Индивидуализация образовательной деятельности в дошкольной организации


Индивидуализация образовательной деятельности в дошкольной организации

Мы часто задумываемся над тем, каким должен быть наш воспитанник. Мы хотим, чтобы ребенок был здоровым, доброжелательным и отзывчивым, самостоятельным, инициативным, любознательным, уверенным в своих силах, умеющим ставить перед собой цель. Если сравнить эти качества с портретом выпускника дошкольной организации в контексте ФГОС, то увидим явные совпадения.

Традиционно воспитатель был обязан дать ребенку знания в соответствии с программными требованиями. Жизнь меняется быстро и ни педагог, ни родитель не в состоянии предугадать, какие знания понадобятся ребенку в будущем. Отсюда возникает необходимость развивать у ребенка умение обучаться и развиваться в течение всей жизни. Это можно сделать с помощью индивидуализации образования, которая позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Практика показывает, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые я выявляю и учитываю, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за воспитанниками, выявляя их интересы и сильные стороны, я помогаю детям решать возникающие проблемы такими путями, которые бы соответствовали индивидуальному стилю учения. Таким образом, индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Мое внимание направлено на обеспечение активного участия каждого ребенка в образовательной деятельности.

Традиционный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего», часто оказывается неэффективным при обучении. В работе с детьми можно услышать такую фразу: «Смотрите, как Сережа рисует, он неправильно делает, не так, как все». В этом случае, я позитивно реагирую на индивидуальную особенность ребенка, при этом демонстрируя детям, что принять другого, отреагировать на различия – важно, правильно. Необходимо отметить, что между педагогом и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в каждом сообществе. Дети, замечая, как я проявляю уважение к каждому ребенку в группе, учатся приятию всех остальных детей – и тех, кто медленно бегает; и тех, кто отлично рисует; и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Ведь степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения, которое, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор содержания, партнерства, материалов, места и способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы в своем темпе, получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения. Это ярко прослеживается, когда детям предлагаются игры различного содержания. Один ребенок выбирает игру «Собери картинку», трое-четверо воспитанников объединяются для игры «Мозаика». Бывает, что из всей группы детей один ребенок возьмет в руки книгу и с большим интересом будет рассматривать ее.

Для того, чтобы естественная индивидуализация состоялась, я своевременно организую развивающую среду, которая стимулирует активность детей. Если ребенок испытывает какие-либо трудности во время самостоятельных игр, например, в игре «Собери пирамидку», я прихожу на помощь. Ребенок сам чувствует, что у него что-то не получилось. Я ободряю, задаю вопросы, наводящие ребенка на мыслительную деятельность. Таким образом, воспитанник находит выход из сложившейся ситуации.

Для реализации индивидуализации при планировании определяю элементы ее обеспечения: гибкость в ходе осуществления деятельности и тщательный отбор материалов. Например, во время лепки дети планируют вылепить животных. Деятельность организую таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса). Моя задача – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним я помогаю словами, других ободряю, третьим оказываю физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные воспитанники могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее я могу предложить свою помощь в оформлении целостной композиции. В ходе работы я задаю вопросы разной направленности и сложности, предлагаю разные варианты выполнения действий и идеи. Вместо того, чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, я помогаю сделать то, что хотят сами воспитанники. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а я при необходимости могу реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации — тщательный отбор материалов. Большинство используемых мною материалов гибкие и имеют различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации образования, поскольку использование материалов предполагает естественную индивидуализацию.

Индивидуализацию можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная педагогом деятельность может выполняться в небольших подгруппах из четырех-пяти детей. Когда дети делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали, я внимательно за ними наблюдаю. В процессе деятельности воспитанников, я уделяю какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь.

