«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»


«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»

автор: Арутюнян Нонна Карлени

старший воспитатель МОУ Центр развития ребенка №2 Центрального района Волгограда

«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»

«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»

семинар-практикум

для воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда

Подготовили:

Арутюнян Нонна Карлени,

старший воспитатель МОУ Центра развития ребенка № 2

Волгоград

2021

Место проведения: МОУ Детский сад № 328 Центрального района Волгограда.

Тема: «Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности».

Форма мероприятия: семинар-практикум.

Цель: Цель семинара: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ожидаемый результат:

  • расширение и уточнение понятийного аппарата;
  • углубление знаний по содержанию ФГОС ДО;
  • практическое использование инновационных игровых технологий в работе с детьми.

Средства: опрос, практические упражнения, дидактическая игра, беседа, анкеты, рефлексия, интерактивная игра.

Форма работы: групповая, подгрупповая

Длительность мероприятия: до 90 минут

Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, раздаточный материал для выполнения практических упражнений: клей, карандаши, кисти, краски, ручки, маркеры, листы цветной бумаги, шнурочки, ножницы, тематические картинки; игры Воскобовича, авторские дидактические игры и пособия.

Демонстрационный материал:

Магнитная доска 1 – «Песочные часы » («Наши ожидания», и «Наши впечатления» — рефлексия)

Магнитная доска 2 – Опрос всех участников мероприятия «Характеристика игровых технологий»

Раздаточный материал: маркеры, ручки, доска с магнитами, бумага писчая, анкеты, дидактические игры, памятки.

\

План проведения мероприятия

24 марта в 10.00 в МОУ «Детский сад № 328 Центрального района Волгограда».

ВремяСодержаниеОтветственный
09.45 – 10.00 Регистрация участников городского семинара-практикума.
10.00 – 10.05Приветственное слово участникам семинара — практикума.
Введение в тему семинара – практикума.
Вишнякова
Елена Ивановна, старший методист Центрального районного отдела МОУ ЦРО
Теоретическая часть семинара – практикума.
10.05 – 10.20«Традиционные игровые технологии в образовательной деятельности», сообщение из опыта работы.Арутюнян
Нонна Карлени, старший воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда»
10.20 – 10.35«Роль современных игровых технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников», сообщение из опыта работы.Чиркова
Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада

№ 328

10.35 – 10.45«Использование онлайн тренажёра «Learning Apps» в дидактических играх дошкольников», сообщение из опыта работы.Комарова
Эльвира Николаевна, старший воспитатель;

Кривякина

Маргарита Алексеевна, учитель-логопед МОУ «Детский сад № 315 Центрального района Волгограда»

Практико – теоретическая часть семинара – практикума.
10.55 – 11.10«Организация и руководство сюжетно – ролевыми играми дошкольников», сообщение и видеофрагмент из опыта работы педагогов по организации сюжетно – ролевых игр с воспитан-никами старшего дошкольного возраста.Ракитина
Светлана Викторовна, старший воспитатель МОУ «Детский сад № 95 Центрального района Волгограда»
11.10 – 11.20«Применение игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста», практикум.Морозова
Татьяна Сергеевна, педагог-психолог МОУ Детского сада № 328
11.20 – 11.35«Использование игровых компьютерных технологий с целью развития представлений об окружающих природных объектах у детей младшего дошкольного возраста», сообщение и видеофрагмент из опыта работы педагогов.Данько
Анна Васильевна, старший воспитатель;

Лявина

Светлана Владимировна, воспитатель МОУ «Детский сад № 307 Центрального района Волгограда»

11.35 – 11.50«Работа с интерактивной доской в игровой деятельности дошкольников в процессе обучения ПДД», презентация опыта работы с демонстрацией видеофрагмента по организации работы педагогов с воспитанниками.Яковлева
Надежда Ивановна, старший воспитатель;

Богачёва

Юлия Михайловна, воспитатель МОУ «Детский сад № 100 Центрального района Волгограда»

