«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»
автор: Арутюнян Нонна Карлени
старший воспитатель МОУ Центр развития ребенка №2 Центрального района Волгограда
«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»
«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»
семинар-практикум
для воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда
Подготовили:
Арутюнян Нонна Карлени,
старший воспитатель МОУ Центра развития ребенка № 2
Волгоград
2021
Место проведения: МОУ Детский сад № 328 Центрального района Волгограда.
Тема: «Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности».
Форма мероприятия: семинар-практикум.
Цель: Цель семинара: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Ожидаемый результат:
- расширение и уточнение понятийного аппарата;
- углубление знаний по содержанию ФГОС ДО;
- практическое использование инновационных игровых технологий в работе с детьми.
Средства: опрос, практические упражнения, дидактическая игра, беседа, анкеты, рефлексия, интерактивная игра.
Форма работы: групповая, подгрупповая
Длительность мероприятия: до 90 минут
Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением, раздаточный материал для выполнения практических упражнений: клей, карандаши, кисти, краски, ручки, маркеры, листы цветной бумаги, шнурочки, ножницы, тематические картинки; игры Воскобовича, авторские дидактические игры и пособия.
Демонстрационный материал:
Магнитная доска 1 – «Песочные часы » («Наши ожидания», и «Наши впечатления» — рефлексия)
Магнитная доска 2 – Опрос всех участников мероприятия «Характеристика игровых технологий»
Раздаточный материал: маркеры, ручки, доска с магнитами, бумага писчая, анкеты, дидактические игры, памятки.
\
План проведения мероприятия
24 марта в 10.00 в МОУ «Детский сад № 328 Центрального района Волгограда».
Время | Содержание | Ответственный |
09.45 – 10.00 Регистрация участников городского семинара-практикума. | ||
10.00 – 10.05 | Приветственное слово участникам семинара — практикума. Введение в тему семинара – практикума. | Вишнякова Елена Ивановна, старший методист Центрального районного отдела МОУ ЦРО |
Теоретическая часть семинара – практикума. | ||
10.05 – 10.20 | «Традиционные игровые технологии в образовательной деятельности», сообщение из опыта работы. | Арутюнян Нонна Карлени, старший воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда» |
10.20 – 10.35 | «Роль современных игровых технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников», сообщение из опыта работы. | Чиркова Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада № 328 |
10.35 – 10.45 | «Использование онлайн тренажёра «Learning Apps» в дидактических играх дошкольников», сообщение из опыта работы. | Комарова Эльвира Николаевна, старший воспитатель; Кривякина Маргарита Алексеевна, учитель-логопед МОУ «Детский сад № 315 Центрального района Волгограда» |
Практико – теоретическая часть семинара – практикума. | ||
10.55 – 11.10 | «Организация и руководство сюжетно – ролевыми играми дошкольников», сообщение и видеофрагмент из опыта работы педагогов по организации сюжетно – ролевых игр с воспитан-никами старшего дошкольного возраста. | Ракитина Светлана Викторовна, старший воспитатель МОУ «Детский сад № 95 Центрального района Волгограда» |
11.10 – 11.20 | «Применение игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста», практикум. | Морозова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог МОУ Детского сада № 328 |
11.20 – 11.35 | «Использование игровых компьютерных технологий с целью развития представлений об окружающих природных объектах у детей младшего дошкольного возраста», сообщение и видеофрагмент из опыта работы педагогов. | Данько Анна Васильевна, старший воспитатель; Лявина Светлана Владимировна, воспитатель МОУ «Детский сад № 307 Центрального района Волгограда» |
11.35 – 11.50 | «Работа с интерактивной доской в игровой деятельности дошкольников в процессе обучения ПДД», презентация опыта работы с демонстрацией видеофрагмента по организации работы педагогов с воспитанниками. | Яковлева Надежда Ивановна, старший воспитатель; Богачёва Юлия Михайловна, воспитатель МОУ «Детский сад № 100 Центрального района Волгограда» |