Традиционно процесс обучения и воспитания, в основном, ориентировался на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник мог в полной мере реализовать свои возможности. Сегодня одним из решений данной задачи является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута, который способствует раскрытию личностного потенциала воспитанника. При составлении и реализации индивидуального образовательного маршрута использую как традиционные,так и современные методы и приемы. Через беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды знакомлю с различными эмоциями и чувствами. Провожу игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций): «Мирилки», «Утро радостных встреч», «Улыбнемся друг другу», «Мы за руки возьмемся» и другие. Для развития психических процессов в индивидуальный образовательный маршрут включаю такие игры и упражнения, как «Шкафчики», «Что исчезло?», «Что изменилось?», «Назови одним словом», «Найди отличия», «Дорисуй», «Что звучало?». Для эффективной реализации индивидуального образовательного маршрута постоянно изучаю и выявляю уровень развития каждого ребенка, темп его продвижения вперед, ищу причины отставания, намечаю и решаю конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Практика показала, что использование индивидуализации образования максимально раскрывает индивидуальный потенциал ребенка, а также качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом. При планировании и организации любой деятельности, педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития. Современный педагог должен идти «от ребенка», создавая условия для его успешной социализации, становления личности и индивидуальности.

Литература

  1. Вершинина, Н.Б., Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы[Текст] /Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. –Волгоград: Учитель, 2010. — 111с.
  2. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / Л.И. Ковальчук.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  3. Лесина, С.В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Диагностика, планирование, конспекты занятий[Текст] / С.В. Лесина.–2-е изд., стереотипное. – Волгоград: Учитель, 2008. – 237с.

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Ольга Кочнова

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.

В соответствии с принципом среди задач,на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и весь спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошколного образования (т. е. образовательная программа дошколььной организации)

формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Любое дело, требующее взаимопонимания и согласования позиций, основано на единстве смыслов, которые разные люди вкладывают в одно и тоже понятие, поэтому нужно определиться в сущности понятия индивидуализация.

Содержание термина «индивидуализация»

многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно расплывчато. Как правило, при изучении процесса
индивидуализации развития личности на первый план выходит обсуждение феномена индивидуальности. Достаточно часто это понятие используется как синоним понятия «индивидуальный подход»
. А. В. Петровский
определяет индивидуализацию как открытие и утверждение своего «я»
, выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление
индивидуальности. Мы будем использовать понятие, сформированное С. М. Юсфиным и Н. Н.Михайловой: «индивидуализация – это процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целеноправленной деятельности».
Таким образом, индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу – не могу»

,
«можно — нельзя»
, умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребенком)

и тем, кто стремится повлиять на его выбор. Ребенку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь к
развитию ребенка. Тот, кто целенопрпавленно сохраняет эту возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию.
Одним из факторов, обуславливающих индивидуализацию образования является образовательная среда.

Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношнию к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, — обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. Индивидулизация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнетивных компонентах развития, умении выполнять опперации классификации, категиризации, дифференциации и обобщения. Проектируя и создавая РППС, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться. Идеи, предложеные в ходе консультации должны найти воплощение в оформлении РППС всех помещений групп.

Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах. У нас уже в основу оформления каждой группы легло название группы, имеются визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.

Можно дополнить раздевалку стендом «Здравствуйте, я пришел!»

. Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых.

В каждой группе может быть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа (с целью познавательного развития)

. Там могут размещаться желания детей ко дню рождения, записанные с их слов воспитателем. Атмосфера дня рождения может создаваться с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды или чудесного мешочка для подарков.

Рубрика «Звезда дня»

вывешивается на самом видном месте с фотографией дошкольника. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной
«я-концепции»
,
развитие самосознания и самооценки.
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Моё настроение»

. В специально организованные уголки помещают фишки или магниты на каждого дошкольника. Дети таким образом учатся
определять не только свое настроение, но и других детей.Так в группах младшего возраста ребенок может различить два состояния настроения: плохое и хорошее, а в старших группах – значительно больше.
Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, должна помогать глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников целесообразно создать «Панораму добрых дел»

, в которой отмечаются достижения детей в течение месяца и стимулируют желание дошкольника присоединиться к интересам и деятельности сверстников. Для воспитателей и родителей такая
«Панорама добрых дел»
— метод наблюдения за
развитием ребенка, его достижениями (ребенок научился завязывать шнурки, застегать молнию на куртке, рисовать домик)
Можно оформить коробочку «Деловые хлопоты»

, которая будет заполнена бейджиками с надписью роли,которую сегодня ребенок исполняет:
«главный строитель»
,
«директор гаража»
,
«эколог»
,
«гардеробщик»
,
«счетовод»
и др. поручения такого рода позволяют детям принимать
непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в группе могут также присутствовать периодически, например коллекции. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ»

. Этот уголок можно так и назвать
«Островок сокровищ»
или
«Полянка драгоценностей»
. В процессе коллекционирования ребенок учиться систематизировать и изучать собираемые
предметы. Воспитатель, представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно, вместе с родителями или воспитателями, оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества»

.

