Профессиональная компетентность педагога – залог успеха каждого ребенка
Аннотация: В статье рассматривается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Под профессионализмом педагога понимается системная интегральная характеристика личности, представляющая собой взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих индивидуальность каждого педагога-профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности.
Профессий много на земле, но призвание – одно. Как часто мы видим людей, которые идут на работу с неохотой. Но говорит ли их незаинтересованность в исполняемой роли работника определенного учреждения об их профессионализме? Вопрос спорный. А что, если этот человек – воспитатель, идущий на работу считать минуты до окончания своей смены? Страшно предположить, как бы мы оставили своего малыша такому «непрофессионалу»…. Но, какого человека мы можем считать профессионалом?
Профессионализм педагога — системная интегральная характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих индивидуальность каждого педагога-профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности. [4;с.119]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «педагогические работники, реализующие Программу ДО, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» педагоги должны:
1. Владеть современными педагогическими технологиями и их применять в профессиональной деятельности.
2. Быть готовыми решать профессиональные задачи.
3. Уметь контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Одним из условий профессионального роста педагога является самообразовательная работа (обзор в интернете; чтение методической, педагогической, психологической литературы; посещение семинаров, конференций, непосредственно образовательной деятельности коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; изучение ИК-технологий; общение с коллегами в ДОУ, городе и в интернете; участие в конкурсах в интернете; помещение своих разработок на сайтах в интернете).
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
— работа в методических объединениях, творческих группах;
— исследовательская, экспериментальная деятельность;
— инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
— различные формы педагогической поддержки;
— активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
— обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». [5;с. 123]
Компетенция — это «ожидаемые и измеряемые достижения личности, которые определяют, что будет способна делать личность по завершению процесса обучения; обобщенная характеристика, определяющая готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области» [2, c. 111].
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
2. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
5. Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных проф. компетенций.
Профессиональная компетенция педагога — способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач:
1. Знание специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной деятельности с детьми: основываться в своей работе на нормативно-правовую базу:
— Федеральный закон «об образовании в российской федерации» № 273-фз от 29.12.2012 г.;
— Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17.10.2013г. № 1155 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
— Методические рекомендации для ДОО по составлению ООП ДО на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО.
— Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО.
В связи с введением ФГОС изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная деятельность взрослого и ребенка детстве.
Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
2. Знание закономерностей развития ребенка (возрастные особенности), особенности становления и развития детских деятельностей (в соответствии с ФГОС ДО их девять):
- Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
- Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- Восприятие художественной литературы и фольклора;
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- Конструирование из разного материала (конструктор, бумага, модули, природный материал и др.);
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла муз. произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- Двигательная деятельность (овладение основными движениями, формы активности ребенка).
3. Умение организовывать ведущие виды деятельности (предметно-манипулятивная – в раннем возрасте и игровая – в дошкольном возрасте);
4. Умение организовывать совместную (партнерскую) деятельность дошкольников.
Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
— включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
— добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
— свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
— открытый временной конец непрерывной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
5. Умение организовывать самостоятельную деятельность дошкольников (необходимые условия: правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и владение необходимыми умениями и навыками);
6. Владение технологиями, методами, средствами, формами деятельности и условиями их применения.
7. Умение проектировать, реализовывать и анализировать эффективность и результаты своей деятельности в соответствии с ФГОС ДО (Включает в себя владение методами и средствами проведения педагогической диагностики, результаты которой могут использоваться для решения следующих задач: индивидуализации образования, оптимизации работы с группой).
8. Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач (использование активных форм и методов взаимодействия)
10. Владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми.
Использование ИКТ позволяют сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной. Презентации вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Интерактивное оборудование необходимо использовать в работе с детьми при безусловном соблюдении ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, соблюдать продолжительность работы техники, обязательно использовать комплексы упражнений для глаз, проветривать помещение.
Одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально значимые качества воспитателя, такие как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. Помимо этого педагог – профессионал должен быть: уравновешенным, обладать высокой мобильностью нервной системы, умеренной экстравертированностью, стеничностью эмоций и эмоциональной устойчивостью.
