Памятка по постановке спектакля для начинающих режиссеров

Здравствуйте, дорогие школьники и их родители! Горячо приветствую наставников и организаторов веселых мероприятий! На этой страничке хочу представить вам сценки на 4 человек, смешные, короткие для школьных представлений.

Для удобства разделила их по категориям – для первоклашек, пятиклашек и учеников старших классов. Сценарии невероятные в своей оригинальности, наполнены современным юмором и искрометными шутками. Но, главное, сценки с глубоким смыслом, они заставят задуматься над вечными человеческими ценностями.

Читайте вместе с друзьями забавные сценарии со сказочными персонажами. Для первоклашек заготовлена история о капризной принцессе, которая позволит ребятам посмотреть на себя со стороны. Для учеников постарше восточная сказочка о прекрасной Жасмин, а подростки 9-11 классов смогут поставить взрослую сценку про смышленую Царевну-лягушку.

Этапы

Поиск сценария

Требования к сценарию достаточно велики:

— сюжет должен быть интересным

— сюжет должен учитывать возрастную категорию актеров, аудитории

— рассчитанный на школьников

— количество ролей соответствует количеству желающих принять участие

— подходящая длительность спектакля

Набор актеров в театральную труппу

На этом этапе, режиссеру нужно завлечь ребят, то есть фактически прорекламировать это мероприятие. На это у вас есть не так много времени, поэтому нужно заранее понять – что именно может привлечь к участию в этой деятельности. Если же несмотря на ваши усилия, желающих участвовать слишком мало, необходимо принимать меры. Воспользуйтесь своей фантазией, подумайте, что в таком случае, заинтересовало бы вас.

Попробуйте например:

1. сделать презентацию, используя фотографии театрального фестиваля прошлых лет;

2. договоритесь с классным руководителем об уроке – просмотре видеозаписей фрагментов спектаклей, получивших гран-при;

3. устроить беседу со старшеклассниками, уже принимавшими участие в театрального фестиваля, пусть они поделятся впечатлениями.

Проведение тренингов (опираясь на учебник ОС)

Перед началом репетиций, вам нужно познакомиться со своими актерами, оценить их способности, заинтересованность. Также, учитывая отсутствие театрального опыта, нужно научить вашу труппу основным правилам игры на сцене, подготовить ее к предстоящей работе. Для этого организацией «Остров Сокровищ» уже разработаны тренинги, которые подробно описаны в учебнике по театральной деятельности. На данном этапе, тренинги – ваш шанс заинтересовать участников в актерской деятельности, раскрепостить их, развить творческие навыки, поэтому нужно проводить тренинги интересно. Особенно важно ваше личное участие во всех тренировках, таким образом, вы будите являться наглядным примером правильного подхода к выполнению задания.

Прочтение сценария, распределение ролей, беседы с актерами по поводу их персонажей

С первых же репетиций, нужно задуматься о распределении ролей в вашем коллективе. Чтобы рассмотреть все кандидатуры, при первых прочтениях роли можно варьировать между актерами, затем, когда вы уже определитесь, нужно плавно перейти к чтению непосредственно по ролям. На этом этапе отношение с актерами могут испортиться из-за конкуренции на определенную роль между ребятами (нужно подобрать роли, опираясь не только на возможности каждого из актеров, но и на их заинтересованность, желание, даже характер). Если несмотря ни на что кто-то из ребят остается недовольным своей ролью, ваша задача – заставить его поверить в то, что роль интересна и ее действительно стоит сыграть.

Поиск песен для спектакля (музыка, авторы, слова и т.д.)

Прежде чем озадачивать такими заданиями старших, уже умеющих опыт учеников, нужно попробовать максимально заинтересовать и привлечь к процессу участников именно вашего спектакля. Скорее всего, они будут отказываться, но задача режиссера как раз и заключается в том, чтобы показать, что на самом деле это очень интересный процесс. Для этого, возможен вариант организации подобной деятельности в коллективе, так процесс будет проходить веселее и быстрее.

К тому же, к этому же этапу можно отнести поиск музыкального оформления спектакля (та музыка/звуки, которые будут звучать, как фон действия или сопровождать само действие в соответствии с сюжетом). Но, конкретно к выполнению этой задачи, нужно подходить, уже четко осознавая – что будет представлять собой ваша постановка.

