «дом» имел ввиду Эрнст Геккель, давая название новой науке? (ответы учащихся) Дом – это окружающая нас природа. Для одних организмов дом – это крошечный участок среды, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, для других – широкое пространство материков и океанов. Мы с вами тоже жители этого дома. А знаете ли вы наших «соседей»? Сейчас мы это узнаем из ваших ответов на вопросы ромашки. (учащиеся отрывают лепестки ромашки, отвечают на вопросы) — Весной на проталинках появляются цветы с золотисто-жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной, чем нижняя. Растение лекарственное. (Мать-и-мачеха) — Есть на реках лесорубы, в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочие плотины. (Бобры) — Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в своё жилище. (Верба) — Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива) — Птица, барабанную дробь которой весной хорошо слышно в Подмосковных лесах. (дятел) Педагог: Ребята, давайте вместе с вами, используя экологический конструктор попробуем «заселить» ландшафт («дом») характерными обитателями. (учащиеся разбиваются на 2 группы, получают игровые поля экологического конструктора: водоем и лес, карточки с изображением обитателей, которым необходимо найти место в изображенном ландшафте) Педагог: Вы заселили предложенные вам ландшафты живыми организмами, но кое-кого мы никуда не поселили? Про кого мы забыли? (ответы учащихся: мы не поселили человека) Педагог: А какое место в природе занимает человек? Давайте обратимся к фильму «Влияние человека на окружающую среду». (учащиеся смотрят видеофрагменты о жизни нашей планеты и влиянии человека на природу) Педагог: мы посмотрели 2 видеофрагмента: оптимистичный (о красоте нашей природы) и пессимистичный (об отрицательном влиянии человека на окружающую среду). У вас на столах лежат «веселые и грустные» смайлики. Поднимите «веселый» смайлик, если вам понравился оптимистичный сюжет. А кому понравился печальный сюжет о результатах деятельности человека – поднимите «грустные» смайлики. (учащиеся поднимают смайлики) Педагог: Конечно, мы предпочитаем жить в красивом и чистом «доме» — нашей природе. А от нас может зависеть благополучие нашей природы? (ответы учащихся: да, может.) Педагог: Человек может выступать в роли созидателя. При этом он сажает деревья, убирает бытовые отходы, не загрязняет окружающую среду. Большую помощь в данной работе оказывают экологи. Вспомним ваши ответы на второй и третий вопрос анкеты. (зачитать ответы учащихся на вопрос анкеты: кто такой эколог? Легко ли быть экологом?)

Педагог: Сегодня у нас есть возможность поработать в экологической лаборатории. Решая конкретные проблемы, мы сможем понять трудности, с которыми сопряжена работа ученого, и ощутить радость открытий. По словам В.И. Вернадского: «Ученые – те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечет их чувство». Вам предстоит сегодня нарисовать творческий рисунок «Что такое экология» Закрепление изученного

Педагог: Сегодня за занятии мы с вами лишь немного прикоснулись к науке экологии, и попробовали почувствовать себя юными исследователями природы. А насколько вы меня внимательно слушали, я узнаю, благодаря викторине. (учащиеся отвечают на вопросы )

Вопросы викторины:

Куда отправляются экологи-исследователи с целью изучения окружающей среды? (экспедиция) Ученый, который ввел в науку термин «экология».(Геккель) Живой организм, который чаще всего отрицательно влияет на природу. (Человек) Помещение со специальным оборудованием для экологических исследований. (Лаборатория) Что значит греческое слово «ойкос» в переводе на русский язык? (дом) Переведите на греческий язык слово «наука». (Логос) Педагог: Ребята, А.С. Пушкина можно назвать экологом? (Учащиеся отвечают на вопрос. Ответ: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка – это мать-природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха-вымогательница – это современный человек. Урок же заключается в том, что нужно уметь ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта…) Педагог: Быть экологом непросто, но интересно. На занятиях объединения «Мир экологии» мы учимся познавать природу, учимся быть ее друзьями, ведь мы выбираем роль человека-созидателя в природе. Звучит музыка. На экране слайды красивой природы, занятий юных исследователей в экспедициях и полевых лабораториях. Педагог: Посмотри мой новый друг, Что находится вокруг: Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Она: Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, Горы воздух и листва. Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса, Человек и время года — Это все вокруг природа. О, как природа-мать Терпима и добра, но, чтоб её лихая Участь не постигла, давайте сохраним На стрежнях – осетра, касатку в небесах, В таежных дебрях – тигра. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте–ка мы все на век объединимся. Давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на земле и сами сохранимся. Спасибо вам за внимание, до скорых встреч на занятиях в объединении «Мир экологии»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]