11.50 – 12.00 | «Волшебный мир развивающих игр В.В. Воскобовича», из опыта работы педагогов по использованию технологии в образовательной деятельности. | Савинкина Татьяна Анатольевна, воспитатель МОУ Детского сада № 328 |
12.00 – 12.10 | «Авторский подход к разработке дидактических развивающих игр и пособий», презентация опыта работы педагогов по изготовлению авторских игр и пособий. | Арутюнян Нонна Карлени, старший воспитатель; Попугаева Лариса Валерьевна, воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда» |
12.10 – 12.20 | «Система оценки ECERS-R: организация игрового пространства дошкольной образовательной организации в контексте взаимодействия педагогов и детей», мини-лекция с элементами обсуждения. | Буланова Людмила Владимировна, специалист кафедры дошкольного и начального общего образования ГАУ ДПО «ВГАПО» |
Групповая работа. | ||
12.20 – 12.40 | Творческая мастерская «Каша из топора». Изготовление и презентация развивающих игр и пособий. | Арутюнян Нонна Карленовна, старший воспитатель МОУ «Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда»; Чиркова Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада № 328 |
12.40 – 12.50 | Рефлексия с использованием методики «Песочные часы». | Чиркова Оксана Викторовна, старший воспитатель МОУ Детского сада № 328 |
12.50 – 13.00 | Обмен мнениями. Подведение итогов городского семинара-практикума. | Вишнякова Елена Ивановна, старший методист Центрального районного отдела МОУ ЦРО |
Кофе – тайм. |
Ход мероприятия:
Перед началом семинара каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются по подгруппам (четыре группы).
Приветственное слово:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас на нашем семинарском занятии. Сегодня мы поговорим об игровых технологиях как форме организации образовательной деятельности с детьми. И мы: старший воспитатель Центра развития ребенка № 2 Арутюнян Нонна Кареновна и старший воспитатель Детского сада № 328 Чиркова Оксана Викторовна представим вашему вниманию как теоретическую, так и практическую сторону данного вопроса. Также хочется отметить, что сегодня мы постараемся рассказать об опыте работы коллег Центрального района по данному направлению.
Оксана Викторовна:
Уважаемые коллеги! У вас на столах находятся желтые кружочки, которые символизирует песчинку на наших песочных часах, мы предлагаем вам написать свои ожидания от участия в семинаре. (Блиц – опрос – человек 6-7 озвучивают свои ожидания. Затем представитель каждой группы наклеивают на верхнюю часть песочных часов кружочки).
Ожидания могут быть следующими:
- получить новую информацию;
- узнать об опыте коллег;
- углубить знания по ФГОС ДО;
- удостовериться, что я на правильном пути.
Когда одного ученого спросили: «Что вы будете делать, если начнется конец света?», — он ответил: «Играть». Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно, азартно играет на биржах, аукционах, стадионах, сценах. Но, к сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Замечена еще одна тенденция: играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все чаще проявляются примитивные игровые формы. Именно поэтому мы сегодня остановились на игровых технологиях как основной форме организации детской деятельности.
Нонна Кареновна:
Мы уверены, что все вы знаете понятие таких терминов как «педагогическая технология», «современные игровые технологии ДО», «методика обучения», «методы обучения».
Сегодня мы их еще раз рассмотрим и увидим чем отличается педагогическая технология чем она отличается от метода и методики, какие существуют игровые технологии в дошкольном образовании и в чем их суть.
Что такое метод?»
(метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания — взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания).
— Вопрос воспитателям: «Что такое методика?» (методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте).
— Таким образом, схематически соотношение методов и методики можно выразить следующим образом (Приложение 1).
Оксана Викторовна:
вопрос воспитателям: «А что же такое педагогическая технология?» (Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).
В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?
Попробуем выразить соотношения метода, методики и технологии схематически (Приложение 2).