А для творческих работ (картины, вышивки, работ, выполненных в нетрадиционной технике)

родителей, родственников ребенка совместно с самим ребенком можно создать персональные выставки. Оформление таких выставок
развивает и вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.
В группах раннего возраста у воспитанников может быть свой собственный «оберег»

или
«ангел сна»
. Возможно оформление стены
«Наши успехи»
, на которой вывешиваются достижения детей в городских, районных конкурсах и выставках или награды, полученные в кружках или секциях. Современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду можно назвать
«СМС-почта»
. Для
индивидуальных занятий с ребенком можно сделать «Носок дошкольника»
в который будут вставляться карточки с фотографией ребенка и
индивидуальным заданием.
Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Индивидуализация работы с детьми при обучении»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 Петроградского района Санкт-Петербурга

Канаева Жанна Борисовна учитель-логопед ГБДОУ № 17 Санкт-Петербург 2020

Максимально компенсировать речевые нарушения, преодолеть аномальное формирование компонентов речи, приблизить состояние речи к возрастной норме и сформировать готовность к усвоению школьной программы – задача учителя-логопеда.

Для достижения высоких результатов в работе с детьми логопеду необходимо опираться на индивидуализацию процесса обучения.

Индивидуальный подход и индивидуализация

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Выявление проблемных (чаще всего) или сильных сторон в развитии ребенка (реже; как правило, под сильными сторонами подразумеваются способности, склонности к чему-либо) и определение путей коррекции (чаще) или дальнейшего развития.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Краткий сравнительный анализ двух подходов

Индивидуализация образования

Индивидуальный подход в образовании
Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности Цель: организация процесса передачи

суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности Способы общения: прямое обучение

в соответствие с целями, поставленными

взрослыми; требование и оценка

результата

Тактика: сотрудничество и партнерские отношения Тактика: диктат и опека
«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий «Хороший ребенок»

следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития
Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую логопед «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и педагога так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания логопеда направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые педагог может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет педагогу лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.

Цели индивидуализации обучения

Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для педагога). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.

Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении.

При индивидуализированном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом дети становятся заинтересованными участниками занятий (в широком смысле), имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций. Это, однако, не говорит о том, что учитель-логопед должен все время индивидуализировать обучение детей.

Что представляет собой индивидуализированное обучение?

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле, индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей.

Индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время составления рассказа про диких животных дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача логопеда – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы логопед может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а логопед при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Во время этой работы развивается автоматизация, монологическая, диалогическая, связная речь.

Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию

Например, можно подобрать пазлы на заданную лексическую тему с количеством элементов от 8 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.

Важно, чтобы логопед внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по кабинету, групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, логопед использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка или на небольшие группы детей

Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями.

Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода.

Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах.

Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.

Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими).

Каждый отдельный лист может иметь программированное место для подписи (имени автора-ребенка и даты работы).

Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать.

Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможность многовариантного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно:

  • повесить на стену (в уголке достижений и пр.);
  • вложить в портфолио ребенка;
  • выдать родителям для работы с ребенком дома;

Опыт показывает, что по каждой теме целесообразно готовить от 30 до 50 карточек – из расчета по 2–3 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий. Направленность заданий – ознакомление с окружающим и формирование знаний; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться –обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.

При всей похожести на традиционные рабочие тетради и альбомы-раскраски у карточек есть несколько особенностей.

Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора – рисовать, рассматривать, обсуждать, печатать.

Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование навыков сотрудничества).

Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом случае у детей формируется представление о личном вкладе в общее дело: каждый, выбирая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над одной темой. В результате появляется целостный образ темы и персонифицированный вклад в нее. У всех карточек разное содержание, что стимулирует детей к использованию всего комплекта – «иначе не узнаем, пропустим что-то важное, интересное».

