ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Вы мама, у вас сын, вы отложили 1500 рублей на сапоги. Ваш сын пришел из школы и говорит о том, что ему надо сдать 200 рублей на завтраки, 1000 рублей ему нужны для того чтобы купить кроссовки, потому что его порвались, 300 — рублей на учебник. — Как вы поступите в этой ситуации? ( ответы родителей по группам и обсуждение) — Здесь мы делаем вывод, что мы должны идти на самопожертвование во имя счастья своих детей, так как не купи мы ему учебник, нарушим право на обучение, не купим обувь, — он будет ходить с промокшими ногами, а мы должны заботиться о сохранении его здоровья, потому что он на это имеет право. А значит, это наша ответственность. — Работаем далее – составляем формулу любви. Согласно Конвенции, мы, родители, должны ежедневно заботиться о детях. — А в чем это должно проявляться? (Ответы родителей) -Добавляем «ежедневная забота» в нашу формулу любви. — А вот такое случается в вашей семье, когда дети чего-то боятся? А у ваших детей есть страхи? ( ответы родителей) Детские страхи – это проблема многих семей, и разрешать ее надо своевременно. — Как вы ведете себя в этой ситуации? (ответы родителей по группам) Вот она – мудрость родительская. Это еще один компонент в нашей формуле Согласно Семейному кодексу, родители отвечают за психическое состояние ребенка. А вот теперь ответьте на такие вопросы: — Как вы проводите выходные? А что делает в это время ваш ребенок? -Часто ли вы дарите своим детям праздник? Создаете ли для них яркие моменты жизни? Ответы родителей. — Вcе эти компоненты тоже входят в формулу родительской любви к своим детям, чтобы они выросли достойными, счастливыми людьми. Формула родительской любви = самопожертвование +ежедневная забота + родительская мудрость + создание благоприятной радостной атмосферы в семье + ( компоненты вывешиваются на магнитную доску ) Каждый из вас может добавить что-то своё в эту открытую формулу. Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за ребенка. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц: Если вы родители – Ласкатели, Хвалители. Если вы родители – Прощатели, Любители. Если Разрешители, Купители, Дарители, Тогда вы не родители, а просто Восхитители! А если вы родители – Ворчатели, Сердители. Если вы родители – Ругатели, Стыдители, Гулять не отпускатели, Собакозапретители, То знаете, родители, Вы просто – Крокодители.
В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. — Скажите, когда это нельзя делать? • Когда ребенок болен; • Во время приема пищи, после сна или перед сном, во время работы; • Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка) • Когда ребенок не справляется с любым недостатком, прилагая искренние старания; • Во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка родителям непонятны; • Когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам. Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах. -Уважаемые, родители! Если бы мы сейчас на один миг стали детьми, то наверняка вспомнили бы, чего нам не хватало, и на что мы чаще всего обижались. И каждый ваш ребёнок, так же при общении с вами желает, что бы ему: не давали пустых обещаний, не придирались по пустякам, не читали нотаций, не выбирали друзей, а просто его любили. Предлагаю анонимно ответить на вопрос «Какие мы родители?» ( раздаю бумагу и ручки, родители отвечают на вопрос, звучит музыка), зачитываю несколько ответов. Сейчас я прочитаю вам ответы детей на вопрос « Какие у тебя мама и папа?»( можно сделать видеосъёмку) -Как видите, наши представления о себе, как о родителях, не всегда совпадают с детскими. — А еще хочу предложить вашему вниманию немного шуточный тест, но как говорится, в каждой шутке есть доля истины. Какие мы родители, нам поможет понять тест.( раздаются листы с тестом, дается время для заполнения, звучит спокойная музыка)
Тест «Какие мы родители?» 1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему? 2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании де¬тей? 3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановится? 4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? 6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? 7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние? 8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? 9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка? 10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
Ключ к тесту За каждый положительный ответ поставьте себе 2 очка, за ответ «иногда»- 1 и за отрицательный — 0. Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смут¬ное представление. И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, сове¬туем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области. От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это возна¬градят. Более 15 очков. Вы хорошо справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить? Тесты раздаются родителям на листочках, ответить можно дома. — Все, о чем мы сегодня с вами говорили, я попыталась обобщить в памятке «Для вас, родители». Эти рекомендации помогут вам защитить права ребенка. Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…». Если поддержка его окружает, в себе он уверенность приобретает. будет он жизнью доволен всегда. Будьте к нему справедливы, люди, и справедливым ребенок Ваш будет! Любите его таким , каков он есть, ему не нужны заигрывания и лесть, И он, как это свойственно детям, любовью горячей на это ответит! — Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…». БЕЛИНСКИЙ В.Г. 2. Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, проявляя терпение и такт, и говорить с ним так, как вам хотелось бы, чтобы говорили с вами; сохраняйте положительное представление о своем ребенке, наказывайте, не унижая, а сохраняя его достоинство; признавайте свои ошибки, умейте просить прощения за свои неправильные действия и поступки. 3. МАРК ШВАРЦ Если вы родители – Ласкатели, Хвалители. Если вы родители – Прощатели, Любители. Если Разрешители, Купители, Дарители, Тогда вы не родители, а просто Восхитители! А если вы родители – Ворчатели, Сердители. Если вы родители – Ругатели, Стыдители, Гулять не отпускатели, Собакозапретители, То знаете, родители, Вы просто – Крокодители