Даже имея небольшой опыт работы (7 лет), могу с уверенностью сказать, что воспитатель должен быть терпелив. Проявлять выдержку и терпение в любых ситуациях, находить индивидуальные способы воздействия на детей, пытаться понимать детские поступки – вот, что умеет настоящий профессионал. Не менее важно умение воспитателя вставать на место ребенка, видеть ситуацию его глазами. Каждый ребенок уникален, у каждого свой характер, свои привычки. Но настоящий воспитатель принимает каждого ребенка как своего собственного, старается найти подход и раскрыть потенциал каждого малыша. Только в этом случае ребенка ждет успех.
Педагогическое мастерство – основа профессионализма воспитателя. Это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обуславливают высокую результативность педагогического процесса. [4; с.101]
Есть просто умелый педагог, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть педагог, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие педагоги, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы; практически в каждом дошкольном учреждении инновационные преобразования приобретают системный характер. А это значит, что детский сад предоставляет обществу профессионалов, которые с уверенностью передадут свои знания нашим детям, положительно влияя на их развитие, воспитание и обучение.
Профессионализм воспитателя детского сада реализуется в его разносторонности. Прежде всего, это творческий человек. Только он может из обычной ложки сделать волшебную, из обычной картошки сделать пищу супергероя, а обычную машинку превратить в супер автомобиль. Только он превращает каждое занятие в необыкновенное путешествие, полное приключений. Современный педагог умеет всё: и танцевать, и петь, и играть на сцене, он отлично рисует и вышивает.
Педагогический такт – еще одна важная составляющая понятия профессионализма педагога. Он реализуется в умении находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника, его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания.
Воспитатель – пример для подражания для своих воспитанников. Имидж педагога, его определенный образ — представление окружающих его воспитанников и их родителей, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, менталитета, поступков – важный критерий, характеризующий воспитателя, как профессионала. [1;с. 58].
При формировании имиджа воспитателя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Внешний облик помогает воспитателю привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. А дети равняются на того, кто им нравится, с кем они проводят максимум времени.
Вернувшись к зависимости успеха ребенка от профессионализма педагога, можно с уверенностью сказать: воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. [2;с.36]. Эта профессия очень ответственна! Мало обладать природной чуткостью, необходимо обладать инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений. Это одна из тех профессий, в которой профессионализм жизненнонеобходим, ведь в его руках находится будущее – наши дети.
Работа воспитателя – это каждодневный и кропотливый труд. Профессия эта многогранна, нестандартна, требует творческого подхода, самосовершенствования и душевной щедрости. Но самое главное в этой работе – любить детей. Любить детей всем сердцем – значит вкладывать в них доброту души, заботу, чуткость и отзывчивость, нежность и терпение.
Список литературы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
- Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
- Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности / И.Д. Лаптева //Педагогическое образование и наука. — 2007. — №4.-С.35-38.
- Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.- М: Компания Спутник+, 2006. – 191 с.
- Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: Мир и Образование, 2015.
Глоссарий воспитателя
Адаптированная образовательная программа
— образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Амплификация
— обогащение детского развития.
Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования
— это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Вариативность среды
— наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного образования
— соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Воспитанники
— лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
Доступность среды
— доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Дошкольное детство
— гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.
Дошкольная образовательная организация
— образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Двигательная форма активности ребенка
— овладение основными движениями.
Игровая деятельность
— сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.
Изобразительная форма активности ребенка
— рисование, лепка, аппликация.
Индивидуализация образования
— поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.
Индивидуализация дошкольного образования
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Инновационная деятельность
ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
Качество образования
— социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его состояние потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д., которые обеспечивают образование детей.
Коммуникативная деятельность
— общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование
–
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Материально-техническое обеспечение программы
— учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Механизмы развития ребенка
— общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.
Музыкальная форма активности ребенка
— восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Образование
— единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательные области дошкольного образования:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательные программы
– программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования – документы государственного образца, характеризующие содержания образования и направленные на достижение определенных государством образовательных уровней.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются
и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования направлены
на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Образовательная деятельность
— деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная среда
– совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста
—
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Обучение
— целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся
— физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основные характеристики дошкольного образования
— объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Педагогическая диагностика
— оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник
— физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательно-исследовательская деятельность
— исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Полифункциональность материалов
— разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
— это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая
документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Присмотр и уход за детьми
— комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Психологическая диагностика развития детей
— выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.
Развивающая образовательная среда
— система условий социализации и индивидуализации детей.
Речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Самоценность детства
— понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социально-коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Специальные условия образования
— специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Средства обучения и воспитания
— приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Трансформируемость пространства
— изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Уровень образования
— завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
ФГОС
— совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральные государственные требования
— обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
Физическое развитие
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Экспериментальная деятельность
направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования
Светлана Пащенко
Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 248 ОАО «РЖД»
Доклад
«Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования».
Воспитатель:
Пащенко Светлана Алексеевна
Владивосток 2021 г.
Качество образования предполагает строгий учет возрастных потребностей и возможностей ребенка учиться именно в дошкольном детстве. Речь идет о способности ребенка дошкольного возраста воспринимать программу, предлагаемую ему взрослыми. Л. С. Выготский, обсуждая проблему обучения и развития, указывал на существенные различия, которые обнаруживаются в этой способности у детей на разных возрастных этапах, рассматривал эту проблему как процесс преобразования отношений двух программ – программы самого ребенка и программы взрослого. Он писал, что дети до трех лет развиваются преимущественно по собственной программе, которая в этом возрасте является доминирующей. В школьном же возрасте, напротив, дети оказываются способны учиться по программе учителя. В отношении дошкольного возраста ситуация оказывается более сложной. С одной стороны, ребенок уже способен учиться, то
есть усваивать программу, предлагаемую взрослым, однако это оказывается возможным только в той мере, в какой она адекватна его собственным интересам и возможностям, если программа взрослого становится его собственной программой. Это положение о способности ребенка учиться в дошкольном возрасте приобретает особое звучание, если в образовательный процесс включаются дети с ограниченными возможностями здоровья, так как их развитие в гораздо большей степени, чем развитие их нормально развивающихся сверстников, зависит от качества образовательной среды, содержания взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Качество подготовки современного специалиста оценивается через такие показатели, как компетентность, самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
,
подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Модернизацию и реформирование системы профессионального образования в настоящее время связывают с переходом на компетентную модель подготовки специалиста. При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к современному специалисту, широко применяется термин «профессиональная компетентность»
, а ее формирование заявлено в качестве одной из главных целей
профессионального образования. Чтобы реализовать эту цель, нуж-
но не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить педагога, способного решать сложные социально-педагогические задачи.
В психолого-педагогической литературе и в профессиональном стандарте педагога, на сегодняшний день, существуют различные определения понятий «профессиональная компетентность»
.
Профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.
В настоящее время педагогическая (профессиональная)
деятельность в
дошкольном образовании претерпевает изменения. Эти изменения связаны с появлением новых нормативно-правовых документов, определяющих тенденции развития системы дошкольного образования и требования к профессиональной деятельности педагога. Необходим единый подход к пониманию профессиональных компетенций педагога дошкольного образования. Цель ФГОС дошкольного образования в сохранении специфики дошкольного образования. Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых Профессиональным стандартом педагога. Специфика дошкольного образования определяется особой формой жизни дошкольника – игрой. Какие условия должны быть созданы для развития игры как ведущей деятельности и формы обучения ребенка в раннем и дошкольном детстве?Какую позицию в сопровождении игровой деятельности детей может занимать взрослый: оставить детей в покое и дать им возможность самим выбирать, в какие игры и как играть? Предоставить им свободное от обучения время, чтобы играть. Обучать детей игре или в качестве партнера играть с детьми? Как сделать игру содержанием детской жизни? и т. д.
Ответы на эти вопросы актуальны для определения понятия «игровая»
компетентность
воспитателя. В современной дошкольной педагогике значение игры рассматривается преимущественно как чисто прикладное, дидактическое. Игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра подменяется игровыми приёмами или игровыми методами обучения. Об этом в частности свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы,где так или иначе присутствует данный термин: «игровая форма»
,
«игровые средства»
,
«игровые технологии»
,
«игровые занятия»
и пр. что организация игры – не просто пожелание психологов, но обязательное требование Федерального государственного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО)
.
Данный стандарт ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре. Тема игры красной нитью проходит во всех разделах Стандарта. Среди требований к компетентности педагога – способность «оказывать не директивную помощь в организации свободной игры детей, стимулировать самостоятельность и активность детей в разных видах игровой деятельности». Важное требование к дошкольному педагогу –владение всеми видами игры и способность вовлечь детей в эту развивающую деятельность. При э том от педагога требуется не руководство, не контроль, а именно вовлечение в игру, приобщение к ней и поддержка детской инициативы. Педагог должен стать равноправным участником игры, демонстрировать образцы игровых действий, но при этом удерживать игровую задачу. Это предполагает не только знание разных игр и владение ими, но и творческую активность воспитателя, эмоциональную выразительность его действий, чуткость ко всем инициативным проявлениям дошкольников.