Таким образом, индивидуализация процесса обучения позволяет достигнуть очень высоких результатов в развитии связной и пис

< ПредыдущаяСледующая >

Технология личностно ориентированного развивающего процесса

Технологию личностно ориентированного развивающего процесса еще называют

– технологией поддержки ребенка,

– технологией дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей.

технология основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении образовательных отношений с ним.

основная идея: ребенок хочет и может познавать, поэтому важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу».

Теоретические основы технологии личностно ориентированного развивающего процесса заложены в концепции дошкольного воспитания.

В соответствии с концепцией, инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию детей включают:

– механизм осуществления технологии (признание субъектности ребенка, диалогизация, дифференциация и индивидуализация, организация педагогической поддержки);

– построение образовательного процесса посредством разных диалогов, которые, по выражению м.м. бахтина, являются формой взаимодействия «между равноправными и равнозначными сознаниями»;

– организацию разнообразных форм жизнедеятельности ребенка с учетом зоны ближайшего развития, сензитивных периодов детства;

– организацию разных вариантов развития, обучения, воспитания

– разные аспекты организации педагогической поддержки (направленность деятельности педагога, стратегия и тактика, система мероприятий, обеспечивающих дифференциацию детей по интересам, проблемам развития, склонностям).

Научно-методическая основа технологии – индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

С позиций ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ и воспитания сущность данной технологии состоит в оказании психологической и методической помощи воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности.

Виды дифференциации:

Внешняя дифференциация – учет познавательных интересов детей, их способностей к тому или иному роду деятельности.

Внутренняя дифференциация – учет особенностей (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических) воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебно-познавательной информации в течение занятия:

– неодинаковость усвоения информации – это естественное явление, поскольку все дети разные;

– усвоение информации бывает эффективным и неэффективным (что порождает отставание и не успешность воспитанников).

Дифференциация осуществляется не по отставанию, а по причинам отставания в усвоении.

Виды внутренней дифференциации:

Дифференцированный подход к детям с отклонениями:

– умственного характера;

– физического характера;

– психического характера (задержка в развитии).

С детьми необходимо работать особо, привлекая врачей, психологов, социальных педагогов и учителей со специальным образованием.

Дифференцированный подход к детям без отклонений.

Представляет собой следующую последовательность действий:

Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения. Важно подчеркнуть, что те или иные особенности воспитанников выступают в качестве признаков дифференциации, например дифференциация по типам мышления или каналам восприятия, или мотивам, или состояниям, уровням общего развития и т. д.

Педагог мысленно объединяет воспитанников в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, отношениям, уровням понимания и пр.).

Педагог дает информацию и организует работу с ней на занятии с учетом определенных признаков дифференциации.

Главная обязанность педагога – организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого они ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.

Индивидуализация обучения

Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально-психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе.

Индивидуализация обучения – это:

1) организация учебно-познавательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход к воспитанникам.

Индивидуальный подход – это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными детьми я по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех детей, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».

Создание атмосферы для индивидуального развития

(к. Роджерс):

● на всем протяжении образовательного процесса педагог должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;

● педагог должен помогать детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед групповым коллективом в целом, так и перед каждым ребенком в отдельности;

● педагог должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к познанию;

● педагог должен быть для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью и важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка;

● педагог должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

● педагог должен быть активным участником группового взаимодействия;

● он должен, открыто выражать детям свои чувства и стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;

● педагог должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Основные особенности технологии личностно ориентированного развивающего процесса:

– конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на учебном занятии;

– продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей;

– проведение наблюдений за детьми (процедур отслеживающего характера);

– предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;

– поощрение высказанных детьми оригинальных идей;

– организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

– стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов других детей;

– стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребенка;

– использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ребенка;

– применение трудных ситуаций, возникающих по ходу занятия, как область приложения знаний;

– продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости детей.

Суть личностно-ориентированной технологии – признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса.