4. Если поддержка его окружает, в себе он уверенность приобретает. Щедро хвалите его, и тогда будет он жизнью доволен всегда. Будьте к нему справедливы, люди, и справедливым ребенок Ваш будет! Любите его таким , каков он есть, ему не нужны заигрывания и лесть, И он, как это свойственно детям, любовью горячей на это ответит! Список использованной литературы 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г. 2. Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10. 3. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4. 4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//. 5. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. 6. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений». 7. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48 8. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5 9. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4
Следующая > |
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
План:
- Знакомство с родителями.
- Вступительное слово руководителя по теме родительского собрания.
- Выступление учащихся.
- Тесты для родителей.
- Подведение итогов. Педагогические советы по результатам тестирования.
- Индивидуальные беседы. Сбор личной информации об учащихся.
Ход собрания:
- Родителям раздаются бланки для заполнения информации о составе семьи.
- Учитель знакомит родителей с темой собрания.
- Выступление учащихся.
1ученик: Сегодня мы расскажем Вам о некоторых правах ребенка. 2ученик: Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте. 1ученик: Государства — участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 2ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами. Чтец 1: Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое. Чтец 2: Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде ребята. (Дети раздают и показывают рисунки своей семьи.) Чтец 3: Есть еще такое право помнить думать и творить и другим свои раздумья, если хочешь подарить. (Дети показывают свои поделки и творческие работы: кроссворды, рефераты и т. д.) Чтец 4: Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон. (Здесь разыгрывается сценка, придуманная детьми). Чтец 5: Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. Чтец 6: Чтоб с наукой подружиться , С книжкой в маленькой руке Правом пользуюсь учиться На родимом языке. Чтец 7: Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки — Это право есть у нас. (Пара детей танцует школьный вальс). Чтец 8: Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать. Чтец 1: Будь ты слабым или сильным , Белым, черным все равно Ты родился быть счастливым Это право всем дано. (Последние слова чтецы говорят хором) Дети поют песню « По секрету всему свету».
4. Тесты для родителей. А) Какие мы родители? Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
- Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
- Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
- Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
- Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
- Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
- Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
- Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
- Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
- Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу?»
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» — 1 и за отрицательный — 0. Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области. От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят. Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Б) Хорошие ли вы родители? На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
- На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
- Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
- Ваши интуиция и опыт — лучшие советники в воспитании ребенка.
- Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
- Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
- Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
- Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.
- Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
- Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
- Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка — физическое наказание (ремень).
- Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
- Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.
- Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
- У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчеты результатов За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки. 100 — 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения — ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете? 50 — 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже. 0 — 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю — доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
5. Азбука воспитания (Советы родителям). (Воспитание школьников, № 8, 2001)
- Иногда дети воспринимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.
- Все знают, что читать лежа плохо, от этого портится зрение. В крайнем случае разрешите детям читать, сидя в постели.
- Знаете ли вы о режиме Сухомлинского? Днем и вечером уроков не делать, а вставать в пять часов и заниматься с утра. Некоторым детям это очень нравится.