11.50 – 12.00«Волшебный мир развивающих игр
В.В. Воскобовича», из опыта работы педагогов по использованию технологии в образовательной деятельности.
Савинкина
Татьяна Анатольевна, воспитатель МОУ Детского сада № 328
12.00 – 12.10«Авторский подход к разработке дидактических развивающих игр и пособий», презентация опыта работы педагогов по изготовлению авторских игр и пособий.Арутюнян
Нонна Карлени, старший воспитатель;

Попугаева

Лариса Валерьевна, воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда»

12.10 – 12.20«Система оценки ECERS-R: организация игрового пространства дошкольной образовательной организации в контексте взаимодействия педагогов и детей», мини-лекция с элементами обсуждения.Буланова
Людмила Владимировна, специалист кафедры дошкольного и начального общего образования

ГАУ ДПО «ВГАПО»

Групповая работа.
12.20 – 12.40Творческая мастерская «Каша из топора».
Изготовление и презентация развивающих игр и пособий.
Арутюнян
Нонна Карленовна, старший воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда»;

Чиркова

Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада

№ 328

12.40 – 12.50Рефлексия с использованием методики «Песочные часы».Чиркова
Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада

№ 328

12.50 – 13.00Обмен мнениями.
Подведение итогов городского семинара-практикума.
Вишнякова
Елена Ивановна, старший методист Центрального районного отдела МОУ ЦРО
Кофе – тайм.

Ход мероприятия:

Перед началом семинара каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются по подгруппам (четыре группы).

Приветственное слово:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас на нашем семинарском занятии. Сегодня мы поговорим об игровых технологиях как форме организации образовательной деятельности с детьми. И мы: старший воспитатель Центра развития ребенка № 2 Арутюнян Нонна Кареновна и старший воспитатель Детского сада № 328 Чиркова Оксана Викторовна представим вашему вниманию как теоретическую, так и практическую сторону данного вопроса. Также хочется отметить, что сегодня мы постараемся рассказать об опыте работы коллег Центрального района по данному направлению.

Оксана Викторовна:

Уважаемые коллеги! У вас на столах находятся желтые кружочки, которые символизирует песчинку на наших песочных часах, мы предлагаем вам написать свои ожидания от участия в семинаре. (Блиц – опрос – человек 6-7 озвучивают свои ожидания. Затем представитель каждой группы наклеивают на верхнюю часть песочных часов кружочки).

Ожидания могут быть следующими:

  • получить новую информацию;
  • узнать об опыте коллег;
  • углубить знания по ФГОС ДО;
  • удостовериться, что я на правильном пути.

Когда одного ученого спросили: «Что вы будете делать, если начнется конец света?», — он ответил: «Играть». Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно, азартно играет на биржах, аукционах, стадионах, сценах. Но, к сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Замечена еще одна тенденция: играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все чаще проявляются примитивные игровые формы. Именно поэтому мы сегодня остановились на игровых технологиях как основной форме организации детской деятельности.

Нонна Кареновна:

Мы уверены, что все вы знаете понятие таких терминов как «педагогическая технология», «современные игровые технологии ДО», «методика обучения», «методы обучения».

Сегодня мы их еще раз рассмотрим и увидим чем отличается педагогическая технология чем она отличается от метода и методики, какие существуют игровые технологии в дошкольном образовании и в чем их суть.

Что такое метод?»

(метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания — взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания).

— Вопрос воспитателям: «Что такое методика?» (методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте).

— Таким образом, схематически соотношение методов и методики можно выразить следующим образом (Приложение 1).

Оксана Викторовна:

вопрос воспитателям: «А что же такое педагогическая технология?» (Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).

В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?

Попробуем выразить соотношения метода, методики и технологии схематически (Приложение 2).

Существенными признаками педагогической технологии являются (Приложение 3):

  • Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
  • Четкая логика и последовательность правил;
  • Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
  • Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
  • Подробная детализация, жесткий алгоритм;
  • Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.