Важнейшее условие развития игры – поддержка инициативы детей.
Нужно ловить моменты новых замыслов и смыслов, развивать их, не нарушая детской логики, бережно и с уважением относиться к любому проявлению самостоятельности в игре. Для этого воспитатель должен уметь хорошо играть сам. А это значит, он должен обладать развитым воображением, уметь придумать сюжет, свободно брать любые роли, быть эмоционально выразительным и заразительным. Взрослому это трудно, но данные качества являются ядром профессии дошкольного педагога. Воспитатель может научить детей играть только в том случае, если он любит и умеет играть сам, если он обладает игровой культурой.
В Профессиональном стандарте и ФГОС дошкольного образования акцент делается на поддержке спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
В связи с введением и реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО)
и
профессиональных стандартов педагога, вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций актуальны сегодня как никогда. ФГОС ДО и профессиональный стандарт педагога в качестве основного требования, предъявляемого к профессиональной деятельности педагога выдвигает умение организовать детские виды деятельности в режиме дня ребенка. Организация детских видов деятельности имеет одну, но очень важную задачу – организовать ее так, чтобы ребенок не остался безучастным исполнителем этой деятельности, а был активным субъектом собственной деятельности. Примерные образовательные программы дошкольного образования предлагают сегодня варианты и формы организации детской деятельности. В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного
образования образовательная организация выбирает и с учетом выбранной Примерной образовательной программы дошкольного образования реализует содержание и формы педагогической работы с детьми. Многообразие форм организации педагогического процесса и вариативность содержания дошкольного образования, является основным направлением реализации ФГОС ДО.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции,призванные: обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Цель применения профессионального стандарта педагога: определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомлённость педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Таким образом, профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности воспитанников.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
«Об образовании в Российской Федерации»
. Принято Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
Одобрено Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
2. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации Екатеринбург, 2009.
3. Зимняя И. А.Педагогическая психология : учебное пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
». Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.
5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
Проект «Профессиональные слова»
Проект
«Профессиональные слова в речи наших родителей»
Оглавление
1 Введение 3
2 Основная часть. Употребление в речи профессиональной лексики.
2.1 Профессиональная речь и ее лексический состав. 4
2.2 Понятие и особенности профессиональной лексики. 5
2.3 Профессионализмы в речи родителей учеников 6 класса. 6
3 Заключение. 7
4 Список литературы и других источников. 8
Введение
Лексика литературного языка по употребительности неоднородна. Одни литературные слова употребляются всеми говорящими на литературном языке, другие – отдельными группами людей, владеющими той или иной профессией, специальностью. Первую группу литературных слов составляют общеупотребительные слова, вторую – профессиональные, или специальные. Знакомство с профессиональными словами обеспечивает понимание их роли в повседневной жизни общества.
Объектом исследования
данной работы является профессиональная лексика.
Предмет исследования
– профессионализмы в речи родителей учащихся 6 класса.
Цель
работы —
изучить профессиональные слова наших родителей
Задачи
:
1.Изучить теоретические понятия по теме исследования.
2.Выяснить у родителей, какие слова они используют в своей профессиональной деятельности.
3.Определить значение профессиональных слов в речи родителей учеников 6 класса.
В работе использовали следующие методы исследования
: анализ, опрос, обобщение.
Основная часть
«Профессионализм — специальное слово или выражение, характерное для какой-то профессиональной группы, например, «на-гора» (у шахтеров), «вира», «майна» (у грузчиков), «автоматчик», «моторщик», «шассист» (работник автоматного цеха, моторного цеха, цеха шасси у автомобилестроителей), «квантовый переход» у физиков, «фонема», «морфема» у лингвистов, «полевое исследование» у социологов, «собачка» (листок со спецификацией публикуемого материала в редакциях газет и журналов) и т. д. Некоторые профессионализмы попадают в фонд общей речи, например, «накладка» в значении «ошибка» (из языка актеров)» [1].