Подготовка атрибутов и т.д.

Многие атрибуты будут необходимы уже на первых репетициях, поскольку, это поможет ребятам лучше двигаться на сцене (ориентироваться на сцене, не выпадать из действия). Этот этап чаще всего выполняется не вовремя, из-за чего возникают проблемы со временем. Поэтому, нужно выполнить эту задачу, как можно раньше, ведь актеры быстрее будут вовлекаться в процесс.

Репетиции сцен в движение, с использованием атрибутов

В этот момент происходит резкий переход от одного этапа к другому (см. пункт 6), нужно сорганизовать процесс так, чтобы этот переход произошел как можно более плавно и незаметно для актеров, при этом, не следует забывать про предыдущий пункт.

Для лучшей организации работы всегда удобно составить график и решить — какие именно сцены, с какими актерами и когда, будут репетироваться.

Репетиции сцен без текста, постепенно актеры учат слова

На этом этапе важно не затянуть процесс «выучивания слов», потому что, на протяжение всех оставшихся репетиций, это будет мешать, отвлекать, не только режиссеров, но и самих актеров. Поскольку, это все-таки ученики школы, у которых, кроме театрального фестиваля ещё много дел, и они, вполне справедливо, могут ссылаться на свою загруженность и усталость, надо организовать этот процесс во время репетиций. Если даже, актер говорит, что не готов играть без текста, нужно заставлять его выкручиваться из ситуации своими силами, ведь главное для него – это уловить последовательность событий, их суть. Поэтому он должен пробовать объясняться своими словами, такой способ будет более эффективным для запоминания текста.

Репетиции массовых сцен, объединение сцен в действие

Удобнее всего организовать репетиции небольших сцен, с маленьким количеством действующих лиц, по будням. Большие, массовые сцены и объединение маленьких, оставить на выходные. При этом, в будние дни, особенно удобно организовать вашу работу при помощи составления графика (см. пункт 7).

Запись песен, постановка танцев

Оба эти действия, могут происходить параллельно, но, безусловно, решить проблему написания песен (авторства) необходимо гораздо раньше (см. пункт 5). После этого уже можно начинать постановку танцев и непосредственно запись песен.

11.Включение танцевальных и вокальных элементов в сцены, продумывание связок, перестановки декораций

Нужно четко распределить обязанности между участниками (кто в каких сценах играет, кто какие песни поет, кто какие танцы танцует, кто какие декорации выносит/уносит), для удобства, можно создать специальный список сцен, который будет висеть за кулисами, чтобы ребята имели возможность проконтролировать ход спектакля.

Разработка идеи костюмов, тканей, покупка всего необходимого для осуществления своих задумок.

Для того, чтобы спектакль был ярким, атрибуты и костюмы должны тоже иметь определенную общую стилистику. Для того, что бы на сцене, действие смотрелось органичным, необходимо придумать интересное решение для одежды ваших персонажей. Все костюмы должны быть объединены каким-то общим элементом (ткань, цвет, фактура, фасон), тогда весь спектакль будет смотреться целостным. Только после определения с идеей можно приступать к покупке тканей (тогда, к этому моменту вы уже сможете рассчитать – сколько ткани понадобиться, сколько средств нужно для покупки и т.д.). То же самое правило необходимо соблюдать при изготовлении декораций.

Создание костюмов, декораций, недостающих атрибутов

Этот пункт непосредственно связан с предыдущим (только после выполнения 12-ого этапа можно приступать к 13-ому). Необходимо максимальное вовлечение в этот процесс самих актеров, с целью вырабатывания их правильного/аккуратного/бережного отношения к костюмам, атрибутам, декорациям. Нужно поговорить с их родителями, возможно, среди них найдутся заинтересовавшиеся, которые смогут вам помочь, потому что в одиночестве, этот процесс займет очень много сил и времени.