При таком подходе:

– происходит смена векторов в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жёстко регламентированного) к учению, как индивидуальной познавательной деятельности, её коррекции и педагогической поддержки. Построение образовательного процесса рассчитано, прежде всего, на индивидуальное развитие каждого, т.е. личностно-ориентированное;

– меняется функция обучения. Его задача – не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ребенку с учётом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения – не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ребенка и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Позиция педагога:

– стимулирование «внутренних сил» саморазвития детей, инициирование личностного (субъектного) опыта ребенка;

– развитие индивидуальности;

– признание самобытности, неповторимости, самоценности каждой личности в коллективе.

Условия эффективности педагогической технологии:

1) создание оптимальных условий (разносторонней среды – благоприятного психологического климата и др.) для возможности детей реализовать себя;

2) накопление банка данных о формирующемся у детей индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития детей как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения

Средства поддержки ребенка

Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех детей группы воспитанников и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение педагога к детям, доверие к ним, привлечение к планированию деятельности, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку (индивидуально психолого-педагогическое сопровождение ребенка) и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы. Особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебно-познавательной работы.

Особую роль в индивидуальной поддержке педагога придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению личностного статуса, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

Структура индивидуальной программы познавательного общения

взрослого с ребенком (М. Ю. Стожарова)

Психолого-педагогический эпикриз содержит основные сведения о развитии познавательных процессов, степени овладения общей способностью к познанию, сведения о познавательных интересах ребенка и видах личностно значимой деятельности, краткую информацию об эмоциональном и социальном развитии ребенка, а также таблицу, отражающую результаты диагностики уровня развития элементарных математических представлений (РЭМП).

В программе отражены сведения, на основании которых строится сама программа, и та информация о развитии ребенка и его семейной ситуации, которая может быть использована при реализации программы .

Общие методические рекомендации к программе содержат индивидуальные методические рекомендации для педагогов и специалистов, а также рекомендации для родителей ребенка (материал для проведения консультаций).

Индивидуальная технологическая карта по развитию познавательных процессов отражает основные задачи по развитию познавательных процессов и средства их реализации; задания данного блока включаются в индивидуальное занятие в сочетании с заданиями по РЭМП.

Индивидуальная технологическая карта по РЭМП содержит основные задачи по РЭМП (в соответствии с результатами диагностики), а также средства их реализации.

Индивидуальная технологическая карта по экологии содержит основные задачи по развитию экологической образованности (в соответствии с результатами диагностики), а также средства их реализации.

Заключительный блок программы отражает работу над ее реализацией. В карте реализации программы отражена ее структура, предусмотрены графы для отметок воспитателей-специалистов о ее проведении и результатах (предполагается свободная форма ведения записи).

Советы воспитателям по дифференциации обучения мальчиков и девочек:

Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их на занятиях в контексте культурных практик. А для девочек лучше подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно.

Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям.

Используйте чаще различные головоломки для девочек.

Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.

Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

Приглашайте на занятия родителей детей, в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.

Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.

Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Методы индивидуализации

Одним из основных методов индивидуализации образования является метод реагирования. Он заключается в том, что детям предоставляется право определять темы, планировать содержание, выбирать деятельность.

Внимание педагогов направлено на выявление интересов детей, стимулирование и поддержку их инициативы, активности, самостоятельности. Для этого они организуют обсуждение, ведут наблюдение за детьми, оценивают их достижения и потребности, создают развивающую среду.

Определить цель, договориться о совместных действиях, организовать свое рабочее место дети могут самостоятельно. Взрослые находятся рядом и всегда готовы помочь, ответить на вопросы, включиться в обсуждение задания и способов его выполнения.

Еще один метод индивидуализации – гибкость в организации деятельности, предложенной взрослым. Педагог не говорит детям, что делать, а помогает им реализовать их собственный план. Его задача – оказать помощь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одних достаточно приободрить, другим нужно помочь советом, третьим оказать практическую помощь.

В результате индивидуализации дети проявляют свои знания и умения по-разному. Например, во время реализации проекта, посвященного космосу, одни предпочитают конструировать макет космического корабля, другие придумывают истории, рисуют их и оформляют книги.

Зонирование в детском саду

Пожалуй, планируя игровые зоны в ДОУ по ФГОС следует, прежде всего, учесть возраст детей и их количество. Также стоит узнать мнение родителей: спросив, что они хотят видеть в группе, этим вы не только покажете свою заинтересованность, внимание и уважение, но и, скорее всего, найдете инициативных помощников.