Сущностью технологии является методика.

— Таким образом, отличиями метода, методики и технологии являются (Приложение 4):

  • Метод – это совокупность приемов; методика – это совокупность методов; технология – это оптимальный комплекс методов и средств;

 Методика и технология отличаются исходным объектом: для методики – это «усредненный» ребенок, для технологии – детальная информация об исходном состоянии каждого ребенка;

  • Методика и технология отличаются степенью проработки, детализации: методика – общее направление деятельности (например, методика обучения грамоте), а технология – это подробный маршрут с четко указанным инструментарием (например, технология проблемного обучения);
  • Методика и технология отличаются по содержанию: методика – это ядро, сущность технологии, ее внутреннее содержание, а технология – инструментарий вокруг ядра (методики), который может изменяться, ускоряя процессы, но сущность остается прежней. (например, методика обучения грамоте – это сущность, а комплекс наиболее эффективных приемов, оптимальный алгоритм и т.п. в совокупности с методикой – это технология);
  • Методика и технология отличаются результатом: исход методики трудно предугадать, т.к. он зависит от многих факторов (в том числе и от личностных качеств педагога); технология дает гарантированное получение запланированного результата, на ее применение меньшее влияние оказывают субъективные факторы по причине подробной регламентации деятельности.

Нонна Кареновна:

«Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» (Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Технология рождается из опыта и в последующем может стать основой для создания программы).

Схематически место программы дошкольного образования можно отобразить (Приложение 5).

Надеемся, что вы с нами согласитесь, что игровая технология – это развитие. Образно мы постарались представить ее в виде айсберга (обращаем внимание на изображение айсберга, на поверхности незначительная часть, а под водой большая). Не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что профессиональное мастерство и опыт по реализации игровых технологий похоже на айсберг?

Однако, организация и руководство игровой деятельностью является для нас проблемой, а любая проблема содержит видимую и невидимую стороны Видимая сторона: недооценивание значений игры, замена игры другим видом деятельности, ускорение темпов развития ребенка, выполнение социального заказа – подготовить ребенка к школе. Но при решении любой проблемы важно не замыкаться только на видимой части, важно подумать, как избежать опасности столкновению с подводной частью.

У вас на столах разложены конверты с готовыми фразами, Вам нужно из этих фраз сформулировать трудности, которые наиболее часто встречаются в процессе реализации проблемы (опрос согласны ли вы с этими утверждениями).

Подводная часть: 1. незнание методики проведения игры, 2 неумение взрослых играть, 3. Отсутствие разнообразия в тематике игр, 4. Трудности в организации игровой среды.

Оксана Викторовна: в связи с этим мы обозначили проблему: Что такое и как использовать игровые технологии.

Еще раз вспомним, что же подразумевает понятие «игровые педагогические технологии

»?

ИПТ — обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Рассмотрим традиционные игровые технологии — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Дидактические игры

Нонна Кареновна:

все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов:

  • Игровой замысел
    – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры.
  • Дидактическая (обучающая) задача –
    основной компонент.
  • Игровые действия
    – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
  • Игровые правила –
    обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
  • Результат —
    который является финалом игры, придает игре законченность.
  • Оборудование

Игровой замысел

– первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или
дидактическая задача
. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия

– основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Каждая дидактическая игра имеет правила

, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Оксана Викторовна:
проведение дидактических игр включает:
При проведении дидактических игр важно не только

— ознакомление детей с содержанием игры;

— объяснение хода правил игры;

— показ игровых действий;

— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

Но и результат игры, который подразумевает действия детей и подведение итогов данного действия. Уважаемы, коллеги, мы думаем, что вы с нами согласитесь, что дидактическая игра – лучший друг воспитателя, ее можно использовать:

-на занятиях;

— в самостоятельной деятельности детей:

— как составной частью занятия;

— основной формой организации учебного процесса.

