Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова


Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. Дети с речевым недоразвитием (ФФНР, ОНР) с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно – педагогическое обучение. Детям дошкольного возраста необходимо преподносить весь материал в игровой, интересной им форме, для этого были разработаны специальные игры на формирование слоговой структуры слова. Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова педагогу нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее. 1. Игра с пирамидкой

Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать одевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.
2. Игра с пуговицами
Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!
3. Игра с мячиками
Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их. После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи и слоговую структуру проговариваемых слов.
4. Игра с матрёшкой
Вместе с ребёнком поиграйте в матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам – на каждую игрушку по слогу.
5. Игра с геометрическими фигурами
Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом – короткие, слова с большим количеством слогов – длинные)
6. Игра с кубиками
Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, потом предложите ребёнку поговорить и проговаривайте слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик – один слог.
7. Игра с детскими печатями
Взрослый предлагает ребенку сделать красивую картинку и даёт ему печать. В совместной деятельности взрослы и ребёнком печатают картинки в ряд, проговаривая слова по слогам. На каждую напечатанную картинку – один слог. Слова, напечатанные по слогам, должны располагаться отдельно друг от друга на листе бумаги. Далее я предлагаю вашему вниманию речевой материал для отработки слоговой структуры различного уровня сложности. 1.СГСГ Сова Зебу Коса Коза Сени Сено Ноты Кино Пума Кофе Зима Тоди Дыня Киви Кеды Дети Ноги Фата Луна Вода Вата Пена Небо Мука 2. СГС Дом Кот Ком Медь Мех Мох Мазь Кит Сок Сом Сеть Тень Нос Мак Конь Сон 3. СГСГС Бизон Фенек Фазан Хомяк Кабан Питон Банан Кокос Вагон Совок Носок Газон Совок Сапог Венок Веник 4. СГСГСГ Финики Гадюка Какаду Навага Кимоно Домино Кивано Собака Посуда Бумага 5. СГССГ Панда Манго Соска Сумка Папка Банка Манка Каска Сёмга Бонго Нанду Кепка Санки Паста Буква Тесто Такса Диски Маска Доска Миска Банты 6. ССГС Гном Снег Свет Смех Шкаф Кнут Знак Стог Скат Степь 7.СГСГСГСГ Пуговица Росомаха Макароны Черепаха Веретено Пирамида 8. СГСГСГС Самокат Магазин Бегемот Ботинок Моховик 9. СГСГСГСГС Телевизор Велосипед

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа

Тема: Слог. Деление слов на слоги. Цель: Дать понятие о слоговом составе слова. Задачи: Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове; Формирование умения различать слово и слог; Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения; Активизировать и расширять словарный запас учащихся; Проводить самооценку Оборудование: Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы; Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш. Орг. момент -Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад? Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение! Я думаю, в этом поможет нам солнышко. (иллюстрация) Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. -Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям. Ход занятия 1. Знакомство с новым материалом — Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина). — Какой это лес? — И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша. — Какие лисята? — Что они любят делать? — Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша». -Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша). -Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша). -Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко. -Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша. -Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги . -Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог. -Давайте вместе (Ли-са) -Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй? -Как называют детёнышей лисы? (лисята) Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та). Сколько слогов? Какой 1, какой 2, 3. Динамическая пауза -Предлагаю и нам погулять по этому лесу. В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. Закрепление нового материала 1. Игра «Куда пойдет слово?» Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове. -Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней? -В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом? -Но для этого слова нужно разделить на слоги. -Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________ -Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части) (Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части) Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов) Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме? ( Слова, в которых 3 слога) Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части) — Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово. Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик. — Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик. Проверка выполненного задания. 2. Игра «Слово-слог». — Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте. Ма, зима, си, сила, мыши , ши, зи, корзина, да, вода , игра, ра. Будьте дети так добры, Тихо сядьте за столы. Дети садятся за столы. 3. Самостоятельная работа детей. Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина) Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами. Проверка. Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами. Сколько слогов в слове малина? ( В слове малина 3 слога) С какой схемой соединили? (Со схемой №2) Аналогично проверяются остальные слова. На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы) Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)

Итог занятия -Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги) — Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания? — Кто без ошибок справился со всеми заданиями? — Прикрепите на «Дерево успехов» свой осенний листок – красный – всё получилось, жёлтый – не всё получилось.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]