Прогоны и генеральные репетиции (объединение всех элементов в одно целое)

В данном случае, нельзя опираться на то, что «генеральная» значит «самая последняя/заключительная», чем раньше режиссер начнет объединять весь процесс в одно целое, тем лучше. Но, для этого необходимо время и готовый материал, который и будет объединяться, а для этого нужно сначала упорно поработать над всеми предыдущими пунктами. Так называемые «генеральные репетиции» не обязательно должны проходить в актовом зале (ведь, в немного театральном фестивале, кроме вас участвует много других трупп, которые хотят репетировать там не меньше вас), можно проводить репетиции и в кабинете, главное, создать атмосферу, максимально близкую к показу (без текста, без разговоров, исправлений и т.д.). Поэтому, самое главное – быть готовым к репетиции на настоящей сцене, будет обидно потратить время, данное вам для прогона, на организационные моменты, формальности и поиски недостающих атрибутов или костюмов.

Показ спектакля

Перед показом необходимо настроить актеров на нужный лад и всеми силами попытаться избавить от волнения и себя, и свои труппу. Конечно же, задача режиссера – убедиться в том, что все готово: декорации, костюмы, актеры, музыка, песни.

Сценка для первого класса – Капризная Принцесса

В центре зала трон, вокруг него важно расхаживает задумчивый король. На сцену вбегает его дочурка в роскошном платье и с маленькой короной на голове.

Принцесса: Папа! Я все решила!

Король: Что же ты решила, доченька?

Принцесса: Завтра же иду на работу.

Король хватается за голову: Опять ты за свое! Мы это уже обсуждали. Королевской дочери негоже работать!

Принцесса: А я буду работать. Знаешь первый закон принцесс? Чего хочет дочка, то папа исполняет, и точка!

Король уставшим голосом: Кем же ты будешь работать?

Принцесса: Думаю в школу пойти, учителем буду.

Король удивленно: Но это же так сложно!

Принцесса: Что сложного? Указкой помахала, книжку детям почитала, оценки расставила, и готово!

Король: Ну-ну, посмотрим. Давай отрепетируем твой первый рабочий день. Стража!

Двое стражников под песенку «Куда идет король, большой секрет…», обходят зал по кругу и встают рядом.

Король: Моя дочь хочет стать учителем.

Стражники переглядываются удивленно.

Король: Ей нужна практика, так что несите сюда учебники да тетрадки! (уходит и садится на трон)

Стражники кивают, приносят из-за кулис парту со стульями и школьные принадлежности.

Принцесса берет учебник: Ну, ребята, сегодня я буду вас учить…

Стражники снова переглядываются.

Принцесса: Вот! Скажи мне, сколько будет два плюс два?

Первый стражник молчит и хлопает глазами.

Принцесса злится: Не знаешь? Плохо, двойка!

Стражник делает шаг назад, опускает голову.

Принцесса: Твоя очередь. Сколько будет три плюс пять? Отвечай!

Второй стражник чешет в затылке и пожимает плечами.

Принцесса, размахивая указкой: Какие вы глупые! Я сейчас покажу, как надо!

Стражники вытягиваются в струнку, а девочка листает книжку.

Принцесса: Вот! Семь плюс пять, будет…четырнадцать!

Король смеется: Нет, доченька! Правильный ответ: двенадцать. Как же ты будешь учителем, если сама ничего не знаешь?

Принцесса откладывает учебник, злится: Хорошо, буду кухаркой!

Король охает и хватается за сердце, стражники подбегают к нему и придерживают за локотки.

Принцесса злобно: Неужели ты думаешь, что я простую картошку почистить не смогу, а?!

Король слабым голосом: Да где же это видано, чтобы королевская дочь посудой на кухне гремела?

Стражники обмахивают и усаживают монарха на трон.

Принцесса: Подумаешь! Любая работа мне по плечу. Почищу овощи, нарежу, водичкой залью и на огонь поставлю. Вот тебе и суп.

Король: Стража, принесите инвентарь…

Стражники кивают и уходят за кулисы под музыку. Оттуда возвращаются с кастрюлей, поварешкой и тарелкой.

Принцесса: Сейчас приготовлю и всех накормлю, вкусненько будет… (Готовит, возится с овощами).

Стражники с опаской погладывают в кастрюлю.

Принцесса: Ну-ка, идите сюда, обед готов!

Стражники в страхе убегают, принцесса гонится за ними с тарелкой и ложкой, потом начинает горько плакать.

