Мастер-класс для педагогов «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр «


МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ФЛЕКСАГОНЫ. Воспитатель Махмутова Р.А. МБДОУ «Детский сад 7 «Дюймовочка»

Транскрипт

1 МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ФЛЕКСАГОНЫ Воспитатель Махмутова Р.А. МБДОУ «Детский сад 7 «Дюймовочка»

2 Задачи работы и ожидаемые результаты Задачи Повышение профессионального мастерства педагогов участников мастер класса в процессе активного педагогического общения освоения опыта работы; Конструирование перед участниками мастер класса своей модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии; Обучение педагогов конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта и способам достижения намечанных результатов. Ожидаемые результаты Практические освоение педагогами навыков в рамках транслируемого опыта; Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности; Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

3 Что такое флексагон? Немного истории В конце 1939г. Артур Стоун, аспирант из Англии, изучавший математику, обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнать их под привычный формат. Желая развлечься, Стоун принялся складывать из отрезанных полосок бумаги различные фигуры. Одна из сделанных фигур оказалась особенно интересной Флексагон (от английского to flex, что означает «складываться, гнуться» ) Флексагон — это многоугольник, сложенный из полосы бумаги, изогнутой формы, который обладает необычным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а скрытые поверхности неожиданно выходят наружу.

4 Особенность флексагонов Пространственное моделирование на базе оригами. Эта технология весьма привлекательна, так как особенность игровых материалов для них состоит в неограниченных комбинаторных возможностях обычного листа бумаги. Если считать, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, то оригами именно такой конструктор. Флексагоны, как средство математического моделирования, имеют следующие отличительные черты: Экономичность. Для изготовления флексагонов нужна бумага, клей, ножницы и эталоны форм. Доступность. При минимальной помощи взрослого ребенок не только находит скрытые поверхности флексагона, но и моделирует флексагоны по готовой развертке, при этом игровая и поисковая задачи доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становятся мотивированными и активными. Многоплановый развивающий характер. Флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения; при специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников.

5 Рекомендации по знакомству детей с флексагонами Первые два занятия — используются разноцветные гексагексафлексагоны. Дети открывают для себя новую «игрушку», изучают ее свойства на готовых моделях и структуру на их развертках. Третье занятие посвящено репродуктивному моделированию гексагексафлексагону по готовой развертке. Четвертое занятие заключается в организации самостоятельного моделирования детьми тригексафлексагона по схеме с использованием готовой развертки. На пятом занятии вводится тритетрофлексагон, свойства которого отличны от свойств двух предыдущих флексагонов. Он самостоятельно изготовляется детьми по готовой развертке и изучается в групповой работе с использованием логико математических игр типа «Четвертый лишний» и в индивидуальной работе с детьми.

6 Методические рекомендации для педагогов ДОУ Начиная занятие по знакомству с флексагоном, советую параллельно закреплять у детей различение цветов, их оттенков, т. к. в группу вносятся разноцветные флексагоны(образец) Для младших дошкольников флексагоны могут при правильной сборке составлять какой — либо предмет, соответствующей цвету фона (помидор, клубника, и т. д.). Собрать силуэт предмета можно одним способом, получить однотонную сторону двумя. Поэтому когда ребенок действует с флексагоном, он невольно усложняет себе познавательную задачу, что стимулирует развитие моторики, мышления и получения положительного эмоционального заряда. Старшим дошкольникам можно предложить собрать гексагексафлексагоны по цвету. Например, каждая сторона гексагексафлескагона может состоять их шести треугольников дополнительных цветов, отличающихся на 1-3 тона от основного цвета. Данное упражнение рекомендуется использовать для развития мелкой моторики и стимулирования интеллектуальной активности детей.

7 Как использовать флексагоны с дошкольниками в работе по математике Как средство порядкового и количественного счета. С помощью флексагонов можно знакомить детей с составом числа из единиц; отношениями «больше меньше» и др; цифрами, учить составлять и решать простые арифметические задачи. Для этого используются разнообразные раскраски сторон флексагона, учитывающие интересы детей конкретной группы. В разделе «Геометрические фигуры» — знакомить детей с треугольником, кругом, квадратом, четырехугольником как с классами фигур. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию. Флексагоны хороши для освоения детьми понятия «время». Можно с их помощью демонстрировать циферблат часов, удобно показывать сезонные явления, дни недели, месяцы.

8 Создание гексагексафлексагона 1 Материалы для работы: лист бумаги А4, карандаш, линейка, ножницы и клей для бумаги. Для начала нужно вырезать две полоски шириной 4.5 см вдоль листа А4 и склеить с перекрытием в 5 мм.

9 Создание гексагексафлексагона см Слева отрезаем прямоугольный треугольник с катетом длиной 2.7 см.

10 Создание гексагексафлексагона Складываем равносторонние треугольники гармошкой (19 треугольников) Первую сторону нумеруем как на картинке выше (1,2,3 ). Последний треугольник остается пустым Вторую сторону нумеруем 4,4,5,5,6,6 Первый треуг.при этом остается пустым

11 Создание гексагексафлексагона 4 Складываем полоску змейкой, начиная с треуг. 1,2. Результат на след слайде на первом фото.

12 Создание гексагексафлексагона Как только лента вся сложится змейкой, ее нужно разместить ее на столе так, чтобы пустой треугольник был с обратной стороны, а лицевая сторона с цифрами. Теперь подгибаем один раз длинный хвост нашей змейки вниз по красной штриховке (см. на фото) и второй раз вниз по линии красных штрихов.

13 Создание гексагексафлексагона Получился шестиугольник и один лишний треугольник. Но нам надо чтобы на шестиугольнике все цифры были двойки, а у нас одна тройка. Поэтому мы накладываем на нее конец ленты, там где цифра «два». Обратите внимание у вас получился шестиугольник с цифрами «2» на лицевой стороне и цифрами «1» на обратной. Оставшийся хвостик-треугольник следует отогнуть так, чтобы он совпал с таким же пустым треугольником. Их следует склеить.

14 Результат работы 1

15 Игра с тригексафлексагоном «Двенадцать» Оборудование: Тригексафлексагоны на каждого ребенка. Первая плоскость флексагона числа от 1 до 12; вторая месяцы; третья циферблат часов. Цели и задачи: — Познакомить со свойствами тригексафлексагона — Закрепить навык прямого и обратного счета в пределах Расширять представления о временах года, сезонах и сезонных явлениях и названиях месяцев — Дать представления о временных промежутках (минута, секунда) — Активизировать знания о цикличности временных процессов; продолжать знакомить с циферблатом, с функциями часовых стрелок Ход игры 1. Дать детям несколько минут, чтобы они рассмотрели и поиграли с флексагонами. Первая плоскость рабочая. Дети считают до 12 в прямом и обратном порядке, затем считают от заданного числа. Выворачивают флексагон, считают по памяти, проверяют результат. 2. Повторить названия месяцев. Дети находят поверхность флексагона, которая наиболее подходит для этого. Каждому сезону принадлежит поле определенного оттенка. Дети несколько раз повторяют названия месяцев, ведя пальчиком от одного к другому, темп ускоряется. 3. Детям показывают секундомер. Знакомят с временным отрезком секундой. Отмечается, сколько времени понадобится для того, чтобы найти скрытую сторону флексагона. Дети тренируются называть минуты с использованием поверхности флексагона с изображенном на нем циферблатом.

16 Заключение Флексагон это математическая головоломка. Очень увлекательная, забавная игрушка, обладающая удивительными свойствами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]