Сюжетно – ролевые игры

Нонна Кареновна: сейчас мы вам напомнить компоненты сюжетно-ролевой игры:

— Сюжет;

Содержание –

то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

Роли —

которые исполняют дети в процессе игры;

Игровые действия,

с помощью которых дети реализуют роли; игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. Отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. (фото сюжетно-ролевой игры).

Надо помнить, что отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является творчество детей (каждый ребенок в сюжетно-ролевой игре проживает свою роль). Таким образом, дети в сюжетно-ролевой игре рас определяют роли, договариваются о сюжете, а результативностью данных игр – социальный опыт детей.

Оксана Викторовна:

длительность сюжетной игры:

— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). ФОТО

(на слайде сопоставить сюжетно и дид. игры)

Подвижные игры

Подвижные игры

– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Отличительной особенностью является четкое соблюдение правил игры. Целью любых подвижных игр является развитие как физических так и психических процессов.

Для подвижных игр характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Нонна Кареновна: содержание игры

определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила

в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

Руководство

подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.

Результатом подвижных игр является желание детей повторить игру.

Уважаемые, коллеги, сейчас мы рассмотрели часть традиционных игровых технологий и хотелось бы отметить наиболее частые ошибки в руководстве детской игрой.

Оксана Викторовна: ошибки в руководстве детской игрой

Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.

— подавление творческой инициативы и самостоятельности детей (педагог должен быть не руководителем, а партнером в игре);

— отсутствие внимания к детской игре (Руководство, наблюдательность, своевременное включение в игру).

— ограничение свободного доступа к играм и игрушкам (по стандарту дошкольного образования организация самостоятельной деятельности выдвигается на первый план, т.о., воспитатель должен создать условия и подтолкнуть детей к этой деятельности: подсказать идею или сюжет игры).

— отсутствие необходимой игровой среды (игровую среду необходимо обновлять развивающими играми и игрушками, которые используются в различных вариантах)

А теперь рассмотрим «Роль современных игровых технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников»

Начнем со всеми известных вам игр Воскобовича, которые оказывают большое значение в обучении детей.

Технология В.В.Воскобовича состоит из 10 комплектов игр. По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича условно делятся на 3 группы:

  • 1-ая группа игр направлена на математическое развитие детей. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями — манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Например «Прозрачные цифры», «Геоконт», «Математические корзинки», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Чудо цветик» и т.д.
  • 2-ая группа — это с буквами, звуками, слогами, словами. Например, «Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Шнур затейник».
  • 3-тья группа — универсальные игровые обучающие средства, объединяющие различные виды деятельности детей (экологическое воспитание, обучение грамоте, ознакомление с окружающим, конструирование, математическое и речевое развитие). Например, «Игровизор», «Коврик, ларчик».

Нонна Кареновна:

следующая современная игровая технология – информационно – коммуникационные технологии.

Всем нам известно, что мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Именно это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет, интерактивный стол и др.).

Сейчас мы рассмотрим требования к компьютерным программам ДОУ:

  1. Исследовательский характер
  2. Легкость для самостоятельных занятий детей
  3. Развитие широкого спектра навыков и представлений
  4. Возрастное соответствие
  5. Занимательность.

Классификация программ:

  1. Развитие воображения, мышления, памяти
  2. Говорящие словари иностранных языков
  3. Игры-путешествия, «бродилки»
  4. Использование мультимедийных презентаций в различных образовательных областях
  5. Арт-студии.

Уважаемые коллеги, напоминаем Вам, что любая информационно-коммуникационная технология — прежде всего дидактика, которая предполагает: интерактивность, занимательность и развивающий характер.