Существенными признаками педагогической технологии являются (Приложение 3):
- Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
- Четкая логика и последовательность правил;
- Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
- Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
- Подробная детализация, жесткий алгоритм;
- Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.
Сущностью технологии является методика.
— Таким образом, отличиями метода, методики и технологии являются (Приложение 4):
- Метод – это совокупность приемов; методика – это совокупность методов; технология – это оптимальный комплекс методов и средств;
Методика и технология отличаются исходным объектом: для методики – это «усредненный» ребенок, для технологии – детальная информация об исходном состоянии каждого ребенка;
- Методика и технология отличаются степенью проработки, детализации: методика – общее направление деятельности (например, методика обучения грамоте), а технология – это подробный маршрут с четко указанным инструментарием (например, технология проблемного обучения);
- Методика и технология отличаются по содержанию: методика – это ядро, сущность технологии, ее внутреннее содержание, а технология – инструментарий вокруг ядра (методики), который может изменяться, ускоряя процессы, но сущность остается прежней. (например, методика обучения грамоте – это сущность, а комплекс наиболее эффективных приемов, оптимальный алгоритм и т.п. в совокупности с методикой – это технология);
- Методика и технология отличаются результатом: исход методики трудно предугадать, т.к. он зависит от многих факторов (в том числе и от личностных качеств педагога); технология дает гарантированное получение запланированного результата, на ее применение меньшее влияние оказывают субъективные факторы по причине подробной регламентации деятельности.
Нонна Кареновна:
«Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» (Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Технология рождается из опыта и в последующем может стать основой для создания программы).
Схематически место программы дошкольного образования можно отобразить (Приложение 5).
Надеемся, что вы с нами согласитесь, что игровая технология – это развитие. Образно мы постарались представить ее в виде айсберга (обращаем внимание на изображение айсберга, на поверхности незначительная часть, а под водой большая). Не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что профессиональное мастерство и опыт по реализации игровых технологий похоже на айсберг?
Однако, организация и руководство игровой деятельностью является для нас проблемой, а любая проблема содержит видимую и невидимую стороны Видимая сторона: недооценивание значений игры, замена игры другим видом деятельности, ускорение темпов развития ребенка, выполнение социального заказа – подготовить ребенка к школе. Но при решении любой проблемы важно не замыкаться только на видимой части, важно подумать, как избежать опасности столкновению с подводной частью.
У вас на столах разложены конверты с готовыми фразами, Вам нужно из этих фраз сформулировать трудности, которые наиболее часто встречаются в процессе реализации проблемы (опрос согласны ли вы с этими утверждениями).
Подводная часть: 1. незнание методики проведения игры, 2 неумение взрослых играть, 3. Отсутствие разнообразия в тематике игр, 4. Трудности в организации игровой среды.
Оксана Викторовна: в связи с этим мы обозначили проблему: Что такое и как использовать игровые технологии.
Еще раз вспомним, что же подразумевает понятие «игровые педагогические технологии
»?
ИПТ — обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Рассмотрим традиционные игровые технологии — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Дидактические игры
Нонна Кареновна:
все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов:
- Игровой замысел
– первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. - Дидактическая (обучающая) задача –
основной компонент. - Игровые действия
– это способы проявления активности ребенка в игровых целях. - Игровые правила –
обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры. - Результат —
который является финалом игры, придает игре законченность. - Оборудование
Игровой замысел
– первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или
дидактическая задача
. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия
– основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.
Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Каждая дидактическая игра имеет правила
, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Оксана Викторовна:
проведение дидактических игр включает:
При проведении дидактических игр важно не только
— ознакомление детей с содержанием игры;
— объяснение хода правил игры;
— показ игровых действий;
— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
Но и результат игры, который подразумевает действия детей и подведение итогов данного действия. Уважаемы, коллеги, мы думаем, что вы с нами согласитесь, что дидактическая игра – лучший друг воспитателя, ее можно использовать:
-на занятиях;
— в самостоятельной деятельности детей:
— как составной частью занятия;
— основной формой организации учебного процесса.