Для удобства все оригинальные идеи оформления группы в детском саду перенесите на план-чертёж, обязательно укажите на нём названия уголков и места их размещения.

В зависимости от обширности пространства, зонирование в группе детского сада может быть достаточно богатым. Ниже приведены наиболее популярные зоны в группе детского сада по ФГОС. Выберите и организуйте те из них, которые будут соответствовать вашим текущим целям и задачам развития и воспитания детей.

Зонирование в подготовительной группе детского сада

Площадка для подвижных игр

Важнейшую роль в развитии детей играет физическое воспитание и об этом также важно помнить, планируя оформление детского сада. Конечно, в современных детских садах предусмотрены и спортивные залы, и бассейны, но все же и в группе стоит предусмотреть мини-уголок здоровья. Эта зона должна быть достаточно просторной. Дети должны иметь возможность побегать и попрыгать. Здесь уместна будет гимнастическая стенка и различный спортивный инвентарь: обручи, мячи, кегли, скакалки. Однако нельзя забывать, что инвентарь должен соответствовать возрасту малышей.

Зона сюжетно-ролевых игр

Оформление игровых зон в детском саду предоставляет широкий простор для творчества их организатору. Здесь, конечно же, должно быть множество игрушек. Но среди их количества детки должны уметь ориентироваться. Поэтому необходимо сделать тематические уголки. Отдельно можно организовать парикмахерскую с креслом, куклами и игрушечными инструментами; больницу, где будут белые халаты и медицинские принадлежности. Ещё можно создать кухонный уголок для девочек в детском саду. Для его организации подойдут игрушечная плита, посуда, продукты, фартук и поварской колпак, а также и куклы в фартуках.

Девочки, с их любимыми играми в дочки-матери, чаепитие или магазин, будут чувствовать себя уютно в специальном игровом домике. Обязательно разместите его, если есть такая возможность.

В игровом домике найдется место и для мальчиков, именно они будут приходить в гости и знакомиться с основами этикета. Их игровую зону можно разместить рядом и подойти к ее оформлению не менее оригинально, например, сделать импровизированный гараж, где будут находиться машинки разных размеров и предназначений: грузовые, легковые, самосвалы, автобусы, машина скорой помощи, милиции и пожарной службы. Здесь же может быть построена и железная дорога. Можно также сделать небольшой уголок ремонтной мастерской с игрушечными молотками, гайками, шурупами и другими принадлежностями.

Правильное оформление зон в детском саду — отличная возможность для педагога ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших и многое другое.

Учебная зона в детском саду

В уголке обучения обязательно должен быть стол, за который можно посадить несколько детей одновременно. Там они смогут рисовать, делать поделки, учиться читать, считать и играть в спокойные настольные игры.

Наполнение и оформление учебной зоны в детском саду должно учитывать возраст детей. Разместите здесь кубики, мозаики, различного рода конструкторы, не содержащие мелких деталей, развивающие и обучающие настольные игры – здесь малыши могут заниматься, развивая мелкую моторику и расширяя свои знания об окружающем мире. Не забудьте выделить место для самых простых геометрических фигур, фигур разного цвета.

Уголок безопасности можно разместить отдельно или, если не позволяет пространство группы, сделать его частью учебной зоны. Разместите здесь информацию о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, нормах поведения в помещении и на улице.

Зона социального развития

Предыдущую зону можно отделить книжным шкафом или этажерками, объединив с уголком социального развития и уголком книги. Желательно, расположить эту зону вдали от места шумных игр, потому как, отвлекаясь, ребенок не сможет сосредоточиться на общении с книгой. Уголок должен быть хорошо освещен и иметь место, на которое малыш сможет присесть и полистать книжку.

Через книгу ребенок познает целый спектр человеческих чувств, мыслей, отношений между персонажами. Отождествляя себя с каким-либо героем, ребенок берет на себя определенную модель поведения, которой старается следовать на протяжении жизни. Необходимо обеспечить уголок различными книгами, соответствующими возрастной категории детей. Должны присутствовать сказки, поучительные рассказы, книги о природе, а также обучающие книги. Уголок следует регулярно пополнять новыми интересными и красочными экземплярами, поддерживая тем самым интерес детей к нему.