В результате использования ИКТ у детей дошкольного возраста хорошо развивается воображение.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Оксана Викторовна:

среди широко используемых в практике современных
игровых технологий можно выделить квест- технологию
. «Квест» – это командная игра. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Уважаемые коллеги, обратите внимание на слайде перечислены известные вам формы организации детской деятельности: игры-путешествия, соревнования, викторины, проекты – квест — технология объединяет все эти понятия.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

  1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец. ФОТО
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов. ФОТО
  3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен. ФОТО
  4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем. ФОТО

Можно отметить, что квест технологии прежде всего развивают коммуникативные способности, познавательный интерес. Работают на результат и создают у ребенка ситуацию успеха.

Нонна Кареновна:Технология Синквейн

Синквейн— пятистрочная стихотворная форм, используемая в дидактических целях.

Синквейн это более высокая форма организации игровой деятельности, где при слаженной команде играющих детей достигается эффективный результат.

Синквейн является игровым приемом, который чаще всего используется с детьми подготовительной к школе группы, например, интересная интеллектуальная игра или как прием для описания картины. Технология синквейн – это прежде всего обучающая и развивающая игровая технология.

Вот мы и рассмотрели существующие игровые технологии, и предлагаем вам распределить игровые технологии по следующим характеристикам: развивающие игры, обучающие игры, игры на развитие воображения, творческие игры, игры на физическое и психическое развитие.

Практическая часть

  1. «Каша из топора»

Задание:

из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

В сундучке следующие предметы:

— Картон, ножницы, цветная бумага, клей

— Прищепки и лист А-4, веревка, крышки от бутылок

— Спички

Воспитатель это творческая личность, которая может из ничего сделать волшебство, в этом вся суть профессии. А сейчас мы предлагаем вам поиграть, в нашем сундучке находятся 4 конверта, приглашаем представителей групп подойти и выбрать себе конверт. В конвертах находятся необходимые материалы, которые помогут вам придумать и презентовать нам дидактическую или развивающую игру на ваше усмотрение. Ваша задача составить игру, назвать ее правила и презентовать (у вас 10 минут на составление и 10 минут на представление) (на слайде алгоритм составления игры): название, цель, правила, результат.

Подведение итогов: Буланова Людмила Владимировна.

Нонна Кареновна:

«Скажи мне — и я забуду; покажи мне — может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Эти слова Конфуция помогают моей работе с детьми при организации игровой деятельности. Чтобы вовлечь в образовательный процесс всех детей группы, добиться хороших результатов, я стараюсь на занятиях использовать игровые технологии и интерактивные формы работы.

Итоговая рефлексия «Песочные часы»

Оксана Викторовна:

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вернуться к нашим песочным часам, куда вы прикрепили свои ожидания от сегодняшнего мероприятия, предлагаем вам высказать свои впечатления (записываем). Далее педагогам раздаются памятки: традиционные и современные технологии, руководство игрой, ошибки воспитателя, рекомендуемая литература.
«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»

История развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогике

Идея использования технологий в образовательном процессе возникла в начале XX века. Понятие педагогической технологии осмысливали такие ученые, как В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ф.П. Фрадкин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др. понимается и осознается, причем настолько, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ему определение: «Это определение принципов и разработка методов оптимизации образовательного процесса через анализ факторов, повышающих педагогическую эффективность, через разработку и применение методик и материалов, а также через оценку используемых методов». Современное понимание образовательной технологии, основано на том, что она является введением в педагогику системного образа мышления и является вариацией процесса обучения.

Анализ, проведенный исследователями, свидетельствует о том, что педагогическое явление, которое сегодня называется «педагогическая технология», было предметом дискуссий и научных споров на протяжении многих веков. По мнению ученых, ни один выдающийся педагог не смог избежать этой проблемы.

Еще Демокрит (460-371 гг. до н.э.) утверждал, что лучше добиться добродетели внутренним побуждением и убеждением, чем назиданием, законом и принуждением. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96) писал: «Обучение должно доставлять ему (ученику) удовольствие…».

В современной интерпретации взгляды древних авторов звучат так: оба они говорят об отношении к ребенку в процессе его воспитания и обучения, причем Квинтилиан указывает на необходимость для детей испытывать успех в своей деятельности как на важнейший фактор дальнейшего развития личности. При этом формы воздействия выбираются таким образом, чтобы пробудить в ребенке желание совершенствоваться.