Сюжетно – ролевые игры
Нонна Кареновна: сейчас мы вам напомнить компоненты сюжетно-ролевой игры:
— Сюжет;
— Содержание –
то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
— Роли —
которые исполняют дети в процессе игры;
— Игровые действия,
с помощью которых дети реализуют роли; игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. Отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. (фото сюжетно-ролевой игры).
Надо помнить, что отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является творчество детей (каждый ребенок в сюжетно-ролевой игре проживает свою роль). Таким образом, дети в сюжетно-ролевой игре рас определяют роли, договариваются о сюжете, а результативностью данных игр – социальный опыт детей.
Оксана Викторовна:
длительность сюжетной игры:
— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). ФОТО
(на слайде сопоставить сюжетно и дид. игры)
Подвижные игры
Подвижные игры
– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Отличительной особенностью является четкое соблюдение правил игры. Целью любых подвижных игр является развитие как физических так и психических процессов.
Для подвижных игр характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Нонна Кареновна: содержание игры
определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила
в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
Руководство
подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.
Результатом подвижных игр является желание детей повторить игру.
Уважаемые, коллеги, сейчас мы рассмотрели часть традиционных игровых технологий и хотелось бы отметить наиболее частые ошибки в руководстве детской игрой.
Оксана Викторовна: ошибки в руководстве детской игрой
Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.
— подавление творческой инициативы и самостоятельности детей (педагог должен быть не руководителем, а партнером в игре);
— отсутствие внимания к детской игре (Руководство, наблюдательность, своевременное включение в игру).
— ограничение свободного доступа к играм и игрушкам (по стандарту дошкольного образования организация самостоятельной деятельности выдвигается на первый план, т.о., воспитатель должен создать условия и подтолкнуть детей к этой деятельности: подсказать идею или сюжет игры).
— отсутствие необходимой игровой среды (игровую среду необходимо обновлять развивающими играми и игрушками, которые используются в различных вариантах)
А теперь рассмотрим «Роль современных игровых технологий в развитии познавательной деятельности дошкольников»
Начнем со всеми известных вам игр Воскобовича, которые оказывают большое значение в обучении детей.
Технология В.В.Воскобовича состоит из 10 комплектов игр. По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича условно делятся на 3 группы:
- 1-ая группа игр направлена на математическое развитие детей. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями — манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Например «Прозрачные цифры», «Геоконт», «Математические корзинки», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Чудо цветик» и т.д.
- 2-ая группа — это с буквами, звуками, слогами, словами. Например, «Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Шнур затейник».
- 3-тья группа — универсальные игровые обучающие средства, объединяющие различные виды деятельности детей (экологическое воспитание, обучение грамоте, ознакомление с окружающим, конструирование, математическое и речевое развитие). Например, «Игровизор», «Коврик, ларчик».
Нонна Кареновна:
следующая современная игровая технология – информационно – коммуникационные технологии.
Всем нам известно, что мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Именно это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет, интерактивный стол и др.).
Сейчас мы рассмотрим требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Игры-путешествия, «бродилки»
- Использование мультимедийных презентаций в различных образовательных областях
- Арт-студии.
Уважаемые коллеги, напоминаем Вам, что любая информационно-коммуникационная технология — прежде всего дидактика, которая предполагает: интерактивность, занимательность и развивающий характер.
В результате использования ИКТ у детей дошкольного возраста хорошо развивается воображение.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
Оксана Викторовна:
среди широко используемых в практике современных
игровых технологий можно выделить квест- технологию
. «Квест» – это командная игра. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Уважаемые коллеги, обратите внимание на слайде перечислены известные вам формы организации детской деятельности: игры-путешествия, соревнования, викторины, проекты – квест — технология объединяет все эти понятия.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
- Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец. ФОТО
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов. ФОТО
- Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен. ФОТО
- Споры и конфликты надо решать только мирным путем. ФОТО
Можно отметить, что квест технологии прежде всего развивают коммуникативные способности, познавательный интерес. Работают на результат и создают у ребенка ситуацию успеха.