Принцесса: Почему они не хотят мой суп? (с возмущением бросает посуду на пол)

Король: Они просто жить хотят, доченька.

Принцесса, хлюпая носом: Вот пойду работать медсестрой! Раздам им таблетки и уколы понаставлю!

Король: Тише, доченька, нам еще несчастных случаев не хватало. Не можешь же ты без образования пойти работать.

Принцесса утирает слезы: А с образованием?

Король вздыхает: Коли хочешь ты работать, учись усердно в школе, поступай в университет и тогда сможешь освоить любую профессию.

Принцесса радуется, обнимает короля: Спасибо, папочка! Раз так, то готовь мне карету, самое красивое платье и туфельки, поеду в школу на урок!

Король вздыхает, а стражники выходят на сцену и встают перед зрителями.

Стражник 1: Всего в жизни надо добиваться своим трудом!

Стражник 2: А чтобы трудиться на любимой работе, нужно сейчас хорошо учиться!

Под веселую музыку актеры кланяются зрителям, берутся за руки и убегают со сцены.

Советы

Уделять максимальное внимание деятельности самих участников, ведь весь этот процесс – для них

Пусть они принимают участие во всех этапах, и в которых их помощь требуется, и в которых она не нежна (если они проявляют желание). Здорово, если они будут привносить какие-то коррективы в вашу общую работу. К тому же, в каждом из этапов, у участников появляется возможность примерить на себя совершенно разные должности, режиссеру остается лишь направить их на верный путь.

Делать все заранее

От того, насколько четко и правильно режиссер организует процесс, зависит и конечный результат. То, как начал работать режиссер, подхватит и вся труппа. Поэтому от желания — отложить все на потом, надо избавляться. Чем раньше будет происходить выполнение каждого из этапов, тем лучше, больше времени останется на последний, самый сложный пункт.

Создать хороший коллектив

Естественно вся работа будет зависеть от отношений между людьми, с которыми вы работаете. Поэтому, ваш напарник (если режиссер у спектакля не один) должен быть человеком, с которым ваш комфортно. В любых случаях, нужно избегать конфликтов, как между ребятами, так и между друг другом. Если этого добиться не удается, то нужно принимать определенные меры, например, можно организовать какие-то встречи вашу труппу не для работы, а для отдыха, например, посетить театр, такое событие не только будет непосредственно связано с достижением вашей цели, но и сплотит коллектив.

Сценка для пятиклашек – История Жасмин на новый лад

В центре зала на горе подушек сидит печальная Жасмин и гладит плюшевого тигра.

Жасмин: Ах, как же скучно жить принцессе! Сон, еда, сон, еда. Гуляю по саду, слушаю старых мудрецов. А еще папа хочет выдать меня замуж, представляешь, тогда еще хуже будет. Вообще из дворца не выпустят! (Смотрит на тигра) Не о такой жизни я мечтала, милый Раджа.

На сцену выходит мрачный Джафар с подносом фруктов.

Джафар: Здравствуйте, моя принцесса! (Подносит ей угощения)

Жасмин грубит: Чего тебе, советник?

Джафар: Я пришел к вам, чтобы сделать предложение руки и сердца…. Вы станете моей женой?

Жасмин смеется: С чего вдруг?

Джафар растерянно: Ну, потому что я…самый богатый и коварный волшебник! Я брошу к вашим ногам все золото мира, все его драгоценности!

Жасмин гордо: Мне не нужно все золото мира, а хочу свободы!

Джафар бьет посохом об пол: Ах, так! Тогда я даю вам на размышление 1 день. Если не измените свое решение, я превращу Аграбу и ваш дворец в пепел! (Злобно смеется и уходит за кулисы)

Жасмин крутит пальцем у виска: Совсем с ума сошел. Все обещает, грозится. Не понимает, что я мир повидать хочу, а не в четырех стенах сидеть вся золотом усыпанная. Вот бы мне сейчас ковер-самолет и….

Распахивается окошко и оттуда выглядывает Аладдин в костюме принца. Жасмин от неожиданности пугается и закрывается подушками. Парень неловко заваливается в комнату.