В зоне социального развития найдется место не только для книг, но и для небольшой семейной истории каждого ребенка. Попробуйте предложить родителям вместе с детьми выбрать фотографии для небольших семейных альбомов, которые они смогут с гордостью показывать друзьям, рассказывая о семье, важных событиях или путешествиях.




Уголок природы

Несомненно, что оформление уголка природы в детском саду – прекрасная основа для ознакомления ребенка с природными явлениями.

В младшей группе, как правило, уголок природы ограничивается комнатными растениями, зато детям старшей группы куда более интересно будет изучить календарь, смену времен года, природные явления, части растений и деревьев.

Особого внимания заслуживает тематика уголка природы. Гораздо интереснее, когда экспозиция меняется, например, раз в квартал, тогда такой уголок группы привлечет гораздо больше внимания со стороны ребенка. Приближаясь к зиме, полезно наполнить его информацией по заботливому отношению к птицам в это время, например, выставить фотографии зимующих птиц, возможно, соорудить кормушку вместе с детьми на уроках труда.

Создание оранжереи тоже имеет немаловажное значение. На примере различных видов растений ребенок поймет, что растения бывают разные, что не у всех есть стебель, зато у всех есть корешки, а листья могут быть различной формы. Можно дополнить вашу оранжерею бабочками или стрекозами, которых детки могут сделать самостоятельно. А если горшки с растениями будут подписаны, будет вдвойне познавательно. Летом уголок природы можно дополнять живыми садовыми или полевыми растениями или цветами, а осенью плодами, которые подарила природа.

Особый интерес среди ребят заслужат живые обитатели природного уголка в детском саду. Там может стоять клетка с хомячком или аквариум с рыбками, и малышам можно будет прививать основы ухода за животными. Перед тем как заводить питомца, необходимо получить согласие всех родителей, обязательно поинтересуйтесь у взрослых, нет ли у их детей аллергии, и не забудьте про справку от ветеринара.

Дошкольные учреждения, как правило, недостаточно эффективно используют участок перед детским садом. Достаточно редко дети вовлечены в озеленение участка, где созданы уголки-огороды, цветники, уголки сада, которые могут использоваться для развития у ребенка основ экологического сознания.

Зона музыкального развития

Музыкальный уголок в детском саду поможет в раскрытии творческих талантов и повысит общий уровень образованности. Если нет возможности разместить там детские музыкальные инструменты, ограничьтесь картинками и проигрывателем.

Зона патриотического воспитания

А в воспитании любви к труду и патриотизма верным помощником выступит уголок краеведческий, в котором будет самое место предметам прикладного искусства и народных промыслов, популярных в вашей области. Так же обязательно разместите здесь символы и портреты глав государства и вашего края. Особо украсят эту зону куклы в национальных костюмах, пусть даже вырезанные из бумаги.

Зона творческого развития

Настоящим украшением и гордостью группы детского сада служит уголок детского творчества. Работы малышей носят не только эстетический характер, но и стимулируют ребенка к достижению дальнейших успехов и служит наглядным примером взаимодействия между педагогом и ребенком.

Творческие уголки в группе, как правило, ограничиваются выставкой работ и поделок детей. Но это не единственная функция, которую они могут выполнять. Например, можно устраивать познавательные уголки в ДОУ, посвященные творчеству различных людей, например, известным художникам или композиторам.

Необязательно использовать небольшое по площади пространство для уголка творчества. К примеру, готовясь к Новому году, можно вырезать и украсить снежинками всю группу: таким образом, получится «комната детского творчества». А если украсить елку самодельными игрушками, выйдет «елка детского творчества».

Детки очень любят что-то делать своими руками, они всегда стараются и радуются результату, если он еще к тому же оказался удовлетворительным. И если есть возможность украшать и демонстрировать работы иным способом, то не стоит ограничиваться только лишь уголком творчества.

Формируя зоны в ДОУ по ФГОС, помните, что основное требование к обстановке и оформлению группы в детском саду – безопасность. Избегайте острых углов, скользких полов и убедитесь в надежности крепления настенных полок или декоративных элементов.

Подойдите к планированию пространства и оформлению зон деятельности в детском саду творчески и с любовью, и у вас обязательно получится уютная группа, куда каждый день с радостью будут приходить и ребята, и их родители!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]