Нонна Кареновна:Технология Синквейн
Синквейн— пятистрочная стихотворная форм, используемая в дидактических целях.
Синквейн это более высокая форма организации игровой деятельности, где при слаженной команде играющих детей достигается эффективный результат.
Синквейн является игровым приемом, который чаще всего используется с детьми подготовительной к школе группы, например, интересная интеллектуальная игра или как прием для описания картины. Технология синквейн – это прежде всего обучающая и развивающая игровая технология.
Вот мы и рассмотрели существующие игровые технологии, и предлагаем вам распределить игровые технологии по следующим характеристикам: развивающие игры, обучающие игры, игры на развитие воображения, творческие игры, игры на физическое и психическое развитие.
Практическая часть
- «Каша из топора»
Задание:
из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
В сундучке следующие предметы:
— Картон, ножницы, цветная бумага, клей
— Прищепки и лист А-4, веревка, крышки от бутылок
— Спички
Воспитатель это творческая личность, которая может из ничего сделать волшебство, в этом вся суть профессии. А сейчас мы предлагаем вам поиграть, в нашем сундучке находятся 4 конверта, приглашаем представителей групп подойти и выбрать себе конверт. В конвертах находятся необходимые материалы, которые помогут вам придумать и презентовать нам дидактическую или развивающую игру на ваше усмотрение. Ваша задача составить игру, назвать ее правила и презентовать (у вас 10 минут на составление и 10 минут на представление) (на слайде алгоритм составления игры): название, цель, правила, результат.
Подведение итогов: Буланова Людмила Владимировна.
Нонна Кареновна:
«Скажи мне — и я забуду; покажи мне — может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Эти слова Конфуция помогают моей работе с детьми при организации игровой деятельности. Чтобы вовлечь в образовательный процесс всех детей группы, добиться хороших результатов, я стараюсь на занятиях использовать игровые технологии и интерактивные формы работы.
Итоговая рефлексия «Песочные часы»
Оксана Викторовна:
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вернуться к нашим песочным часам, куда вы прикрепили свои ожидания от сегодняшнего мероприятия, предлагаем вам высказать свои впечатления (записываем). Далее педагогам раздаются памятки: традиционные и современные технологии, руководство игрой, ошибки воспитателя, рекомендуемая литература.
«Игровые технологии как форма организации образовательной деятельности»
История развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогике
Идея использования технологий в образовательном процессе возникла в начале XX века. Понятие педагогической технологии осмысливали такие ученые, как В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ф.П. Фрадкин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др. понимается и осознается, причем настолько, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ему определение: «Это определение принципов и разработка методов оптимизации образовательного процесса через анализ факторов, повышающих педагогическую эффективность, через разработку и применение методик и материалов, а также через оценку используемых методов». Современное понимание образовательной технологии, основано на том, что она является введением в педагогику системного образа мышления и является вариацией процесса обучения.
Анализ, проведенный исследователями, свидетельствует о том, что педагогическое явление, которое сегодня называется «педагогическая технология», было предметом дискуссий и научных споров на протяжении многих веков. По мнению ученых, ни один выдающийся педагог не смог избежать этой проблемы.
Еще Демокрит (460-371 гг. до н.э.) утверждал, что лучше добиться добродетели внутренним побуждением и убеждением, чем назиданием, законом и принуждением. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96) писал: «Обучение должно доставлять ему (ученику) удовольствие…».
В современной интерпретации взгляды древних авторов звучат так: оба они говорят об отношении к ребенку в процессе его воспитания и обучения, причем Квинтилиан указывает на необходимость для детей испытывать успех в своей деятельности как на важнейший фактор дальнейшего развития личности. При этом формы воздействия выбираются таким образом, чтобы пробудить в ребенке желание совершенствоваться.