Жасмин с опаской: Ты кто такой? Что здесь делаешь? Я сейчас натравлю на тебя своего тигра! (Берет плюшевую игрушку) Раджа!

Аладдин: Простите, принцесса, что напугал! Я случайно подслушал ваш разговор…. И могу сказать без обмана, что исполню все ваши мечты.

Жасмин недоверчиво: Да что ты говоришь?

Аладдин: Да, просто у меня есть один друг, а у него случайно завалялся ковер-самолет….

Жасмин: Я сейчас стражу позову, ненормальный!

Следом через окно влетает Джинн и встает между принцессой и Аладдином.

Джинн: Салам алейкум, принцесса Жасмин, я тот самый друг, Аладдин не врет!

Жасмин: Так, еще один фантазер?! Все, зову стражу!

Джинн: Послушайте, я джинн из древнего Магриба, владею магией и волшебством. Могу наколдовать вам все, что пожелаете. Абракадабра, люмос, нокс, алоха, махора, бабушкин нос.

Джинн взмахивает руками, достает волшебный ковер и расстилает его на полу. Сцена темнеет, Аладдин и Жасмин усаживаются на ковер. Играет песня «Арабская ночь», а актеры изображают полет на ковре-самолете.

Аладдин, держа принцессу за руку, балансирует на сцене: Смотри, там внизу Германия. А вот Франция и ее знаменитая башня! Сейчас увидим Рим, а потом полетим над Россией. Гляди, какая она большая и красивая!

Жасмин: Ого, лучше вживую увидеть, чем на картинках смотреть в толстых книжках!

Аладдин: Я могу отвезти тебя даже в Антарктиду. (Достает теплые шапки, шарфы и надевает на Жасмин) Мы можем облететь весь мир, как ты и мечтала! Только стань моей женой!

Жасмин поникла. Ковер снижается и залетает обратно во дворец.

Аладдин: Не молчите, принцесса. Скажите, вы согласны?

Жасмин: Мне нужно подумать. Я дам ответ завтра.

Парень кланяется и уходит.

Принцесса вслух: Джафар ужасный человек. Он запрет меня во дворце и будет управлять государством так, как ему вздумается. Аладдин добрый, но я не могу выйти за него, волшебство – это просто обман. И я не знаю, любит ли он меня? (Обнимает тигра) Что же мне делать, Раджа?

Сцена погружается во тьму, зажигаются звезды, звучит красивая восточная мелодия. Через минуту свет снова включается. Во дворце утро, Жасмин встает с подушек и потягивается.

Входит Джафар с ларцом: Доброе утро, моя принцесса! Я принес вам обручальное кольцо с бриллиантами. Надеюсь, вы сделали правильный выбор.

Следом входят Аладдин и Джинн.

Джинн: О, нет. Тут какой-то большой страшный кот. Брысь отсюда!

Жасмин смеется: Джафар, я не стану твоей женой! Джинн прав, уходи.

Джафар: Не станешь моей, не станешь ничьей! (Взмахивает посохом) Котуис мотиус!

Аладдин закрывает принцессу собой, Джинн достает зеркало и направляет на Джафара. Заклинание отражается и падает на хозяина, свет резко гаснет.

Джафар в темноте: О, нет, будьте вы прокляты!

Тьма рассеивается, на сцене вместо колдуна большой черный кот.

Жасмин гладит котика: Ой, какой хорошенький. Давайте оставим его во дворце, будем учить мурлыкать и ходить в лоток.

Аладдин берет девушку за руки: Вместе?

Жасмин смущенно: Да, вместе. Я согласна стать твоей женой.

Аладдин счастлив, Джинн аплодирует: Устроим пышную свадьбу?

Жасмин: Ой, Джинни, а ты что, будешь все время с нами жить?

Аладдин: А что не так? Он же волшебник. А мы даже яичницу готовить не умеем….

Жасмин: Ничего, научимся. А Джинна надо освободить!

Они вдвоем снимают с Джинна браслеты, он благодарит их и обнимает под красивую песню Бабека Мамедрзаева «Принцесса». Джинн улетает, а Жасмин с Аладдином держатся за руки, танцуют, кланяются и уходят за кулисы. Аплодисменты!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]