Памятка воспитателю: «Чтобы занятие было интересным!»методическая разработка по теме
Памятка воспитателю: «Чтобы занятие было интересным…»
Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь, альбом и т.д. для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше неожиданные!) предметы, удобное и рабочее место.
Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я вам приготовила?). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей! В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у детей, чем они занимались, что им понравилось, что узнали нового. Именно эти вопросы позволяют детям отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.
- Начало занятий должно быть необычным, можно включать ритуал.
- В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание (послушаем музыку, звуки в группе, звуки на улице, свое дыхание и т.д.).
- На занятии должен главенствовать дух «открытия».
- Очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде.
- Держать паузу, не мешать включению мыслительных процессов.
- При подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей.
- Не принимать ответ детей без обоснования.
- Ни оставлять без внимания ни один ответ. (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
- Помнить о развитии речи в любых формах деятельности.
- Поддерживать у детей ощущение успешности.
- Возвращаться к уже выполненным заданиям.
- Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка «За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость?»
Ритуалы начала занятия:
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти знания от других.
Ритуал можно изменять, но не слишком часто.
«Волшебный колокольчик»
Воспитатель звонит в колокольчик, тем самым привлекает внимание детей.
«Волшебный клубочек»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.д.
Затем передает клубок следующему ребенку.
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Ритуалы окончания занятий
Окончание занятий – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие окончено, с другой – что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
«Круг друзей»
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д., наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас греет и не покидает.»
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.
«Речевка»
Все мы дружные ребята. Никого в беде не бросим.
Мы ребята-дошколята. Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем. Пусть всем будет хорошо.
Как заботиться, мы знаем. Будет радостно, светло!
Литература: Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»
Старший воспитатель: Е.Ю. Яркина