Итальянский философ-утопист Т. Кампанелла в своей книге «Город Солнца» применяет идею ненасилия в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее на примере технологического дизайна физической среды. Французский гуманист Монти (1533-1592) говорил: «Желательно, чтобы он умел не только увлечь своим рассказом, но и выслушать своего ученика». Он достигает наивысшего уровня технологического обобщения при описании «общения с другими», подчеркивая в своей рекомендации следующее:

  • не выставлять себя на показ;
  • воздерживаться от использования знаний;
  • избегать высокомерия и т.д.

Принимая тезис о том, что основой образования должно быть «умелое распределение времени, предметов и методов», Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе потока и сохраняющую доминирующее положение в современном обществе (Коменский Я.А. «Великая дидактика»).

Формирование педагогической технологии в отечественной педагогике рассматривалось как суть продолжающегося изучения изменения педагогической технологии на рубеже XX-XXI веков. К.Д. Ушинский (1824-1870), основатель научной педагогики в России, при разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают природу человека, то есть взял за основу антропологический подход к личности. Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т.Шацкий (1878-1934), изучавший влияние среды на воспитанника, расширил понятие педагогической технологии, показав закономерные результаты ее воздействия как на личность, так и на коллектив.

Некоторые исследователи истории становления и образования понятия «педагогическая технология» (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.) доказали, что термин «технология» в отечественной педагогике впервые был использован в 20-х годах XVIII века.

В 30-е годы XX века в педагогической науке и практике сложилась уникальная ситуация, которая характеризовалась творческим поиском. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, подчеркивающие необязательный характер этих программ, что открывало простор для педагогического творчества учителей. Были предложены проекты по преобразованию средних школ в технические колледжи.

Методы и приемы игры их классификация

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воспроизведение и усвоение социального опыта, в которых формируется и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательная (это основная функция игры — развлекать, доставлять удовольствие, вдохновлять, вызывать интерес);
  • коммуникативный: овладение диалектикой общения;
  • Самореализация в игре как полигон человеческой практики;
  • игровая терапия: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностические: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • Корректирующая функция: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • Межэтническая коммуникация: усвоение социокультурных ценностей, общих для всех людей;

Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетание игровых и обучающих элементов во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.Систематическое и целенаправленное использование игровых методов может принести определенные результаты, как в изменении основных характеристик личности, так и в эффективности учебной деятельности.

Педагогические игры — это достаточно обширная группа методов и приемов организации учебного процесса. Основное отличие образовательной игры от игры вообще заключается в том, что она имеет четкую цель обучения и соответствующий образовательный результат.

Образовательные игры очень разнообразны:

  • дидактическое содержание;
  • организационная структура;
  • возможности для их использования;
  • специфичность содержания.

Дидактические, способствующие расширению кругозора, познавательной активности; формирование определенных навыков и умений, необходимых в практической деятельности: Развитие общих академических навыков и способностей; развитие трудовых навыков.

Воспитание: формирование самостоятельности, воли; формирование определенных взглядов, позиций, нравственных, эстетических и установок; формирование сотрудничества, коллективизма, общительности и коммуникабельности.

Развитие: развитие внимания, памяти, языка, мышления, способности сравнивать, противопоставлять, находить аналогии, воображения, образного творчества, рефлексии, способности находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.

Социализация: привыкание к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям окружающей среды; борьба со стрессом, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Психологические механизмы игровой деятельности основаны на базовых потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самоактуализации.

Младший школьный возраст характеризуется яркостью и спонтанностью восприятия, легкостью вхождения в образы. Дети легко включаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповые игры, продолжают играть с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основой деятельности является игровое моделирование, часть деятельности учащихся проходит в условно-игровом плане.

Дети действуют в соответствии с правилами игры. Игровая среда также меняет позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника совместного действия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]