Итальянский философ-утопист Т. Кампанелла в своей книге «Город Солнца» применяет идею ненасилия в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее на примере технологического дизайна физической среды. Французский гуманист Монти (1533-1592) говорил: «Желательно, чтобы он умел не только увлечь своим рассказом, но и выслушать своего ученика». Он достигает наивысшего уровня технологического обобщения при описании «общения с другими», подчеркивая в своей рекомендации следующее:
- не выставлять себя на показ;
- воздерживаться от использования знаний;
- избегать высокомерия и т.д.
Принимая тезис о том, что основой образования должно быть «умелое распределение времени, предметов и методов», Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе потока и сохраняющую доминирующее положение в современном обществе (Коменский Я.А. «Великая дидактика»).
Формирование педагогической технологии в отечественной педагогике рассматривалось как суть продолжающегося изучения изменения педагогической технологии на рубеже XX-XXI веков. К.Д. Ушинский (1824-1870), основатель научной педагогики в России, при разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают природу человека, то есть взял за основу антропологический подход к личности. Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т.Шацкий (1878-1934), изучавший влияние среды на воспитанника, расширил понятие педагогической технологии, показав закономерные результаты ее воздействия как на личность, так и на коллектив.
Некоторые исследователи истории становления и образования понятия «педагогическая технология» (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.) доказали, что термин «технология» в отечественной педагогике впервые был использован в 20-х годах XVIII века.
В 30-е годы XX века в педагогической науке и практике сложилась уникальная ситуация, которая характеризовалась творческим поиском. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, подчеркивающие необязательный характер этих программ, что открывало простор для педагогического творчества учителей. Были предложены проекты по преобразованию средних школ в технические колледжи.
Методы и приемы игры их классификация
По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воспроизведение и усвоение социального опыта, в которых формируется и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательная (это основная функция игры — развлекать, доставлять удовольствие, вдохновлять, вызывать интерес);
- коммуникативный: овладение диалектикой общения;
- Самореализация в игре как полигон человеческой практики;
- игровая терапия: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностические: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- Корректирующая функция: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- Межэтническая коммуникация: усвоение социокультурных ценностей, общих для всех людей;
Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетание игровых и обучающих элементов во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.Систематическое и целенаправленное использование игровых методов может принести определенные результаты, как в изменении основных характеристик личности, так и в эффективности учебной деятельности.
Педагогические игры — это достаточно обширная группа методов и приемов организации учебного процесса. Основное отличие образовательной игры от игры вообще заключается в том, что она имеет четкую цель обучения и соответствующий образовательный результат.
Образовательные игры очень разнообразны:
- дидактическое содержание;
- организационная структура;
- возможности для их использования;
- специфичность содержания.
Дидактические, способствующие расширению кругозора, познавательной активности; формирование определенных навыков и умений, необходимых в практической деятельности: Развитие общих академических навыков и способностей; развитие трудовых навыков.
Воспитание: формирование самостоятельности, воли; формирование определенных взглядов, позиций, нравственных, эстетических и установок; формирование сотрудничества, коллективизма, общительности и коммуникабельности.
Развитие: развитие внимания, памяти, языка, мышления, способности сравнивать, противопоставлять, находить аналогии, воображения, образного творчества, рефлексии, способности находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
Социализация: привыкание к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям окружающей среды; борьба со стрессом, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Психологические механизмы игровой деятельности основаны на базовых потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самоактуализации.
Младший школьный возраст характеризуется яркостью и спонтанностью восприятия, легкостью вхождения в образы. Дети легко включаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповые игры, продолжают играть с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основой деятельности является игровое моделирование, часть деятельности учащихся проходит в условно-игровом плане.
Дети действуют в соответствии с правилами игры. Игровая среда также меняет позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника совместного действия.