- Внимательно следите: не оказываете ли вы внимания и ласки одну ребенку больше, чем другому. Дети крайне щепетильны в вопросах справедливости.
- Помните, у маленьких детей еще не развито чувство юмора. Вы пошутили, а ребенок обиделся. Вот случай, когда не стоит экспериментировать. Чувство юмора придет со временем.
- Дети пробуют курить в 10-11 лет. Это лучшее время беседы о вреде табака. Покажите сыну, как вы огорчены. Не угрожайте наказанием — этим вы сделаете курение привлекательным героическим поступком. Расскажите, как умирают люди от рака легких.
- Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идет воспитание.
- В человеческой жизни есть два пика ведения дневников: 15 и 32 года. Уважайте подростка, ведущего дневник. Если вы вошли в комнату и видите, что дочь или сын что-то пишет, оставьте ребенка, ни о чем не спрашивайте.
- Чтобы подросток не курил, позаботьтесь о его спортивных занятиях. Есть ли у него футбольный мяч, велосипед, теннисная ракетка? Подростки — спортсмены обычно не курят.
- Умейте, подумав, отказаться от любого совета, в том числе и от советов «Родительской газеты».
Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
Памятка для родителей Дорогие родители! Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей семье:
- Доверие — основное правило.
- Всегда ребенку Вы говорите правду.
- Стараетесь быть примером для ребенка.
- Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
- Советуйтесь с ребенком.
- Не обманывайте ребенка.
- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку в чем он прав или не прав.
- Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
- Выход из безвыходного положения — шутка.
- Телевизор хорошо, а природа лучше.
- Познание, чтение — радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
- Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
- Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
- Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.
Приемы управления органа поведения Организация для ребенка антикризисной окружающей обстановки Где мы разговариваем с ребенком, сидим мы или стоим, кто сидит рядом — все это является частями структуры окружающей среды. Это может создавать теплую, неформальную, дружелюбную или холодную, деловую, авторитарную атмосферу общения. Намеренное игнорирование Если мы не реагируем на неприятные аспекты поведения ребенка, а спокойно выслушиваем его, то это усиливает процесс воздействия. Надо не только не реагировать на эти аспекты поведения, но и поддержать ребенка, если он начинает вести себя правильно. Подсказка Можно подсказать ребенку, как надо вести себя или какое поведение является неприемлемым, используя, например, слова «Пока заканчивать играть», или невербальные приемы: например, взгляд или кивок, напоминающий ребенку о его обязанностях. Это простое, некритичное замечание, которое помогает ребенку сделать следующий шаг. Эмоциональная поддержка Как и похвала, эмоциональная поддержка помогает повысить самооценку ребенка. Когда состояние ребенка вызвано чувством незащищенности, страхом или гневом по поводу какой-либо жизненной ситуации, возможно для решения проблемы ему особенно необходимо ваше внимание и забота. Помощь в затруднительных ситуациях Когда мы знаем, что ребенок не может начать или закончить задание без дополнительной помощи, мы можем помочь ему преодолеть первые трудные шаги. Невербальные способы воздействия Невербальное воздействие включает различные приемы: например, «нахождение рядом» и «физический контакт». Иногда, чтобы успокоиться, ребенку достаточно, чтобы взрослый просто находился рядом. Физический контакт — очень важный прием воздействия. Пожатие руки или похлопывание по плечу могут помочь ребенку успокоиться. Изменение направления Изменение направления деятельности ребенка или группы помогает им успокоиться и вернуться к обычному распорядку дня. При использовании этого метода энергия и внимание ребенка переключаются на другой вид деятельности, благодаря чему он начинает контролировать свое поведение. Прямое указание При дальнейшем развитии кризисного состояния ребенок все менее способен принимать разумные решения, поэтому ему необходимо дать прямые указания. Прямые указания четко и однозначно говорят ребенку о том, что он должен делать. Это могут быть замечания, напоминания о правилах поведения или распорядке дня и указания. Перерыв Когда ребенок расстроен или раздражен, нужно попросить его уйти в спокойное или тихое место, чтобы он пришел в себя.
6. Индивидуальные беседы. Сбор личной информации об учащихся являющихся «трудными» детьми
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»