Профессионализмы
— слова и выражения, свойственные речи какой-либо профессиональной группы. Профессионализмы, наряду с терминами, составляют разряд специальной лексики. Профессионализмы — разговорные слова, стилистически сниженные, обозначают в основном понятия, связанные с процессами труда, его результатом, и являются часто дублетами, синонимами терминов. Профессионализмы образуются чаще всего посредством сужения смыслового значения общеупотребительных слов посредством их переносного употребления и, наконец, посредством сокращения словосочетаний и слов»[3Профессионализмы ограничены и территорией, и коллективом, в котором они употребляются. Представители разных отраслей науки, техники, искусства в целях языковой экономии заменяют профессионализмами общепринятые научно-технические термины. Профессионализмы употребляются в неофициальной устной речи.. В статьях и книгах профессионализмы, как правило, заключаются в кавычки, сопровождаются словами: «как говорят» (моряки, врачи, летчики, геологи, шахтеры, инженеры, спортсмены), «на языке» (охотников, рыбаков, военных, спортсменов). От слов литературного языка профессионализмы нередко отличаются произносительными и грамматическими особенностями. Например, у профессионализмов может быть иное ударение (до́быча, компа́с, рапо́рт, искра́, ро́злив), иная синтаксическая связь (у геологов и изыскателей привычными являются профессионализмы «разведка на нефть», «разведка на уголь», «разведка на газ»). Профессионализмы помещаются в разные типы специальных и филологических словарей и справочников, получают в них соответствующую разработку в зависимости от цели и задач справочного пособия. В толковых словарях русского литературного языка, в орфографических словарях, в справочниках по культуре речи профессионализмы сопровождаются либо пометами «прост.» (просторечное слово), «мор.» (морское слово), «мор. разг.» (морское разговорное слово), «в проф. речи» (в профессиональной речи), «в проф. разг. речи» (в профессиональной разговорной речи) и др.; либо комментарием «у моряков», «в речи летчиков» и т. п. В толковые словари литературного языка помещаются только те профессионализмы, которые получили достаточно широкое распространение за пределами профессиональных областей.
Профессионализмы — особая группа слов и выражений, которая является одним из источников пополнения словарного состава литературного языка.
Профессии наших родителей
В 6 классе школы №14, которая проводила данное исследование — 5 учащихся. В ходе работы мы провели опрос родителей учащихся 6 класса. У шестиклассников 9 родителей работающих и 1 неработающий (среди них 1 домохозяйка), 9 – работают (среди них 1 частный предприниматель).
В результате опроса были выяснены профессионализмы родителей следующих специальностей: учитель, металлург, шоферов (3), диспетчер, воспитатель, контролер.
Профессиональные слова, которые они используют на работе
профессия «металлург» и «учитель»
металлург
- Кран
— м
еханизм для захватывания, подъёма и перемещения тяжестей - Подшипник
— о
порная деталь вращающихся механизмов. - Колесо
—
п
редмет той же формы, служащий для передачи и регулирования движения в различных механизмах, устройствах. - Сталь— т
вёрдый ковкий металл серебристо-серого цвета, сплав железа с углеродом и другими упрочняющими элементами
.
Учитель
- Класс-подразделение учащихся начальной и средней школы, соответствующее году обучения.
- Оценка-
о
бозначение степени знаний учащихся, отметка. - Успеваемость-с
тепень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.
- Экзамен-
п
роверочное испытание по какому-л. учебному предмету
профессия «воспитатель»
- Ясли
— воспитательное учреждение для детей до трёхлетнего возраста, где они находятся во время работы родителей
- Няня-
работница, занимающаяся уходом, присмотром за детьми (в семье, в детском саду, в яслях).
- Зарядка
-Совокупность оздоровительных физических упражнений
- Телефон—
номер абонентской установки телефонной связи
- Позывной
—
служащий для привлечения внимания, призывающий
профессия «водитель»
- Транспорт-
устройства, предназначенные для перевозки людей и грузов
- Лицензия
— разрешение, выдаваемое государственными органами на право ввоза каких-л. товаров в страну или вывоза их из страны
- Водитель
– тот, кто управляет каким-либо транспортным средством, машиной (автомобилем, автобусом, трактором и т.п.)
Заключение
В ходе данного исследования были рассмотрены профессионализмы родителей учащихся 6 класса, начата работа по дальнейшему исследованию профессиональных слов. Работу по исследованию считаем незавершенной, так как осталась группа неопрошенных родителей, в речи которых мы пока не выяснили употребляемые ими профессионализмы.